АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О чтении Священного Писания

Читайте также:
  1. Акцент на разнообразии выгодно повлиял на процесс написания музыки?
  2. АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
  3. Библиографический аппарат и правила библиографического описания документов
  4. Вынес ли ты для себя какие-то уроки за время написания, которые будешь использовать в дальнейшем?
  5. Высшая Сущность и книга священного закона
  6. Дата подписания договора «____»_____ 20 _года.
  7. Единые правила написания личного письма
  8. Клише для написания сочинения 15.3
  9. Композиция и описания
  10. Краткая схема библиографического описания
  11. Методика и технология написания и защиты дипломной работы.
  12. Методы описания движения

2.35. Отцу города Димосфену.

Если не возлюбишь блаженных и подлинно Божественных словес Писания, то уподобишься скотам несмысленным и бессловесным.

2.36. Каллистиану.

Как из желания поддержать жизнь обыкновенно едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению слов Божиих должны мы прилепляться сердцем, не зная в этом и сытости.

2.131. Диакону.

Когда видишь, что человек неверующий и миролюбец хвалится суетою привременной мудростью и уничижает Богодухновенное Писание, потому что нет в нем красноречия, то знай, что он Нееман Сириянин, весь прокаженный за неверие, пока не познал Благодетеля Бога и Господа всяческих. И Нееман весьма удивлялся великим рекам в Дамаске, который никак не могли и одного прокаженного очистить от испестрившей тело проказы, Иордан же в земле Израильской уничижал. Ибо и мы, как мысленные Израильтяне, имеем у себя Иорданские струи Божественного Писания, который по одному произношенью слова кажутся ничтожными и маловажными. Но по силе таинстве, сокрытых в учениях Христовых, — этой воде, текущей в жизнь вечную, врачующей, очищающей, просвещающей всех верующих, — они сверхъестественны, чудны, славны и превозносимы во веки веков.

2.189. Председателю Нумению.

Сам от себя скрываешь, что диавол ставить тебе сети. Ибо он внушает тебе такие мысли, будто бы вовсе нет никакой пользы от чтения, чтобы при великом нерадении и забвении Божественных заповедей повредить и искоренить в тебе всякую правую мысль, из которой, конечно, в свое время родилось бы правое деяние. Сей то мысленный змий (ибо Наас толкуется «змий») угрожал некогда Израильтянам тем, что всякому из них выколет правый глаз, то есть истребит всякий добрый помысл. Чтением же Богодухновенных Писаний люди приобретают многие блага. Поэтому, если хочешь сохранить душевное око и победить злейшего советника — разумею сущего в тебе аммонитянина Нааса — соделать око зорким, найти себе путь ко всему прекрасному, то не ленись быть внимательным к святому чтенью.

3.161. Диакону Титу.

Сказано: манна «угождая воли» вкушающего, «якоже кто хотяше, превращашеся» (Прем. 16, 21); потому что в слове Божием есть качество всякой духовной снеди. Для возрожденных водою и Духом бывает оно «нелестным млеком» (1 Петр.2,2), для «изнемогающих» оказывается «зелием» (Рим. 14, 2). Имеющим же «чувствуя, обучена в разсуждение», слово подает твердую «пищу» (Евр. 5, 14) и «всем» бывает «вся» (1 Кор. 9, 22), да спасется человек и сподобится вечной жизни.

3.254. Чтецу Дидиму.

Не будем ленивы и нерадивы к тому, чтобы молиться, петь псалмы и поучаться во всяком учении Святаго и достопокланяемого Духа. Ибо в изречениях богодухновенного Писания сокрыто царствие небесное, открывается же постоянно пребывающим в молитве, в безмолвии, в псалмопении и в чтениях, которыми обыкновенно просвещается ум.

О покаянии

1.208. Анфипату Игнатию.

Иному, если и впал в пасть зверя, разумею диавола, можно избавиться от сего покаянием. Так в Коринфе имевший жену отца своего избавлен и спасен из гортани врага (1 Кор. 5,1), прежде нежели был поглощен «многою скорбию» (2 Кор. 2, 7) и, по причине малодушного уныния и отчаяния, вмещен уже во утробу зверя.

1.216. Председателю Аристотелю.

Сетование о грехах имеет услаждающую скорбь, и горечь его, приправляемая благою и полезною надеждою, оказывается подобною меду. А потому оно питает душу, проясняет мысли, утучняет сердце и цветущим делает самое тело. И прекрасно воспевает Давид: «быша слезы моя мне хлеб день и нощь» (Пс.41,4).

1.268. Пресвитеру Евриклу.

Покаяние оживотворяет умерщвленного грехопадениями, ибо оно есть признак возрождения и последнее знамение воскресения, отсюда уже усматриваемого очами.

