АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука — «сама себе философия» (О. Коит)

Читайте также:
  1. I.1.6. Философия и наука
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. IX.1. Что такое наука?
  4. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  5. IX.9.Наука и религия
  6. VI. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
  7. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  8. Александрийская наука
  9. Американская наука в ХХ веке
  10. Андрагогика – наука обучения взрослых
  11. Аннотация дисциплины «Философия»
  12. Античная наука

Огюст Конт — французский философ первой половины XIX в., один из основоположников позитивизма и социо­логии. Он исходил из того, что единственным источником подлинного знания является система частных наук, кото­рые только и могут дать «общими усилиями» позитивный, положительный (т. е. данный, фактический, несомнен­ный) материал.

О. Конт полагал, что «наука — сама себе философия» и что «метафизика» (т. е. философия) как учение о сущ­ности явлений, об их началах и причинах должна быть ус­транена, а ее место должна занять позитивная философия.


Философские образы науки и ее методов

Последнюю он мыслил как синтез, «совокупность общих научных положений» всего обширного положительного ес­тественно-научного и социального материала. Вот поче­му созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Поиски же первых или последних при­чин Конт считает «абсолютно недоступным и бессмыслен­ным» занятием.

Применяя принцип историзма, т. е. полагая, что «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей», Конт показывает, что человечество пришло к позитивной философии в ходе развития его ума. В этой связи он выделяет три основных стадии (состояния) ин­теллектуальной (теоретической) эволюции человечества.

В первом, теологическом (или фиктивном), состоянии человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов. Во втором, метафизическом (или абстрактном), состоянии сверхъес­тественные факторы заменены абстрактными силами, на­стоящими сущностями («олицетворенными абстракция­ми»), с помощью которых и объясняются все наблюдае­мые явления. В третьем, научном (или положительном), состоянии человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и эксперимен­тами, познать действительные законы явлений. При этом необходимо отказаться от возможности достижения абсо­лютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Прохождение трех указанных состояний (стадий) Конт называет главным, основным законом развития челове­ческого ума в различных сферах его деятельности. Исходя из этого общего закона, он определяет истинную природу положительной философии. Эта природа (т. е. основная характеристическая черта последней) состоит, по его мне­нию, в признании всех явлений подчиненными неизмен­ным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех познаватель­ных усилий. В качестве примера Конт приводит ньюто-


_________________________________Глава II

новские законы тяготения («чудная теория» Ньютона), с помощью которых объясняются все общие явления все­ленной.

Указывая на «разъедающее влияние» специализации на­учного труда, Конт выводит отсюда необходимость «новой науки» (т. е. положительной философии), которая и при­звана к тому, чтобы «предупредить разрозненность челове­ческих понятий». Говоря о пользе и о назначении положи­тельной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства.

Во-первых, изучение этой философии дает единствен­ное рациональное средство обнаружить логические зако­ны человеческого ума, к отысканию которых, как считает Конт, применялись малопригодные средства.

Во-вторых, прочное обоснование положительной фи­лософии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образо­вания, где все острее возрастает потребность в приобрете­нии совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности. Особенно важным Конт счита­ет глубокое освоение того, что составляет суть частных наук — их главные методы и наиболее важные результаты.

В-третьих, специальное изучение общих выводов наук в их целом способствует прогрессу отдельных положитель­ных наук.

В-четвертых, важнейшее свойство положительной фи­лософии состоит в том, что ее можно считать единствен­ной прочной основой общественного преобразования.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)