АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ЭКОНОМИКЕ

Читайте также:
  1. A) не меняет среднюю производительность труда в экономике
  2. II. Переход к рыночной экономике
  3. V1: Сущность торговых операций в рыночной экономике
  4. Акбар и его реформы
  5. АНТИФЕОДАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ . РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  6. Базовые направления реформы
  7. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
  8. Быстрый рост производства после денежной реформы
  9. В долгосрочном периоде уровень выпуска в экономике
  10. В настоящее время наиболее существенное влияние на совокупный спрос в российской экономике оказывает такой неценовой фактор . как
  11. В современной рыночной экономике выделяют четыре типа рыночных структур.
  12. В) На какую величину вырос запас капитала в экономике?

Переоценка целей оккупационной политики потребовала изменить и ее конкретные задачи. Наряду с решением текущих задач (преодоление инфляции, стабилизация государственного бюджета, финансовое оздоровление частных корпораций и банков) оккупационная администрация разработала и вместе с правительством Японии провела ряд важнейших системных реформ, которые вывели страну из международной изоляции и вернули ее на путь экономического роста.

В 1946-1950 гг. была претворена в жизнь программа ликвидации внутренних военных долгов. Требования владельцев разрушенных заводов к правительству о возмещении военного ущерба были огромными. Когда Штаб оккупационных войск обложил компенсации военного ущерба 100%-ным налогом, правительство перестало их платить, в результате чего большинство предприятий оказались неплатежеспособными. С помощью Министерства финансов Японии оккупационная администрация провела списание долгов с балансов почти 5 тыс. крупных компаний, более 1 тыс. компаний были ликвидированы, а их «остатки» слиты с фирмами, оставшимися «на плаву». Но те компании, которые прошли оздоровление и реорганизацию, стали платежеспособными и могли рассчитывать на банковские кредиты.

В глазах американских чиновников любая концентрация экономической мощи была опасным источником авторитарной политической власти и, в конечном счете, угрожала возрождением милитаризма. Поэтому были поставлены задачи создать институт крестьян-собственников, а также обеспечить защиту рыночной конкуренции.

К осени 1945 г. довоенная корпоративная система была разрушена, фондовый рынок не существовал, банковский сектор потерял самостоятельность. Оккупационная администрация, выполняя директивы о демилитаризации Японии, вменила поставки вооружений и снабжение императорской армии в период военных действий в вину семейным кланам «дзайбацу». Их прямая виза за развертывание войны на Тихом океане не была доказана, а у оккупационной администрации не было ни сколько-нибудь развернутой программы, ни даже конкретных представлений о структуре и характере связей в японских концернах. Но форма холдинга с семейным капиталом и под контролем семьи владельцев выглядела враждебным анахронизмом в глазах последователей рузевльтовского «Нового курса», которых было много в Штабе Макартура.

Японские концерны были многоотраслевыми группами предприятий, основанными на участии в капитале. В каждой группе был свой банк, свои торговая и страховая компании, своя транспортная система, а шесть самых больших концернов своим отраслевым составом воспроизводили структуру крупной промышленности. У остальных концернов отраслевая структура была гораздо менее полной. Дочерние компании были акционерными обществами, а холдинговые компании – партнерствами, капитал которых принадлежал семьям их основателей. Закрытый характер семейных концернов мешал привлечению капиталов извне. Во время военного бума в конце 1930-х годов холдинги реорганизовались в акционерные общества.

Первоначально к роспуску были назначены десять крупнейших концернов и их дочерние компании («Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Ниссан», «Асано», «Фурукава», «Окура», «Накадзима» и «Номура»), а также еще 83 холдинговые группы меньших размеров. Им были запрещены любые операции с ценными бумагами и реальными активами. Но Штаб оккупационных войск и японское Министерство финансов не могли ни контролировать сотни тысяч сделок с имуществом и ценными бумагами, ни даже просто следить за действиями 1200 фирм. В обход запрета началась энергичная перепродажа акций и имущества подлежащих роспуску концернов вновь создаваемым компаниям.

