АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 1 страница

Читайте также:
  1. IX. Карашар — Джунгария 1 страница
  2. IX. Карашар — Джунгария 2 страница
  3. IX. Карашар — Джунгария 3 страница
  4. IX. Карашар — Джунгария 4 страница
  5. IX. Карашар — Джунгария 5 страница
  6. IX. Карашар — Джунгария 6 страница
  7. IX. Карашар — Джунгария 7 страница
  8. IX. Карашар — Джунгария 8 страница
  9. IX. Карашар — Джунгария 9 страница
  10. Августа 1981 года 1 страница
  11. Августа 1981 года 2 страница
  12. Августа 1981 года 3 страница

К. МАРКС

и

Ф. ЭНГЕЛЬС

СОЧИНЕНИЯ

Издание второе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва1961


К. МАРКС

и

Ф. ЭНГЕЛЬС

ТОМ


V

ПРЕДИСЛОВИЕ

В двадцать первый том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса входят произведения Энгель­са, написанные с мая 1883 по декабрь 1889 года.

Это был период относительно «мирного» развития капитализма, период, когда начали складываться предпосылки перерастания домонополистического капитализма в монополи­стический капитализм, когда шло собирание сил пролетариата для предстоящих революци­онных боев. «Запад с буржуазными революциями покончил, — указывает В. И. Ленин, ха­рактеризуя этот период, — Восток до них еще не дорос» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 18, стр. 545).

В течение 80-х годов рабочее движение европейских стран и США сделало большой шаг вперед. Все новые отряды рабочего класса вступали в движение, идеи научного социализма становились достоянием все более широких масс рабочих. В двух крупнейших странах За­падной Европы — Германии и Франции — уже действовали влиятельные пролетарские пар­тии, признававшие марксизм в качестве своей теоретической базы. Во многих странах — Австро-Венгрии, Италии, Испании, США, Бельгии, Голландии, Швейцарии и т. д. — возни­кали или укреплялись созданные ранее социалистические организации. Развернула свою деятельность по распространению идей научного социализма в России первая русская мар­ксистская группа «Освобождение труда». Рост классового сознания пролетарских масс соз­давал реальные предпосылки для решения той основной задачи, которая была выдвинута в результате деятельности Первого Интернационала, — задачи создания


ПРЕДИСЛОВИЕ__________________________________ VI

в отдельных странах массовых политических пролетарских партий на идейной основе науч­ного социализма.

Для осуществления этой задачи нужна была повседневная борьба за освобождение рабо­чего класса от влияния буржуазной и мелкобуржуазной идеологии. Необходимо было до­биться окончательного идейного разгрома продолжавших существовать внутри рабочего движения мелкобуржуазных реформистских и анархистских течений, которые принимали различные формы и оттенки в разных странах в зависимости от уровня их развития и осо­бенностей социальных условий. Все большей опасностью для молодых социалистических партий и организаций становились попытки буржуазии внести раскол и разложение в рабо­чее движение посредством прямых атак на марксистское учение, а также подкупа верхушки рабочего класса и использования всевозможных оппортунистических элементов в его рядах. Борьба с этими попытками становилась насущной задачей рабочего движения.

В этих условиях огромное значение имела деятельность Энгельса по дальнейшему разви­тию и распространению марксистской теории, его борьба за чистоту идей научного социа­лизма, против антипролетарских влияний и оппортунизма. После смерти Маркса на плечи Энгельса легли основные обязанности по руководству международным рабочим и социали­стическим движением. Тесно связывая теоретические и практические потребности разверты­вающейся борьбы рабочего класса, Энгельс придавал первостепенное значение завершению незаконченной Марксом работы по подготовке к изданию II, III и IV томов главного произ­ведения марксизма — «Капитала». Наряду с этим он отдавал свои силы дальнейшей разра­ботке других проблем марксистской теории, защите идей марксизма от извращения их идео­логами буржуазии и оппортунистами, выработке тактической линии партий рабочего класса, соответствующей как общим задачам пролетарского движения, так и конкретным условиям каждой страны, воспитанию передовых рабочих в духе пролетарского интернационализма.

