АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религия. Религия — это явление общественной жизни, присущее чело­

Читайте также:
  1. IX.9.Наука и религия
  2. New Age» - религия глобализма
  3. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  4. Билет 1 Восточные славяне. Расселение, основные занятия, религия. Военная демократия.
  5. Ведийская религия.
  6. Вера как ценность культуры. Культура и религия
  7. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕЛИГИЯ
  8. Глава 13. Буддизм как религия
  9. Государственная религия
  10. Древнеегипетская религия
  11. Древние германцы; племена, экономическое и социальное устройство. Религия древних германцев.
  12. Духовная жизнь общества: мораль, искусство, религия.

Религия — это явление общественной жизни, присущее чело­

веческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор

она охватывает огромные массы людей. Всего в мире существова­

ло и существует более пяти тысяч религий.

Общеобязательные элементы религии следующие:

1) признание духовного надмирового Начала — Бога — при­

чиной бытия всего существующего, в том числе и человека;

2) признание за человеком способности к общению, единению

с Богом, которое осуществляется через веру;

3) признание человека не просто биологическим, а в первую

очередь духовным существом, обладающим бессмертной ду­

шой; во всех религиях всегда содержится учение о загроб­

ном, посмертном существовании человека.

I

Религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духов­

ной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Вера — это не только убежденность в существовании Бога,

но и особый образ жизни религиозного человека, соответ­

ствующий догмам и заповедям исповедуемой религии.

Внешней, социально значимой формой проявления веры слу­

жит культ — система утвердившихся ритуалов, обрядов, религи­

озных специфических действий. Веру, культ и другие элементы

религии объединяет религиозное сознание — совокупность взгля­

дов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отра­

жающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организа­

ции, или объединения. В традиционных религиях выделяют две

основные организации: Церковь и секту. Слово «церковь» в пе­

реводе с греческого — Дом Господа. Церковь также означает со­

брание — широкое объединение людей, принадлежность к кото­

рому определяется, как правило, не свободным выбором индиви­

да, а традицией. Отсюда — признание права каждого индивида

стать членом Церкви. В большинстве церквей существует строгое

отделение служителей церкви, посвященных в таинство отправле­

ния культа и осуществляющих управление церковной деятель­

ностью, от основной массы прихожан, верующих.

Секты возникают как оппозиционное течение по отношению к

тем или иным религиозным направлениям. Для сект характерна3.4. Религия 145

претензия на исключительность своей роли, избранность, а неред­

ко и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте

отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, про­

возглашается принцип добровольности объединения.

В вопросе происхождения религии можно выделить два проти­

воположных подхода: богословско-теологический и научно-мате­

риалистический.

Согласно богословско-теологическому подходу человек был

сотворен Богом и изначально находился с ним в полном едине­

нии. После грехопадения, совершенного первыми людьми, Ада­

мом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но чело­

век не утратил своего богоподобия, как не утратил и способности

познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановле­

нию единения, контакта с Богом и есть религия.

Материалистическая теория объясняет возникновение рели­

гии следующим образом. Первые религиозные верования появи­

лись в эпоху каменного века на относительно высокой ступени

развития первобытного общества. Однако низкий уровень разви­

тия производительных сил в этот период обусловил постоянную

зависимость людей от природы. Они всегда были во власти гроз­

ных сил, неподвластных и непонятных им. Реальных средств,

чтобы противостоять силам природы, у древних людей не было, и

они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым

силам. Таким образом, религиозные первобытные верования воз­

никли в связи с практическим бессилием людей перед природой,

их неспособностью найти реальные средства улучшения своего

положения.

Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и

анимизм.

Тотемизм — это вера в сверхъестественное родство между че­

ловеческими группами (родами), животным и растительным ми­

ром, явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотем —

растение или животное — воспринимался как реальный предок,

от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие

рода в целом и каждого его члена в отдельности.

Магия — это действия и обряды, совершаемые с целью повли­

ять сверхъестественным путем на явления природы, животных или

человека. Исполнителями магических обрядов обычно становятся

знахари, прорицатели, колдуны, ведуны, ведьмы.

Фетишизм — это поклонение неодушевленным предметам, ко­

торым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами

поклонения — фетишами — могут быть любые предметы есте­

ственного или искусственного происхождения.146 Глава 3. Духовная жизнь общества

Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — это вера в духовные

сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно

от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов.

