АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Горная вершина

Читайте также:
  1. Действие пониженного барометрического давления. Горная (высотная) болезнь
  2. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
  3. Сборник новелл «Декамерон» - вершина творчества Боккаччо. Источники новелл и их переосмысление. Основные циклы новелл, их темы, сюжеты

Задача приводимой медитации-визуализации — помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.


— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и значительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки...

Пауза.

- Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...


Образ внутреннего мира


Цели:
• развитие навыков рефлексии и метафорического мышления;
• выработка позитивного самоотношения;
• тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
Размер группы: не ограничен.
Ресурсы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы
рисования (по числу участников), краски или фломастеры (по числу участников).
Время: не менее 50 минут.


ход упражнения
Первый вариант упражнения «Образ внутреннего мира» проводится на одном из занятий тренинга развития профессионального педагогического самосознания в блоке, посвященном осознанию учителями личностных особенностей. От ведущего требуется владение техникой проведения медитаций-визуализаций и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки (я, например, использую аудиокассету с записями саксофонной музыки и медленного джаза).
Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с образами фантазии и просит сесть поудобней. При желании можно закрыть глаза. Требовать обязательно закрывать глаза при проведении медитаций-визуализаций, как мне кажется, совсем необязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А, кроме того, у некоторых участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.
Ведущий: Мы люди. Мы умеем общаться и взаимодействовать с другими людьми. Мы умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими близкими, друзьями, коллегами и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них и для нас. Что же так помогает нам в этом? Чему мы обязаны, что у нас получается это взаимодействие? В чем причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с другими людьми?
Может быть, в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей, которое называется внутренним миром. Именно там, во внутреннем мире, сосредоточены все наши психологические богатства, все наши возможности и все наши ограничения.
Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Однако сделать это очень непросто. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он — наш внутренний мир? Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах удивительные тайны, и леса, наполненные удивительными существами, и луга, поросшие чудесными цветами и травами, и реки, и пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут и люди, и звери, и короли, и волшебники, и ученые мудрецы, и легкомысленные паяцы...
А может быть, наш внутренний мир просто похож на какой-то предмет? Например, на волшебный сосуд или хрустальный шар? А может быть, это просто музыка и танец или водопад с разноцветными струями?

Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появится у ‚каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным и будет отражать то, каким захочет предстать перед вами ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир...


Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего ведущий снижает громкость музыки, а затем и полностью выключает ее.


Ведущий: А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения только что проведенного упражнения. Время на рисование — примерно пятнадцать минут.


На время рисования ведущий снова включает музыку. За минуту до конца отведенного пятнадцатиминутного промежутка ведущий просит участников завершить свои работы. Впрочем, если позволяет время, предпочтительней дать каждому завершить свой рисунок, уделив ему столько времени, сколько участник посчитает нужным. Остальные, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают завершения работы своих коллег.
Обсуждение рисунков не следует превращать в их интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все «художники» держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег, те которые кажутся в чем-то похожими на их собственные или даже просто созвучными по тематике, по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке.
По желанию, участники комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения — во время медитации-визуализации и во время рисования. В большой группе, видимо, не является необходимым настаивать на высказываниях всех членов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным. Сам процесс выполнения описанной работы имеет большое развивающее значение для участников тренинга.


Второй вариант этого упражнения можно было бы назвать «Королевство Внутреннего Мира». Его рекомендуется применять в работе с подростками и старшеклассниками. Впрочем, как показывает опыт, и для взрослых опыт участия в этом упражнении бывает весьма значимым.
Начало процедуры аналогично описанному выше. Однако инструкция звучит несколько иначе.
Ведущий: В каждом из нас есть особый мир — уникальный, непохожий на другие миры. Его можно представить как волшебное Королевство, раскинувшееся на огромной и разнообразной по ландшафту территории. В этом Королевстве есть высокие неприступные горы, зеленые долины, и густые леса, есть глубокие моря, наполненные скрытой от глаз жизнью, и луга, изобильно усеянные необычайными цветами, есть степи и пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И конечно, на территории каждого из наших Королевств Внутреннего Мира есть города и поселки, в которых живут удивительные создания — не только люди, но и другие существа, умные и глупые, злые и добрые. Среди жителей Королевства Внутреннего Мира можно встретить ремесленников и ученых, волшебников и шутов, воинов и земледельцев. Есть и властитель этого Королевства, управляющий разношерстным населением и живущий в великолепном дворце. Есть преданные слуги властителя, и есть существа, спрятавшиеся далеко от его зоркого ока и не желающие ему подчиняться.
Разные события происходят в нашем Королевстве Внутреннего Мира — и радостные, и грустные, порой веселые, порой трагичные. Ни на минуту не утихает жизнь на территории Королевства. Даже когда властитель отдыхает, его вечный оппонент и претендент на трон пытается оказать влияние на жизнь Королевства.
Границы нашего Королевства Внутреннего Мира не являются четко обозначенными, они могут сужаться и расширяться. Иногда наше Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в вооруженные конфликты. И как всякие войны, такие конфликты приносят только бедствия и трудности жителям Королевства.
Каждый из нас — задумывается он об этом или нет — хочет, чтобы его Королевство Внутреннего Мира процветало и развивалось, чтобы было поменьше ссор и конфликтов и на границах Королевства и внутри него. Каждый из нас желает своему Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить, что во многом это зависит от нас самих...


