АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сознательное управление дыханием, подчинение физиологического процесса художественно-исполнительским задачам и лежит в основе понятия «исполнительское дыхание»

Читайте также:
  1. I. Понятия о наследовании и наследстве
  2. I. Торможение процесса модернизации в Японии
  3. II. Управление персоналом структурного подразделения организации
  4. VI: Организация и управление торгово-посреднической деятельностью на рынке товаров
  5. Автоматическое генерирующее управление
  6. АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭНЕРГЕТИКЕ
  7. Автоматическое управление памятью ссылочных данных
  8. Активаторы процесса коррозии и ускорение разрушения металлов
  9. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
  10. Анализ бизнес-процесса предприятия «Звезда»
  11. Анализ деятельности ППМС-центра по задачам
  12. Анализ и управление дебиторской задолженностью

 

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОЦЕССА ДЫХАНИЯ.

 

Фазы вдоха и выдоха осуществляются через систему органов дыхания: полость рта, гортань, дыхательное горло (трахеи), бронхи и легкие. В устройстве дыхательной системы существенным является то, что по мере приближения к легким воздухоносные пути становятся более мелкими, а количество их разветвлений увеличивается. Этим достигается распространение атмосферного воздуха по всей дыхательной поверхности легких, следовательно, увеличение их дыхательного объема.

В основе естественного дыхания человека лежат ритмичные движения грудной клетки и дыхательной мускулатуры. Механизм этих движений прост: при помощи группы скелетных дыхательных мышц при вдохе расширяются легкие. В них давление становится ниже атмосферного, и легкие начинают наполняться воздухом. При выдохе происходит обратный процесс – при расслаблении мышц, отвечающих за вдох, начинает действовать другая группа скелетных мышц и сила гладкой мускулатуры легких, вследствие чего грудная клетка спадает и легкие сжимаются. Давление в них становится выше атмосферного, и воздух устремляется наружу. В исполнительском дыхании обе фазы вдоха и выдоха совершаются при условии координированной работы системы дыхательных мышц, которые подразделяются на вдыхательные и выдыхательные.

Первую группу составляют: наружные межреберные мышцы и диафрагма. Вдох происходит благодаря сокращению диафрагмы и большей части наружных межреберных мышц. Это позволяет увеличить объем грудной клетки и легких. Ведущей мышцей, отвечающей за вдох, является диафрагма, сокращение которой происходит автономно, чем напоминает работу сердечной мышцы.

Вторую группу мышц дыхательной системы составляют внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса: прямые, косые и поперечные. Выдох осуществляется за счет сокращения мышц брюшного пресса, внутренних и отдельных наружных межреберных мышц груди. При этом грудная клетка и легкие принимают первоначальное положение, и часть воздуха выходит из легких.

Исполнительское дыхание позволяет уменьшить объем тех участков дыхательных путей – вредного пространства, в которых не происходит газообмен. Более того, оно характеризуется повышенной способностью музыканта переносить гипоксическое состояние, связанное с длительным выдохом и с преодолением искусственного сопротивления (в виде трости или мундштука) струе выдыхаемого воздуха. Однако в процессе постоянной исполнительской практики исполнительское дыхание адаптируется к игровым (мышечным) напряжениям и у музыканта развивается так называемая гипоксическая переносимость.

Функциональная деятельность дыхательной мускулатуры осуществляется и регулируется с помощью центральной нервной системы. Ее регулирует группа нервных клеток головного мозга.

 

ОТЛИЧИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ

ОТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО.

 

Исполнительское дыхание имеет ряд существенных отличий от физиологического, ввиду специфики исполнительства на духовых инструментах, требующей особой приспособленности дыхательной мускулатуры к условиям звукообразования.

Главное существенное отличие заключается в том, что исполнительское дыхание полностью подчинено сознанию музыканта и целиком зависит от технических и художественных задач музыкального материала.

Если обычное дыхание совершается почти непроизвольно, через приблизительно равные промежутки времени (16-18 циклов в минуту), то в исполнительском дыхании постоянно нарушается ритм дыхательных движений, т.е. вдох делается коротким и объемным, а выдох - равномерным и продолжительным.