Высшей формой развития анимизма является вера в существова­

ние души, которая может переселяться в других людей, живот­

ных, растения, предметы.

В период древней истории господствующей формой религии

было язычество, представлявшее собой обожествление сил при­

роды. Язычество определяется как политеизм, т.е. многобожие.

Каждый бог считался покровителем какой-либо сферы жизнедея­

тельности человека. На смену язычеству пришли монотеистиче­

ские мировые религии (монотеизм — единобожие).

«Мировые религии» — понятие, которое применяется по отно­

шению к христианству, исламу и буддизму. Они появились в пе­

риоды формирования мировых империй, когда возникла потреб­

ность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.

Исповедующим такую религию свойствен сильно выраженный

прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц другого

вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и

пропагандистская активность. Проповеди прозелитов носят межэт­

нический характер и обращены к представителям разных соци­

альных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и

братства людей, что и обусловило их широкое распространение.

Рис. 13. Буддийский храм3.4. Религия 147

Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возник­

ший в Индии в VI в. до н. э. (рис. 13). Основателем буддизма был

царевич Гаутама, взявший имя Будда. В 29 лет он ушел из дому и

стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг,

беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический об­

раз жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близко­

го открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой

пребывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи

недель. Именно в процессе медитации он достиг просветления и

стал Буддой, которому были открыты все законы мироздания.

Впоследствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и пропове­

довал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды, жизнь есть дар природы, но высшим

даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, кото­

рый из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудно­

стей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материаль­

ными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех основ­

ных положений его учения:

1) сущность жизни есть страдание;

2) причина страданий — желания, привязанности, страсти;

3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать же­

лания, привязанности и страсти;

4) для этого необходимо жить по законам правильного поведе­

ния и нравственного знания, через которое достигается нир­

вана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угаса­

ние». Этим понятием обозначается полное освобождение от зем­

ных уз, или высшее состояние духа, в котором все земные привя­

занности преодолены, нет никаких желаний и страстей. В этом

состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними «исчеза­

ет» и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угасают,

как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея

о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — это монашеская форма буддизма: Будда почитает­

ся не как божество, а как человек — великий учитель, указавший

людям путь к спасению; состояния нирваны может достигнуть толь­

ко монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (дос­

тичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна,

но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству,148 Глава 3. Духовная жизнь общества

соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к помо- Я

щи монахов и одаривающий их. Я

Христианство возникло в I в. н.э. Основу христианства со- Я

ставляет учение об Иисусе Христе, Сыне Божьем, Спасителе мира, Я

который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за Я

грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по Я

христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для Я

суда над живыми и мертвыми. I

Основная идея христианства — спасение человека от того, что I

порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. 1

Причиной зла в христианстве считается грех, т. е. акт личности, 1

направленный против совести, Бога, против нравственного зако- 1

на, который дан только человеку среди мира живых существ. 1

Один из основных догматов христианства — учение о Троице. I

Его суть заключается в том, что Бог — не только личное суще- 1

ство, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипос- 1

тасях) — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица 1

составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущно- 1

сти. Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из 1

ничего созданы мир видимый и мир невидимый, первые люди — 1

Адам и Ева, вышедшая из ребра Адама. Сотворив человека, Бог 1

распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец со- 1

храняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей I

через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. J

Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». ]

Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и 1

Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх 1

Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность позна- |

ния и мудрость. Бог Дух Святой обычно изображается на иконах |

в виде голубя. ]

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состо- I

ит из двух частей: Ветхого Завета, или Священного Писания, и I

Нового Завета. В Библии представлена история человечества, 1

начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца

света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заве­

том — рождение Иисуса Христа. Это событие положило начало j

новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католи­

цизм и протестантизм. i

Православие в переводе с греческого — «правильное учение».

Это означает признание в качестве истинных только тех положе­

ний вероучения, которые были утверждены первыми семью Все­

ленскими соборами (до VIII в.). В XII в. Римско-католическая3.4. Религия 149

Рис. 14. Храм Христа Спасителя

церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное испо­

ведование веры принципиально новое положение о Святой Трои­

це (Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Сына),

что послужило одной из причин Великого раскола. Восточные

церкви с того времени стали называться православными, а все

западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско-като-

лической (или просто католической) церкви. Окончательное раз­

деление церквей произошло в 1204 г., после завоевания Констан­

тинополя крестоносцами.

