АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цивилизационный подход

Читайте также:
  1. Бихевиористский подход.
  2. В-19 Типология государства: цивилизационный подход?
  3. Вопрос. Подходы к управлению. Ситуационный подход.
  4. Кейнсианский и неоклассический подход.
  5. КРИТЕРИЙ 6. Новизна, актуальность и творческий подход.
  6. Макроэкономическое равновесие. Кейнсианский и неоклассический подход.
  7. Методология юридической науки. Ее понятие и значение. Материалистический и идеалистический подход. Значение диалектики. Общие и частнонаучные методы познания государства и права.
  8. Процессный подход.
  9. Соционистический подход.
  10. Тема 5. Концепции становления общества: цивилизационный
  11. Тема 7. Концепции становления общества: цивилизационный
  12. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство.

Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающегося общностью религиозных, национальных, культурных, географических и др. признаков. Это социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Нужно учитывать весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлечённой игры политических сил и раскрыть связь государственной власти и морали, культуры.

3. Разнородность культур – во времени и в пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. Особое значение придаётся различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации об­ществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций. Цивилизационный подход обосновывается иде­ей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты.

Исторический процесс привёл к складыванию свыше двух десятков цивилизаций.

Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются в 1). отношениях между обществом (государством) и природой; 2). межгосударственных отношениях; 3). в их взаимосвязях с обществом.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Они делятся на первичные и вторичные. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др. В них проявилось отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Государство во многом было элементом, подчинённым культурно-религиозной системе.

Такой подход игнорирует важные положения исторического мате­риализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов произ­водства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Несомненно, особенности той или иной цивилизации оказывают влияние на политический строй, государство и право, но до сих пор пока не удалось на этой основе построить более или менее приемлемую типологию государства.

Нельзя абсолютизировать эти два подхода. В основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, цивилизация. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и тем самым прервать поступательное формационное развитие производства. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократиче­ские. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические (критерий - государственно-правовой ре­жим). В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винти­ком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо дикта­тора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В право­вом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом». Ав­торитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности. Либеральное го­сударство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, за­конодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя. В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Приведенная типология го­сударств в общем и целом применима и к праву.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)