АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. Годгивз. Реальность в ладонях

Читайте также:
  1. В. Годгивз. Реальность в ладонях
  2. Виола не могла поверить, что только что потеряла подругу. И вновь-то состояние, когда она не верила, что это всё реальность, когда она хотела верить, что это сон.
  3. Встреча с Тенью — сновидения и реальность
  4. Глава 11. Питание на дистанции — мифы и реальность
  5. Депрессия и реальность
  6. ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  7. Заземление: связь с реальностью
  8. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
  9. Материя как объективная реальность
  10. Материя, по Аристотелю, это – е) начало, имеющее потенциальный характер и образующее реальность
  11. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И АБСОЛЮТНАЯ

От автора — ведущему. Для начала. Творчество — это не умение рисовать, плясать, играть и проч. Творчество в первую очередь — одухотворение материи. Самореализация — перевод таланта в на­вык. Четко, ясно и понятно, как лозунг к очередной годовщине чего-нибудь. Теперь уточнение и нюансы, которыми так богата наша жизнь и которые саму жизнь и определяют.

Решение задач предполагает развернутый перебор алгоритмов поиска решения по уточненным критериям качества. Такой поиск расширяет поле зрения индивида, в отличие от пошагового реше­ния задачи. Подобное расширение поля сознания способствует раз­витию креативности, умения видеть в неудачах новые шансы, а глав­ное — умения смотреть на мир и свою жизнь с точки зрения «цен­ность+». Обогащая творческое мышление, индивидуум приучает себя смотреть на проблемы и задачи всесторонне.

-142-


Так что расширяйте свой кругозор, ведь идеи для успешного ре­шения могут находиться за пределами ваших обычных интересов. И торопитесь! Время не ждет. Жизнь очень динамична, как говори­лось в книге про Алису в стране чудес: «Для того чтобы стоять на месте — надо двигаться. Для того чтобы двигаться — надо бежать в два раза быстрее». За точность цитаты я не ручаюсь. Будет нужна — найдете сами.

Последнее. Больше всего вознаграждает нас и обогащает нашу жизнь критический пересмотр тех идей, которые дольше всего счи­тались вами бесспорными. Пока мы погружены в стихию творче­ства, мы ничего не ищем и ничего не познаем. Мы даже не думаем об этом, потому как в этот момент нет ничего вредней, как задумы­ваться над посторонними вопросами.

Творчество подразумевает внимательность, чуткость и быстроту реакции, иначе говоря, готовность начинать каждое дело с таким чувством, словно ты «заново родился». Дискомфорт присутствует тоже, потому как в противном случае необходим высокий уровень самодисциплины, чтобы настраивать себя на достижения.

Разграничение творчества индивидуального и трансценденталь­ного идет по линии разграничения Эго и Самости. Самость — бо­жественная искра, центр психики, стремление к божественному совершенству, к проявлению в себе Его образа и подобия.

Ведущий. Низами Самарканди в книге «Собрание редкостей, или Четыре беседы» описал случай из практики.

У одного из правителей рода Саманидов, эмира Мансура ибн Нуха ибн Насра, случилась болезнь, которая перешла в паралич, и он оказался прикованным к месту. Врачи оказались бессильными.

-143-


Эмир послал за Мухаммадом ибн Закарийа Рази. Когда тот прибыл в Бухару, эмир принял его, и Рази приступил к лечению. Он про­явил усердие, но облегчения не наступило. Тогда врач вошел к эми­ру и сказал: «Завтра я применю другое лечение. Но ради этого лечения придется потерять такого-то коня и такого-то мула». Это были два верховых животных, знаменитых в беге. На другой день он вывел эмира из дворца и доставил в баню. Лошадь и мула держали осед­ланными у дверей. Никого из слуг и домашних врач приказал в баню не пускать. Затем он усадил царя посреди бани, и облил его несколь­ко раз теплой водой, и дал особое питье, которое приготовил и от­ведал сам, а затем дал выпить эмиру. Выждал, пока микстура в су­ставах наберет силу.

Когда микстура в суставах эмира набрала силу, врач вышел и надел одежду, вернулся, встал перед эмиром и начал говорить вся­кие бранные слова. Эмир разгневался и приподнялся со своего ме­ста на коленях. Тогда Рази вытащил нож и, угрожая эмиру, при­умножил грубость. Эмир, наполовину от гнева, наполовину от стра­ха, поднялся совсем. Увидев это, врач вышел из бани, сел на коня, своего слугу посадил на мула, и они быстро ускакали. Когда они были уже далеко, врач написал эмиру письмо, объяснив свои дей­ствия.

Когда эмир от гнева встал на ноги, а врач сбежал, эмир потерял сознание. Когда он пришел в себя, он обнаружил, что может хо­дить. Весть разнеслась по городу. Все радовались и праздновали. А врача не нашли. Вскоре прибыл слуга врача верхом на том муле, а коня он вел под уздцы с письмом. Эмир прочел письмо, подивил­ся, простил врача, пожаловал ему коня со снаряжением, верхнее платье, чалму, оружие, слугу и невольницу.

-144-


Пояснение. Новые шансы всегда даются под видом неприят­ностей, так как только они стимулируют творчество, весь внутрен­ний ресурс, психоэнергетику.

Ведущий. Вы мне напомнили, а то я уже ее и подзабыл, одну притчу про то, как один суфийский мастер встал на путь постиже­ния истины:

Меня на путь наставил пес. Я увидел его у лужи изнемогающим от жажды. Но как он только пытался пить оттуда, его пугало соб­ственное отражение. Так продолжалось до тех пор, пока жажда не стала нестерпимой и пес, зарычав, не прыгнул в лужу.

