АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пост-глобализация, определяющая нынешнее состояние людей

Читайте также:
  1. II. Контроль за санитарным состоянием холодильников
  2. IV. Состояние дыхательной функции
  3. IV. Состояние слухового внимания
  4. IX. Состояние речевой моторики
  5. V. Состояние голосовой функции
  6. V.Настоящее состояние. (STATUS PRESAENS)
  7. X. Состояние речевой моторики
  8. Анализ коэффициентов, характеризующих финансовое состояние банка
  9. Бібліотека єднає людей.
  10. БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ДОХОДЫ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  11. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика: моделирование влияния на равновесное состояние, эффективность, тактические цели.
  12. В задачу медсестры входит оказание психологического воздействия на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.
    ПОСТ-ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (управляемый хаос вместо всеми принятого порядка) Цифровая цивилизация – единая универсальная система наблюдения, контроля и измерения, присваивающая количественные рейтинги всему и вся. Культура телесного наслаждения вытесняет культуру духовного переживания.
  Наука– признание наукой только позитивистских (числовых) исследований и выдавливание из науки гуманитарного знания, как помехи для начало проектирования гебрида человека и техники (киборгов).   - Человек, как ряд чисел, определяющих его ценность по шкалам множества рейтингов. - Человек оказывается в «прозрачном доме», наблюдаемый всюду видеокамерами и т.п.. - Нейроэкономика, ориентирующаяся на физиологические реакции мозга, а не на сознание человека. - Подготовка к замене органов организма человека техническими устройствами для обслуживания работы только его мозга. - Человек перестает быть тайной. - Подмена служения, как исполнения долга, работой за деньги, извлечение прибыли.   - Формирование человека 21 века с использованием электронных средств вместо книг и живого общения с учителем. - Разрушение литературного языка, сокращение тезауруса и замена его на ломаный английский язык. -выращивание новых поколений людей-потребителей вместо людей-творцов. - Превращение в недоступный дорогой товар научных знаний, эстетики, этики в системах образования и культуры. - Запутывание научной картины мира и отказ от формулирования цели жизни.  
  Религия – теряет свои позиции под давлением антиклерикальных группировок, средствами СМИ, ТВ, экономики, масс-культуры сокрушающих традиционные нравственные заповеди.   - Сокращение населения из-за трудностей его жизнеобеспечения - Сокращение рождаемости и разрушения семьи (отменой понятий пола, мама и папа (теория жанров), переходом на однополые браки и т.п.). - Сокращение населения планеты из-за распространения наркотиков, алкоголя, гебридных войн. -Человек перестает быть «мерой всех вещей», создаются массы лишних, ненужных людей. - Как «разновидность воровства" считается перераспределение доходов в пользу социальных неудачников. -Подавление идеи смысла жизни.     - Популяризация тотальной свободы в борьбе против традиционных ценностей: Рождества, деда Мороза, Новогодней елки. - Обозначение "социальными паразитами" тех, кто не входят в пирамиду профессий (пенсионеры, дети, домохозяйки) и "социально малозначимые" граждане: заключенные, бедняки, больные». - Замена гуманитарных ценностей человека (не исчисляемых числами) его измеряемыми, количественными признаками (доход, статус,). - Замена веры, а потом и доверия результатами разных выборов.

 

Но не это предмет для психологов и психотерапевтов. Главное то, что самые радикальные изменения происходят с человеком, людьми и обществом. Пока машины отвлекали внимание психологов на изменение внешней, материальной среды, они отвели человеку совсем другое место в жизни и в обществе, нежели то, к которому мы привыкли. Что это значит?

Во-первых, людей стало чрезвычайно много, около 8 миллиардов, что близко к тому пределу, который рассчитал акад. С. Капица. Людей стало больше, чем жизненных ресурсов: воды, пищи, пространства для комфортной жизни, занятости, даже солнца и воздуха, работы и труда. Человек незаметно перестает быть высшей ценностью, потому что с точки зрения пост-глобализации уменьшение человечества вдвое или втрое ничего не ухудшит на планете, а экономически, экологически и социально только улучшит. Это объясняет, почему людей безжалостно, безо всякого сожаления истребляют в локальных, гебридных, террористических, наркотических войнах, а сожаление мирового сообщества о потерях масс людей становится формальностью, лицемерными обрядами, типа заседаний Совета безопасности ООН. Снова возник призрак феномена «ненужных, лишних людей», которых нечем занять, нечем кормить, от которых даже надо защищаться элите, тем, кто оказался в числе нужных людей. Что делать психотерапевту, который восстанавливает психику человека, который не нужен экономике, как «социальный паразит», который тяготит общество своим назойливым присутствием, с которым не знает, что делать политика? Это вопрос №1.

