АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие общества

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Развитие аналитических техник
  4. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  5. I. Формирование глобального инновационного общества
  6. II. Развитие политической рекламы и PR.
  7. III этап Развитие фонационного выдоха
  8. III. ЧЛЕНЫ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ
  9. IV. Коммуникативное развитие
  10. V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни

из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в

любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный про­

межуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а

какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта

в пространстве, его конфигурации, температуры, объема, т. е. тех

свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изме­

нения, мы можем выделить характерные черты, отличающие дан­

ный объект от других. Таким образом, под категорией изменение

понимается процесс движения и взаимодействия предметов и яв­

лений, перехода от одного их состояния к другому, появления у

них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения — развитие. Если изменение характе­

ризует любое явление действительности и является универсаль­

ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением

его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс.

Например, изменение «вода — пар — вода» не считается развити­

ем, так же как им не считаются количественные изменения или

разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, проис­

ходящие в относительно больших интервалах времени. Примера­

ми могут служить эволюция жизни на Земле, историческое разви­

тие человечества, научно-технический прогресс.

I

Развитие общества — это процесс поступательных измене­

ний, которые происходят в каждый данный момент в каж­

дой точке человеческого общежития.

В социологии для характеристики движения общества упо­

требляются понятия социальное развитие и социальные измене­

ния. Первое из них характеризует определенный вид социальных

изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, ус­

ложнения и совершенствования. Но существует множество других

изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок,

исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе

ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «соци­

альные изменения» охватывает широкий круг социальных пере­

мен безотносительно к их направленности. Таким образом, этим

понятием обозначаются различные перемены, происходящие в те­

чение некоторого времени в социальных общностях, группах, ин­

ститутах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом,86 Глава 2. Общество

а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уров­

не межличностных отношений (например, изменения в структуре

и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образо­

вание, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их со­

держания, и в плане организации), на уровне малых и больших

социальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, касающиеся структур различных

социальных образований (например, семьи, любой другой

общности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше­

ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия

и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ­

ций различных социальных систем (в соответствии с Кон­

ституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях

законодательной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у

значительных масс населения на первый план выступают

мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказы­

вает влияние на поведение, мышление, сознание людей).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од­

ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика. Эта наука при­

шла к нам из Древней Греции, где высоко ценилось умение поле­

мизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою право­

ту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискус­

сии, в ходе которых участники выдвигали и отстаивали альтерна­

тивные точки зрения. В процессе спора преодолевается односто­

ронность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явле­

ний. Широко известное выражение «в споре рождается истина»

вполне применимо к дискуссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движущим­

ся, изменчивым, а все явления — взаимосвязанными. Но в то же

время они не выделяли категорию развития как возникновения

нового. В древнегреческой философии господствовала концепция

великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено

циклическим возвратным изменениям и, подобно смене времен

года, в итоге возвращается на круги своя.

Понятие развития как процесса качественных изменений по­

явилось в средневековой христианской философии. Теолог Авгу­

стин Блаженный, живший на стыке Античности и Средневековья,2.4. Развитие общества 87

сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы

детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопостав­

лялось с рождением человека, а ее окончание (Страшный суд) —

со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цик­

личности изменений, вводила понятие поступательности движе­

ния и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического

развития, выдвинутая известными французскими просветителя­

ми Вольтером и Руссо. Ее развил немецкий философ И. Кант,

который поставил вопрос о развитии нравственности и социаль­

ном развитии человека.

В начале XIX в. целостную концепцию развития разработал

крупнейший философ-идеалист, диалектик Георг Гегель. Много­

образные изменения он находил в природе, но подлинное разви­

тие видел в истории общества, и прежде всего в его духовной

культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: уни­

версальная связь явлений, единство противоположностей, разви­

тие через отрицание (схема 7).

Диалектические противоположности неразрывно связаны меж­

ду собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозмож­

но без формы, часть — без целого, следствие — без причины

и т. д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже пе­

реходят друг в друга, например: болезнь и здоровье, материаль­

ное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон един­

ства и борьбы противоположностей устанавливает, что источни­

ком развития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен­

ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче­

ством, отличающим его от других предметов, и количественными

характеристиками (объем, вес и т.д.). Количественные измене­

ния, накапливаясь постепенно, сначала не влияют на качество.