В конечном счете, программа была частично свернута из-за поворота в оккупационной политике США. Комиссия по ликвидации холдинговых компаний под контролем Штаба оккупационных войск арестовала и изъяла акции крупнейших концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда» и «Накадзима» и еще 42 холдинговых групп небольшого размера. В общей сложности к распродаже были предъявлены акции, составлявшие 42% капитализации японских компаний к началу 1946 г. Восемнадцать крупнейших промышленных и торговых компаний (машиностроительная «Мицубиси дзюкогё», электротехнические «Хитати» и «Тосиба», нефтяная «Тэйкоку сэкию», торговая «Мицуи буссан» и др.) были разделены на более мелкие.

Семьи «дзайбацу» получили лишь символическую компенсацию, а крупные корпорации утратили прямую связь со своими корнями в семейном бизнесе. После распродажи акций установилась новая структура акционерной собственности, к управлению компаниями пришло новое поколение менеджеров.

Целью роспуска «дзайбацу» было создание демократического института открытой корпорации, подконтрольной не иерархической структуре, а широкому кругу акционеров и рынку ценных бумаг. Иначе говоря, предлагалось воспроизвести на японской почве тот американский тип корпорации с диффузной собственностью, который сложилась после Великой депрессии. Институты, сформированные в США при «Новом курсе», были имплантированы в Японии «на вырост» - с прицелом на будущее, как его представляли себя оккупационная власть и стоявшее за ней руководство США.

В дополнение к программе демонополизации экономики в 1947 г. был принят антимонопольный закон, составленный американскими экспертами по образцу соответствующих американских законов. Для его исполнения была создана Комиссия по справедливым сделкам по образцу американских же антитрестовских агентств. Эти меры были призваны предотвращать чрезмерную концентрацию экономической мощи в Японии и поддерживать рыночную конкуренцию.

Правительством Японии в течение 1946-1950 гг. была проведена радикальная аграрная реформа. У нее была проведена радикальная аграрная реформа. У нее были две цели – политическая и чисто экономическая. Политическая состояла в изменении социальной структуры японской деревни, при которой мелкие фермеры-арендаторы находились под полной властью крупных землевладельцев. Экономическая же цель состояла в том, чтобы как можно быстрее решить проблему нехватки продовольствия в стране.

Земельная реформа в Японии, проведенная в условиях высокой инфляции и разрухи, по масштабам, радикальности и благотворному значению для страны не имела себе равных в мире. В довоенной Японии из 5,5 млн. крестьянских хозяйств примерно треть составляла мелкие арендаторы, отдававшие землевладельцам в качестве арендной платы до половины урожая. Около миллиона землевладельцев не занимались обработкой земли и большей частью даже не жили в деревне. Они владели 47% земельного фонда страны. Болей частью это были чиновники, торговцы, врачи, священники. Хотя люди дворянского сословия среди них были редкостью, эта среда была социальной базой офицерства, и ее ликвидация была важной политической задачей оккупационных властей.

И японское правительство, и Штаб оккупационных войск были склонны считать крупной землевладение социальным злом и видели цель реформы в передаче земли от владельцев, не занимавшихся сельским хозяйством, тем, кто обрабатывал землю. Но первый закон, самостоятельно разработанный японским правительством и вступивший в силу 1 февраля 1946 г., Штаб оккупационных войск забраковал как недостаточно радикальный.

