АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 19. Гегель: методологическое значение Гегелевской ФП для современной теории и практики правового государства

Читайте также:
  1. B) наиболее часто встречающееся значение признака в данном ряду
  2. I и II ополчения: их состав, значение.
  3. I. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
  4. I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
  5. I. Перечень вопросов и тем для подготовки к экзамену
  6. I. Понятие и значение охраны труда
  7. I. Психологические операции в современной войне.
  8. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  9. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  10. II. Вопросительное предложение
  11. II.Организация проезда студентов и преподавателей на место практики и обратно
  12. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин

 

Россия, согласно Конституции, – правовое государство. Идеологически – это было приоритетным лозунгом в течение четверти века. В настоящее время большее акцентирование переносится на формулу: Россия – социальное государство.

Гегель никогда не употреблял термин «правовое государство». Он описывал эволюцию государства именно как саморазвитие идеи свободы.

Гегель: «Государство – это действительность нравственной идеи», «государство – это нравственный универсум».

Гегель выделял 2 основные функции государства:

организация и обеспечение порядка;

нравственная функция государства, от которой, в конечном счете, не отделим порядок ни в базовом, ни в надстроечном отношении.

Сейчас все более набирает силу потребность в идеологии. Эта мысль появилась в эфире последние 1,5 года притом, что в ст. 13 Конституции России записано «что никакая идеология не может быть признана государственной».

Называя себя правовым, государство берет на себя ряд обязательств, например, быть субъектом права, формировать правовое общество, т.е. протекционировать реализацию его главных условий: в немецкой классической философии и в российской ФП основными условиями правового государства считались - просвещенность, образованность и культура граждан.

Недостаточно идеологических общих ориентиров, которые бы объединяли всю многонациональную страну. Речь идет о формировании общих духовных ориентиров. Их поиск – это задача, которая не может решаться сверху. Ее решение должно начинаться с системы образования, в которой надо отдать должное подлинным нравственным, духовным и культурным приоритетам + преодолеть доминанты тестовой модели образования и оценки его уровня. Тестирование может быть, но не в столь тотальном для системы образования статусе. Нельзя превращать обучение в подготовку к викторине.

Правовое государство является неизбежным следствием просвещенности, образованности и культуры граждан. У таких граждан просто не может быть президентов с криминальным прошлым.

В большинстве случаев правовое государство отождествляется с реализацией доктрины прав человека. Это правильно, но только в том случае, если верно интерпретируется сама доктрина. Сегодня в доктрине прав человека акцентируется не свобода (в кантовском понимании), а произвол нарушать все нравственные традиции, устои, все этические и культурные нормы на том основании, что индивиду так удобно.

Сама доктрина прав человека сегодня замкнута на неправильное понимание свободы как произвол.

Гегель писал в «ФП», что нередко судьи пытаются оправдать преступные поступки «восторженностью», т.е. состоянием обостренного желания.

Гегель называл эту особенность «дурной особенностью» ( это то, что человек считает возможным для себя проявить лишь на том основании, что относится к этому «восторженно», не считаясь с тем, что это запрещено моралью, культурой, законом).

В «дурной особенности» нет всеобщего. «Если право защищает особенность только потому, что это особенность как таковая, то оно может послужить и дурной особенности».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)