Важнейшим вкладом в теоретическую сокровищницу марксизма, сделанным Энгельсом в эти годы, является публикуемая в томе работа «Происхождение семьи, частной собственно­сти и государства», произведение, охарактеризованное В. И. Лениным как «одно из основ­ных сочинений современного социализма» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 29, стр. 436). В этой работе впервые в систематическом виде дано научное материалистическое освещение исто­рии человечества


ПРЕДИСЛОВИЕ__________________________________ VII

на ранних этапах его существования, показана история развития семьи, вскрыты причины возникновения частной собственности, разделения общества на антагонистические классы и появления государства как орудия господства в руках эксплуататорских классов, показана, наконец, неизбежность постепенного отмирания государства с полной победой бесклассово­го коммунистического общества.

Произведение Энгельса вооружило деятелей рабочего движения глубокими научными ар­гументами для разоблачения апологетов капитализма, катедер-социалистов и прочих врагов марксизма, старавшихся доказать незыблемость частной собственности, буржуазного госу­дарства и других институтов капиталистического общества.

Работая над созданием своего произведения, Энгельс, по его собственным словам, как бы выполнял духовное завещание Маркса, который со времени написания их совместного труда — «Немецкой идеологии» — уделял большое внимание проблемам истории предшествовав­ших капитализму общественных форм. Энгельс в своей работе использовал замечания, сде­ланные Марксом в конспекте книги прогрессивного американского ученого Моргана «Древ­нее общество», в которой основоположники научного коммунизма нашли фактическое под­тверждение ряда своих выводов, а также опирался на материалы своих собственных иссле­дований общественного строя древних кельтов, германцев и других народов. В классическом труде Энгельса были суммированы складывавшиеся в течение многих лет взгляды осново­положников марксизма на докапиталистические общественно-экономические формации. Применив метод материалистической диалектики к анализу этих формаций, Энгельс допол­нил данную Марксом в «Капитале» научную картину развития буржуазного общества глубо­кой характеристикой первобытнообщинного и рабовладельческого, а в известной мере и феодального строя. Тем самым получило дальнейшее конкретное развитие подлинно науч­ное истолкование всего хода всемирной истории.

Впервые в марксистской литературе Энгельс в своей работе с позиций исторического ма­териализма освещает эволюцию семьи. Рассматривая семью как историческую категорию, Энгельс раскрывает органическую связь ее форм, — начиная с древнего группового брака вплоть до утвердившейся с возникновением частной собственности моногамной семьи, — с различными этапами развития общества, зависимость этих форм от изменения способа про­изводства. Он показывает, как по мере развития производительных сил уменьшалось влия­ние уз


ПРЕДИСЛОВИЕ_________________________________ Vil!

родства на общественный строй и с победой частной собственности возникло общество, в котором «семейный строй полностью подчинен отношениям собственности» (см. настоящий том, стр. 26).

Резкой критике подвергает Энгельс современную буржуазную семью. Он вскрывает эко­номическую основу неравноправия женщин в условиях господства частной собственности и показывает, что подлинное освобождение женщины может быть достигнуто только в резуль­тате уничтожения капиталистического способа производства. Лишь в социалистическом об­ществе, указывает Энгельс, благодаря широкому вовлечению женщин в общественное про­изводство, установлению полного равенства их с мужчинами во всех отраслях общественной жизни, избавлению женщины от бремени домашнего хозяйства, заботу о котором общество во все возрастающей степени будет брать на себя, утвердится новый, высший тип семьи, ос­нованный на полном равенстве полов, взаимном уважении и подлинной любви.