2.220. Схоластику Феоклису.

Прекрасное покаяние имеет столько силы, что во мгновение времени освободит от тысячи грехопадений и на самом одре борющегося с смертью, если он прибегнет к покаянью. Ибо теснота обстоятельств не стесняет Божиего человеколюбия. Написано в пророческой книге: «егда», отвратившись от самых худых дел своих, из глубины сердца «воздохнеши, тогда спасешися» (Ис. 30, 15). И в этом да уверит тебя смиренный мытарь, с воздыханием принесший краткую молитву, и немедленно получивший оставление многочисленных долгов, и по суду Божью оправданный более высокомерного фарисея, который весьма во многом поступал праведно.

2.312. Ходатаю по делам Генефлию.

Научившись у Соломона, говоришь: «кто похвалится чисто имети сердце» (Притч. 20, 9)? Но не столько страшно то, что не имеешь такого сердца, сколько то, что, и не имея чистого сердца, не прибегаешь к Владыке Христу, Который может соделать его чистым, не прибегаешь, имея нужду принять сей дар. Ибо Христос, если захочет, может очистить сердце Духом Святым, чего и взыскал некто из древних, молитвенно взывая: «сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50, 12). Вернее же сказать, Бог хочет с прочими благами подать нам и сей дар, но ожидает от нас хотя бы малого повода к тому, чтобы несомненно увенчать нас. Ибо что было грешнее мытаря? Но когда он сказал: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лук. 18, 13), вышел из храма оправданным более фарисея. Сколько же силы заключалось в этом изречении? Но чистым соделало его не изречение, а расположение, с каким он произнес сие изречение, и более того — Божие человеколюбие, которое не хочет нашей погибели, но побуждает нас обратиться к покаянию.

2.313. Мемнону–учителю.

Богу угодно, чтобы мы подали Ему только малый предлог, и Сам уже делает все прочее для нашего спасения. Поэтому должны мы осудить сами себя в своих грехопадениях и исповедаться Господу и испросить прежде смерти щедрот Его. Какой же, скажи Мне, труд, какая тягость грешнику уверить себя в том, что он — грешник, и сказать это пред Богом и просить себе прощенья?

2.317. Правителю дел Паригорию.

Говоришь: «Что будет мне пользы, если стану плакать и проливать слезы о грехах?» Весьма великая польза, человек, такая, что невозможно и изобразить ее словом. Ибо на мирских судах, сколько ни плачь, не избежишь наказанья после приговора. А здесь, если только начнешь печалиться о грехопаденьях, приговор будет отменен и будет дано тебе прощенье. Поэтому в Писании многократно ублажаются плачущие. Посему в церквах не будем смеяться и предаваться рассеянию, но будем воздыхать, чтобы, воздыхая, наследовать небесное царствие.

3.58. Монаху Мавриану.

Врач, мучит ли он больного, причиняя ему боль, или лелеет, успокаивает — все это делает по науке, заботясь об излечении больного. А ты, если хочешь ни здесь, ни там не понести наказания, требуй отчета у себя самого. Ибо если сами себя осуждаем, то не будем осуждены. Скажешь: как же мне подвергать истязанию себя самого? Ответствую: смиряй себя, плачь и воздыхай о своих грехопадениях. Ибо немалое наказание и истязание души — размышлять и плакать о собственных своих преткновениях. Напротив того, великую боль производит это, сильно язвит и мучит. Посему–то и награду правды воздаст Бог человеку, который истязает себя исповедью. Ибо сказано: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43, 26), «глаголи». Пусть другой осудит тебя прежде, чтобы соделаться тебе праведным.

3.60. Бывшему консулу Акиле.

Не надобно отчаиваться и терять надежду при всяком вообще грехопадении, но надлежит сознаться в грехе и исповедаться; потому что отчаивающиеся в спасении причисляются к нечестивым.

3.102. Петронию.

Никто да не отрицает, что Божий дар есть покаяние и то, если стыдимся грехопадений и не хвалимся ими, ненавидим и признаем гнусным всякий сделанный нами срамной поступок. Посему–то говорить Бог в пророчестве: «помянете пути своя злыя и начинания ваша, и вознегодуете о беззакониях ваших, постыдитеся и усрамитеся», и благо сотворю вам ради имени Моего (Иезек. 36, 31. 32).

3.116. Кириону.

Кто по причине грехов ударяет себя в грудь, о том можно сказать, что хвалит Он Бога «в тимпане и лице» (Пс. 150, 4). Ибо, с сокрушением бия в перси, делая соучастником молитвы целый лик слезных помыслов, обмакну в трость покаяния в сосуд с черными, как ночь, слезами, источенными от скорби и печали, написав на раскрытой хартии сердца своего прошение и представив его Господу, не будет он уничижен Иисусом Христом, умершим за грешников.