Для извлечения звуков определенной высоты, динамики, характера, тембра, длительности исполнителю необходим интенсивный выдох, степень активности которого определяется характером музыки и спецификой звукообразования на том или ином духовом инструменте. Даже при игре на pianissimo от любого исполнителя требуется значительно большей энергии выдыхаемой струи воздуха, чем при обычном выдохе. Искусство исполнительского дыхания заключается не только в умении изменять интенсивность и направление выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объему вдох при обычном дыхательном процессе. При физиологическом дыхании человеку достаточно для нормального функционирования организма объема воздуха, равного примерно, 0,5 литра. Специфика игры на духовом инструменте вынуждает исполнителя доводить дыхательный объем легких до максимума, увеличивая его почти в 10 раз (до 3-5 литров). Этот процесс сопровождается увеличением легочной вентиляции и активным ростом амплитуды дыхательных движений. Только определенный резерв воздуха в легких может обеспечить исполнителю гибкость и непрерывность воздушной струи.

Ввиду того, что при исполнительском дыхании нагрузка на дыхательную мускулатуру возрастает во много раз, необходимым условием для этого является включение в работу группы мышц спины, груди и брюшного пресса. При физиологическом дыхании их функциональная нагрузка значительно меньше и они практически в дыхательном процессе не участвуют.

Дыхание исполнителя осуществляется в момент игры в основном через углы рта и отчасти через нос. Для обеспечения скорости и полноты вдоха духовик активнее задействует в работе рот, нежели нос, как при обычном вдохе. Это объясняется спецификой звукоизвлечения на духовых инструментах. Степень участия рта и носа в процессе вдоха зависит от музыкально-художественных и технических требований музыкального построения, а также от применяемых типов дыхания. Вопрос активности участия носа в процессе исполнительского вдоха давно перестал быть спорным. Практика доказала, что часть воздуха, поступающая через нос, делает вдох более бесшумным и эстетичным и при этом не позволяет пересыхать горлу, как при активном вдохе через рот. Наконец, вдох с участием носа более близок к биологическому процессу дыхания.

Отличия исполнительского дыхания от физиологического – вынужденные, специально приспособленные к условиям игры на духовых инструментах. Поэтому, чем меньше этих отличий, тем лучше для организма играющего и для музыкального впечатления, производимого его игрой.

 

ТИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ.

 

C целью создания наиболее благоприятных условий для оптимального выдоха в процессе звукоизвлечения существует условное разделение вдоха на разновидности (типы) исполнительского дыхания, которые отличаются друг от друга степенью активности работы той или иной группы дыхательных мышц.

В практике игры на духовых инструментах наиболее целесообразным является применение трех типов дыхания, которые были выработаны в процессе совершенствования самих духовых инструментов и исполнительства на них. Это грудодиафрагмальный (смешанный, грудобрюшной, костоабдоминальный), диафрагмальный (брюшной, нижнереберный, нижнереберный диафрагмальный, абдоминальный) и грудной (ключичный, костальный) типы исполнительского дыхания. Каждый из типов отличается своим индивидуальным характером выполнения и имеет свою область применения.

Наиболее рациональный, отвечающий специфике исполнительства на духовых инструментах и дающий наилучший результат является грудодиафрагмальный или смешанный тип дыхания. Для него характерно гармоничное функционирование всей дыхательной мускулатуры, включая мышцы грудной клетки, брюшного пресса и диафрагму. Это дает возможность при равномерной нагрузке на все эти мышцы максимально увеличить объем легких во всех направлениях (переднезаднем, боковом и вертикальном) и создать наиболее благоприятные условия для производства вдоха и выдоха во время игры. Этот тип дыхания духовики используют в практике особенно часто и прежде всего в тех случаях, когда времени, отводимого для совершения вдоха, имеется достаточно, что позволяет свободно исполнять продолжительные музыкальные фразы.

Диафрагмальный тип дыхания характеризуется двигательной активностью диафрагмы и нижних, наиболее подвижных ребер грудной клетки. Средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, что приводит к заметному снижению относительного объема дыхания. Однако легкость и свобода выполнения дыхательного акта не пропадает. Как правило, исполнители применяют его при игре более коротких музыкальных построений или в тех случаях, когда для вдоха располагают малым запасом времени.