Значительная часть труда Энгельса посвящена исследованию появления и развития раз­личных форм собственности и зависимости от них различных форм общественного строя. В противовес буржуазным историкам, экономистам и социологам Энгельс неопровержимо до­казывает, что институт частной собственности не является извечным, что в течение длитель­ного периода первобытной истории средства производства представляли собой общую соб­ственность. Тогдашнее общество, основными ячейками которого были род и племя, сменив­шие на определенной ступени первобытное стадо, не знало ни разделения на классы, ни свя­занных с этим разделением отношений господства и подчинения, ни отделенной от народа публичной власти, то есть государства. Энгельс подробно показывает, как с развитием про­изводительных сил и повышением производительности труда появляется возможность при­своения продуктов труда других людей, а следовательно, частная собственность и эксплуа­тация человека человеком, и как общество раскалывается, таким образом, на антагонистиче­ские классы. Прямым следствием этого явилось возникновение государства.

Проблема происхождения и сущности государства является главной в произведении Эн­гельса, ее основным стержнем. Всестороннее исследование этой проблемы Энгельсом яви­лось важным этапом в разработке марксистского учения о государстве и в этом отношении его книга примыкает к таким классическим трудам Маркса, как «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и «Гражданская война во Франции», а также к работе самого Энгельса «Ан­ти-Дюринг».


ПРЕДИСЛОВИЕ__________________________________ IX

Книга Энгельса прямо направлена против буржуазных ученых, пытающихся изобразить государство как некую надклассовую силу, призванную якобы в равной степени защищать интересы всех граждан. На примере возникновения государства в Древних Афинах, в Древ­нем Риме и у германцев Энгельс ясно и убедительно показывает, что государство, начиная с момента своего возникновения, всегда являлось орудием господства тех классов, которые обладают средствами производства. Государство, пишет Энгельс, это орган «самого могуще­ственного, экономически господствующего класса, который при помощи государства стано­вится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» (см. настоящий том, стр. 171).

В своей работе Энгельс рассматривает различные конкретные формы государства, в част­ности буржуазно-демократическую республику, которую апологеты капитализма изобража­ют как высшую форму демократии. Энгельс раскрывает классовую природу этой республики как скрытой за внешне демократическим фасадом формы господства буржуазии. С исключи­тельной прозорливостью указывает Энгельс на намечавшиеся в его время тенденции даль­нейшей эволюции буржуазного государства, получившие свое развитие на более поздней, империалистической стадии капитализма, для которой характерен процесс сращивания госу­дарственного аппарата с монополиями, превращения государства в орудие финансовой оли­гархии. Подметив уже тогда некоторые стороны этого процесса, Энгельс указывал, что в де­мократической республике «богатство пользуется своей властью... в форме союза между правительством и биржей, который осуществляется тем легче, чем больше возрастают госу­дарственные долги и чем больше акционерные общества сосредоточивают в своих руках не только транспорт, но и самое производство и делают своим средоточием ту же биржу» (см. настоящий том, стр. 172).

Предостерегая от парламентских иллюзий, получивших к тому времени распространение среди некоторой части деятелей рабочего движения, особенно среди оппортунистических элементов германской социал-демократии, Энгельс указывает, что, пока сохраняется власть капитала, никакие демократические свободы сами по себе не могут привести к освобожде­нию трудящихся. В то же время Энгельс подчеркивает заинтересованность пролетариата в сохранении и расширении демократических свобод, создающих максимально благоприятные условия для развертывания его освободительной борьбы за революционное преобразование общества.


ПРЕДИСЛОВИЕ___________________________________ X

Рассматривая, как по мере развития производительных сил изменяется и способ произ­водства материальных благ, как на определенном этапе становится неизбежным и законо­мерным появление частной собственности и раскол общества на противоположные классы, Энгельс развивает в своей книге сформулированный основоположниками марксизма вывод о том, что дальнейший рост производительных сил в капиталистическом обществе с той же необходимостью приводит к превращению частной собственности и эксплуататорских клас­сов в прямую помеху развитию производства. Это делает неизбежной пролетарскую рево­люцию, осуществить которую, как неоднократно указывали Маркс и Энгельс, можно только путем слома старой эксплуататорской государственной машины буржуазии и замены ее го­сударством нового типа — диктатурой пролетариата, представляющей собой высшую форму демократии. Лишь на основе ликвидации частной собственности на орудия и средства про­изводства и антагонистических классов возникнут предпосылки для исчезновения и отмира­ния государства вообще. «Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзо­вым топором» (см. настоящий том, стр. 173).