3.148. Чтецу Юлиану.

Не так какой–либо неистовый влюбленный желает возлюбленной им, как Богу желанна готовая покаяться душа, которая соблудила пред Ним и которую Он снова призывает устами Пророка Иеремии и говорит ей, не смеющей открыть уст: прииди ко Мне, как можно скорее, возвратись к своему Владыке и Спасителю, приди и не медли после тысячекратных зол, приди ко Мне, униженная и постыженная, и избавлю тебя от всякого стыда, и дарую тебе праведное дерзновение, потому что не отвращаюсь ни от кого из обращающихся ко Мне со слезами, и прибегающих к Моему милосердию.

3.150. Падшему иподиакону Квинту.

Прекрасно было бы вовсе не осквернять чистого хитона. Прекрасно было бы не омрачать света. Прекрасно было бы пребывать неуязвленным и не иметь нужды во враче. Прекрасно было бы окропленное Божиею кровью и цветущее, подобно розе, сердце не погружать в тину недозволенного сластолюбия. Но и теперь, когда, обленившись несколько и вознерадев, ты преодолен и уступил победу над собою грязному и горькому греху, и, запнутый диаволом, стал его пленником, хотя не ожидал потерпеть что–либо подобное, не отчаивайся. Ибо возможно возвращение к лучшему посредством покаяния. Прибегни к Всещедрому и Человеколюбивейшему Христу. Ему благоприятно твое оправдание, приносимое при посредстве молитв, постов, плача, исповеди, бдения, возлежания на голой земле, слез и так далее. Поэтому не должно терять надежды на то, что спасешься по милосердию Христову. Вот и теперь говорит Христос устами Пророка: «не хощу смерти грешника», но обращения (Иезек. 33, 11). Обратись ко Мне после греха. «Еда падаяй не возстанет» (Иер. 8, 11)? Поэтому восстанем.

3.154. Попечителю Хризиппу.

Необходимо знать тебе, что предстанешь страшному Престолу, где никто не окажется столько сильным, чтобы подать помощь или исхитить из рук Судии, где сила слова и оборотливость языка вовсе ничего не возмогут сделать, где не будет ни одного защитника или просителя. Посему, так как душе твоей должно будет пройти сквозь этот страшный и вечный огонь, не будь нерадив, не пренебрегай сим, но покайся, пока есть время и продолжается жизнь. Приди в познание прегрешений своих, оплачь себя, как уже умершего и заключенного во гроб, предпошли сию росу в оный пламень, дай течение источникам слез, печалься доброю и спасительною печалью, по мере грехов своих проливай слезы свои.

3.204. Пресвитеру Хариклу, который строго обходился с падшими и утверждал, что для покаяния недостаточно исповеди.

