АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поэтому следует путем наводящих вопросов выяснить границы знания и незнания собеседника

Читайте также:
  1. I,5: ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В САНКХЬЯ-ЙОГЕ
  2. II. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
  3. IV. ИДЕЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
  4. IХ. Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  5. Абсолютная тупость сердца: понятие, методика определения. Границы абсолютной тупости сердца в норме. Изменения границ абсолютной тупости сердца в патологии.
  6. Анализ влияния внутренних факторов на процесс опознания
  7. Анамнез и его разделы. Приоритет отечественной медицины в разработке анамнестического метода. Понятие о наводящих вопросах: прямых и косвенных.
  8. Б)Идеологии, знания и традиции.
  9. Бессознательное как сторона сознания
  10. Билет № 28 Интенциональность сознания.
  11. Биосфера и ее границы
  12. Брэнд не знает, что такое границы

Диалектика для Сократа представляет собой философское искусство вести рассуждение.

Она отличается от эристики - софистического метода спора. Эристик, отстаивая свою правоту, во что бы то ни стало, возражает против иной точки зрения. Диалектик же тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Поэтому беседа как диалектический разбор вопроса предполагает взаимно согласованное, дружеское рассуждение собеседников.

«Спорщики препираются и затемняют предмет спора, беседующие же совместными усилиями стремятся к прояснению возникшей проблемы, причем сведущие, знающие помогают своему собеседнику на этом диалогическом пути познания».

2. Искусство диалектической беседы по Сократу, требует исходить из того, что уже известно собеседнику, а не ошарашивать его сразу некой неизвестной ему и непонятной истиной.

Поэтому следует путем наводящих вопросов выяснить границы знания и незнания собеседника.

Помочь ему «вспомнить» то, что известно его душе: ведь познание и есть воспоминание («анамнесис») вечной души о том, что она знала еще до рождения данного человека.

«Но если, - говорит Сократ, - рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда «познавать» означает восстанавливать знание, тебе уже принадлежавшее. И, называя это припоминаем, мы пожалуй, употребили правильное слово».

3. В ходе диалектических бесед человек, по мысли Сократа, восстанавливает знания доставшейся ему бессмертной души, другими словами - духовно возрождается.

Поэтому роль собеседника, помогающего возрождению знания и его закреплению, он по аналогии с ремеслом своей матери-повитухи называл «майевтикой», т.е. повивальным искусством.

«В моем повивальном искусстве,- замечает Сократ, - почти все так же, как у них; отличие лишь в том, что я принимаю роды души, а не плоти».

4. Сократ не считал себя «учителем тех, у кого ему довелось принять «роды души»: ведь рожденные в ходе беседы знания - это «плоды» его собеседников, а не результат его особой мудрости, от которой он к тому же решительно открещивался.

Он полагал, что его слушатели не могут у него чему-то научиться, как это обычно имеется в виду в отношениях «учитель-ученики»; но они могут с его помощью открыть в себе много прекрасного и разумного, если в них это уже заложено.

Поэтому тех своих собеседников, в ком не были заметны какие-либо признаки душевной «беременности», он отсылал на учение к Продику и другим софистам: в его личной помощи такие люди не нуждались.

5. Чтобы не растерять возрожденные посредством «повивального искусства» знания, необходимо, по Сократу, «связать» их путем нахождения общих определений и понятий.

Лишь благодаря общим понятиям можно раскрыть сущность обсуждаемого предмета и достигнуть истинного знания о нем.

Поэтому конечная цель сократовских бесед направлена на раскрытие и выяснение общих определений и сущности рассматриваемых явлений, а не на описание их чувственных образов и внешних взаимосвязей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)