Марксистское учение о государстве, в такой классической форме изложенное Энгельсом, было впоследствии применительно к новой исторической эпохе всесторонне развито В. И. Лениным. Его продолжают развивать Коммунистическая партия Советского Союза и другие марксистско-ленинские партии — авангард международного рабочего движения.

В своем гениальном труде «Государство и революция» В. И. Ленин показал, какое огром­ное значение для борьбы рабочего класса имеет учение марксизма о происхождении и клас­совой сущности государства, о диктатуре пролетариата. В. И. Ленин дал отпор фальсифика­торским попыткам ревизионистов и реформистов замолчать и исказить это учение, разобла­чил грубую подтасовку, к которой они прибегали, пытаясь выдать положение Энгельса об отмирании государства за отказ от идеи революционного слома буржуазной государственной машины. Он разъяснил, что это положение относится не к буржуазному, а к социалистиче­скому государству, отмирание которого произойдет по мере выполнения им своих функций, необходимых для построения коммунистического общества. Творчески развивая марксист­скую теорию, В. И. Ленин разработал положение об экономических предпосылках отмира­ния


ПРЕДИСЛОВИЕ__________________________________ XI

государства, связав эту проблему с учением о двух фазах коммунистического общества и до­казав, что отмирание государства произойдет лишь на высшей фазе коммунизма. Учение марксизма-ленинизма о государстве нанесло и наносит в наши дни сокрушительный удар буржуазно-ревизионистским попыткам возродить лживые «теории» о надклассовом характе­ре государства, фальсификаторски изобразить современное империалистическое государство как «государство всеобщего благоденствия». Это учение помогает трудящимся стран социа­листического лагеря успешно строить новое, бесклассовое общество.

Создавая свое произведение, Энгельс опирался на огромный фактический материал в об­ласти археологии, истории и этнографии. В наибольшей степени он использовал книгу сти­хийного материалиста Моргана «Древнее общество». Энгельс сохранил и предложенное Морганом деление первобытной истории на эпохи дикости и варварства с подразделением каждой из них еще на три ступени в зависимости от развития орудий труда и уровня матери­ального производства. Давая понять, что этот принцип периодизации истории имеет лишь ограниченное значение, поскольку в основе его лежит не смена различных типов производ­ственных отношений, а различные ступени в эволюции материальной культуры первобытно­го общества, Энгельс указывал, что по мере дальнейшего развития науки и накопления ново­го фактического материала в эту периодизацию Моргана неизбежно будут внесены уточне­ния. Как и предвидел Энгельс, данные современной науки позволяют создать более совер­шенную периодизацию истории первобытнообщинного строя, а также внести ряд изменений в отдельные положения Моргана, касающиеся некоторых форм первобытной семьи, что час­тично было сделано уже самим Энгельсом при подготовке им четвертого издания своей кни­ги в 1891 году. Однако эти неизбежные изменения и уточнения, вносимые в конкретную кар­тину зарождения, развития и гибели первобытной общественно-экономической формации, нарисованную Энгельсом более 75 лет назад, касаются лишь отдельных частностей и ни в малейшей степени не затрагивают основных выводов, которые находили и находят в новых научных данных лишь подтверждение своей правильности. Книга Энгельса относится к чис­лу тех произведений, в которых, по словам В. И. Ленина, «можно с доверием относиться к каждой фразе» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 29, стр. 439).