Пес обнаружил, что препятствием был он сам, но своим желанием и движением этот барьер преодолел. Я глядел на него, и у меня исчезло внутреннее препятствие. Тогда я постиг, что это не более чем мои страхи и тревоги. Так я учился у всего, что происходило со мной и ря­дом со мной.

Пояснение. Именно так жизнь и обучает — ситуациями, не­приятностями, тревогами и невзгодами. Когда их количество пре­вышает терпимый уровень, у нас есть шанс начать жизнь по-друго­му, по-новому, иначе и более успешно. Вот так мы и учимся на сво­их ошибках.

Ведущий. Напоминаю книгу детства. Она именовалась «Три апельсина», это сборник итальянских сказок. В ней есть сказка под названием «Фея Кренского озера». Сюжет бродячий, что-то о вол­шебной палке и мешке. Так вот, главный герой, Франческо, встре­чается с самим чертом. И тот предлагает ему сыграть в кости. А даль­ше есть прелюбопытный отрывок, который я вам процитирую:

- 145-


«...Вечером того же дня сеньор Санта Франческо играл в кости с сень­ором чертом. Он делал быстрые успехи и проиграл двадцать тысяч скудо. На второй вечер Франческо научился играть еще лучше и проиг­рал тридцать тысяч скудо. Ну а в третий вечер он овладел игрой в совершенстве и поэтому проиграл пятьдесят тысяч скудо». Впечат­ляет? Ваше мнение, что это вам напоминает?

Обсуждение. Интерпретации. Мысли.

Пояснение. Перед нами четкая схема вовлечения человека в секту, в закрытое преступное сообщество, в криминал, туда, где пси­хика человека находится под угрозой. Используется классическая система — бесплатного сыра и мышеловки, которая сама за мыша­ми не бегает. Выход только один — бросать все и убегать сломя го­лову.

Ведущий. Я рискую вас запутать этой фразой, но попытайтесь воспринять ее с первого раза. Итак, внимание: «Опыт — это то, что мы получаем тогда, когда не получаем желаемого результата».

Пояснение. Именно тогда, когда нет результата или резуль­тат отрицательный, мы начинаем задумываться над тем, что стан­дартные решения далеко не всегда приносят успех и пользу. Это и есть любой опыт — профессиональный, житейский, специфиче­ский. Именно он и является тем сокровищем мудрости и практи­цизма, который всегда в нас и с нами.

Ведущий. Вспомнился один текст, довольно запутанный и сложный для европейского менталитета. Так вот, в нем его автор, Абу Силг изрек, как отрезал: «Даже неразумные желания лучше, чем их отсутствие». Ваше мнение? Давайте обсудим.

-146-


Пояснение. Когда были проведены исследования среди рос­сиян на предмет их умения генерировать желания, то исследователи были поражены. Они тоже были воспитаны на базовой установке: «Ты хочешь? Да мало ли чего ты хочешь?!» Оказалось, что мало. Была дана вводная: «У вас бесконечное количество денег. Ваши действия?» Большинство (97 процентов) уложилось в 2-3 млн у. е., остальные — в 6—10 млн у. е. (данные ВЦИОМ, 2004 год). Выяснилось, что ни же­лать, ни мечтать россияне не умеют и не хотят. Им мешают так назы­ваемый «здравый смысл» и неумение хотеть чего-либо для себя. Хотя вроде каждый знает: «Хочешь летать? Расти крылья».

Ведущий. Если вы хотите стать меньшим, чем можете, то не­счастная жизнь вам гарантирована. Если вы хотите стать похожим на кого-то или на что-то, то и сами не разовьетесь, и будете всегда на вторых ролях («второй» Гейтс, Богданович, Ошо, Брюс Ли, Гре­бенщиков).

Пояснение. Стандарт крепко связан с эпохой. «Комплекс эпо­хи» проявляется у одного поколения и исчезает у следующего. Каж­дая эпоха ставит перед наиболее активными людьми ряд задач. Они качественно отличны друг от друга: если моден вуз, то те, у кого нет «корочек», чувствуют себя ущербно. Задачей может быть создание стандарта: отделка жилья, наличие ученой степени, джинсов или еще что-то подобное.

Общество само не предлагает позитивных образцов, следователь­но, ему их надо предлагать. Тогда у вас будут и статус, и деньги, и признание, и «крутизна».

Свобода — понятие относительное. Существует несколько мо­делей свободного поведения. Особо стоит выделить понятие «кру-

-147-


тость». В этот термин входят противоположные понятия. Так, «кру­тизна» у наркомана, хирурга и солиста консерватории совершенно разная. Невзирая на различия и обращая внимание только на слово само по себе, многие — и подростки, и взрослые — из-за неумения разобраться в терминологии и в себе чувствуют себя неполноценны­ми, обделенными и страдают именно из-за того, что они «не крутые».

Ведущий. Прошу отметить для себя. Петр Михайлович Ершов, великий русский психолог, так сформулировал основную проблему выхода из тупиковых ситуаций: «Где человек творчески подходит к решению определенных задач — именно там его главное „хочу " и есть». Путь в жизненный тупик у всех одинаков. Это неадаптивность. А вот путь выхода из него — у всех различен, потому как в его основе лежит творчество. Обсудим. Не ленимся.