Грудной тип дыхания отличается от двух предыдущих активностью работы мышц верхних участков грудной клетки и уменьшением нагрузки на мышцы среднего и нижнего отделов грудной клетки, а также диафрагмы. Этот тип дыхания является менее рациональным, отсюда реже используемым из-за того, что не обеспечивает максимальную нагрузку на работу наиболее сильных дыхательных мышц и не стимулирует объемный вдох, а также не позволяет сформировать сильный и продолжительный выдох.

Следовательно, наиболее предпочтительными для использования в игре на духовых инструментах являются грудодиафрагмальный и диафрагмальный типы дыхания.

Для духовика очень важно не только понимать и определять необходимость и целесообразность выбора различных типов дыхания, зависящих от художественных и технических требований музыкального построения, но и уметь грамотно ими пользоваться.

 

ПЕРМАНЕНТНОЕ (НЕПРЕРЫВНОЕ) ДЫХАНИЕ.

 

Еще одной разновидностью исполнительского дыхания музыканта-духовика является перманентное, т.е. непрерывное дыхание, которое характеризуется быстрым носовым вдохом с одновременной беспрерывной подачей воздуха в инструмент. Перманентное (франц. permanent – постоянный, непрерывный) дыхание используется при игре сложных для смены дыхания музыкальных построений, продолжительных мелодических фраз, основанных, в том числе и на быстрых пассажах, подвижных эпизодах. Владение непрерывным дыханием расширяет выразительную сторону музыкального исполнения и является одним из показателей мастерства музыканта-духовика.

Выполнение этого сложного технического приёма требует от исполнителя соответствующей тренировки. Вот почему, приступая к освоению непрерывного дыхания, музыкант должен придерживаться определенной последовательности, которая состоит в следующем:

– сначала следует усвоить навык звукоизвлечения за счёт выдавливания в инструмент резервного воздуха, находящегося в полости рта, при помощи щечных мышц;

– затем необходимо научиться брать дыхание через нос.

Наиболее сложной фазой в осуществлении непрерывного дыхания является формирование навыка одновременного выдоха воздуха через рот в инструмент и быстрого вдоха через нос. Это не только техническая, но и психологическая трудность. Чтобы создать хороший резервный запас воздуха в полости рта, т.е. его достаточное давление и объём, музыканту необходимо использовать естественную упругость и силу щёчных мышц, эластичность круговой мышцы рта. Лучше всего навык непрерывного дыхания приобретается на основе игры отдельных выдержанных звуков среднего регистра.

Приступать к освоению перманентного дыхания следует музыкантам с хорошо развитыми исполнительским дыханием и амбушюром.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВДОХ.

 

От грамотно произведенного исполнительского вдоха целиком зависит качество и продолжительность выдоха. В отличие от физиологического скорость исполнительского вдоха определяется характером и темпом самой музыки, являясь своего рода ауфтактом. Поэтому он не должен нарушать общего движения музыки. При игре вдох производится через уголки губ. Во время его выполнения трость или мундштук не должны смещаться, а язык, не мешая вдыхаемому воздуху, опускается на дно рта и максимально открывает доступ воздуха в гортань. Процесс вдоха, т.е. насыщение легких воздухом, можно сравнить с заполнением сосуда жидкостью: одним непрерывным движением воздушного потока последовательно наполняются воздухом нижняя, затем средняя и верхняя части легких.

Таким образом, основу техники вдоха составляют его свобода, полнота и скорость.

Необходимым условием для этого является слаженная работа всех органов дыхания. Важно, чтобы за счет работы наружных межреберных мышц грудная клетка могла расширяться в переднем, заднем и боковом направлениях, при непременном сокращении диафрагмы.

Помимо того, что духовик должен овладеть навыками исполнительского вдоха, он должен уметь грамотно определять цезуры, где необходимо произвести смену дыхания. В практике исполнительства на духовых инструментах нередкий случай, когда музыкант, не имея возможности исполнить продолжительную музыкальную фразу на одном дыхании, вынужден где-то сменить дыхание. Обычно это определяется внутренним чутьём исполнителя к музыкальной фразировке, но если это начинающий исполнитель, то педагог должен вместе с учеником проанализировать строение музыкального произведения, правильно определить смысловые границы построений и разделяющие цезуры.

