АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука и общество. Американский философ и методолог науки Пол Фейе-рабенд — один из крупных представителей постпозити­визма

Читайте также:
  1. I.1.6. Философия и наука
  2. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  3. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  4. III. «Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.
  5. IX.1. Что такое наука?
  6. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  7. IX.9.Наука и религия
  8. VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
  9. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  10. Акционерное общество
  11. Акционерное общество как юридическое лицо: порядок образования, правовое положение
  12. Александрийская наука

Американский философ и методолог науки Пол Фейе-рабенд — один из крупных представителей постпозити­визма. В своей концепции науки он исходит из того, что

1 Лакатос И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 137-138, 148.


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

в обществе существуют различные идеологические тече­ния (историчные по своему существу), одним из которых является наука. Последняя не может заменить другие те­чения и не есть тем более «единственно возможный спо­соб решения проблем», — наряду с такими способами как религия, миф, различные иррациональные подходы, ма­гия, колдовство и т. п. Всякий иной подход, по мнению Фейерабенда, искажает сущность науки и ее место в об­ществе. Вот почему он убежден, что «наука, претендую­щая на обладание единственно правильным методом и единственно приемлемыми результатами, представляет собой идеологию и должна быть отделена от государства, и в частности от процесса обучения»1.

Подчеркивая недопустимость абсолютизации науки и ее методов, американский исследователь считает, что все-таки наука «обладает не большим авторитетом, чем любая другая форма жизни» — религиозные сообщества, племе­на, объединенные мифом и др. Фейерабенд серьезно обес­покоен тем, что «в тоталитарных государствах наука нахо­дится под надзором государственных органов» и считает совершенно недопустимым такое положение, когда «шай­ки интеллектуальных паразитов разрабатывают свои убо­гие проекты на средства налогоплательщиков и навязыва­ют их молодому поколению в качестве «фундаментальных знаний»2. Тем более — а это и есть чистейший монопо­лизм в науке — когда эти «шайки» захватывают целые НИИ и определяют, кто может войти в их избранный круг. На­ука, считает Фейерабенд, может развиваться только в со­ответствии с демократическими принципами. А для этого нужны такие социальные условия, которые бы способство­вали развитию новых научных идей, а не душили бы их различными догмами и предрассудками.

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 465.

2 Там же. С. 132.


________________________________Глава XI

Философ подвергает резкой критике так называемый «научный шовинизм», согласно которому все, что несов­местимо с наукой и ее результатами, должно быть устра­нено (например, древневосточная медицина — иглоукалы­вания, прижигания и т. п.). Не отрицая необходимости вненаучного контроля над наукой, американский фило­соф полагает, что такой контроль не может быть навязан извне насильственными, политическими средствами. Наи­лучшим же средством для того, чтобы заставить замолчать научную совесть ученого, он считает «все-таки доллар».

Фейерабенд ни в коей мере не принижает роль науки, а наоборот, всемерно подчеркивает ее важное значение для жизни общества в целом и каждого человека. Вместе с тем он постоянно напоминает, что наука — лишь один из главных инструментов, которые человек изобрел для того, чтобы «овладеть своим окружением», один из способов изу­чения мира. Причем это отнюдь не единственный и со­всем не непогрешимый «инструмент». Уважая «большую науку» и ее колоссальные возможности, Фейерабенд тем не менее рекомендует «поставить науку на ее место как интересную, но ни в коем случае не единственную форму познания, обладающую большими преимуществами, но не лишенную и многих недостатков»1. Именно потому, что наука в наше время стала слишком влиятельной, очень опас­но оставлять ее в «состоянии непогрешимости», абсолюти­зировать ее роль в обществе.

Наука как таковая в ее целостности — предмет теорети­ческого исследования философии науки, состояние кото­рой не удовлетворяет Фейерабенда. Основную ее слабость он видит в том, что она все еще остается неисторичной. Кроме того, ей присущи абстрактность, схоластичность, выхолощенность, недооценка (и даже игнорирование) со­циальных факторов развития познания, и вообще — «нена-

1 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. С. 368.


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

учность». Философ солидарен с теми методологами, кото­рые считают необходимым «создание такой теории науки, которая будет принимать во внимание историю. Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим пре­одолеть схоластичность современной философии науки»1.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)