Пояснение. Там, где присутствует «надо», «должен», «обя­зан», — там обычно прокол. Потому что абстрактное «надо» чаще всего означает чужое «хочу». Из «надо» творчество не рождается. Оно рождается только из «надо Мне». «Хочу Я», «должен Себе». Более того, когда человек ищет ответ на вопрос о смысле всего су­щего, о проблеме бессмертия и смерти, он мобилизует все свои внут­ренние силы. Тогда выражение дона Хуана, описанного Кастане­дой: «Смерть — лучший учитель», следует понимать буквально. Внут­ренних сил в обыденной жизни у человека довольно мало. Они прибавляются у тех людей, которые уверовали в себя, в свое «хочу!», а не в спасительную силу слов признанных авторитетов.

Ведущий. «Золото не горит, зато много творит» — так в XIX ве­ке Владимир Иванович Даль записал одну из поговорок государ-

-148-


ства Российского. «Нужны ли деньги?» На первый взгляд вопрос не­корректный. «Разумеется да!»«И всем?» — «Да! Конечно!» — «А что вы сделали ВСЕРЬЕЗ, в этом месяце, для того чтобы их заработать или получить?» — в ответ озадаченное молчание или вялое «А что я могу сделать? Я что, должен...?» В общем, обычные самооправда­ния, которые могут повторяться бесконечно.

Обсуждаем. Какие мнения? Что вы думаете или что читали на эту тему? Подведение некоторых итогов.

Пояснение. Самооправдания — ответы человека, который смирился со своим положением, с ходом вещей и не хочет захотеть изменить что-то в своем мире. Навык взаимоотношений с деньга­ми, с их энергией, мы приобретаем в детстве, вместе с умением пи­сать в горшок, говорить «спасибо» и кататься на велосипеде.

Иное дело, что не все этот навык развивают: «Не был богатым, так и ладно!» Умение наладить взаимодействие с денежным пото­ком есть у всех: даже у аборигенов, живущих в основном натураль­ным хозяйством. Деньги — энергия, движение, стихия. Укротить ее никому не под силу, использовать можно. Пример — ветер. «За­сунуть его в карман» нельзя, а использовать (паруса, ветряки, энер­гетические установки) вполне возможно.

Ведущий. Люблю полистать фантастику, и в одном рассказе наткнулся на диалог Бога с Ангелом-хранителем Земли:

Эволюция? Это что-то новенькое.

...выдумка. Я в этом пробовал разобраться. Если, к примеру, взять дождевого червя и вместо него сразу подсунуть африканского носоро­га, то все увидят, что их надули. Но если этот фокус растянуть на­долго, то никто не заметит. В этом вся штука, кто видел червяка —

-149-


давно вымерли, а кому встретился носорог — тому некогда рассуж­дать о всяких пустяках.

Пояснение. Некоторые процессы настолько медленно про­исходят, что незаметны. Зато они происходят навсегда. Особенно если они происходят внутри нас.

Ведущий. В пример я могу привести вам книгу моего любимо­го Михаила Успенского «Там, где нас нет». В конце книги герои встретились с колдунами, и те хвалились друг перед другом тем, как напакостили в мире: «... Четвертый изыскал способ гасить звезды на небе — правда, пока лишь в уме».

Вам это ничего не напоминает?

Пояснение. Такие игры ума — mind games, как их называют в англоязычной литературе, — отлично помогают нескучно провес­ти свободное, да и не только свободное, время.

Ведущий. Вот пример того, что все, что с нами происходит, то происходит для нас. От вас требуется только не упускать шансы и уметь ими пользоваться. Как-то раз некий юноша пошел в палом­ничество к храму, в котором божество исполняло все желания. Он дошел до храма, потер стену ладонями и попросил здоровья, богат­ства и храбрости, которых ему так не хватало. Когда он вернулся, то его спросили:

Ну и как?

Все просто отлично! Дорога к храму была долгой и трудной, но тяготы закалили и укрепили мое тело. По дороге я помог одному пут­нику добраться до крова, он оказался богачом и дал мне много золота. В дороге на меня напали разбойники, а мне так было жаль расстаться

-150-


с золотом, да и я изрядно поздоровел... пришлось их разогнать по кустам.

Пояснение. Те события, которые мы приближаем к себе мыс­лями, планами, построением целей, структурируются под реализа­цию желания. Причем структурируются обычным и банальным хо­дом вещей, а не при помощи чуда. Хотя все может выглядеть как обыкновенное чудо.

Ведущий. Теперь специально для тех, кто ищет ответов у даль­невосточных мудрецов. Вот цитата из свитка «Застава без ворот», приписываемая Умэню (XII век).

29. Не ветер и не флаг.

«Шестой патриарх услышал, как спорили два монаха. Один монах говорил: „Движется флаг". Другой говорил: „Движется ветер ". Шес­той патриарх подошел и сказал: „Движется не флаг и не ветер, а со­знание ". Монахи с ним согласились.

Умэнь заметил: „Движется не ветер, не флаг, а сознание ". Это хотел сказать патриарх? Вдумайтесь хорошенько, и вы поймете, что два монаха покупали железо, а хотели приобрести золото. Шестой патриарх не мог на это смотреть и сам устроил такую сделку.

Ветер, флаг и сознание движутся.

Повсюду — одно и то же.

Но стоит открыть рот

И наши слова изменяют нам».