Главные положения христианства (догматы) зафиксированы в

двух источниках: Священном Писании (Библии) и Священном

Предании (положениях Вселенских и поместных соборов, трудах

церковных авторитетов, называемых Святыми Отцами, древней

богослужебной практике) (рис. 14).

Основу православия составляет Никео-Царьградский, или Ни-

кео-Константинопольский, Символ веры, принятый на Никейском

вселенском соборе 325 г. и переработанный между 362 и 374 гг.,

но без поправок середины VII в., касающихся Троицы. Правосла-150 Глава 3. Духовная жизнь общества

вне предусматривает веру в исхождение Святого Духа только от

Бога Отца, догматы Боговоплощения, искупления, воскресения и

вознесения Иисуса Христа как богочеловека, признание святости

единой апостольской Церкви, необходимость крещения и упова­

ние на грядущее общее воскресение мертвых.

Православие отличается от западного христианства (католициз­

ма и протестантизма) также толкованием понятия Царствие Божие.

Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где

христианин, чьи грехи искуплены Христом, получит от Бога после

всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства.

Православие под Царствием Божиим (спасением) понимает не на­

граду за добрые дела, а состояние души, очищенной от всякого зла.

В отличие от православия, которое признает решения только

первых семи Вселенских соборов, католицизм продолжал разви­

вать свою догматику и в дальнейшем. Поэтому основу учения

Римско-католической церкви составляют не только Священное

Писание и Священное Предание, содержание которого более ши­

роко, но и официальные документы главы католической церкви —

Папы Римского.

Православие учит, что души людей в загробном мире попадают

в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о

чистилище, в которое попадают души грешников, не получившие

прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными гре­

хами. Они горят там в очищающем огне.

С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел.

Согласно ему Церковь располагает запасом «добрых дел». Этот

запас накопился у Церкви за счет деятельности Иисуса Христа,

Богоматери и святых. Римско-католическая церковь распоряжа­

ется этим запасом по своему усмотрению и распределяет его среди

тех, кто нуждается в поддержке. На основе этого догмата в Сред­

ние века была широко распространена практика продажи индуль­

генций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также

положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами.

Он провозглашается наместником Христа на Земле, преемником

апостола Петра, который, по христианскому преданию, был пер­

вым римским епископом. В развитие этих положений на I Вати­

канском соборе (1869 — 1870 гг.) был принят догмат о непогреши­

мости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных доку­

ментах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в.

в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступле­

ния широких народных масс и движение нарождающейся буржу-3,4. Религия 151

азии приобрели религиозную окраску. От католицизма отколо­

лась значительная часть верующих, образовавших новое направ­

ление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о

спасающей роли Церкви и настаивают на личной связи человека

и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредни­

ков между человеком и Богом. Единственным источником учения

в протестантизме признается Священное Писание. Авторитет Свя­

щенного Предания отвергается. Библия, по мнению протестантов,

должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное

чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого ве­

рующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о

всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным,

получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать,

совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме

лишен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство про­

тестантских церквей не признает поклонения святым, почитания

мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма — положение о том, что спа­

сение человека достигается не добрыми делами, а только исклю­

чительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек

утратил способность совершать добро. Поэтому он не может за­

служить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат

избранности человека, Божественного вмешательства. В протес­

тантизме культ, обряды и облик Церкви удешевляются и упроща­

ются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослу­

жении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослу­

жение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и со­

вместному пению псалмов на родном языке. Структура построе­

ния протестантской церкви отличается демократизмом. Она вы­

страивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех чле­

нов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуж­

дении как богословских, так и материальных вопросов.

Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ран­

ней Реформации Западной церкви стало лютеранство. Лидером

этого направления был католический священник Мартин Лютер

(1483 — 1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосно­

вывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель

лютеранского учения направлена на разрушение власти Церкви.

Лютер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий

получил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лю­

тер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул

лозунг подчинения Церкви государству.

i152 Глава 3. Духовная жизнь общества

Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его

основателем был французский теолог Жан Кальвин (1509 — 1564).

Он наиболее последовательно выражал буржуазную направлен­

ность Реформации, интересы и настроения борющейся за власть

буржуазии. В центре его учения стоит доктрина об абсолютном

предопределении, согласно которой все люди делятся на избран­

ных и осужденных. Ни верой, ни своими добрыми делами чело­

век не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успе­

хи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства слу­

жат свидетельством избранности данного человека. Другим важ­

ным тезисом кальвинизма стало провозглашение необходимости

повиновения народа законной власти.

Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает

англиканство. Оно по своей структуре ближе других направле­

ний реформаторства стоит к Римско-католической церкви. Это

направление сохранило католическую обрядность и церковную

иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спа­

сающей роли церкви существует положение о спасении личной

верой.

Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая

в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и

духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой

располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, —

языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных пле­

менных богов. Именно в Мекке были произнесены первые пропо­

веди новой религии — ислама — его основателем пророком Му­

хаммедом (рис. 15). В 610 г. он выступил с проповедью учения о

едином Боге, которое назвал ислам (в переводе с арабского —

«покорность», «предание себя Богу»), Последователи ислама —

мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что суще­

ствует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны

его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и

установления царства справедливости и мира на Земле.

При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как

прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два деся­

тилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то,

что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священ­

ной книги мусульман — Корана.

Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о

деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, соста­

вившие сборники под названием Сунна. На основе Корана и Сун­

ны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм

мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ри-3.4. Религия 153

Рис. 15. Мечеть

туалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рожде­

ния до смерти. В шариате встречаются нравственные нормы об­

щечеловеческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги,

будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть на­

ставления и чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху

и власти, ибо она от Бога.

В исламе наиболее последовательно проводится принцип моно­

теизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого Бога

Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — выс­

ший, всемогущий, мудрый верховный Судья.

В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она

покидает тело и воскресает в день Страшного суда. Как и в хрис­

тианстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире.

Ислам утверждает веру в Божественное предопределение. Все

подчинено воле Аллаха.154 Глава 3. Духовная жизнь общества

Основные культовые требования ислама выражены в пяти Стол­

пах веры. Каждый правоверный мусульманин обязан их неукосни­

тельно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) —

произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть

ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его».

Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — со­

блюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в

месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была добро­

вольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она преврати­

лась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время за­

кят — это уплата налога, взимание которого предписано по Кора­

ну. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм, из них

наиболее распространен суннизм. Основу религиозной и обще­

ственной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна.

Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мне­

нию суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей

общиной. Шииты же признают законной лишь наследственную

передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двою­

родного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужи­

тели, а суннитские богословы (улемы) в отличие от шиитских не

пользуются правом выносить собственные решения по наиболее

важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функ­

ция сводится лишь к толкованию священных текстов.

Шиизм не представляет единого целостного учения или еди­

ной церковной организации. Многочисленные шиитские течения

и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и многие другие)

связаны общими историческими корнями и идейными положени­

ями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его

потомков единственно законными преемниками пророка Мухам­

меда в качестве духовного и светского главы мусульманской об­

щины (имама).

В настоящее время во многих странах, где распространен ис­

лам, действуют мусульманские политические партии и обществен­

ные организации. Существует также целая сеть международных

исламских организаций (Организация исламской конференции,

Лига исламского мира и др.), действующих как на государствен­

ной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредо­

точили свое внимание на религиозно-культурной сфере, другие —

на политике, третьи — на сфере экономики.

Ислам распространен среди значительной доли населения на­

шей страны. При этом подавляющую часть представляют мусуль­3.5. Искусство 155

мане-сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных ду­

ховных управлений с центрами в крупных городах России. Дей­

ствуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведе­

ний (медресе). Ежегодно многие мусульмане, проживающие в

России, отправляются для совершения паломничества в Мекку.

jHU

1. Что такое религия? Каковы ее элементы?

2. В чем состоит разница между богословско-теологическим и науч-

но-материалистическим подходами к происхождению религии?

3. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от

мировых религий?

4. Как возник буддизм? Каковы его основные положения?

5. Когда возникло христианство? С какими событиями связано его

возникновение?

6. Каковы основные положения христианского учения?

7. В чем состоят различия между православием, католицизмом и про­

тестантизмом?

8. Когда и как возникло учение ислама? Каковы его основные поло­

жения?

9. В чем состоят различия суннизма от шиизма?

. шворч

за

Сравните два приведенных ниже высказывания. В чем состоят

различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти раз­

личия?

Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Муд­

рость — это разумом оправданная религия (Л. Н.Толстой).

Религия — это опиум для народа (К. Маркс).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.)