Второй вопрос: пост-глобализация внезапно обнаружила, что многовековые усилия медицины, фармацевтики, социального обеспечения создать совершенного человека ни к чему не привели. Оказалось, что организм человека состоит из крайне ненадежных органов, которые непрерывно выходят из строя, а их лечение-восстановление так дорого, что расходы в разы больше доходов, которые можно получить от вылеченного человека. Все эти ненадежные органы, предположительно, только обеспечивают функционирование мозга человека, требуя для своего содержания такие ресурсы, которых нет на планете. Человек оказался исключительно не экономичной и не технологичной машиной. Очевидно, так появилась пост-глобальная идея, согласно которой необходимо отделить нужный обществу мозг, и обеспечить его работу более экономичными и надежными техническими устройствами.

Это не литературная идея писателя Александра Беляева, а реальная практика сегодняшнего дня – ведется активная разработка «нейроинтерфейса, с помощью которого человеческий мозг сможет управлять искусственным телом, осуществлять моторный контроль и пять видов чувств», обсуждается «Моторный контроль и пять чувств для искусственного тела (протеза) человека». Тематика научных институтов, работающих в этом направлении выглядит так: «Эра нейронауки. От нейропротезов к полной эмуляции мозга и Аватару В», «Живой мозг в искусственном теле». Это реальные проекты.

Ставятся вполне технологически достижимые к 2045 году вопросы:

• «Дает ли биологическое тело мозгу нечто такое, без чего он решительно не может обойтись? Какими еще узами скреплены мозг и тело?»

• «Что нужно живому мозгу, чтобы жить и функционировать отдельно от биологического тела?»

• «Как можно сохранить функциональную активность мозга, извлеченного из стареющего тела, заменив его на полностью искусственное?»

Отвечать на эти вопросы психологам и психотерапевтам надо уже сегодня, а не потом, когда пост-глобализация создаст совершенного нового человека, которого не знала ни наука, ни история, ни фантастическая литература.

Третий вопрос заключается в том, что идея «человека-аватара» постепенно практически отменяет все известные нам нормы морали, нравственности и права. Именно этим объясняется стремительный ход сексуальной революции, ювенальной юстиции, сокрушающих институт семьи, брака, природные отношений мужчин, женщин и детей. В этом же русле радикально изменяется вся система образования, которой удалось добиться того, что золотые медалисты не знают, кто такой Н.В.Гоголь, не понимают А.С.Пушкина, считают, что В.Гюго – это футболист, но искусно владеют прикосновениями к экранам навигаторов, планшетов, - того, что очень скоро окажется в их теле, и будет управлять сначала их поведением, а потом и их мозгом. Похоже, что они согласны и на это, потому что они не знают того, на что ориентируются «отсталые» психологи и психотерапевты. Вопрос о норме и нарушении нормы встает в полный рост. На соблюдение каких норм ориентировать растерянного пациента, если то, что вчера было святотатством, стало приветствоваться, невероятное становится простой житейской практикой? Чего бояться, чего стыдиться, что осуждать во времена пост-глобализации? Основная идея пост-глобализации подкупающе проста: «Свобода, и ничего кроме свободы», как у Ленина: «Земля крестьянам, заводы рабочим» - «Можно все, что не запрещено законом!» Вопрос к психотерапевтам: «А что нельзя?»

Четвертый вопрос. Когда появилась идея толерантности, то многие простодушные люди, решили, что речь идет о необходимости принимать без конфликтов людей других религий и народов. В решении этого вопроса идея толерантности не только провалилась, но усугубила межнациональные и межрелигиозные конфликты и в ЕС, и в США. Но эта идея, скрываясь за межнациональными отношениями, незаметно превратила однополые браки, эфтаназию, аватары из осуждаемых явлений в признаки прогресса и современности. Толерантность к предстоящей замене органов человека на их технические аналоги формируется пропагандой безобидного вторжения в человеческое тело татуировки, вживления металлических деталей во все части тела, совершенно ненужные пластические операции, искусственное оплодотворение, уравнивающее его с животными и т.п. Толерантность означает терпимость абсолютно ко всему, что будет происходить с человеком и с его поведением. Сейчас важно понять границы толерантности психологов и психотерапевтов, работающих с пациентом, который, по их мнению, нуждается в помощи, но сам часто выступает в роли ретрограда, идущего против пост-глобальных изменений.