Пояснение. Умэнь показывает: не надо цепляться за вещи. Процесс важнее. Он предвосхитил наше время на 800 лет. Мы до сих пор цепляемся за вещи: «Вот купим машину»; «Вот наступит лето»; «Вот вырастут дети» — «и тогда... (нужное вписать)». «Поку-

-151-


пается», «наступает», «вырастают» — и мы выясняем, что время жизни в ожидании прошло бесследно. Пока мы ждали, что вещи изменят нашу жизнь, жизнь прошла мимо.

Ведущий. Помнится, что у Грина есть рассказ «Вперед и на­зад», а в нем мысль: «Жизнь знает не время, а дела и события». На что-то уйдет секунда, на что-то годы. Предметом приложения твор­чества может быть все, в первую очередь наша собственная жизнь. Стоит учиться у талантов и гениев. Их жизнь может служить камер­тоном.

В пояснение приведу цитату: «...зачем из жизней великих убира­ются житейские мелочи? Зачем на портретах такие величавые, что помереть от смеху тем, кто их знавал в жизни? Потому, что человек легче катится вниз, чем карабкается вверх. Брякни толпе в сто че­ловек, что некрасив был, бабник и картежник, так все возликуют: ага, и этот такой же, как и мы! Только двое из этих ста призадума­ются: ежели он пил да по бабам, но стал таким великим, то, может, и нам попытаться сделать что-то нужное для себя и общества? Остальные девяносто восемь запьют еще больше: классики пили и нам можно».

Пояснение. Прежде чем смотреть сквозь призму «ценность —» на «творца-бабника», необходимо понять, что женолюбов много, а Он один! А как ему ЭТО удалось? Это и есть «ценность +» в чужом примере. Это и есть единственная возможность поучиться на чу­жом опыте. Если он смог, значит, это реально и для меня!

Ведущий. Кристофер Рэн, архитектор, понаблюдав за рабочи­ми, спросил их о том, что они делают. Было три ответа:

-152-


Надо как-то зарабатывать на жизнь.

Кладу ровненько кирпичи.

Я строю прекрасный храм!

Пояснение. Всякое препятствие преподносит наблюдатель­ному человеку урок. Оно дает пищу для ума и способствует разви­тию способностей. Главные ошибки — невыученные уроки. Риск — жертвоприношение, отказ от привычного в пользу неизвестного. Любая жертва достойна признания. Поиск нового, творчество воз­можны в любом деле, весь фокус в том, как к нему относиться. А по смыслу ответов архитектор понял, что только третий осознавал, что он творец, что он образ и подобие Его.

Ведущий. Приведу для примера одну античную историю.

Психея влюбилась в Эроса, сына Афродиты, тот ее бросил, и она, рыдая, пошла к Афродите просить о помощи, видимо, чтобы та по­влияла на сына. Ничего нового за три тысячи лет! Афродита надава­ла кучу неприятных заданий (свекровь, однако), выполнив которые Психея получила бы Эроса обратно. Одним из заданий было собрать шерсть золоторунных быков и принести ее Афродите. Психея подо­шла к речке, за которой находилась поляна, где паслись быки, и уви­дела, как они злобно дерутся. Подойти к ним было и проблематич­но, и опасно. Бык — он и есть бык, и не разбирается, кто перед ним. Тогда Психея решила утопиться с горя, но тут к ней пришла идея. По краю поляны, на которой паслись быки, росло много колючего кус­тарника. И когда солнце село, а быки уснули, она подошла к кустам и насобирала столько шерсти, сколько ей было надо.

Пояснение. Вот пример работы и «шестого», и «седьмого» чув­ства.

-153-


Ведущий. Кто-то мне сказал фразу, и она отложилась в памя­ти: «Не обязательно помнить или знать дорогу. Достаточно того, что вы можете ее отыскать тогда, когда вам это будет надо».

Пояснение. Каждый день мы нажимаем на какие-то кнопоч­ки, щелкаем тумблерами и клавишами и сложная техника подчи­няется нам. Умнее от этого мы не становимся. Да и не для этого техника создана. Были борцы с «повседневными предрассудками» практического разума. Им хотелось, чтобы хлебороб цитировал Аристотеля, а доярка на досуге изучала вопросы, связанные с раз­витием линейной перспективы у прерафаэлитов.

Преобладание в быту сложных технических устройств, опираю­щихся на достижения наук, не приводит к автоматическому мудре­нию потребителя. Наоборот. Так, топор содержит в себе сумму на­выков плотника. Владеть топором означает уметь сделать табурет­ку, корыто, построить дом, наточить его с профессиональными прибаутками, оценить дерево, идущее на топорище, металл, из ко­торого изготовлен топор... Владение седлом и хомутом тоже скрыва­ет за собой целый набор культурных практик (вплоть до соответ­ствующих песен и шуток) — они-то и позволяют человеку владеть вещью.

Владение телевизором — иное дело. Он сложнее топора, но, как инородное тело, вросшее в повседневность, требует от владельца знания двух-трех операций. Вся суть современной техники обра­щена не к Мастеру, а к пользователю, которому достаточно усвоить очередность нажатия кнопок.

Наука, предстающая в повседневности через технику, примити­визирует множество практических know-how. В быту прививка на­учности не выглядит как устранение тьмы предрассудков с помо-

-154-


щью света знания. За пределами повседневного житейского опыта, там, где с техникой имеет дело уже не пользователь, а инженер и конструктор, технологии подразумевают конвейер. С одной сторо­ны, это очень хорошо. В том случае, когда бы «владение» компьюте­ром, телевизором, самолетом, метро и диктофоном было бы схожим с «владением» топором, наша жизнь была бы сплошным мучением.

