АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 1 страница

Читайте также:
  1. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 1 страница
  2. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 10 страница
  3. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 11 страница
  4. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 12 страница
  5. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 13 страница
  6. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 14 страница
  7. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 15 страница
  8. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 16 страница
  9. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 17 страница
  10. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 18 страница
  11. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 19 страница
  12. I.II ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА 2 страница

 

 

Печатная графика -- это самое актуальное из изобразительных искусств и

вместе с тем наиболее доступное широким слоям общества искусство, которое

теснейшим образом связано, с одной стороны, с идеологической пропагандой, с

прессой и книгой и, с другой стороны, с хозяйственной деятельностью, с

промышленностью, с рекламой, с печатным делом. Кроме того, в печатной

графике больше, чем в каком-либо другом искусстве, заметна прямая связь

между техникой и стилистикой.

Если подойти к печатной графике с точки зрения технических приемов, то

она состоит из четырех основных технических элементов: 1. Доска, вообще

поверхность, на которую наносится рисунок. 2. Инструменты. 3. Печатная

краска. 4. Печатание. Соответственно материалу печатной доски и способам ее

разработки различают три основных вида печатной графики.

I. Выпуклая гравюра. С поверхности доски удаляются при помощи

вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны выйти

белыми, и, наоборот, остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие

рисунку -- на доске они образуют выпуклый рельеф. В эту группу входит

гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (однако известна как

исключение и выпуклая гравюра на металле).

II. Углубленная гравюра. Изображение наносится на поверхность в форме

углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска,

которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу.

Давление печатного станка оставляет по краям доски углубления на бумаге

(Plattenrand), которые отделяют рисунок от полей. К этой группе относятся

все виды гравирования на металле -- гравюра резцом, офорт и т. п.

III. Плоская гравюра на камне. Здесь рисунок и фон оказываются на одном

уровне. Поверхность камня обрабатывается химическим составом таким образом,

что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами,

передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится,

оставляя фон бумаги нетронутым,-- такова техника литографии. Кроме камня в

плоской печати используются и алюминиевые дощечки -- так называемая

альграфия.

Начнем наш обзор с гравюры на дереве, или ксилографии, как наиболее

характерного вида выпуклой гравюры. На доску продольного распила (в Европе

это груша или бук, позднее -- пальма; в Японии -- вишневое дерево) с гладко

выструганной поверхностью, а иногда и покрытую слоем мела, художник наносит

свой рисунок карандашом или пером. Затем художник или специальный резчик

вырезывает особыми ножами и выдалбливает долотцами промежутки между линиями

рисунка (то есть то, что на оттиске должно выйти белым или, во всяком

случае, цвета бумаги). То же, что в оттиске превратится в черные линии и

пятна, образует на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. Во время

вырезывания гравюры на дереве резчик держит нож крепко в кулаке почти

вертикально по отношению к доске и ведет его на себя. На отпечатке

изображение получается обратным (как бы в зеркальном отражении) по отношению

к изображению на рисунке, то есть то, что в рисунке находилось справа, в

отпечатке будет слева, и наоборот.

В досках продольного сечения, которые применяли ксилографы на ранних

этапах развития, волокна идут сверху вниз. В этом направлении легко резать

доску; напротив, трудно в поперечном направлении, но еще труднее, главное,

опаснее -- в диагональном направлении, так как тогда надо остерегаться,

чтобы волокна не отклоняли линии и чтобы линию вообще не "зарезать".

Вследствие этих трудностей в старой ксилографии мы встретим больше прямых и

острых линий, чем округленных, волнистых и диагональных. Для ксилографии

характерны отчетливость и некоторая обособленность линий; чем больше в

рисунке мелочей, переходов, скрещивания линий, тем труднее для резчика и тем

менее выразительна ксилография.

Печатали гравюры на дереве чаще всего на бумаге (очень редко на

пергаменте) обычной типографской краской, печатали от руки или простым

типографским прессом. Печатание ксилографии не требовало такой тщательности

и внимания, как печатание гравюры на металле. Вместе с тем печатание гравюры

на дереве полностью соответствовало процессу печатания книжного набора,

поэтому можно утверждать, что ксилография -- наиболее естественная, наиболее

органическая техника для украшения книги, для книжной иллюстрации.