Вовсе, кажется мне, не знаешь ты Божественного Писания; почему, обратив внимание на одну его сторону, показывающую только гнев Божий, нимало не знаешь раскрытого почти во всем Писании Божия человеколюбия, и под видом пастыря делаешь свойственное врагам, предавая злым демонам овец, доводимых тобою до отчаяния, и не хочешь привести себе на мысль сказанного Пророком Иезекиилем: «крови» погибшего «от руки» пастыря «взыщу» (Иезек. 3, 18). Поэтому, как же смеешь ты губить человека, за которого Христос нимало не отрекался отдать душу Свою? Почему Фавстина, исповедавшего с великим смирением всенародно свои прегрешения, стараешься погрузить во «многую скорбь»? Сего не захотел бы сделать и великий Павел, потому что, по признании во грехе, признал согрешившего более прежнего присным своим и увещевает Коринфян «утвердить к нему» сильнейшую и непреложную «любовь» (2 Кор. 2, 7. 8). Или, как видно, в насаждении винограда Христова ты более недеятелен и ленив, а в том, чтобы искоренять и извергать из виноградника Церкви насажденный уже Христом лозы, и деятелен, и неутомим, и ревностен! Посему не говори, человек, будто бы не приемлет Господь согрешивших делом и исповедающихся только словом. Ибо, говоря это, не далек ты от чистых по имени, но нечистых по делам, невежественных новациан (раскольников), за исключением того, что они, по преизбытку неразумия и по бесполезной, чтобы не сказать, душевредной кичливости, отрицают всякое покаяние по просвещении крещением. А ты не соглашаешься принимать покаяния, приносимого на словах, наипаче же узнав, что великий оный Моисей требовал от архиерея Аарона «козла о гресе» не как чего–либо маловажного, но как заслуживающего особенную заботливость (Лев. 9, 3). Ибо сим давал знать, что от всей души должна быть приносима та исповедь, за которую получается прощение. Посему подлинно прекрасно и весьма прилично душе сильной совершать исповедь делами, как–то: постом, бдением, возлежанием на голой земле, ношением вретища, посыпанием на себя пепла, щедрою и радушною милостынею и другими плодами, каких требует строгое покаяние. Но если, по маловнимательности, или по какому–либо обстоятельству, или по бессилию, или по нерадению, окажется у кого великий недостаток сказанных выше пособий, то и устной исповеди не отвергает, и не отвращается, за человеческие грехи, нечестия и всякого рода нечистоты умерший Господь Иисус, а, напротив того, приемлет и словесное покаяние как желанное Ему приношение, подобно Моисею, вместе с дорогим виссоном, с золотом и прочим принимавшему и «власы козии» — ничего не стоящий дар (Исх. 25, 4). Ибо какими трудами и усилиями спасся мытарь? Не простыми ли выражениями смирения? За какие подвиги и труды разбойник с креста введен в рай и в жизнь? Не за произнесение ли немногих слов и исповедание царства Христова? Посему прими во внимание, пресвитер, что не строгость только и не один гнев Божий проповедуются в Священном Писании, но и человеколюбие неисчетное и неисследимое, как от лица нашего говорит Писание ко Господу: «яко милость Твоя велия на мне» (Пс. 85, 13). Ибо, когда велики грехи наши, тогда и Он изливает на нас, кающихся, великое море Своего милосердия, угашающее огонь злых наших дел. Посему должен ты помышлять не о суде только, но и о человеколюбии Христовом. А Христос и наказывает род человеческий к пользе его, и снисходит, и состраждет нам, чтобы не погибли мы. Ибо вот и Навуходоносор на деле показал в себе все виды порока: и бесчеловечие и нечестие, упоил землю кровью, не совершал никогда ничего с должным рассуждением, в безумии объявлял себя Божиим противником. Однако же после того, как по суду Божию был превращен в скота и зверя, и этот, без числа беззаконновавший в делах, хотя одними словами и в немногих выражениях принес исповедь, но улучил впоследствии милость Бога, осудившего его прежде. Возвращен ему и престол, и образ царский, и сподоблен он преизбыточествующей чести, как сказал Господь: если минет ярость Моя на кого–либо из осуждаемых, снова уврачую их. «Поражу, и Аз исцелю» (Второз. 32, 39); прогневаюсь, и ущедрю. Посему не говори невежественного слова, будто бы не приемлет Бог простых устных выражений покаяния. Иначе должен будешь сказать, что богатые приношения, как то: золото, серебро, и другие драгоценности — Бог приемлет, а двух лепт вдовицы вовсе не приемлет. И как уверишь меня, что имеешь ты ведение Божественных Писаний, когда забыл, что взывает Спаситель в Евангелии: «несть воля» Отца Моего, «да погибнет един от малых сих» (Матф. 18, 14)? А тебе угодно многих, может быть, и великих, лишать спасения, потому что говоришь: не приемлет Бог одних слов. Вопреки Спасителю учишь ты, человек. Как же понять то, что у Пророка Исаии изречено Господом согрешившему: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43, 26)? Ибо Сотворившей нас приемлет от желающих спастись не только чистоту, правду, мученический подвиг и доблестное подвижническое житие, но и сетование о грехопадениях, и ударение в чело, и биение в перси, и преклонение колен, и распростертие рук с сердечною скорбью, и лобзание блудницы, отирающей Владычние ноги, и плачевный вопль о грехе, и глубокое воздыхание, и плод уст, исповедающихся имени Иисуса Христа, и благовоние плача, и слезные капли, и скорбные помыслы, и болезненно взывающей ум, и возведение очей искренно взирающих к Богу и плачущих, и претерпение поруганий от диавола, и сильных его нападений, и собственную нашу немощь. Ибо тогда, как одни из нас с великим мужеством противятся, другие, будучи удобоуловимы и скоры к падению, не могут устоять против искушений. Но во всяком сказанном мною случае Господь приемлет и уста, изрекающей подобно Давиду: «согреших ко Господу» (1 Цар. 2, 13), «лукавое» пред Ним сотворив (Пс. 50, 6). Вообще же многое из того, что делают согрешившие, хотя кажется малым, но приносит великое спасение кающимся в грехах своих. Смотри же: и великий Моисей, лучше же сказать, Сам Бог чрез него, не только тельцов, коз, овец, агнцев и козлов (это в обилии бывает у богатых) узаконил приносить о согрешающих Господу. Но прилагая особенно великое попечение о спасении изнемогших в душевных силах, Он применяется к немощи бедствующих, снисходить к уничиженным, чтобы не приходили в отчаяние, и низводить закон до голубя, горлицы и малой доли пшеничной муки (Лев. 14, 21. 22). И ты, старец, не уничижай, но паче прими, возлелей сердце сокрушенное и смиренное, ободри и спаси его, требуя от падших не только плодов, полных преуспеяниями, и взыскивая их в делах подвижнических, но приемля и слова сокрушающихся о грехе своем и с великим смирением исповедующих тебе содеянное ими худо.