Но, с другой стороны, нами утрачиваются навыки «владения» опытом. Особенно это актуально в контексте разговора о тренинге, когда речь идет об умении использовать не жесткие схемы бихеви­оризма, НЛП, логотерапии, вбитые в нас на мастер-классах, где есть заданная схема и категорическое: «Делать так-то и так-то!» Исчеза­ет мастерство владения предметом — и это касается всех участни­ков тренинга.

Везде фигура пользователя, только он на кнопки нажимает, а использует вырванные откуда-то сведения, цифры, советы, полу­ченные из третьих рук. Пользователь мотивирует действия за­клинанием: «Это доказано наукой». И для убедительности добавля­ет: «Я сам это где-то читал!» То ли в журнале «Исцелительные силы», то ли в еженедельнике «Передохни», то ли в отрывном календаре. На смену проверенным практикам приходит быстро меняющаяся мода. Как пример — проблема питания. Каталог советов о том, как правильно худеть, обновляется два раза в год. Из этого можно сде­лать простой вывод: ничто так быстро не устаревает, как последнее слово науки. Но ссылка на авторитет науки каждый раз срабатывает.

Ведущий. Как поэтичен Восток! Как поэтична Япония! Даже в том случае, если они пишут о чем-то заземленном, а не о чувствах, душе, сакуре, небе, луне или горе Фудзи!

-155-


Быстро полетели!

Крылья выросли у денег

На исходе года. Пояснение. Обычно цели проясняются благодаря экстремаль­ным обстоятельствам. Если жизнь протекает благополучно, мы вре­менами испытываем неприятное чувство. Иногда это связано с тем, что мы стремимся реализовать давние цели и забываем скорректи­ровать их в соответствии с внутренними изменениями. Жизнь за­ставляет нас глубже задумываться над ними и подвергать их пере­смотру.

Ведущий. Однажды жена барона Ги Эдуарда де Ротшильда за­казала свой портрет известному художнику-абстракционисту Вил­лему де Кунигу. Когда портрет был готов, барон спросил:

—Дорогая, ты собираешься мне его показать?

—Нет, конечно, портрет просто великолепен, поэтому не стоит на него смотреть...

Пояснение. Эмоционально-чувственная сфера переживаний может быть передана графически, как и логические построения. Вспомните реакцию на портрет «Клетчатого» у персонажей кино­фильма «Приключения принца Флоризеля». Замечательная иллю­страция!

Ведущий. Георгий Гурджиев, наследник суфийских традиций, основатель «четвертого пути» был первым, кто показал «цивилизо­ванной» Европе разницу между календарным и истинным возрас­том человека. Он вводил человека в определенное состояние созна­ния (ИСС), и присутствующие видели, что перед ними — не шес-

-156-


тидесятилетний мужчина, а десятилетний мальчик. То есть он про­жил 60 лет, а с духовной точки зрения — 10. Такую страшную цену люди платят за то, что не желают заниматься саморазвитием. Дру­гих денег у человека для Вечности нет. Это единственная валюта.

Пояснение. Мы проживаем реально не более 15 минут в неделю. Это то время, когда яблоко сочное, ветерок чувствуется всей кожей, любое утро — радостное и т. д. Остальное время мы «спим». Автома­тически решая проблемы, общаясь и ни о чем не думая. Попытка увеличить время «бодрствования» приводит к тому, что у человека удлиняется жизнь в два-три-четыре раза. Он более социально успе­шен в единицу времени. В условиях «путешествия-тренинга», или проведения «тренинга с погружением», для его участников в неделю работы вмещается два-четыре месяца субъективного времени.

Ведущий. Не могу не отметить. Самый бесперспективный за­прос, который никогда НЕ должен встречаться на тренинге у его участников: «Сделайте что-нибудь со мной и для меня!»

Пояснение. Обычно ему говоришь: «Давай я тебя научу. Ты сам с собой сможешь что-то сделать с собой полезное». Нет, это не­интересно. «Пойду, — говорит, — к другому. Он хоть и денег возьмет, но и сделает со мной что-то, он обещал». Да, ему обещают и «тре­тий глаз» открыть, и зарядить «рубаху на успешность» в личной жизни, и помогают обрести друзей в постоянно действующем тре­нинге....

Ведущий. Давно, году примерно в 1997-м, я встретил замеча­тельную книжонку. Я вам как пример креатива приведу ее назва­ние: «Во что одеваться и как себя вести во время Страшного Суда».

-157-


Блеск! Не надо даже внутри что-то писать! Купят за одно название. А теперь выполняем задание.

Пояснение. Во время Страшного Суда ни во что одеваться или как-то особенно себя вести не надо будет. Все произойдет так, как должно. Вероятно.

Ведущий. Когда я вам рассказываю притчи и исторические анек­доты, то имейте в виду, что их смысл чаще всего проходит мимо нас или не усваивается нами до конца. Это не беда, а всего лишь незнание некоторых реалий той жизни. Для примера разберем историю Иус­тина Философа (II век). Его допрашивает префект претория. Вопрос: «Какой образ жизни ты ведешь?» Он отвечает: «Христианин». Мас­совому читателю-слушателю ничего не ясно. В чем суть-то?

Пояснение. Префект претория — старший следователь по осо­бо важным делам региона. «Какой образ жизни ты ведешь?», в смыс­ле, какого Modus vivendi ты держишься? Если бы Иустин сказал: «Философ», то его бы отпустили, так как сам термин «философ» подразумевал то, кем человек является, каков его стиль жизни. Иус­тин сказал: «Христианин», то есть он назвал свой стиль жизни, точ­но так же могло звучать: «Разбойник», «Торговец» и проч. Тогда было так — какой стиль жизни ты выбрал, таков и ты. Надо ли удивлять­ся обилию легендарных Личностей тогда? Это было время цельных, целеустремленных людей, которые не разменивали свою жизнь на суету и мелочи.

