АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неолитическая революция

Читайте также:
  1. Английская буржуазная революция. Установление республики в Англии.
  2. Великая Французская буржуазная революция. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституции 1791 и 1793 гт
  3. История развития макроэкономики. «Классики» и Кейнсианская революция.
  4. Неолитическая революция
  5. Революция. Социализм

Дата: около 6600 год до н. э.

Специалисты по древнейшей истории разделили ее на эпохи в зависимости от "индустрии" – обработки камня нашими предками. Технику оббитой гальки сменила более совершенная техника расщепленного камня, а затем – шлифованного камня.

Палеолит (по-гречески "старый камень") – эпоха техники расщепленного камня; неолит – техника шлифованного камня. Последняя появилась в Египте и на Среднем Востоке (Палестина, Ирак, Сирия, Турция) примерно 12 000 лет назад.

Изменения в технике обработки камня важны не сами по себе. Важнее то, что почти в то же время люди достигли огромного прогресса в способе добывания средств существования.

Несмотря на то что производство орудий труда (из камня, дерева), оружия, а также их использование для охоты, разделки туш и переработки продуктов животного происхождения послужили переходу человека из царства природы в царство культуры (см. предыдущую главу), человек оставался в огромной степени зависимым от окружающей среды.

Охота, рыболовство, собирательство снабжали людей продуктами питания. Такая деятельность предполагала полукочевую жизнь и наличие обширных территорий. Последние свидетели такого образа жизни – пигмеи Центральной Африки, которые до наших дней добывают пропитание охотой (коллективное мужское занятие) и собирательством (занятие женщин и детей). Организованные в достаточно стабильные "группы охотников", объединяющие несколько семей (до 20 душ), они, исчерпав ресурсы близлежащей местности, покидают ее, перенося свои хижины из листьев, и в течение года обходят в поисках еды обширную территорию.

Можно ли говорить о "неолитической революции"?

За 10 000 лет до Р. Х. на Среднем Востоке, за 6000 лет до Р. Х. в Африке (Сахара тогда была важным регионом), за 5000 лет до Р. Х. в Центральной Америке появляются глубокие перемены в образе жизни людей.

Возникают земледелие и скотоводство. Люди вначале ухаживали за некоторыми полезными растениями, затем стали собирать их семена и сеять, чтобы получить новые растения. Стада различных животных люди сопровождали в их передвижениях, потом одомашнили. Этот процесс продолжался многие тысячелетия. Земледелие и скотоводство обеспечили людей, правда ценой труда более интенсивного, продуктами, которые можно было отложить про запас на худые времена или неурожайные годы. Земледелие и скотоводство сопровождаются появлением первых ремесел: керамики (первые амбары имели вид огромных глиняных сосудов), ткачества, обработки кожи. Жилища становятся оседлыми, возникают первые деревни и "города", нередко окруженные оборонительными стенами.

Появляется социальное расслоение, общество делится на аристократов, свободных общинников и рабов. Возникают первые формы государства с правителями, считавшимися потомками или посланцами бога. Их окружает аристократия, военная или религиозная.

Английский антрополог и историк Гордон Чайльд окрестил эти существенные изменения условий жизни человечества неолитической революцией.

Этот термин впоследствии был подвергнут критике. В самом деле, революция – это, в принципе, событие внезапное и резкое, а трансформация, о которой мы говорим, длилась в течение многих тысячелетий. Более того, перемены, которые мы назвали, не происходили одновременно.

Вне этой "неолитической революции" у рыбаков западного побережья США и Канады появились оседлые и иерархизированные (с аристократией и рабами) общества. Здесь исключительно богатые рыбные ресурсы позволили вести оседлый образ жизни и обеспечили избыток пропитания.

В Палестине первые предземледельческие деревни появились между 10 000 и 8300 гг. до Р. Х., первое укрепленное поселение (Иерихон) – около 7800 г. до Р. Х., а первые деревни настоящих земледельцев-скотоводов – между 7500 и 6600 гг. до Р. Х.