Исполнительское дыхание тесно связано с музыкальной фразировкой и полностью ей подчинено. Собственно установление цезуры, обычно сравнивают с расстановкой знаков препинания в словесной речи, и произвольный разрыв единого музыкального целого так же недопустимо, как и недопустимо прерывать начатую речь на полуслове. Научить ученика определять цезуру важно ещё в том отношении, что оно помогает производить смену дыхания в процессе игры.

Поэтому наряду с динамикой, агогикой, штрихами, цезуры, как знаки препинания в словесной речи призваны подчеркнуть смысловое значение музыкальной фразы.

В исполнительской практике выработались следующие правила рациональной смены дыхания:

1. Целесообразно вдох производить в тех местах, где наиболее отчетливо выражены границы законченных музыкальных построений (фраз, периодов, предложений), которые являются естественными остановками мелодического движения;

2. В целях сохранения единства музыкального целого, дыхание следует менять во время пауз, поскольку они являются яркими выразителями цезуры. Однако при исполнении музыки, насыщенной большим количеством пауз, дыхание на каждой из них брать не следует, ибо это приводит к быстрому утомлению играющего и портит общее впечатление от игры;

3. При отсутствии пауз наиболее удобным местом для смены дыхания являются остановки движения на относительно продолжительных звуках. Например, если в музыкальной фразе есть короткие и более продолжительные звуки, то смену дыхания удобнее производить после продолжительного звука.

4. При непрерывно-равномерном мелодическом движении, когда отсутствуют паузы и более или менее продолжительные звуки, основанием для определения цезуры и смены дыхания является мелодико-ритмическая повторность музыкального материала, а также смена гармонических функций, смена контрастной динамики, смена регистров (в скачках).

Определённые правила смены дыхания существуют и при исполнении различных неаккордовых звуков. Например, не следует менять дыхание:

· в момент завершения звука;

· перед проходящим или вспомогательным звуком;

· в момент подъёма;

· после вводного тона.

Таковы правила рациональной смены дыхания в процессе игры, соблюдение которых даёт возможность музыканту-духовику полно и точно раскрыть содержание исполняемой музыки. Умение брать игровое дыхание без нарушения структурного единства музыки, является показателем высокой исполнительской культуры музыканта и этот навык необходимо прививать с первых шагов обучения игре на инструменте.

Однако они не могут предусмотреть всего многообразия творческих намерений исполнителя, т.к. дыхание – это индивидуальная сфера исполнительской культуры духовика, связанная с логикой музыкального развития, фразировкой, мелодической, гармонической фактурой и т.п.

Обязательным условием правильности вдоха является умение исполнителя взять необходимое количество воздуха, которое требуется для исполнения какого-либо музыкального построения или даже отдельного звука. Не стоит набирать воздуха больше, чем того требует исполняемая фраза. Избыточный воздух, скопившийся в дыхательных путях, мешает свободному выдоху и ведет к перенапряжению дыхательных мышц и мышц губного аппарата, что пагубно сказывается на продолжительности и качестве звукоизвлечения.

Овладение техникой смены дыхания, т.е. навыком выполнения вдоха во время игры в соответствии с особенностями музыкальных построений, осуществляется в процессе систематической исполнительской практики духовика. Со временем исполнительский вдох приобретает форму автоматического действия, доведенного в ходе занятий на инструменте до определенной степени совершенства.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВЫДОХ.

 

Решающей фазой в процессе дыхания при игре на духовых инструментах является выдох, т.к. он непосредственно связан с художественной стороной исполнительского процесса. Свободное владение им дает возможность динамически насытить звучание, определяет красоту, полноту и чистоту тона, обеспечивает гибкость его филирования. Исполнительский выдох должен быть очень разнообразным, поскольку находится в тесной зависимости от характера, темпа, динамики исполняемой фразы.

Грамотный выдох обусловлен слаженным, естественным функционированием мышц брюшного пресса, диафрагмы и внутренних межреберных мышц. Ведущую роль в исполнительском выдохе отводиться самой сильной мышце вдоха – диафрагме, которая представляет собой перегородку между брюшной и грудной полостями в виде двух куполов (правый купол больше левого). Во время вдоха она опускается, и грудная клетка получает возможность расширяться, особенно в нижней части, что создает возможность для более полного и объемного вдоха. При выдохе диафрагма стремиться вернуться в прежнее положение. Она давит на грудную полость, которая сжимает легкие и воздух выходит из них в инструмент. Активные действия диафрагмы позволяют овладеть главным принципом, составляющим основу исполнительского выдоха – умение исполнителя играть на опоре.

