АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2011. № 1 (13) 103

Читайте также:
  1. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта, 2011. - 324 с. (электронный ресурс – http://www.biblioclub.ru)
  2. Примерно 1998 - 2000. Доработка - 2011.

установления социальной справедливости в

связи с разочарованием как в идеалах буржу-

азного общества, так и в социализме. Далее –

кризис идентичности вследствие слишком бы-

стрых темпов модернизации в условиях всеох-

ватной евро-атлантической экспансии, подры-

вающей устои традиционного общества. Так-

же фундаменталистов подталкивает к актив-

ным политическим действиям утрата веры в

возможность уничтожить царящее в мире зло

без применения силы; поиск альтернативной

западной глобальной идеологии и предложение

на эту роль ислама [21, c. 34]. Современные

социально-политические представления му-

сульман, трактуемые под знаком проекта аль-

тернативной глобализации, связаны с эволюцией

концепций теократии, Великого халифата, па-

нисламизма и др.

Традиционное мусульманское право по-

нимает под теократией власть халифа (наме-

стника бога на земле) и улемов (единственно

авторитетных интерпретаторов шариата), а

идеалом мусульманского общества считает

мединскую общину времен Мухаммада и че-

тырех праведных халифов. Институт халифа

просуществовал до 1924 года, все попытки

возродить его оказались безуспешными; и все

же концепция «Великого Халифата» была и

остается великой геополитической утопией

мусульман [26, c. 161]. Концепция идеального

«мирового государства, в котором ликвидиро-

ваны расовые и национальные предрассудки;

все человечество образует единую культур-

ную и политическую систему, где все полу-

чат равные права и возможности» [41, p. 114]

получила признание в идеологии панисламиз-

ма Джемаль ад-Дина аль-Афгани и Абул Ка-

лам Азада. Афгани привлекает термин «аса-

бийя»: единство во имя осуществления идеа-

лов веры. Ислам выступает в качестве идео-

логической платформы, призванной сплотить

народы в антиколониальной борьбе и вселить

в них уверенность в возможность возрожде-

ния. Принципы монотеизма и общности людей

на основе веры легитимировали консолидацию

этнически разнородных групп населения в

умму и халифат, подчеркивая несовмести-

мость ислама и национализма [26, c. 115–117].

Модернизация провоцирует пересмотр

теократических и антинационалистических

позиций мусульман. Подавляющее большин-

ство мусульманских идеологов ХХ века сто-

ит на антихалифатских позициях [35, c. 263],

признавая в качестве главного аргумента не-

законности института халифа отсутствие выс-

казываний пророка о характере государствен-

ной власти в умме после своей смерти [26,

c. 167, 169–170]. Единой идеальной формы

правления нет, ислам дает верующим свобо-

ду выбора (между конституционной монархи-

ей, республикой, демократией) при осуществ-

лении общих принципов руководства полити-

кой в соответствии с требованиями времени.

Вслед за ростом антихалифатских настрое-

ний изменяется и отношение исламского ве-

роучения к идеологии национализма; панис-

ламизм уступает место идеологии пантюр-

кизма; ал-Кавакиби призывает к националь-

ному объединению, М. Икбал формулирует

секулярную концепцию нации, идею исламс-

кого единства в форме лиги наций [38, p. 159].

Ликвидация Османского халифата подтвер-

дила нереальность надежд на объединение

народов в исламское государство: «каждая

мусульманская страна занималась своими

национальными проблемами, мало интере-

суясь судьбой других мусульман. Национа-

лизм господствовал в Азии» [19, c. 377] (ср.:

[8, c. 233]).

И все же идея халифата не оставлена

окончательно (ср.: [39, p. 177–178; 40, p. 29–

30, 112]). Откровенная апология теократичес-

кой монархии и панисламистских идей харак-

терна в основном для наиболее фанатичных и

реакционных религиозных деятелей «Братьев-

мусульман», «Джамаат-и ислами» и др. Сто-

ронники халифата подчеркивают «конечный»

характер учения Мухаммада, совершенный

характер общественного порядка, освященно-

го этой религией, и стремятся возродить вос-

точную деспотию, наделить неограниченной

светской и духовной властью халифа, вернуть

влияние в государственных делах богословам

(см.: [26, c. 166–167; 37, p. 114]). Современ-

ные панисламистские настроения принимают

форму «исламской солидарности»: союза му-

сульманских наций посредством создания

международных организаций, стремящихся

противостоять экономической, политической

и идеологической экспансии Запада, укрепить

национальную политическую и экономичес-

кую независимость, активизироваться на меж-


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)