Однако на определенном этапе изменение количественных харак­

теристик все же приводит к изменению качества предмета. Так,

увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву,

постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает

Схема 7. Принципы диалектики по Г.Гегелю88 Глава 2. Общество

недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки при­

водит к новым открытиям.

Развитие общества совершается поступательно, проходя опре­

деленные этапы. Каждый последующий этап отрицает предыду­

щий. По мере развития появляется новое качество, происходит

новое отрицание, которое в науке получило название отрицание

отрицания. Однако отрицание нельзя считать полным уничтоже­

нием старого. Возникая из старого, высокоразвитое новое сохра­

няет все ценное, что было в старом.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительно­

сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер­

вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни,

считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, К. Маркс создал материали­

стическую диалектику, которая основывается на идее развития

не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс

считал совершенствование орудий труда (производительных сил),

влекущее за собой изменение общественных отношений. Разви­

тие рассматривалось Марксом, а затем и В. И. Лениным как еди­

ный закономерный процесс, ход которого осуществляется не пря­

молинейно, а по спирали. На новом витке повторяются уже прой­

денные этапы, но на более высоком качественном уровне. Дви­

жение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофиче­

ски, но переход количества в качество, внутренние противоре­

чия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к

развитию.

Процесс развития нельзя понимать как непрерывное движение

от низшего к высшему. Разные народы на Земле в своем развитии

отличаются друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее,

какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные

изменения, а в развитии других они носили скачкообразный ха­

рактер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и рево­

люционное развитие.

I

Эволюция — это постепенные, медленные количественные

изменения, которые со временем приводят к переходу в ка­

чественно иное состояние.

Эволюция жизни на Земле — наиболее яркий пример таких

изменений. В развитии общества эволюционные изменения про­

явились в совершенствовании орудий труда, возникновении но­

вых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сфе­

рах их жизни.2.4. Развитие общества 89

I

Революция — это в высшей степени радикальные измене­

ния, предполагающие коренную ломку существовавших ра­

нее отношений, носящие всеобщий характер и опирающие­

ся в некоторых случаях на насилие.

Революция носит скачкообразный характер. В зависимости от

продолжительности революции бывают кратковременные и дол­

говременные. К первым относятся социальные революции — ко­

ренные качественные изменения всей общественной жизни, затра­

гивающие основы социального строя. Такими были буржуазные

революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социали­

стическая революция в России (1917 г.). Долговременные рево­

люции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития

разных народов. Первой такой революцией была неолитическая

революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к

переходу человечества от присваивающей экономики к произво­

дящей, т. е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­

лию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира

в XVIII — XIX вв., стала промышленная революция, в результате

которой произошел переход от ручного труда к машинному, была

проведена механизация производства, позволившая значительно

увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах

труда.

В характеристике процесса развития применительно к эконо­

мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви­

тия. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за

счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов,

усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло­

щадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использова­

нием новых методов производства, опирающихся на достижения

научно-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не

бесконечен. На определенном этапе наступает предел его воз­

можностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь, на­

против, предполагает поиск нового, которое активно использует­

ся на практике, общество движется вперед более быстрыми тем­

пами.

Развитие общества — сложный процесс, который беспрерывно

продолжается на протяжении всей истории существования чело­

вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи­

вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз­

вития общества может прерваться только с гибелью человечества.

Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде

ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития90 Глава 2. Общество

человечества можно связывать только с концом существования

Солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени на­

ука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет пе­

ремещаться в космическом пространстве. Возможность заселения

других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о

пределе развития общества.

Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Дву­

мя противоположными по своим характеристикам, разнонаправ­

ленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенденциями

развития выступают прогресс и регресс.

Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под

прогрессом понималось развитие человеческого общества по вос­

ходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим,

более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку

взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигну­

тые исторические результаты, понять основные тенденции исто­

рии, перспективы будущего общественного развития.

Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воп­

лощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости,

свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные моменты

актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в буду­

щем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса.

(

Прогресс — это переход от низших, менее совершенных

форм к более высоким и совершенным.