Опора дыхания – это сознательно созданный, поддерживаемый и управляемый тонус (навык) напряжения мышц дыхательного аппарата и амбушюра музыканта, необходимый для рациональной организации выдыхаемой в инструмент струи воздуха.

Антагонистическое противоборство вдыхательных и выдыхательных мышц, приводящие к ощущению мышечного равновесия и чувства опоры должны поддерживать в дыхательных путях и на выдохе в инструмент постоянно сжатое воздушное давление. Такое внутреннее физическое ощущение мышечного тонуса позволяет играющему создавать наиболее благоприятные условия для свободной работы амбушюра и артикуляционного аппарата. Ощущение опоры имеет чисто психофизиологическую природу и во многом связано с особенностью нервной системы музыканта. Не случайно духовики по- разному локализуют чувствительную зону своей опоры дыхания: либо это различные точки брюшного пресса, либо боковые мышцы, либо поясничная часть спины. Однако, как показывает исполнительский опыт, наиболее распространенным является ощущение опоры в области стенок брюшного пресса, мышцы которого, как известно, обладают большой силой, подвижностью и упругостью, что способствует поддержанию хорошего мышечного тонуса.

Таким образом, хорошо сформированная опора дыхания позволяет музыканту-духовику осуществлять сознательный контроль над экономичностью, плавностью и равномерностью выдоха, за ограничением излишней напряженности в дыхательном и губном аппарате.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Техника исполнительского дыхания – это способность музыканта в процессе игры на духовом инструменте свободно и гибко осуществлять произвольное управление и контроль над объемом, силой, ритмом и глубиной работы дыхательного аппарата на основе приобретенного исполнительского навыка. Кроме того умение правильно создавать оптимальную дыхательную опору, применять рациональный тип дыхания и определять места для необходимой смены вдоха соответственно особенностям музыкального построения.

В целом исполнительское дыхание предполагает:

1. Активность – максимальное использование объема вдоха и жизненной емкости легких, поддержание напряжения дыхательных мышц и диафрагмы в необходимом тонусе.

2. Гибкость – сознательное управление и контроль за функционированием исполнительского дыхания, за его объемом, силой, ритмом и глубиной, при которых соотношение вдоха и выдоха составляет пропорцию, равную примерно 1:10 или 1:15.

3. Согласованность – осуществление функциональной связи исполнительского дыхания с другими компонентами исполнительского аппарата духовика (губами, языком, пальцами, слухом), а также с выразительностью исполнения.

4. Тренированность – способность преодолевать игровые и физические нагрузки, возникающие в процессе продолжительной работы дыхательной системы, а также достижение привычного рабочего мышечного тонуса и дыхательной опоры.

Правильное развитие исполнительского дыхания основано на систематических занятиях на инструменте, на тщательной работе над тренировочным материалом и музыкальными пьесами. Особенно полезными являются специальные упражнения, построенные на выдержанных, продолжительных звуках в различных динамических оттенках, а также игра кантиленой музыки.

Тренировка дыхательной мускулатуры, а, следовательно, и приобретение навыков произвольного управления фазами дыхания может осуществляться и без игры на инструменте – с помощью специальных дыхательных упражнений.

Дыхательные упражнения – это специально организованная тренировка, направленная на укрепление дыхательных мышц, приобретение навыка опоры дыхания, на координацию соотношения продолжительности вдоха и выдоха, формирование рационального типа дыхания. Они представляют собой систему вдохов, выдохов и задержек дыхания, которые благотворно влияют не только на адаптацию дыхательного аппарата духовика к игровым нагрузкам, но и дают ощутимый оздоровительный эффект: мобилизуют энергетические ресурсы органов кровообращения, пищеварения, вегетативной нервной системы, функции которых прямо или косвенно связаны с дыханием. Не менее эффективную пользу оказывают дыхательные упражнения эмоциональному состоянию музыканта, особенно перед публичным выступлением или для снятия различных игровых нагрузок, утомления и стрессов.

Таким образом, умело используя дыхательную гимнастику, исполнитель может значительно быстрее научиться управлять природными возможностями дыхательного аппарата, а значит овладеть техникой исполнительского дыхания.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)