Перед теорией и практикой психологии и психотерапии стоят четыре вопроса и совершенно новые задачи: понимание новой жизни, нового человека, своего места в их отношениях. Сначала глобализация, а сейчас и пост-глобализация пытаются заменить собой психологию и психотерапию на социально-психологические тренинги, нейро-лингвинистиское программирование, психофармакологию, а скоро и на прямое дистантное стимулирование головного мозга человека. Как себя вести психологам и психотерапевтам во время действия пост-глобализации? Если ли выход и решение?

Думаю, что выход из создавшего положения, конечно, есть: чтобы не происходило во внешней жизни человека, а во внутреннем плане он будет вечно сохранять свою вечную естественную константу – стремление к счастью. И в прокладывании дороги к счастью для человека, получившего психическую травму – несчастного человека, заменить психологов и психотерапевтов никто и ничто не сможет. Достаточно сопоставить возможности для счастья кибер-человека и человека «на все времена», чтобы не потерять оптимизма, и игнорировать в работе с клиентом давление внешних пост-глобальных изменений.

Ахилловой пятой пост-глобализации является непониманием ее идеологами феномена счастья: переживания человеком полноты бытия, связанного с его самоосуществлением. Человек совершенно счастлив, если самоосуществляются все его высшие психические функции. Для счастья, например, должны самоосуществиться его мышление, или воля, или опыт в форме признания, принятия, применения его достижений в профессиональной, в общественной, в личной жизни. Человек счастлив, когда продукты его ума, воли, характера в виде изобретений, произведений, достижений в труде, в личных отношениях обретают потребительную стоимость: их покупают, принимают в дар, ими пользуются, за них благодарят и т.д. Человек счастлив, когда он понят, принят, признан.

Но человек несчастлив, если по внутренним или внешним причинам, часть его высших психических функций не самоосуществляются. Внутренние причины – или отсутствие содержания, которое должно самоосуществиться (он необразован, невоспитан, неумел, неактивен). Или есть внутренние психологические барьеры препятствующие самоосуществлению: застенчивость, скромность, неадекватность поведения. Внешние причины – это непринятие обществом самоосуществляющегося человека в форме, например, отказа в работе, публикации, любви и т.п. Или это прямой запрет на такое самоосуществление в форме, например, тюремного заключения, изгнания и т.п. Общество в зависимости от своих целей или облегчает, или затрудняет самоосуществление индивидных свойств человека (нейродинамика, половые, возрастные, конституция), субъектных свойств (воля, мышление, аффект, перцепция), его личностных свойств (направленность, способности, темперамент, характер), свойств его индивидуальности (опыт, индивидуальная история, продуктивность, особенности). (См. рис. 1.)

Санкт-Петербург, СПбГУ.

Человек, получивший психическую травму, непременно придет к психотерапевту, потому что счастье играет роль аккумулятора, который «дает искру» для активности, труда, работы, деятельности. Только переживание счастья обеспечивает то, что психологи именуют «подъемом жизненных и творческих сил». Переживание мгновений счастья, хотя бы краткое и редкое, «заряжает психологический аккумулятор», поднимающий жизненные силы человека.

Но счастье - труднодостижимое переживание, которого не достичь никакими научно-техническими достижениями пост-глобализации. Спорят с этим те, кто сами не достигли счастья, не испытали его переживания, и поэтому отрицают его существование. Не достигли потому, что счастье можно пережить только в момент наивысшего напряжения всех сил личности: в труде, в бою, в поиске истины, в интимной жизни. Далеко не все люди способны и согласны на запредельные психические усилия, и эти люди утверждают, что счастья нет. Научно-технические достижения пост-глобализации предлагают кратчайший, малозатратный, технический путь к счастью человека. Многие люди на это попались, пустившись на поиски счастья в виртуальном сетевом пространстве. Ошибка в том, что счастье не может быть малозатратным: оно возможно только при наличии у человека реального объекта, которого можно коснуться рукой, ощутить его запах и тепло, звуки его голоса, и ради которого он готов на запредельное напряжение ума, мышц, воли, терпения.