Несмотря на все это, формула Гордона Чайльда остается приемлемой. Что же касается переходного периода сроком в несколько тысячелетий, который, по крайней мере на Ближнем Востоке, заканчивается важными переменами к 6600 г. до Р. Х., то он представляет собой мгновение по сравнению с миллионами лет предшествующей доистории.

Век металлов, который начинается плавкой меди в Анатолии и Египте около 3800 г. до Р. Х. и продолжается плавкой бронзы (около 2800 г. до Р. Х. в Месопотамии и Египте), не приводит к столь радикальному разрыву в эволюции человечества.

Несколько приблизительных дат

Бесспорно, что "неолитическая революция" произошла раньше других регионов на Среднем Востоке (эта обширная область включает Анатолию, Сирию и Палестину, Ирак, Иран, Египет).

Одомашнивание овцы здесь совершилось примерно в 9000 г., козы – в 7500 г., свиньи – в 6500 г., быка – в 5000 г. (все годы – до Р. Х.). К последней дате можно предположительно отнести первые опыты выращивания пшеницы.

В Европе неолит со всеми своими составными появляется позже: с 5500 до 5000 на Балканах, с 5500 до 4500 в Центральной Европе и Западном Средиземноморье (годы до Р. Х.).

В Китае неолит начинается примерно за 5000 лет до Р. Х.; здесь главным злаком является не пшеница, а рис.

Еще более своеобразной была эволюция в Америке, которая развивается совершенно автономным образом, без контактов со старым континентом.

Маис – специфическая зерновая культура американского континента – был "одомашнен" (из объекта стихийного собирательства перешел в состояние культивирования) между 5000 и 3000 гг. до Р. Х. Хотя Америка в ходе "неолитической революции" выращивала много культурных растений, которые с XVI в. завозятся в Европу и Африку (картофель, томат, маниок, арахис и др.), она приручила только двух животных – ламу (используемую как вьючное животное и дающую шерсть) и индюка.

Социальная сторона "неолитической революции"

"Неолитическая революция" имеет не только технические аспекты, она сопровождается глубокими социальными преобразованиями.

Палеолитические общества охотников-собирателей (несколько современных племен антропология смогла изучить совсем недавно) были сравнительно эгалитарными. Слово "сравнительно" нужно подчеркнуть. Дело в том, что даже в самых архаичных обществах мы встречаем разделение труда по половому и возрастному признакам. Неравенство между полами, неравенство между пожилыми и молодыми постоянно, оно возникло, вне сомнения, в глубине времен.

Тем не менее бедность ресурсов, отсутствие или нехватка запасов, невозможных при полукочевой жизни, сглаживают неравенство.

Земледелие и скотоводство позволяют создавать и накоплять излишки продуктов, превышающие необходимый для выживания членов общества минимум. Дело не в том, что общества охотников-собирателей не могут создать такой избыток, просто они в нем не нуждаются. Они, если верить Маршаллу Салинсу, посвящают производительному труду не более трех часов в день.

Избыток продуктов позволяет первым крестьянским обществам совершенствовать разделение труда, поручая отдельным своим членам, частично или полностью освобожденным от труда земледельца или скотовода, специальные функции. Так появляются первые ремесла; появляются и люди, наделенные функциями руководства – поенного или религиозного.

Исполнители этих обязанностей облечены властью, они вскоре начнут ею злоупотреблять, освободив себя полностью от всякого производительного труда; вместе с тем они будут использовать в своих интересах весь избыток или часть его, иногда даже присваивая и необходимую часть общественного богатства.

Общество, таким образом, расколется на привилегированных и трудящихся. Появляется государство – гарант такого социального порядка, который более не обеспечивается общим согласием. Он предполагает использование средств принуждения. Здесь мы обеими ногами вступаем в историю, которая нас переносит, если повторить слова старого автора, от "кланов" (элементарных родственных групп) к империям.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)