По аналогии с первым вариантом и с соблюдением тех же правил происходит рисование участниками своего Королевства Внутреннего Мира и обсуждение рисунков. Однако упражнение не завершается обсуждением, а имеет свое продолжение.


Ведущий: На некоторых ваших рисунках присутствуют различные существа, на других изображений живых существ нет. Я прошу вас подумать, кто из таких созданий мог бы оказаться среди жителей вашего Королевства Внутреннего Мира. Пожалуйста, нарисуйте (или найдите среди уже нарисованных) одно существо, которое отражало какой-либо положительный аспект, какую-либо позитивную сторону внутреннего мира, и еще одно - такое, которое отражало бы негативный аспект, отрицательную сторону вашего внутреннего мира. Придумайте названия каждому их этих существ.


После того как задание выполнено, ведущий просит всех участников назвать тех позитивных и негативных существ, изображения которых появились на рисунках Королевств. Дальнейшую работу можно организовать по-разному, в зависимости от количества участников группы. Если число участников невелико (до шести человек), то им всем предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. При этом необязательно включать в сказку двух персонажей от каждого. Участник может предложить одного - либо позитивного, либо негативного. Если группа достаточно многочисленна, то можно разбить ее на подгруппы по пять-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу - не менее тридцати минут.
После того как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои «мини-спектакли», организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:
Какие образы родились у вас во время фантазирования на тему «Королевство Внутреннего Мира»?
Что неожиданного вы увидели в своем Королевстве?
Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа, которые отражали негативные и позитивные аспекты вашего внутреннего мира?

Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
Трудно ли вам было объединить своих существ из Королевств Внутреннего Мира в едином сюжете сказки?
Как вы справились с этими трудностями?
Какие чувства вы сейчас переживаете?
Что бы вы хотели сделать с этими существами? Если желание явное и сильное
сделайте это!
Какие ощущения испытываете сейчас?
Следует заметить, что второй вариант упражнения значительно более эмоционально насыщен и может носить психотерапевтический характер. Ведущему нужно иметь хотя бы минимальные навыки психодраматиста или гештальттерапевта.

Глава 12
СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сказка может излечивать — есть у нее такое удивительное свойство. Это свойство стало краеугольным камнем для построения сказкотерапии как особого направления в практической психологии. Но не следует думать, что помогает людям только рассказываемая им сказка. В не меньшей степени (а может быть, и в большей) оказывает на человека благотворное влияние сказка, сочиненная им самим. Об этом еще М.Бурно писал, называя этот процесс терапии творческим самовыражением.
Упражнения, в которых используются сказочные образы, описаны и в других главах. При этом каждая глава включает психотехники определенной целевой направленности. Данная глава — исключение, поскольку упражнения, представленные здесь, имеют большой разброс целей. Однако выделение в особую главу упражнений, связанных с созданием сказок и работой со сказками, представляется оправданны именно в силу специфичности такой деятельности участников тренинга.


Давайте сочиним сказку...
Сочинить сказку просто так, ни с того ни с сего получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться. Предлагаемая ниже процедура направлена на то, чтобы помочь человеку написать сказку. Это своеобразный «чудесный стартер», запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет почти любому человеку — от первоклассника до пенсионера — за достаточно короткий промежуток времени создать свой личный волшебный продукт — новую сказку.
Описываемое упражнение может быть применено в психологическом тренинге метафоризации или сказкотерапевтическом тренинге, но может выступить и как специальная творчески-ориентированная психотехника в рамках тренингов другой направленности, проводимых для подростков (впрочем, и взрослых тоже).

Цели:
• развитие креативности;
• формирование умений сочинять сказки;
• пробуждение архетипических ресурсов;
• развитие умений видеть различные смыслы сказочных метафор.
Размер группы: не более 15 человек.
Ресурсы: листы формата А4 для записи сказок (по числу участников), авторучки на каждого.
Время: примерно один час двадцать минут.