Другая публикуемая в томе теоретическая работа Энгельса — «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» — является выдающимся произведением, в котором


ПРЕДИСЛОВИЕ__________________________________ ХП

с классической ясностью показан процесс возникновения марксистского мировоззрения и раскрыто его существо. Написание этой работы также было связано с насущными потребно­стями рабочего движения, особенно в Германии. Систематическое изложение основ диалек­тического и исторического материализма должно было послужить для революционного про­летариата Германии и других стран мощным оружием в борьбе со всякого рода идеалистиче­скими теориями, являвшимися идейной базой оппортунизма и реформизма. Нужно было дать отпор попыткам возрождения и противопоставления марксизму отрицательных сторон классической немецкой философии, попыткам, выразившимся в распространении неоканти­анства, реакционных элементов учения Гегеля и других подобных тенденциях, наблюдав­шихся в кругах буржуазной, а также и среди известной части социал-демократической ин­теллигенции. Надо было показать, в каком отношении находится философия марксизма к классической немецкой философии, к Гегелю и Фейербаху, показать ее принципиальное ка­чественное отличие от всех прежних философских систем, вскрыть их слабости и внутрен­нюю противоречивость, раскрыть то положительное и рациональное, что было сохранено и творчески переработано марксизмом.

Показав, что марксистская философия является результатом развития всей философской мысли, Энгельс вскрывает такую важнейшую особенность истории философии на всем про­тяжении ее существования, как борьба между двумя лагерями — материализмом и идеализ­мом. Энгельс впервые дает классическое определение основного вопроса философии — во­проса об отношении мышления к бытию, духа к природе, подчеркивая, что этот вопрос име­ет также и другой аспект, другую сторону, выражающуюся в проблеме познаваемости мира, соотношения между бытием и отражением его в человеческом сознании. В зависимости от того, как тот или иной философ отвечает на основной вопрос философии, определяется его принадлежность к тому или другому из этих двух философских лагерей.

Энгельс подчеркивает несостоятельность попыток примирения материализма и идеализма путем создания промежуточной философии (дуализм, агностицизм). Доказывая познавае­мость мира, Энгельс опровергает агностицизм во всех его проявлениях, показывает, что са­мое «решительное опровержение этих, как и всех прочих, философских вывертов заключает­ся в практике, именно в эксперименте и промышленности... Мы можем доказать правиль­ность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из


ПРЕДИСЛОВИЕ_________________________________ ХШ

его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям» (см. настоящий том, стр. 284).

Крупнейшей заслугой Энгельса является обоснование на примере всей истории борьбы философских течений, отражавшей, как он показал, в идеологической области борьбу клас­сов и партий, принципа партийности философии. Сама работа Энгельса является образцом пролетарской партийности и принципиальности в философии, примером страстной защиты передового мировоззрения и решительной отповеди реакционным идеалистическим течени­ям.

Подвергнув критическому рассмотрению гегелевскую философию, Энгельс показывает, что прогрессивной стороной ее являлся диалектический метод; он подчеркивает в то же вре­мя, что этот метод был Гегелем мистифицирован и искажен идеалистической оболочкой. Эн­гельс вскрывает противоречие, существующее между этим методом и всей гегелевской идеа­листической системой, носящей догматический и метафизический характер. Он показывает, как Маркс, отбросив идеализм гегелевской философии, использовал ее рациональное зерно, диалектическую теорию развития, соединив ее с материалистическим пониманием мира.

Характеризуя воззрения Фейербаха как один из философских источников марксизма, Эн­гельс вместе с тем вскрывает ограниченность домарксовского материализма, его механицизм и метафизичность. Он показывает, что Фейербах, как и другие представители этого материа­лизма, признавая первичность природы по отношению к духу, не смог преодолеть идеализма во взглядах на человеческое общество и его историю. Фейербах, говорит Энгельс, «был ма­териалист внизу, идеалист вверху» (см. настоящий том, стр. 300).