Это, так сказать, первый слой смысла. Есть еще второй и тре­тий, которые касаются создания смыслов, наполнения ими жизни, целеполагания, умения служить идее, самореализовываться и одухо­творяться.

-158-


Ведущий. Есть вещи настолько очевидные, что их невозмож­но... заметить. Вот очередная история на эту тему. Такие истории можно сочинять и сочинять, повторять и повторять до бесконеч­ности.

Однажды к Седьмому Патриарху подошел незнакомец и попросил показать ему что-либо чудесное.

Каждое утро восходит Солнце, осенью опадает листва с дере­вьев, — ответил Патриарх.

Учитель, я вас не понимаю, что же здесь чудесного?

Да все! И то, что каждое утро восходит Солнце, и то, что осе­нью опадает листва с деревьев, и то, что ты меня не понимаешь! — воскликнул Седьмой Патриарх.

Или другая история:

Однажды Седьмой Патриарх прибыл вместе со своими учени­ками на гору Лу-Шань, чтобы полюбоваться восходом Солнца. Настоятель местного храма, сопровождавший его, обратился с просьбой прочитать проповедь монахам его храма.

Но что можно добавить к восходу Солнца? — удивился Патриарх.
Пояснение. Мы «бодрствуем», то есть испытываем полноту

ощущений в жизни, не более пятнадцати минут в неделю. Осталь­ное время проводим в «дреме», не живем, а существуем. Примеры и истории помогают нам более ярко увидеть и осознать степень свое­го сна. Помогают! И не более того!6

6 От редактора автору: «Про пятнадцать минут — третий раз уже в этой книге». От автора редактору: «И будет еще не раз. Что поделать? Приходится повторять по два­дцать пять раз, чтобы дошло. Уже до меня все, что можно, дошло, а до них нет! Хоть плачь».

-159-


Ведущий. Вот история о том, что мы слушаем, КАК говорят, а не ЧТО ИМЕННО нам говорят. История из разряда дзенских.

Седьмой Патриарх всегда произносил свои проповеди шепотом. Однажды его спросили, для чего он это делает.

«Вот странно,подумал Седьмой Патриарх,семьдесят лет я рассказываю свои проповеди, семьдесят лет меня спрашивают, поче­му я их рассказываю шепотом, но никто еще не спросило чем!»

Пояснение. Обычно воспринимают не то, о чем говорят, а то, как говорят, каков ритм произнесения фраз, какие слова использу­ются при этом. Фактическая сторона диалога остается как бы за рамками общения.

Ведущий. А вот вам и буддийская история. Как-то раз ученики застали дзенского Настоятеля у него в комнате поедающим курицу.

Учитель! Ведь вы говорили, что мясная пища не совместима с просветлением! — воскликнули они.

Вот я вам ее и не предлагаю!многозначительно ответил им Настоятель, с удовольствием доедая курицу.

Пояснение. Слишком часто мы считаем, что если нам нельзя, значит, нельзя и никому. То есть свое поведение мы объясняем вне­шними факторами, а поведение других людей — их внутренними качествами.

Ведущий. Сказанное вами напомнило мне одну байку. Две рыбки в аквариуме, беспокойно плавая, о чем-то горячо спорят, ни на что не обращая внимания. Потом одна огорченно отплывает в угол. Побыв там какое-то время, о чем-то подумав, возвращается и говорит первой:

-160-


Ну, допустим, что Бога нет... А кто тогда воду в аквариуме регулярно меняет? И кто корм бросает?

Пояснение. Вера в любые внешние или внутренние силы лю­бого генезиса — дело глубоко личное и интимное. Покажи мне, как ты веришь, и я расскажу о тебе почти все. Это не преувеличение. Степень веры определяет Бытие, а следовательно, и быт, и Судьбу, и жизненный путь. А вообще-то, на самом деле, все совершенно не так, как в действительности.

Ведущий. Вы сюда пришли сами, и из этого факта я делаю вывод, что вы взрослые люди. Почему? Да потому, что зрелость че­ловека определяется не отсутствием проблем, а умением перево­дить их в разряд задач и успешно решать.

Пояснение. Любая проблема — эмоционально-чувственная реакция, «располагающаяся» в правом полушарии и отвечающая на вопрос: «Что делать?» Задача — это исключительно логичес­кое построение, «располагающееся» в левом полушарии и отвеча­ющее на вопрос: «Как сделать?» Таким образом, переводя внима­ние и фокусируя его на чувствах и разуме, мы активно учимся бо­лее адаптивно проживать нашу жизнь. Все-таки лучше и точнее «фиксируя».

Ведущий. Напоминаю, что дал слово — крепись. Взял слово — держись регламента, установленного на тренинге.

Пояснение. Точность— вежливость королей и милосердие снайперов. Поэтому говорите только от своего имени и только по существу. Вас двадцать человек, каждый выскажется по пять ми­нут — полтора часа у нас уйдет на это. Рационально?

-161-


Ведущий. Приведу вам только один пример в качестве иллюс­трации к словам о том, что «красота спасет мир». Итак, вы идете по прекрасному саду. Аллея причудливо извивается, проходя между цветущих кустов плодовых деревьев и вдруг за поворотом вы слева видите огромный цветущий куст роз, а справа валяется дохлая кош­ка... К чему будет приковано ваше внимание?

