АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет философии

Читайте также:
  1. I. Предмет Договора
  2. I. Предмет договора
  3. I. ПРЕДМЕТ И МЕТОД
  4. I. Предмет исследования
  5. III. Виды обязательств, в частности, по их предмету
  6. IV. Обмен в пределах подразделения II. Необходимые жизненные средства и предметы роскоши
  7. IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
  8. А. Чёткая идентификация предмета исследовании
  9. АДЕКВАТНЫХ ПРЕДМЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ И ЦЕЛЯМ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
  10. Административное право: предмет, метод, основные способы регулирования отношений.
  11. Адміністративно-правова наука: поняття, предмет, зміст та система.
  12. Анкета по результатам участия педагога в предметной методической неделе

Круг рассматриваемых философией вопросов (ее предмет) специфичен, поскольку, в от­личие от частных наук, она не изучает отдельные стороны и связи, отношения и свойства, присущие различным объектам и явлениям мира. Философия стремится определить наиболее общие для всех предметов и явлений свойства, связи и отношения. Для обозначения этих свойств, отношений и связей философы выработали соответствующие им логические поня­тия (философские категории), например, бытие и небытие, материя и сознание, движение и покой, форма и содержание, качество и количество. Категории приложимы не к какой-то одной области явлений Вселенной, а к любым предметам и процессам мира. Поэтому фило­софские категории не имеют конкретного чувственно воспринимаемого аналога, их можно только мыслить. Иными словами, нельзя увидеть или услышать, осязать или обонять содер­жание вообще или форму вообще. С помощью органов чувств воспринимают конкретную вещь с ее вполне определенными свойствами — величиной, качеством, формой и т.п. Что же представляет собой движение как таковое, в многообразии или даже бесконечности его про­явлений во Вселенной (а не просто движение какого-то отдельного предмета) можно попы­таться понять с помощью логических рассуждений. На основе системы категорий формули­руются философские законы и выявляются закономерности. Отличительная черта философ­ских категорий и законов — наивысшая, предельная степень их общности.

В силу особенностей предмета философии вычленение в ней каких-то структурных эле­ментов является достаточно условным. Тем не менее, специфический характер тех или иных областей бытия и соответствующих им комплексов встающих перед нами мировоззренческих проблем позволяет выделить в философии ряд разделов. Прежде всего, это онтология (от греческого «онтос» — бытие и «логос» — учение), изучающая сущность бытия самого по се­бе, вопросы устройства мира в целом. Диалектика (от греческого «диалеко» — веду беседу) исследует проблемы развития всего сущего. Гносеология (от греческого «гносис» — знание) рассматривает общие закономерности процесса познания человеком окружающей действи­тельности и самого себя. Соииалышя философия (от латинского «социалис» — общественный) решает вопросы, связанные с существованием и развитием общества как целостной системы. Философская антропология (от греческого «антропос» — человек) пытается охватить реаль­ность человеческого существования во всей его полноте, определить место и отношение че­ловека к окружающему миру. Аксиология (от греческого «аксиа» — ценность) анализирует природу человеческих ценностей и дает оценку положениям, выдвигаемым и обосновывае­мым различными философскими учениями.

Существует целый ряд проблем, которые привлекают внимание ученых на протяжении всей истории развития философии. Одна из наиболее важных — так называемый основной вопрос философии, от решения которого зависят основополагающие мировоззренческие по­зиции мыслителей. Рассмотрение через призму этой проблемы творчества философа обычно позволяет при классификации отнести его к той или иной философской школе или направле­нию. Теоретически четко данная проблема была поставлена только в XIX веке Ф.Энгельсом, который писал: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».6 Однако и предшествующие исследователи, не ставя этого вопроса четко, тем не менее самим содержанием своих учений давали на него тот или иной ответ, опирались на какое-то его решение.

Дело в том, что с основным вопросом философии тесно связана проблема субстанции (от латинского «субстанция» — нечто лежащее в основе). Философы много спорили о том, что является тем далее неделимым первокирпичиком или первоосновой, из которой во и т.п. Борьба материализма и идеализма вовсе не означает их принципиальной несовмес­тимости в решении вообще всех проблем, как и то, что одно из этих направлений представ­ляет собой абсолютную истину, а другое есть полное заблуждение. История философии и науки показывает, что ценность имеют многие идеи не только материализма, но и идеализ­ма. Это обстоятельство необходимо учитывать в процессе дальнейшего развития философ­ского познания.

Отстаивая свои учения, материалисты и идеалисты, несмотря на их принципиальные различия, опираются на положение об одной субстанции и исходят из того, что действитель­ность в основном своем качестве едина. Такой подход называется монизмом (от греческого «монос» — единственный). Вместе с тем, имеется также философское направление, утвер­ждающее, что материя и сознание являются двумя хотя и взаимосвязанными, но совершенно равноправными субстанциями, существуют вечно и не порождают друг друга. Оно называет­ся дуализмом (от латинского «дуалис» — двойственный). Виднейшим представителем дуа­лизма являлся французский мыслитель Рене Декарт (XVII в.). Наконец, согласно плюрализму (от латинского «плюралис» — множественный), субстанций существует бесконечное множе­ство. Такой точки зрения придерживался немецкий философ Г.В.Лейбниц (XVII-XVIII вв.).

Рассматривая вторую сторону основного вопроса философии, большинство мыслителей (и материалистов, и идеалистов) не сомневаются в познавательных способностях человека и признают принципиальную возможность раскрытия им сущности объектов природы и обще­ства. Такой подход называется гносеологическим оптимизмом. Однако встречаются филосо­фы, которые не соглашаются с утверждением о познаваемости окружающей действительно­сти. Учение, отрицающее принципиальную возможность познания мира, называется агно­стицизмом (от греческого «а» — не и «гносис» — знание). Подобных взглядов придержива­лись Д.Юм (XVIII в.) и И.Кант (XVIII — начало XIX вв.).

Помимо основного вопроса философии мыслителей интересует много других важных философских проблем — прерывности или непрерывности субстанции, роли в познании ра­зума и данных органов чувств, существования и объяснения движения и т.п. Например, фи­лософов, считающих, что истинное познание мира начинается с данных органов чувств, на­зывают сенсуалистами (от латинского «сенсус» — чувство). Суть их взглядов можно выра­зить в утверждении, согласно которому нет ничего в человеческом разуме, чего бы раньше не было в чувствах. Представителями сенсуализма являлись Ф.Бэкон, Д.Локк (XVII в.). Мысли­тели, которые утверждают, что правильное познание мира начинается с разума (в котором есть некоторые врожденные идеи или принципы, служащие исходным пунктом интеллекту­ального развития), являются рационалистами (от латинского «рационалис» — разумный). Сторонники такой позиции — Р.Декарт, Г.В.Лейбниц.

Уже в Античной Греции проявились два принципиально разных подхода и к проблеме движения. Гераклит, будучи одним из основоположников диалектики как учения о развитии, считал мир постоянно меняющимся, реально движущимся. Напротив, Парменид (VI-V вв. до н.э.) полагал, что мир неизменен, а движение нам только кажется, поскольку логически дока­зать его существование (то есть мыслить) нельзя. Он также исходил из того, что в мире нет пустоты, и сколько бы мы ни делили предметы на части, никогда не получится отграничен­ного от других и далее неделимого элемента. Материалист же Демокрит обосновывал идею о том, что такие, неразложимые более на части, элементы существуют.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)