Прогресс связан с повышением уровня организации системы в

целом. Если в процессе развития возрастает число элементов и

подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличи­

вается число связей и взаимодействий, а также расширяются функ­

ции, выполняемые этими элементами и подсистемами, обеспечи­

вая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособ­

ленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего разви­

тия, то такой процесс называют прогрессом. Если же в результате

процесса развития уменьшается объем полезных для системы функ­

ций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается

число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существо­

вание, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то та­

кой процесс называют регрессом.

I

Регресс — это движение назад, отставание от достигнуто­

го, упадок в развитии чего-либо, иногда объективно необ­

ходимый для достижения прогресса.2.4. Развитие общества 91

Прогресс и регресс тесно взаимосвязаны. Установлено, что в

эволюции живых организмов сочетаются прогрессивные и регрес­

сивные тенденции. Прогрессивное развитие живой природы вклю­

чает дегенерацию отдельных видов. Так же и в развитии обще­

ства: обретению нового — «высшего» — сопутствуют утраты, уп­

рощения ранее существовавшего. Подобных примеров в истории

множество.

Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к про­

грессу. В реальном развитии природы и общества проявляется

многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только

прогресс, но и регресс. Представления об однонаправленном раз­

витии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не об­

наруживается ни в одном реальном процессе.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса слож­

ным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что

следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конк­

ретном случае.

Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому су­

дить о тенденциях изменения по отдельным изолированным пока­

зателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних

функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свер­

тыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может

оказаться «низшим» по другим параметрам.

Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического

процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших

достижений материальной и духовной культуры человечества.

Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, сред­

ствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели,

какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие сред­

ства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную страте­

гию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой

стратегии осуществляется в терминах прогресса: прогрессивная

технология, прогрессивная политика, печать и т.п.

К концу XX — началу XXI в. понятие «прогресс» стало вклю­

чать в себя прежде всего идею об освобождении людей от всех

видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представ­

ления о прогрессе предполагают союз людей с живой и неживой

природой, высокие достижения науки и техники, освобождение

человечества на этой основе от пагубных физических недостат­

ков, болезней, высокой смертности.

В отношениях между людьми основополагающим остается уст­

ранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждеб­

ности и агрессивности. Предусматриваются также освоение чело­92 Глава 2. Общество

вечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих

способностей людей, создание новых, высших культурных ценно­

стей.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания про­

грессивных социальных изменений. В историческом масштабе об­

щая совокупность социальных изменений от первобытного обще­

ства к современному может быть охарактеризована как прогрес­

сивное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоре­

чивый характер. К некоторым областям социальной жизни про­

гресс неприменим. Сюда в первую очередь относится область ис­

кусства как социального института. Искусство не стоит на месте,

оно постоянно подвержено изменениям. Вместе с тем понятие про­

гресса неприменимо, когда рассматриваются художественная, эсте­

тическая стороны эволюции, развития искусства. Здесь можно го­

ворить лишь об определенном прогрессе технических средств со­

здания, сохранения и распространения произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некото­

рых других социальных институтов и явлений, например рели­

гии. То же можно сказать и о фундаментальных философских

системах: их эволюция имеет место, но и здесь понятие прогресса

неприменимо.

Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеа­

лизированный «образ прогресса» постоянно применяется для оцен­

ки, критического анализа реального состояния общества, его по­

терь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком по­

нимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псев­

допрогресса, например к антигуманным, античеловечным рефор­

мам.

Принципиальная особенность нашей эпохи — развитие само­

сознания человечества как единого целого. Восприятие планеты

Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судь­

бы, будущего, перспектив социального и экономического разви­

тия становятся определяющими и в представлениях о социальном

прогрессе.

История человечества неопровержимо свидетельствует о ее по­

ступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего

к высшему. Несомненным является прогресс техники: от камен­

ных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам,

колоссально увеличивающим производительность человеческого

труда.

Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс,

либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, тех­

нический прогресс приводит во многих случаях к разрушению2.4. Развитие общества 93

природы и подрыву естественных основ существования общества.

Наука не только способствует созиданию, но и порождает разру­

шительные силы. Особенно это касается военной техники, ору­

жия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение

новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и

влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение те­

леэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение,

чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.