Пояснение. Загадка великая. Объяснения у меня нет, так что сами поясняйте, как сможете.

Ведущий. В этой ситуации мне вспомнился один источник, близкий к индуизму. В нем была она фраза: «Каков сам — таков лин­гам7». Чем не первоисточник для доктора Фрейда?

Пояснение. Фраза используется как иллюстрация к поведе­нию агрессивного участника, особенно если он демонстрирует по­ведение «доминирующего самца».

Ведущий. В замечательном фильме «Покровские ворота» есть в конце фраза:

— Мама, конечно, права: ты мальчишка...

Пояснение. Ей вторит суфийский моралист: «Юность, увы, быстротечна. Старость, к сожалению, тоже не навсегда». Иллюст­рация к тому, что все не вечно, и тем более надо работать интенсив­нее, а то состаримся на тренинге.

Ведущий. Все духовные люди говорят так: «Настоящий архат не бывает богат». То есть или ты «духовен», или ты состоятелен. Странный подход, не так ли?

7 «Лингам» в индуистской философии/йоге обозначает мужской половой член.

-162-


Пояснение. В родовом сценарии многих людей, идущих в «ду­ховность», в «эзотерику», стоит наказ: «От трудов праведных не об­ретешь палат каменных»; «Горбом богат не будешь»; «Бедный, зато честный». Естественно, при таком убеждении мотивация к успеш­ности и состоятельности практически отсутствует. Собственная сла­бость трансформируется в силу духа. Иное дело, что все первоис­точники говорят об обратном.

Суфийский шейх, поэт, Аль-Газали писал в XI веке: «Аскетизм заключается не в отказе от роскоши и богатства, а в очищении серд­ца от всего, что ниже Всемогущего. Нищего, влюбленного в мирское, при всей его бедности, не назовут аскетом. А пророка Сулейманамир ему!— называют аскетом». Он знал, о чем говорит.

Ведущий. Я призываю вас к тому, чтобы вы осознали очевид­ное: физиологию и анатомию никто не отменял. Для иллюстрации приведу один отрывок из повести «Там, где нас нет» Михаила Ус­пенского:

Но мудрецы древности учат, что красота может быть и не на­ружная, она внутри человека...

Внутри человека кишки, — мрачно ответил Жихарь и загрустил от бесспорной своей правоты.

Пояснение. В человеке все должно быть в порядке, тогда ему проще будет решать задачи, переживать проблемы и поступать так, как он САМ находит необходимым. Есть такие хвори — психосо­матические болезни, которыми медицина «брезгует», хотя ими бо­леют более 85 процентов пациентов поликлиник и больниц. К этим болезням приводит неадаптивное поведение людей. К примеру, ос­теохондроз. Он и «плата за прямохождение», и отражение поведен-

-163-


ческой реакции, и проявление на физическом уровне родового сце­нария, и отражение Я-концепции. Помогать клиентам можно пси­хологически, можно с помощью занятий телом, но лучше всего — комплексно.

Ведущий. Говорят: «Все истинное от избытка». Куда идет че­ловек тогда, когда у него все есть, — это его истинное желание. Если ты поднимаешь голову к звездам, оторвавшись от полной кормуш­ки, и не можешь отвести от них глаз — это истинное. Если ты голо­ден, но тебе нечем больше заняться и ты смотришь на них — это ничего не дает саморазвитию.

Пояснение. Управление событиями в жизни возможно при соблюдении правил:

■ не брать (делать, давать, создавать) то, за что вы не в состоя­нии самостоятельно заплатить собой, как правило;

■ платить за все, что получаешь от других (от жизни, от ситуа­ции, проблемы), по возможности сразу, и полностью, и не тор­гуясь;

■ платить лучше сразу, чтобы потом не расплачиваться;

■ платить в той «валюте», которая ценится заимодавцем.

Четко отдавая себе отчет в «стоимости» желаний, соотносим ее с результатом: «Стоит ли игра свечей и что такое „пиррова победа"8». Не забывай себя и голос вещий не напрягай для жалобы пустой, С тобой такие происходят вещи лишь потому, что ты такой...

8 Полководец Пирр победил римлян при Аускулуме (III век до н. э.) оставшись, в отличие от Рима, без войска и надежды на использование своей победы.

-164-


Ведущий. Есть одна история. Замечательная иллюстрация к тому, что, совершая чужие ошибки, платишь за них, как за свои. Цитата из «Рассказа о царевиче и семи визирях» из сборника «Ты­сяча и одна ночь».

«Дошло до меня, что был один человек, который хотел увидеть в своей жизни Ночь могущества. И посмотрел он однажды ночь на небо и увидел ангелов, когда открылись врата небесные, он уви­дал, как всякая вещь пала ниц на своем месте. И, увидев такое, он сказал своей жене: „О такая-то, Аллах показал мне Ночь могуще­ства, а мне было ниспослано, что, если я увижу ее и сотворю три молитвы, они будут исполнены. Я спрашиваю у тебя совета: что мне сделать?" — „Скажи: «О боже, увеличь мне член!»" — посове­товала жена.

И человек сказал это, и его член сделался точно тыквенная бу­тылка, так что этот человек не мог стоять, а его жена, когда он хотел ее познать, бегала от него с места на место. И муж сказал жене: „Что же делать? Ты пожелала этого ради своей страсти". — „Я не хочу, чтобы он оставался таким длинным", — сказала жена. И ее муж под­нял голову к небу и молвил: „О боже, спаси меня от этого дела и освободи меня!"