ход упражнения

Этап 1. Подготовка.
Ведущий:
Положите перед собой чистый лист бумаги. Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но, наверное, есть такие слова или словосочетания — устойчивые обороты, которые встречаются почти во всех или, во всяком случае, во многих сказках. Пожалуйста, запишите в столбик такие слова, желательно, существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто можно встретить в сказках. Таких слов или словосочетаний должно быть ровно семь — вы ведь знаете, что семь — это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в памяти слова жесткой цензуре, пусть будут записаны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Это задание является по сути разогревающим. Чтобы подобрать нужные слова, участники вынуждены окунуться с мир сказок, побродить там, возрождая в памяти полузабытые тексты. А включение руки для записи этих слов также помогает разогреть творческий двигатель для последующего написания сказки. Впрочем, участники еще не подозревают, что очень скоро им предстоит ни много ни мало — написать собственную сказку.

Ведущий: Теперь,когда все справились с заданием, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанным те слова, которые продиктую вам я.
Дом
Река
Круг
Гора
Путь
Пещера
Превращение

Почему предлагаются именно эти слова? В общем-то, можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весьма условным (например, я применял такие наборы: мандарин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, автомобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пещера, солдат). Однако опыт подсказал, что лучше, если слова внешне будут самыми обычными, но на самом деле являются чрезвычайно эмоционально насыщенными архетипическими образами. Анализ большого количества литературных источников по юнгианской психологии, сказкотерапии, имаготерапии, символизму помог отобрать названный выше набор «сказочных» слов, которые, по мнению, многих авторов, являются одними из самых значимых для человеческой психики и рассматриваются как очень символически «нагруженные» в культуре.


Этап 2. Написание сказки.
Ведущий:
Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать инструкцию для дальнейших действий. На этом же самом листе вы должны будете... написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов:
— первый вариант: вы используете при написании сказки все те семь слов, которые включены вами в первый набор;
— второй вариант׃ в тексте вашей сказки обязательно должны встретиться все слова второго набора;
- третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов;
и наконец, есть четвертый вариант: вы.., не обращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку!
Решайте, какой из предложенных вариантов вам наиболее по душе и приступайте к сказкотворчеству. Покиньте круг и выберите в нашей комнате место, где вам будет наиболее комфортно творить. У вас есть двадцать волшебных минут!

Если вам трудно начать, то можете использовать следующий прием׃ прикройте глаза и вызовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность и детализированность, «оживите» его, «включите» движение и... понаблюдайте, что будет происходить. А потом запишите родившуюся сказку.

На самом деле для подлинного творчества, не скованного никакими особыми границами, предпочтителен последний вариант. В конечном счете слова, найденные самими участниками, как и слова, предложенные ведущим, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы отголкнуться воображение. Но если «сказочник» не нуждается в таких опорах, то и не следует мешать его свободному самовыражению в сказке.
Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант и используют слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает ведущий.
По мере готовности сказок участники собираются в кругу. Ведущему не стоит торопить их, ведь создание сказки — процесс сугубо индивидуальный, не терпящий жесткой регламентации. Не страшно, если времени потребуется чуть больше, чем планировалось. Когда все участники завершат свою работу, ведущий выделяет еще минуту на придумывание названия сказкам, а затем предлагает желающим прочесть свои произведения вслух. Если группа не слишком велика, то следует выслушать все сказки. Вместе с тем не надо настаивать в случае нежелания кого-то из участников придавать огласке содержание созданной им сказки — в конце концов, каждый имеет право не раскрывать себя (а ведь то, в сказке очень часто раскрывается какими-то своими сторонами личность автора, практически сразу становится ясно многим участникам).

Этап 3. Работа со сказками.
Дальнейшие действия группы ведущий может организовать разными способами.


Вариант 1
Путем открытого голосования (например, положа руку на плечо автора) участники выбирают две сказки. Группа делится пополам, авторам выбранных сказок предлагается стать режиссерами и поставить за полчаса сказку своего коллеги. Не свою, а именно своего коллеги! Затем организуется обсуждение того, насколько слушателям сказок удалось понять их важнейший смысл и реализовать его в своем спектакле.

Вариант 2
Выслушав все сказки, участники выбирают ту (или те)из них, которая больше всего, как им кажется, похожа на их собственную сказку. Объединившись в двойки или тройки, они обсуждают сходство сюжетов, тем, идей, а затем представляют группе свою точку зрения. Затем выявляется тема, наиболее часто встречающаяся в группе. Эта тема может стать предметом дальнейшей отработки в тренинге.

Вариант З
Этот вариант применяется только в обучающих группах по сказкотерапии или в терапевтических группах, в которых осуществляется работа с использованием сказкотерапии. Из всех сказок выбирается одна, на примере которой демонстрируется, как можно проводить психологический анализ сказки. Это особая технология, требующая достаточно высокой квалификации ведущего, которая здесь описыватьсяне будет.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)