Развитие цивилизации привело к утверждению идеалов гума­

низма. Но в XX в. произошли две самые кровопролитные в исто­

рии человечества мировые войны, возникла идеология фашизма,

предусматривавшая порабощение и даже уничтожение людей «низ­

ших рас». На рубеже XX — XXI столетий мир потрясают акты

терроризма, распространяются наркомания, алкоголизм, преступ­

ность. Все это вряд ли может быть названо прогрессивными про­

явлениями развития.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность яв­

лений сложно еще и потому, что разные люди по-разному понима­

ют сущность изменений. То, что в глазах одних выступает про­

грессом, для других — проявления регресса. Так, народ может

враждебно встретить реформы, проведение которых правитель­

ство считает необходимым.

Для более правильной оценки развития общества следует вы­

делить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объектив­

ными показателями прогресса являются уровень развития орудий

труда, материальные возможности влияния на окружающую сре­

ду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и

феодализм прогрессивнее первобытно общинного строя, а капита­

лизм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития че­

ловечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX — XX вв.

С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран

Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен,

живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким обра­

зом, высшим и всеобщим объективным критерием общественного

прогресса служат развитие производительных сил (орудий тру­

да), развитие самого человека.

Процесс развития человечества от его возникновения до совре­

менности включает в себя прошлое и настоящее, которые органи­

чески связаны между собой. Настоящее — это итог всей предше­

ствовавшей всемирной истории и в то же время основа для буду­

щего. Будущее человечества уже объективно содержится в его

настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно

будет результатом творческой, практической деятельности людей.94 Глава 2. Общество

Созидать будущее можно лишь используя то, что уже создано в

настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.

Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим вос­

хождением общества на новые ступени своего развития в ходе

реального исторического процесса. Это поступательное движение

не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повто­

рением прошлого. Этот процесс означает становление совершенно

нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократическо­

го общества, которое призвано воплотить в себе вековые соци­

альные идеалы человечества.

Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сде­

лать вывод, что одной из основных закономерностей развития

общества выступает необратимость социального прогресса в мас­

штабе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении

всей истории человечества неоднократно имели место длитель­

ные застойные периоды, различные общества в результате сти­

хийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались

отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и

культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерно­

сти и противоречивости процесса развития происходило неуклон­

ное восхождение человечества от низших форм социальной орга­

низации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход стол­

кновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса

заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил,

как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрес­

сивных сил — временной и преходящей. Это обстоятельство и

придает необратимость социальному прогрессу, пока существует

человечество.

Одна из важнейших особенностей социального прогресса —

возрастание его темпов, или «ускорение ритма истории», кото­

рое придает особую динамичность и стремительность поступатель­

ному развитию общества в современную эпоху в сравнении с про­

шлым. Скорость и радикальность социальных изменений есть ре­

зультат возрастания роли широких народных масс в истории, уча­

стия в социальных отношениях каждого конкретного человека.

В древности такого количества людей, как сейчас, просто не су­

ществовало. В период неолита население земного шара едва ли

превышало 25 млн человек, к началу нашей эры оно достигло

250 млн и 1 млрд — в начале XIX в. Сейчас на земном шаре живет

более 6,5 млрд человек.

Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к уве­

личению численности населения. Речь идет о его активном вовлече­

нии в историческую деятельность, о его образованности, полити­2.4. Развитие общества 95

ческой сознательности, активном участии в процессе труда. В этом

отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории.

Ускорение социального прогресса слагается из многих объек­

тивных факторов. В первую очередь это раскрепощение человека

и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост

технического могущества человечества по отношению к природе,

вовлечение народов в международное общение и обмен результа­

тами своей деятельности, интернационализация социально-эконо­

мических, политических и культурных процессов.

В каждом последующем периоде развития появляется все боль­

ше новых открытий и изобретений, которые человечество исполь­

зует в повседневной жизни. Основную часть времени своего су­

ществования человечество занималось ручным трудом. Машинное

производство появилось два века назад, электричество стали ис­

пользовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестрое­

ние стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевиде­

ние стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а ком­

пьютеры — с 1980— 1990-х гг.