И человек сделался гладким, без члена. И, увидев это, жена ска­зала ему: „Нет мне до тебя нужды, раз ты стал без члена!" И ее муж воскликнул: „Все это от твоего злосчастного совета и дурного за­мысла! Было для меня у Аллаха три молитвы, которыми я достиг бы блага в это жизни и в будущей, и две молитвы пропали, осталась одна". — „Помолись Аллаху великому, чтобы он сделал тебя таким, каким ты был раньше!" — сказала ему жена. И человек помолился своему Господу и снова стал таким, каким был...»

-165-


Пояснение. Разруха начинается в голове! Не будем изобре­тать велосипед или расплачиваться за чужие ошибки, а возьмемся за дело, которое считаем своим мы, а не кто-то другой.

Ведущий. «История учит, что все люди и все народы без исклю­чения брались за ум не раньше, чем испробовав все другие варианты» — это очень актуально. Для вас и вашей жизни.

Обсуждаем. Мнения? Ваш личный опыт? Ваши личные пути преодоления стереотипа в поведении и реагировании на однотип­ные ситуации, в которых также привычно не везет? Что в нас меша­ет нам принять перемены?

Пояснение. Ключевые слова — «нам» и «в нас». Очень важно, на что группа обратит внимание — на внешние факторы или на внут­ренние. Насколько перебор ситуаций характерен для лидера груп­пы, для ее участников? Каковы пути преодоления стереотипа сле­дования родовому сценарию они предлагают?

Ведущий. Давным-давно, в шестидесятые, все зачитывались чудесной вещью Рея Брэдбери «Вино из одуванчиков». Он так зри­мо, прочувствованно описывал это вино, что на языке ощущался свежий и терпкий аромат сока одуванчиков, а ноздри щекотал горь­коватый аромат жаркого лета, желтой пыльцы на носу, запах заго­релой кожи... А как молоды мы были!

Потом я сходил в армию и на всю жизнь запомнил борьбу с оду­ванчиками. Им в вину вменялось только одно — факт их существо­вания. Перед приездом какого-то начальства всех свободных от дежурства погнали их рвать. Уничтожать, как вероятного против­ника. И то правда: сопка, битком набитая техникой, ракетными ком-

-166-


плексами, сборочными отсеками, — и желтеет. Видно может быть из космоса! Когда последний одуванчик был оборван и нас строем повели в казарму, то те, кто оборачивался полюбоваться на дело рук своих, начинали хохотать. И было над чем: среди желтеющих со­пок, окружающих объект, «наша» секретная сопка выделялась све­жей, зеленой травкой. Просто гении маскировки. Только визит на­чальства спас нас от прополки других сопок.

Пояснение. Только наше отношение к происходящему позво­ляет нам видеть в плохом — хорошее. Тяжкий труд на прополке, компенсирует то, что:

■ труд не может быть наказанием;

■ в запасе есть замечательная застольная, приличная и забавная история;

■ солдаты получили навык относиться к неприятностям с юмо­ром;

■ получен практический навык принимать происходящее как данность, с юмором: «Кто в армии служил, тот в цирке не сме­ется».

Ведущий. К вопросу о целеполагании. Это всегда очень слож­ный вопрос. А вот и история. Жил-был обыкновенный человек. И мечты у него были самые обыкновенные: маленький, но свой до­мик, любящая и любимая жена, хорошие детишки. Он, к счастью, умел не только мечтать, но и работать не покладая рук. Он начал строительство дома, повстречал очаровательную девушку, она вы­шла за него замуж, а уже через полгода она внесла в дом, еще пахну­щий стройкой первенца, еще через пару-тройку лет и второго ре­бенка.

-167-


Дети росли, ремонт смогли окончить на долгое время, деревья, посаженные в честь рождения детей, выросли, дети тоже. И вдруг ни с того ни с сего человеку стало одиноко. Даже непонятно поче­му. Его любила жена, любили дети, его они уважали, в доме было уютно, тепло. Все дороги были открыты перед ним и его семьей. А вот чего-то не хватало... И вот непогожим декабрем, в очередную оттепель, он вышел на балкон. На улице было то, что и погодой назвать совестно. Он осмотрелся вокруг и окрест. Человек надеялся увидеть свою мечту или хотя бы то, что за мечту можно было бы принять. Очень уж ему было тяжко.

Посудите сами. Мечта о доме превратилась в стены, крышу, пар­кет и т. д. Машина, которая давала ему мечту о свободе передвиже­ния, оказалась стремительно теряющим в цене «железом». Даже брачное ложе он делил не с мечтой, а с любимой женщиной. С деть­ми та же самая история.

Постоял он на балконе. Замерз. Вернулся в дом, пошел на кух­ню, заварил себе крепкий чай с лимоном, и до него дошло. Нельзя мечтать о достижимом, так как мечты, которые сбываются, — не мечты. Поэтому надо жить мечтой о мечте.

Пояснение. Кормчий не стремится достичь Полярной звез­ды, но зато всегда попадает туда, куда ему надо. Имея недостижи­мую мечту, всегда по ней выстроишь успешное настоящее. Мечта — пропуск в будущее. Есть цель, и есть смысл. Это совсем разные вещи. Дом, жена, дети, машина... — цель. А мечта иметь еще не одну меч­ту — смысл, не побоюсь этого слова, Бытия (нестандартный ход, путь выхода из любой ситуации, адаптивность). Так воспитывается «шестое чувство».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.)