Энгельс раскрывает существо того революционного переворота в философии, который был совершен Марксом в результате создания диалектического материализма. «Диалектика, — пишет он, — сводилась этим к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления» (см. настоящий том, стр. 302). Он подробно рассматривает сущ­ность исторического материализма, который открыл общие законы развития, действующие в истории человеческого общества. Отмечая, что в основе исторического процесса лежат эко­номические отношения, определяющие характер политического строя и все формы и виды общественного сознания, включая религию и философию, Энгельс в то же время подчерки­вает активную роль идеологических надстроек, их способность к самостоятельному разви­тию и обратному воздействию на экономический


ПРЕДИСЛОВИЕ_________________________________ XIV

базис. Этим Энгельс показал недопустимость вульгарного истолкования материалистическо­го понимания истории в духе игнорирования и принижения значения политических и идео­логических факторов. В работе Энгельса с материалистических позиций были раскрыты происхождение, социальные корни и реакционная сущность религии. Весьма важное значе­ние имеет мысль Энгельса о тесной связи между развитием передовой философии и успеха­ми человеческой мысли в области естествознания. Энгельс подчеркивает, что революцион­ное мировоззрение, отражающее стремление передового класса к преобразованию общества, находит себе также опору и в прогрессивном развитии естественных наук.

Энгельс указывает на научную несостоятельность и упадок буржуазной философии, пред­ставители которой стали откровенными идеологами реакционной буржуазии. Только идео­логи рабочего класса продолжают развивать и двигать вперед теорию. Они и являются, за­канчивает Энгельс, действительными наследниками классической немецкой философии.

Ряд произведений, включенных в том, отражает другую важнейшую сторону теоретиче­ской деятельности Энгельса в этот период — его работу над завершением и подготовкой к печати «Капитала», а также над выпуском и переизданием других произведений Маркса. Из­дание «Капитала» Энгельс считал своим основным долгом перед международным пролета­риатом после смерти Маркса. Он неоднократно говорил, что с выходом в свет всех томов «Капитала» теория научного коммунизма получит несокрушимый фундамент и вся офици­альная буржуазная политическая экономия будет разбита наголову. Второй том «Капитала» был выпущен в свет в 1885 г., а над третьим Энгельс работал еще около десяти лет. Этот том вышел из печати лишь в 1894 году.

Одновременно с этим Энгельс подготовил сначала третье (1884 г.), а затем и четвертое (1890 г.) немецкие издания I тома «Капитала», тщательно отредактировал перевод его на английский язык (этот перевод вышел в свет в 1887 году). В третье, а также в четвертое не­мецкие издания Энгельс внес ряд изменений и уточнений, основанных на сохранившихся указаниях самого Маркса, и предпослал этим изданиям особые предисловия (см. настоящее издание, т. 23, стр. 27—29, 35—40). Специальное предисловие было написано им и для анг­лийского издания (см. там же, стр. 30—34). Вышедший в 1885 г. II том Энгельс также снаб­дил большим предисловием, дав решительный отпор тем буржуазным экономистам, которые в своих попытках дискредитировать учение Маркса и помешать победо-


ПРЕДИСЛОВИЕ_________________________________ XV

носному распространению марксизма пускались на всякие недостойные приемы вплоть до самой грязной клеветы, обвиняя Маркса в плагиате у немецкого буржуазно-юнкерского эко­номиста, одного из духовных отцов прусского «государственного социализма» К. Родберту-са (см. настоящее издание, т. 24).