Новая программа земельной реформы была подготовлена группой экспертов Министерства земледелия США во главе с эмигрантом из России В.Ладыженским и принята японским парламентом в октябре 1946 г. В соответствии с ней вся сельскохозяйственная земля, принадлежавшая горожанам, подлежала продаже в принудительном порядке. Деревенским землевладельцам, не ведущим обработку земли самостоятельно, оставлялось по 1 га земли (4 га на Хоккайдо), а ведущим обработку по 3 га (12 га на Хоккайдо). Остальная земля была объявлена излишками. Выкуплена правительством в принудительном порядке и передана в местные земельные комиссии, созданные для перепродажи ее арендаторам и всем желающим вести хозяйство. Принудительному перераспределению подлежало 2 млн. из 2,6 млн. га арендуемой земли, или 77%. Земля перепродавалась по твердым ценам в течение двух лет, причем за один гектар поливной земли помещики получали 9500 иен, а крестьяне платили 7500 иен. Инфляция очень быстро сократила и выкупные и продажные цены участников (7500 иен в 1949 г. соответствовали 1/5 стоимости урожая с гектара).

Таким образом, практически бесплатно было создано сельское хозяйство независимых фермеров. За два года продовольственный кризис в Японии был полностью ликвидирован. Закон о сельскохозяйственной земле, принятый вскоре после реформы (1952 г.), установил, что сделки с земельной собственностью могут совершаться только с разрешения местных властей, и тем самым жестко ограничил земельный рынок. В результате концентрация земельной собственности и экономия на масштабах были заблокированы. Отраслевая структура сельского хозяйства Японии оказалась законсервированной на многие годы вперед. Тем не менее эта реформа считается одной из самых удачных аграрных реформ в мире.

В 1949-1953 гг. была проведена также реформа государственных предприятий. Оккупационные власти ввели в Японии новый институт – общественных корпораций, которые были выведены за рамки министерств и ведомств с тем, чтобы придать им большую управленческую свободу и гарантировать эффективность. В 1949 г. были созданы корпорация железных дорог «Кокутэцу» и корпорация по производству табачных изделий, соли и камфоры «Сэмбай», в 1952 г. – телефонно-телеграфная корпорация «Дэндэн кося», а в 1956 г. – предприятие международной связи «Дэнсин дэнва» (KDD).

Но на деле независимость этих корпораций от правительственного аппарата не была соблюдена, так как форма политически и административно независимой публичной корпорации была изменена в сторону жесткого регулирования. Балансы корпораций, планы их капиталовложений, численность их персонала должен был утверждать парламент. Без санкции парламента им не разрешалось заниматься непрофильной деятельностью, брать ссуды в банке и выпускать на рынок свои облигации. Возможно, дело было в том, что новшество вводилось в спешном порядке и по чисто политической причине. Так, «Кокутэцу» и «Сэмбай» были учреждены согласно меморандуму Макарутра кабинету Ёсида от 1 июня 1949 г. в связи с принятием закона о государственных служащих. Согласно этому закону, государственные служащие в Японии не имеют права на забастовки и коллективные договоры. Целью Штаба Макартура было поставить вне закона бастовавших железнодорожников, которые находились под сильным влиянием Коммунистической партии Японии (КПЯ).

Основная масса предприятий в промышленности, строительстве, энергетике, финансах, торговле и сфере услуг оставалась в частной собственности. Форма казенных (унитарных) предприятий была сохранена за монетным двором, книжным издательством Министерства финансов, лесничествами на государственных землях, почтой и почтово-сберегательными кассами. Государственные компании «Ниппон сэйтэцу», «Ниппон хассодэн» и «Тэйкоку сэкию» были приватизированы, причем «Ниппон сэтэцу» была разделена на две металлургические компания «Явата» и «Фудзи», а «Ниппон хассодэн» - на девять региональных энергетических корпораций. Банк Японии, Центральный банк торгово-промышленных кооперативов и служба метрополитена Токио были оставлены в форме смешанных предприятий.

В эти же годы был создан институт смешанных компаний с долевым участием государства, а также система государственных подрядных работ с генеральным заказчиком (Министерство строительства), посредниками (Министерство финансов и администрации префектур) и исполнителями (частные строительные компании). С середины 1960-х годов общественные работы стали важным способом стимулирования спроса и предохранительным клапаном от роста безработицы.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)