3.208. Архимандриту Павлу.

Часто облаком диавольского наважденья мы омрачаем внутренние очи, и немало болезнуем лукавым и омраченным житием. При этом прекрасно исполнять написанное Иаковом. «Плачитеся, — говорит он, — о лютых скорбех ваших, грядущих на вы» (Иак. 5, 1). Прекрасно не оставлять сетований и молитвословий пред Богом до самого конца жизни. Ибо сказано в Плаче: «яростию отгнал еси нас, убил и не пощадил еси» (Плач. 3, 43), потому «исходища водная излиет око мое о сокрушениях» (48). Итак, поскольку мы, греша, навлекаем на себя Божии наказания и вразумления, то убоимся и не будем небрежны, чтобы не постигла нас смерть.

3.214. Монаху Нилу.

«Быша слезы моя мне хлеб день и нощь», говорит блаженный Давид (Пс. 41, 4). Ибо кто не напрасно и не о пустом проливает слезы, но по трудолюбивому и боголюбивому расположению предается плачу, тот, как хлебом, питается своими слезами, не только при веселых, добрых и радостных событиях, которые святой человек называет «днем», но и в бедственных и печальных обстоятельствах, которые тот же святой иносказательно называет «нощию». Блаженны плачущее ныне и возделывающее спасительный плач, чтобы премного возвеселиться в будущем. Сеющие слезами в настоящей жизни, как очевидно, в оный день пожнут снопы никогда не прекращающегося радования. А на иных, не хотящих покаяться в своих грехопадениях, Господь налагает скорби и телесные страдания, чтобы, по видя их мучения, и нерадивые, но более их чувствительные, прежде нежели подвергнутся горестям, занялись исправлением себя и не оставались долго с каким–либо своим недостатком.

3.216. Диакону Агапиту.

Неоднократно слышал я, говорил ты, как и теперь говоришь тоже: что мне делать? Желаю плакать и проливать слезы о грехах моих, принуждаю себя к этому, но нет у меня слезы в глазах. Болезнуя только об этом, воздыхаю от сердца; если же вижу другого сладостно о Христе плачущим, борим бываю завистью к нему. На сие скажу тебе: вообще полезно вожделевать слез. И кто с сим желанием приступает к Богу, прося прощения и спасения, тот бывает услышан, по сказанному: «желание убогих услышал еси, Господи» (Пс. 9, 38) и владычественному, то есть царю–уму, как говорит Пророк, «желание сердца его дал еси ему» (Пс. 20,3). Ибо, как вожделевший жены «уже любодействова в сердце своем» (Матф. 5, 28), так и вожделевший чего–либо доброго, или худого, исполнил уже это в мысли своей. Ты же, исповедуясь Видящему все, что в сердце, исповедуйся, по сказанному: «помышление человеческое исповестся Тебе» (Пс. 75, 11); и таковое вожделение твое вменится в жертву. Бог примет оное, как фимиам, и Ангелам, готовым увлечь душу от ног Спасителевых, как недостойную, скажет о ней: «оставите ю, яко сердце ея» исполнено скорби и болезненно (4 Цар. 4, 27). Подобное нечто написано и об Израильтянах, мучавшихся некогда в нечестиях египетских. Ибо говорит Бог Моисею: «Аз видех тугу, ею же Египтяне стужают им» (Исх. 3, 9), жизнь их болезненна, «вопль их услышах, и снидох изъять их» (7. 8). Смотри, не свидетельствует Бог ни о каком другом дел Израильтян, кроме того, что были унижены и воздыхали, и сим одним привлекли к себе Божие расположение. Ибо не в чистоте нашей, но «во смирении» нашем «помяну ны Господь, и избавил ны есть» от Египтян (Пс. 135, 23. 24) и от жесточайшего Фараона. Фараон же ныне для нас — человеконенавистник диавол, этот «человекоубийца искони» (Иоан. 8, 44), а Египет — наша худость и грех, приставники — демоны, и скорбь — беззаконие. И еще Пророк говорит: «близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» (Пс. 33, 19); и еще: «на кого воззрю? токмо на кроткого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66, 2). У иного же человека таково естественное устройство, что не легко источить ему слезы. Посему, что надлежит делать желающему слез? Скажу тебе это. Если не можешь плакать очами видимыми, сделай так, чтобы ум твой, как во сне представлялся тебе нередко плачущим, так и в бодрственном состоянии мысленно плакал и проливал пред Богом слезы; и возможешь очиститься от грехов. Сие же советует и Псалмопевец, говоря: «излияйте пред Ним сердца ваша» (Пс. 61, 9). Впрочем, знаю, что иные не доходили до сего, но некой верою и молением обратили мысленный «камень во езера водная» (Пс. 113, 8). Ибо, непрестанным повторением слов Христа Бога нашего и частым напоминанием себе чудес Божиих прободая сердце, сделали так, что изнутри наружу источились из каменных очей слезные потоки. Если же ты не можешь сподобиться такой благодати, какой сподобились они, между тем видишь другого плачущим во время молитвы, то прославь за него Господа, говоря: благодарю Тебя, Господи Боже мой, лишивший меня такового разрешительного и очистительного от пороков дара и даровавшей оный брату моему. Умножь к нему милость Твою, Владыка, до конца; потому что брат — сочлен мой; «аще же славится един уд, с ним радуются еси уди» (1 Кор. 12, 26). Если так будешь расположен к брату и с радостным сердцем станешь взирать на него, то соделаешься соучастником в даровании, приобретенном им, и у вас будет общий венец, если делается сие ради Христа.