Те, кто избегают предельного напряжения, как неприемлемого для них, переживания счастья никогда не испытают. Более того, признаком счастья является готовность к страданию, что совсем противоречит порочному его пониманию, как «ощущению наивысшего довольства чем либо» (Словарь Ожегова). Только счастливый человек готов жертвовать жизнью, терпеть невыносимую боль, отказываться от любого наслаждения ради источника своего счастья. Все достижения, все подвиги совершили счастливые люди: Ян Гус и Николай Коперник пошли на костер ради открывшейся им истины. Родители отдают жизнь, защищая своих детей. Примеров тьма. Это имел ввиду И.С. Тургенев, когда писал: «Хочешь быть счастливым? Научись сперва страдать».

Известно, что счастьем нельзя владеть – оно обязательно предмет для передачи, и у него нет другого предназначения. Человек счастлив лишь в тот момент, когда он «передает» другому человеку свое переживание счастья, которое он испытывает. Счастливый человек всегда страдает от того, что другой человек не может разделить с ним наслаждения от созерцания необыкновенного пейзажа, высоты полета, вида глубин океана, проникновения в тайну природы, восторга от победы в поединке и т.п. Человек, ощутивший наслаждение от чего либо, немедленно утрачивает счастье, если не пытается поделиться им с другим человеком. Поэт М.Светлов говорил: «И если не радость и счастье, то что же мне людям дарить?».

Известно, что счастье, превращенное в удовольствие, теряет свой смысл и свою силу. Счастье появляется всегда не потому что, что к нему стремятся, а потому, что оно является естественной «платой» за предельное усилие ради кого-либо. Еще Ст. де Буфле писал, что удовольствие – это счастье глупцов. Сенека предупреждал, что чем больше стремишься к счастью, тем больше от него отдаляешься. К.Бальмонт писал, что «счастия искали, счастья не нашли». О.Хаксли говорил, что счастье возникает, как побочный продукт. Как кокс при производстве металла. Спинозе принадлежит мысль, что счастье – это не награда за добродетель, а сама добродетель.

Для психологов и психотерапевтов счастье – интегральный показатель эффективного состояния человека, которое формируется четырьмя дифференциальными переживаниями: а) индивида, когда он испытывает любовь; б) субъекта – когда он создает своим трудом потребительную стоимость; в) личности – когда он обладает верой в истинность стратегии своей жизни, г) индивидуальности, когда он обладает надеждой, выстраданной им в интеллектуальных поисках. Поэтому политика манипулирует не напрямую переживанием счастья, а косвенно, через нагнетание любви или ненависти (обобщенный показатель самоосуществления индивида), через возможность трудиться или лишение работы (обобщенный показатель самоосуществления субъекта), через укрепление веры людей в человека и общество или ее уничтожение (обобщенный показатель самоосуществления личности), через формирование у человека надежды на лучшее будущее или ее разрушение (обобщенный показатель самоосуществления индивидуальности).

Достижение счастья с помощью психологов и психотерапевтов – это структурирование внутреннего психологического пространства человека, которое делает его независимым и свободным от любых деформаций внешнего психологического пространства пост-глобализацией или иным политическим режимом. Будучи счастливым, человек сохранит адекватность и адаптивность к любым внешним воздействиям, не прибегая ни к каким защитным средствам типа алкоголя, наркотиков, криминала или ненависти. За более чем семьдесят лет своей жизни, мне посчастливилось быть знакомым с людьми, которые прошли через огонь революций, войн, репрессий, голода, предательства, но не утратили при этом ни адекватности, ни адаптивности, ни оптимизма потому, что они умели быть счастливыми, они умели жить. Они своей жизнью доказали, что счастье не зависит от условий жизни, комфорта, даже безопасности, материального достатка. Умение жить – это умение быть счастливым. Но многим на этом пути нужна помощь психологов и психотерапевтов, которые имеют ответы на четыре вопроса, на которые я искал ответы в этой статье.

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1923.
  4. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии, как объективной науки. СПб., 1911.
  5. Бурикова И.С., Коновалова М.А., Пушкина М.А., Юрьев А.И. Опыт измерения человеческого капитала. – СПб., 2009.
  6. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1918.
  7. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.
  8. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  9. Юрьев А.И. Страна Россия: быть или не быть? Психолого-политическое исследование. В журн. Информационные войны., №3. (19) 2011.
  10. Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала. Под ред. Проф. Юрьева., СПб., 2006.
  11. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. Л., 1992.

 

Юрьев Александр Иванович

профессор, доктор психологических наук.

Санкт-Петербургский государственный Университет

Факультет политологии,

Заведующий Лабораторией политического консультирования,

yuriev@robotek.ru

 

СПб, 101114

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)