АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура I-ой половины 19 века

Читайте также:
  1. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  2. II.6.1. Античная культура и христианство
  3. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  4. V2: Культура Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв.
  5. V3: Советская культура 1930-х гг.
  6. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  7. Адхократическая культура
  8. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  9. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  10. Актерское искусство второй половины XIX века
  11. Актуальные проблемы зауральской археологии в начале XXI века. (с.108)
  12. Американская культура XIX в,

Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Культура развивалась на фоне возрастающего национального самосознания русского народа. Существенное влияние оказала Отечественная Война 1812г. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Просвещение и образование. В России оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных. Для гос-ных крестьян были предусмотрены приходские училища(1 год). Образцовым заведение стал Царско-сельский лицей.(Пушкин, Пущин, Дельвиг). Широко была распространена система домашнего образования. Отсутствовало женское образование, только несколько закрытых институтов. В политике правительства доминировали консервативные тенденции в отношении начального и среднего образования. Однако открывались новые университеты (В Петербурге, Харькове, Казани). Университеты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Складывался слой русской интеллигенции.(поэт Кольцов, публицист Полевой.). Наука. Началось выделение самостоятельных научных дисциплин. Вели свою деят-ть ученые (биолог Павлов, математик Лобачевский, создавший неевклидову геометрию, астроном Струве.) Важные открытия в области электротехники, механики, биологии. Создание электромоторов, первый паровой двигатель (братья Черепановы), 1-ая железная дорога. Крузенштерн и Лисянский (Аляска и Камчатка). Белиинсгаузен и Лазарев (открыли Антарктиду). Гуманитарные науки выделились в особую отрасль. Усилилось стремление познавать Русскую историю. Было опубликовано “Слово о полку Игореве”, 8 томов “История гос-ва Российского” Н.М. Карамзина.29 томов “ История России с древнейших времен” С.М. Соловьева. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил русского литературного и разговорного языка, т.к. многие дворяне не умели не читать. не писать на русском языке. В литературе этот век называли “золотым веком”. Классицизм уступил место сентиментализму (“Бедная Лиза” Карамзина.). Героические события войны 1812 г. способствовали проявлению романтизма. Во второй четверти 19 века начал утверждаться реализм. В России основоположником стал Пушкин. (Евгений Онегин). Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалось в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями. Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор". Балет. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты "чистейшего классицизма". Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. В репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой ("Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" А.С. Пушкина). Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев). Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру. Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский. Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу". В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И.П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. Архитектура и градостроительство. Русская архитектура 1 половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту АД. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. По проекту А.А. Монферрана был создай Исаакиевский собор - самое высокое здание России того времени. Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями университета (перестроенными Д.И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О.И. Бове). Существенные преобразования затронули лишь центр старой столицы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной.

 

32. Крестьянская реформа 1861 года: причины, содержание, итоги.

1855 г. - вступление на престол императора Алексан­дра II. Проявление нового

подхода в политическом кур­се: разрешен свободный выезд за границу, объявлена

амнистия декабристам, проведен ряд других либераль­ных мер. Узел проблем,

стоявших перед Россией - крес­тьянский вопрос. Мысль императора о гом. что

"лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться. пока оно само

собой начнет отменяться снизу".

Сотрудники Александра II по подготовке крестьян­ской реформы: великий князь

Константин Николаевич (брат императора), Н.А. Милютин. К.Д. Кавелин, гене­рал

Я.И. Ростовцев. Ход подготовки реформы: 1857 г. создание Секретного комитета

(попытка правитель­ства добиться от дворянства инициативы в решении

крестьянского вопроса); 1858 г. - создание губернских дворянских комитетов

для выработки проектов рефор­мы. Выявление двух точек зрения на решение

крестьян­ского вопроса: освободить крестьян без земли иди с маленькими

наделами (позиция большинства помещи­ков); освободить крестьян с землей за

выкуп (позиция либерального меньшинства). Поддержка императором точки зрения

либералов. 1859 г. - создание Редакцион­ных комиссий для обработки проектов

дворянских ко­митетов, сыгравших главную роль в подготовке проек­та реформы,

19 февраля 1861 г. - подписание Александром II ма­нифеста "О всемилостивейшем

даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывате­лей" и

"Положение о крестьянах, вышедших из крепо­стной зависимости". Получение

крестьянами личной свободы и большинства общегражданских прав. Уч­реждение

крестьянского самоуправления, которому пе­редавался сбор податей и ряд

судебных полномочий. В то же время крестьяне по-прежнему платили подушную

подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям.

Сохранялась крестьянская общи­на и общинное землевладение.

Реформа 1861 г. обеспечивала сосуществование двух типов хозяйств - крупного

помещичьего и мелкого кре­стьянского. Крестьянам предоставлялись наделы земли

в среднем на 20 % меньше тех участков, которыми они пользовались при

крепостном праве. За землю кресть­яне выплачивали помещикам выкуп, величина

которо­го в 1.5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80 'г выкупной суммы

помещикам выплачивало государ­ство. Крестьяне в течение 50 лет должны были

выплачи­вать долг государству с процентами. В 1859 - 1863 гг. проведена

реформа удельных крестьян (принадлежав­ших императорской фамилии), в 1S66 г.

- реформа го­сударственных крестьян.

Крестьянская реформа создала значительные воз­можности для аграрного развития

России, однако сохранила и немало пережитков (сословная обособлен­ность

крестьян, община). Большие трудности создава­ло крестьянское малоземелье. В

будущем крестьянская реформа нуждалась в дальнейшем развитии - застой или

поворот назад грозил революцией.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)