3.228. Чтецу Пергаму.

Если до последнего издыхания помогает человеку силой своею доброе, многополезное и благопомощное покаяние, и будучи принесено в самых вратах смерти, когда человек борется с нею на смертном одре, и готов сойти с жизненного поприща, оправдывает и спасает прегрешившего и покаявшегося, когда он недвижимо распростерт пред Христом и испускаете последнее дыхание; то скажи мне, почему предаешься ты отчаянию? Тебе должно поспешить с сознанием грехов своих и покаянием.

3.266. Диакону Феоктисту.

Сами мы бываем виновны в нашей погибели. Если же принесем покаяние, то, хотя были бы мы какие–нибудь псы, лижущее ноги господина, предпочтены будем нерадивым чадам. Ибо не успевает столько дружба, сколько успевают неотступность, и плач, и усиленная просьба.

3.283.

Смело приступи со слезами к небесному Первоврачу Иисусу и обнажи все твои душевные язвы. Ибо нет такой немощи, которую бы уврачевать не в силах был человеколюбивейший Христос.

3.285.

Прежде нежели откроется оное Страшное Судилище, где не только в делах и словах, но и в помышлениях дадим отчет Видящему сокровенное, надлежит нам предварить «лице Его во исповедании» (Пс.94, 2), и призвать в помощь Владычнее милосердие трудолюбивым попечением об исправлении жизни, подражая великому Пророку и царю.

4.7. Диакону Флорентию.

Когда человек по падении во зло блуждает, обуревается, почти утопает и напоследок, очувствовавшись и отрезвившись, возвращается снова к сродному с естеством его добру — тогда Бог говорит ему: «оскудеет нечистота твоя, и владети буду тобою, и познаеши, яко Аз Господь» (Иезек. 22, 15. 16).

4.19. Кассандрию.

Кратковременны в этой жизни и труд, и усилие, и пот, велики же и многочисленны, и даже неисчетны дары вечные, которые обильно дает Христос любителям и делателям добродетели. Посему, прежде нежели наступило время вечных мучений, воспользуемся врачевством покаяния; потому что Бог никогда не отвращается ни от кого, приступающего к Нему в плачевном виде с словами, испрашивающими милосердие. Ибо плачущее о своих грехопадениях находят великое утешение.

4.20. Даглефу.

Полезно не откладывать со дня на день обращение ко Господу, не быть нерадивым, ленивым, медлительным, но исповедовать свои грехопадения. Ибо устами Исаии говорит наш Владыка: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43, 26). Ибо, если таким образом будешь вести себя в исповедании, в прошении и в частых молитвословиях, то не умедлишь услышать, что Господь скажет тебе в ответ: «Аз есмь заглаждаяй и грехи твоя, и беззакония твоя» (25).

4.31. Акиле.

Пишешь: какое продолжение времени может быть достаточным к успеху в том, чтобы не клясться. Не думаю, чтобы потребовалось десять дней для избавления себя от этой привычки. Но если и после десяти дней окажемся клянущимися, то наложим на себя наказанье, и наказание весьма тяжкое. Определим, чем заглаждать каждое прегрешение. Чем же именно? Тем, чтобы падшему не оставаться в падении, но в покаянии искать спасенья, как Ламех, как блудный сын, как разбойник, висящей на крест чрез одно слово веры соделавшийся обитателем рая.