К предисловию Энгельса ко II тому «Капитала» непосредственно примыкает публикуемое в томе предисловие к первому немецкому изданию работы Маркса «Нищета философии», выпущенному в 1885 г. по инициативе Энгельса и под его редакцией. В этом предисловии Энгельс нанес сокрушительный удар апологетам Родбертуса — немецким катедер-социалистам, а также представителям оппортунистической группы внутри германской соци­ал-демократии. Энгельс вскрывает здесь реакционную утопичность взглядов Родбертуса, не­состоятельность его теории «рабочих денег», основанной на полном непонимании действия закона стоимости в капиталистическом обществе. Исходя из марксовой теории стоимости, Энгельс показывает, что в условиях капиталистического способа производства закон стои­мости действует через конкуренцию и стоимость товара может быть выявлена только при постоянном отклонении цен товаров от их стоимости и лишь в силу этого отклонения. Эн­гельс отмечает, что Маркс, критически использовав теорию стоимости Рикардо, дал строго научное объяснение неизбежности краха капиталистического строя и доказал неизбежность победы социализма, основываясь не на требованиях морали, а на экономических фактах.

Энгельс разоблачает реакционные утверждения Родбертуса и его последователей о якобы надклассовом характере прусского государства и способности его выполнять особую соци­альную миссию облегчения положения трудящихся. С помощью этих утверждений сторон­ники «государственного социализма» пытались обосновать свое угодничество перед прави­тельством Бисмарка и восхваление проводимых им в демагогических целях «социальных реформ».

С работой Энгельса над редактированием английского перевода первого тома «Капитала» связана статья «Как не следует переводить Маркса», в которой подвергается критическому разбору перевод на английский язык начальных разделов первой главы I тома, сделанный лидером английской Социал-демократической федерации оппортунистом Гайндманом (вы­ступал под псевдонимом Д. Бродхаус). Эта статья свидетельствует о том, с какой нетерпимо­стью относился Энгельс к малейшим попыткам исказить Маркса, какое большое значение придавал он правильному переводу «Капитала» на иностранные языки. Энгельс


ПРЕДИСЛОВИЕ_________________________________ XVI

проявлял особый интерес к переводу «Капитала» на русский язык, поддерживал постоянный контакт с переводчиком второго тома Н. Ф. Даниельсоном, помогая ему ускорить это изда­ние.

Работая над «Капиталом», Энгельс продолжал следить за развитием капиталистической экономики, анализировал новые явления в ней. В статье «Протекционизм и свобода торгов­ли», написанной в качестве предисловия к американскому изданию речи Маркса «О свободе торговли», Энгельс показывает, как протекционистская система по мере развития капита­лизма превращается из фактора, стимулировавшего это развитие, в фактор, который стано­вится его тормозом. Энгельс подмечает при этом такие новые явления в экономике капита­лизма, как образование крупнейших акционерных обществ, считая это неизбежным резуль­татом развития капиталистического производства. «Превращение пенсильванской нефтяной промышленности в монополию «Стандард ойл компани» — процесс, вполне соответствую­щий законам капиталистического производства» (см. настоящий том, стр. 386). Он подчер­кивает антинародный характер таких монополий, их направленность не только против ино­странной конкуренции, но и против жизненных интересов отечественного потребителя.

Ведя напряженную работу в области теории марксизма, Энгельс все эти годы одновре­менно осуществляет практическое руководство международным рабочим и социалистиче­ским движением. «После смерти Маркса, — писал В. И. Ленин, — Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов» (В. И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 2, стр. 12). Он постоянно внимательно следил за борьбой пролетариата, поддерживал личные контакты с социалистическими лидерами Германии, Франции, Англии, России, США, Гол­ландии, Австрии, Румынии и других стран, тщательно изучал социалистическую и буржуаз­ную прессу. Роль Энгельса как вождя международного рабочего движения особенно ярко отражена в его богатейшем эпистолярном наследстве, в той огромной переписке, которую, он вел с деятелями рабочего движения Европы и Америки. Обладая гигантским опытом ре­волюционной борьбы, огромными знаниями в области истории и экономики различных стран, Энгельс всегда облекал свои советы и указания в конкретную форму. Учитывая исто­рические особенности развития каждой страны, он помогал находить решение наиболее сложных вопросов тактики рабочего класса. Он неустанно заботился об организационном оформлении и идеологическом укреплении пролетарских партий, помогая им исправлять ошибки и преодолевать трудности,


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)