По насыщенности политическими событиями и социальными

преобразованиями, экономическими переменами и технологиче­

скими нововведениями, по интенсивности международного сотруд­

ничества в сфере науки и культуры каждый год в начале XXI в.

может быть приравнен к десятилетию в XIX в., к столетию — в

Средневековье и Античности, к тысячелетию — в глубокой древ­

ности. В этом уплотнении исторического времени, в сопоставле­

нии с его хронологическими рамками, т.е. в «ускорении ритма

истории», с очевидностью проявляется стремительное возраста­

ние темпов социального прогресса в ходе поступательного разви­

тия цивилизации на нашей планете. Благодаря ускорению соци­

ального прогресса мир уже сейчас разительно отличается от того,

каким он был в XX в.

Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни

странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов рос­

та» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом

деле, если бы не было пределов для размножения примитивных

биологических организмов, то не был бы возможен и естествен­

ный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые бо­

лее высокоорганизованные биологические организмы если бы и

возникли в результате мутации, «захлебнулись» бы в океане при­

митивных форм жизни, поскольку скорость размножения у по­

следних неизмеримо выше.

Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрес­

сом. Всемирная история подтверждает, что наличие определен­96 Глава 2. Общество

ных «пределов» для экстенсивного роста выступает скорее объек­

тивным стимулом для общественного развития, чем его тормозом.

Например, если бы не существовало пределов для охоты и соби­

рательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на

примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы.

Во всяком случае, его переход к земледелию и скотоводству за­

держался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля

были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к

использованию минерального топлива, затруднило бы распрост­

ранение целого ряда технических изобретений. Если бы не суще­

ствовало определенных пределов человеческой памяти и физиче­

ских ограничений в устном общении между людьми, это, по всей

вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопе­

чатания, развитие технических средств массовой коммуникации.

Проблема ограниченных возможностей человека производить ма­

тематические операции в уме и на бумаге привела к созданию

компьютеров.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой

социального прогресса. Примеры истории и современности пока­

зывают, что различные народы развиваются с неодинаковой ско­

ростью. Одни из них достигли высокого уровня, другие еще нахо­

дятся на стадии первобытно общинного строя. В истории неодно­

кратно происходило взаимодействие народов, находящихся на раз­

ных ступенях общественного развития. Исторические примеры

доказывают, что на менее развитый народ большее влияние ока­

зывает более развитый. При этом менее развитый народ заимству­

ет не только положительные результаты эволюции более развито­

го народа, но и массу негативных проявлений развития. Напри­

мер, внедрение европейской культуры в иных странах приводило

к деградации коренного населения, распространению среди або­

ригенов алкоголизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального

прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс

состоит в том, что все больший объем знаний человечество способ­

но вмещать в искусственную память благодаря изобретению пись­

менности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной ин­

формационной емкостью. Ученые считают, что человеческая па­

мять способна содержать до 10 млрд бит информации. Это озна­

чает, что человек будущего при правильном воспитании и образо­

вании, если он разумно распорядится своей памятью, может обла­

дать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энцик­

лопедий по самым разным областям науки.2.4. Развитие общества 97

Объективная логика всемирной истории указывает на поступа­

тельное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном

развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эво­

люции конкретных народов, в истории которых встречаются не­

равномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды

взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим

подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей про­

грессивной тенденции развития человечества как в историческом

прошлом, так и в настоящем.

ШИПИ

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене­

ний вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие

их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы про­

являлись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей разви­

тия. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем про­

является их взаимосвязь?

10. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зре­

ния прогресса и регресса?

11. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

12. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

13. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

14. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его

на конкретных примерах.

15. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?

16. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью?

Как отношения между народами влияют на процесс их развития?

Ишшша --------------------

1. Прочитайте высказывание Н. А. Бердяева:

История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если

не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению,98 Глава 2. Общество

к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая име­

ет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов,

и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразреша-

ющая....

В чем философ видит смысл истории? Как его идеи связаны с

проблемой развития общества?

2. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече­

ства?».

3. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости

социального прогресса.

4. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в разви­

тии современного человечества? Каким путем пойдет человечество

в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.07 сек.)