О грехе и зле

1.172. Чтецу Филагрию.

Греховные дела называть должно не только зловонными и бесплодными, но и мертвыми.

1.179. Монаху Лимению.

Называя нечестие самою тяжкою болезнью и тьмою, не погрешаешь против истины.

1.204. Кандидату Мелиссу.

Человек, изнемогший и вследствие болезни изменивший свой навык, желает еще приносить вреде, хотя и делается неспособным и бессильным для приведения сего в дело. Так и душа, уклонившись от хорошего и обратившись к худому, к деланию доброго ослабевает, но к гибельному не перестает стремиться.

1.224. Диакону Евстафию.

«Железо пройде душа» Иосифа, — говорит Псалом (Пс.104, 18), железом, как думаю, прикровенно называя грех, к которому непорочного юношу призывала Пентефриева жена. Ибо грех справедливо может быть назван железом, рассекающим и убивающим душу.

1.233. Софиану, стражу при дворце.

Кто не ожидает, что даст отчет в сделанном им, тот, конечно, будет держаться всякого порока.

1.244. Чтецу Элиану.

«Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея» (Рим. 7, 24)? Божественный Апостол не утверждает, что тело есть смерть, но называет смертью закон греховный, живущий в телесных членах и вследствие Адамова преступления кроющийся в нас и увлекающий душу к неправедной смерти.

2.8. Чтецу Астерию.

«Грех не вменяется не сущу закону» (Рим.5, 13), потому что, пока не приведен в полную ясность сущий в нас закон, повелевающий делать одно и запрещающий делать другое, согласно с понятиями о добре и зле, какие от природы запечатлены в нас, до тех пор не вменяется нам то, что грешим, ибо без закона грех мертв. Но как скоро по усовершенствовании поняли данною заповедью уяснен сущий в нас закон, немедленно отыскивается в нас стремление ко злу, и грех ожил.

2.120. Монаху Евлисию.

Порок пороком привлекается, и страсть часто сочетается с страстью. Потому что они сродны между собою, и одно худое содействует другому худому.

2.286. Децемвиру Зинону.

Без сомнения, безбожно и нечестиво утверждать, что зло бывает по природе, а не по произволению. Ибо, если говорит Писание, что «приложить помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8, 21), то должен ты знать истолкование сего изречения, а именно, что не по природе человек пристрастен к делам предосудительным и не вследствие тех естественных понятий, какие вначале Богом посеяны в уме нашем. Да не будет сего! Но написано: «от юности человека», — чем и показывается, что сие худое приобретено нами от диавольскаго всеяния и что легче всего склоняемся ко злу, обольщаемые врагом; потому что «враг человеке всея плевелы», — говорит Господь в Евангелии (Матф. 13, 25—28).

2.297. Ходатаю по делам Авксентию.

«Изведе же на свет сень смертную» (Иов. 12, 22). То есть Бог привел в ясность и для всех обнаружил скрывавшееся прежде внутри естество греха. Но, слыша о естестве, не подумай, как предполагают иные, будто бы грех есть какое–то живое разумное существо. Ибо грех обыкновенно и начинается, и снова прекращает свое бытие в человеческом произволении.

3.21. Дуксу Кастору.

Представь, что растленный мир есть пещера, в которой люди праведные живут, как некие земные Ангелы, а люди злые, гнездясь в указанной пещере наподобие пресмыкающихся, делают множество обид и затруднений блаженным мужам. Посему, если от сожительства с последними, от их терпения и увещаний злые со временем изменят зверство свое в человеческое состояние, то хорошо. А если до конца останутся неисправимыми, то в будущем понесут сугубое наказание: и за то, что вместо добродетели возлюбили порок, и за то, что не захотели соделаться лучшими от общения с праведными и по их вразумлению.

3.66. Палатину Карину.

Согрешая, навлекаем мы на себя Божии наказания и вразумления. Посему говорит Господь: се «Аз дам на люди сия болезнь, и изнемогут отцы и сынове вкупе» (Иер. 6, 21). А если и при этом будем прилагать грех ко греху, то Бог нашлет на нас и смерть Потому, непосредственно за сказанным, говорит еще: «сосед и искренний его погибнут». Поэтому убоимся и не будем небрежны.

3.67. Палатину Карину.

Не напрасно Пророки взывают в церквах, но чтобы, убоявшись Божия гнева, перестали мы грешить. Ибо сказано: поскольку воспротивился ты Господу и не покаялся, то «отверзе сокровища Своя и изнесе все сосуды гнева» (Иер.50,25), чтобы погубить всех пренебрегающих святыми словами.

3.93. Хартуларию Иринею.

;Поблажать греху и побуждать себя к оному — почитай собственноручным самоубийством и самым горьким умерщвлением. Потому что грех, как ядовитый змий, вкрадывается весьма тихо, а когда усилится, угрызает и с укоризною взывает сердцу: «прекрасно! прекрасно! я достиг своего!»

3.123. Пресвитеру Иринею.

Премудрый Соломон говорит приточно: «всяк пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная и в рубища всяк сонливый» (Притч. 23, 21); сонливым называя медлительного, слабосильного и ленивого для всякого полезного дела. А презревший Божии постановления оставляет хитон святого ведения, как пишет Евангелист Иоанн, «весь нешвен, свыше исткан» (Иоан. 19, 23), и светлую ризу нетления, облекается же в раздранное, многошвенное и безобразное рубище буйных и бесполезных вопросов, студа и злонравия.

3.193. Диакону Терентию, падшему и по прошествии долгого времени покаявшемуся, как должно.

Говорил ты: погиб я, по Писанию (Лук. 15, 17), устранился от добродетели, по великому неразумию соделал для себя чуждыми Божественные преуспеяния. И остается ли мне еще какое чаяние и упование спасения? Прекрасно сказано тобою это. Но не хочешь ты размыслить о другом, также начертанном на священных столпах, ради восстановления низверженных и утешения истощенных? Ибо сказано: «стояще бяху ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме» (Пс. 121, 2). То есть, в естественном состоянии были душевные ноги, но от какой–то невнимательности поколебались стопы наши и оказались мы вне Божественной ограды. Добровольно совлекли мы с себя достоинство образа Божия, отложили добрые помыслы, лишились помощи свыше, понятия наши рассеялись, раздробились на многие части, преодолела и поглотила нас духовная смерть; а подобно сему поглощены мы и демонами. Однако же смотри, как после всего этого взывают к нам Божественные слова: «живу Аз, глаголет Господь, разорители и опустошители твои уйдут от тебя. Возведи очи твои и посмотри» благие помыслы — сыны твои: «все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста. Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя». Посему «Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить вслух тебе: `тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить'. И ты скажешь в сердце твоем: кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна», была отринута, ненавидима прежде и извержена Господом Богом моим. «кто же возрастил их? вот, я», то есть окаянная, грехолюбивая душа, «оставалась одинокою; где же они были?» (Ис. 49, 17—21). Вот, говорит Бог, грехами вашими «продани бысте» (Ис. 52, 3), потому что сами это соделали по своему хотению, по собственной воле. Посему, если по своей воле стали вы под рукою диавола, то, без сомнения, по своей воле возможете также и освободиться от мучительства самого жестокого властелина и прибегнуть к Истинному Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Ему принадлежать и служить, по написанному: «обаче Богови» и Тому единому «повинися, душе моя. Ибо Той Бог мой и Спас мой», и великий «Заступник» (Пс. 61, 6. 7). И священный Иаков говорит в послании: «повинитеся убо Богу, противитеся диаволу, и бежит от вас: приближитеся Богу, и приближится вам» (Иак. 4, 7—8). Ибо, говорит Давид, «мне прилеплятися Богу благо есть, полагати на Господа упование спасения моего, а не отчаяватъся» (Пс. 72, 28).

3.217. Траяну.

Не надобно пренебрегать незначительными, по видимому, падениями, как малыми, потому что и малый грех может довести человека до великих беззаконий и весьма много повредить ему. Посему остерегайся и малых страстей душевных, чтобы грехами, которые почитаются малыми, не быть вовлеченным в самую бездну глубокого повреждения.

4.8. Диакону Флорентию.

Душа, оставленная Богом, рассевается и развлекается всяким родом и видом грехов; почему говорит Господь: «и разсыплю тя в странах, и разсею тя во языцех» (Иезек. 22, 15).

4.18. Иподиакону Приму.

Допытывался ты, как Бог пренебрегающих заповедями Его предает в страсти бесчестия и в дела, крайне рабские и нечистые, по сказанному Апостолом: «и предаде их Бог в страсти безчестия» (Рим. 1, 26) и в начинания худые? Посему, если бы кто сказал: этого человека вринуло в ров солнце, которое не было видимо; выслушав это, заключим из сего не то, что само светило столкнуло в ров человека, не хотевшего видеть его, но что причиною падения в ров было то, что человек не воспользовался светом. Так и Бог не внимающего законам Его и угрозам, и светозарным заповедям, отринув, ввергает в ров греха.

4.44. Зосиме.

Грех истощает и сушит, а вера во Христа делает цветущим и не посрамляет человека, несомненно и безропотно уповающего. Ибо написано: «поскольку же их смиряху, толико множайшия бываху» (Исх. 1, 12).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)