Одно из важных преимуществ гравюры на дереве заключается в очень

большом количестве (несколько тысяч) хороших, ясных отпечатков с одной и той

же доски. Поэтому справедливо будет сказать, что гравюра на дереве является

самой простой, самой дешевой, демократической техникой печатной графики,

предназначенной для очень широкого потребления. Вместе с тем ксилографии

присуща известная двойственность, дуализм разделения труда: художник рисует

свою композицию на бумаге, специалист-резчик режет рисунок на деревянной

Доске (правда, в старое время были и исключения, когда рисовальщик и резчик

соединялись в одном лице; особенно же это единство характерно для Новейшего

времени -- с конца XIX века). Это разделение труда, с одной стороны,

увеличивало популярность гравюры на дереве, с другой же стороны, заключала в

себе в некоторую опасность потери единства стиля: или рисовальщик мог

ставить перед собой задачи, не соответствующие специфике ксилографии, или

резчик не улавливал намерений рисовальщика. В какой-то мере можно

утверждать, что в дуализме гравюры на дереве скрыта одна из причин ее упадка

в XVI веке.

Другой дефект гравюры на дереве -- чрезвычайная трудность исправлений,

корректур в вырезывании на доске рисунка: достаточно самой маленькой ошибки,

для того чтобы необходимо было вырезать целый кусок из доски и точно вклеить

новый кусок с правильным рисунком.

Есть основания думать, что ксилография является древнейшей формой

печатной графики и раньше всего возникла в Китае. Ранние образцы китайской

гравюры-- это оттиски печатей на бумаге, относящиеся к первым векам нашей

эры и представляющие собой размножение образцов буддийской иконографии,

Старейшие же образцы художественной китайской ксилографии вышли в свет в 868

году-- это иллюстрации к "Сутра" (буддийская культовая книга). Позднее

китайские ксилографы перешли от культовых изданий к иллюстрированию книг по

истории и к репродуцированию картин.

В Европе использование ксилографии для отпечатков с художественной

целью, по-видимому, технически связано с печатанием тканей посредством

деревянных шаблонов (так называемая "набойка", техника которой, вероятно,

тоже идет с Востока). Первое использование ксилографии в Европе для

графических отпечатков относится к концу XIV -- началу XV века. Возможно,

что здесь важным стимулом послужило начало изготовления дешевой бумаги

вместо дорогого пергамента. Появление дешевой бумаги в XIV веке, печатная

ксилография около 1400 года, книгопечатание подвижными буквами около 1450

года -- все это этапы одного процесса демократизации и популяризации

культуры и искусства, стремление к наглядному оптическому воспитанию и

пропаганде. Сначала речь идет главным образом о религиозной пропаганде --

ксилографическим способом печатаются лубочные иконы, всякого рода священные

изображения. Скоро появляются и светские интересы -- начинают печатать

игральные карты. А в эпоху крестьянских движений агитационная графика

достигает наибольшего размаха, печатают лубочные изображения,

иллюстрированные брошюры, сатирические листки. Вместе с тем гравюра

становится товаром, свободно продающимся на рынке (жена Дюрера ездила на

ярмарку для продажи гравюр своего мужа). Все это заставляет думать, что

"изобретение" ксилографии нельзя связывать с личностью определенного

художника -- она медленно созревала в ремесленной среде.

Своеобразной предтечей ксилографии из эпохи поздней готики и ее

соперником в течение всего XV века следует назвать так называемую пунсонную,

или выемчатую, гравюру ("Schrotschnitt"), "Шротшнитт" представляет собой

выпуклую гравюру на металле, создаваемую с помощью точек, звездочек, сложной

сети решетчатых линий, которые в отпечатке оказываются светлыми штрихами и

пятнами на темном фоне. Эта очень сложная техника достигает своеобразных,

декоративно-орнаментальных эффектов, часто с диковинным, экзотическим

оттенком. Но главное своеобразие "пунсонной" гравюры в отличие от

ксилографии заключается в том, что здесь мы имеем дело со светлым рисунком

на темном фоне (поэтому "пунсонную" гравюру иногда называют "белой"

гравюрой-- "Wei schnitt"). Эта идея светлого, белого рисунка на темном фоне

потом неоднократно возвращается (в рисунке XVI века, цветной ксилографии, у

Сегерса в его "лунных" офортах) и в конечном счете определяет собой

возрождение ксилографии на новой технической основе в начале XIX века (Томас

Бьюик).

Старейшие образцы европейской ксилографии относятся к концу XIV века и

выполнены главным образом в Южной Германии (однако старейшая датированная

гравюра на дереве, изображающая св. Христофора, помечена 1423 годом). Листы

эти известны только в одном экземпляре (уники), посвящены религиозной

тематике, выполнены только контурными линиями и часто раскрашены от руки.

Постепенно в них появляется штриховка, выполняющая, однако, не задачи

пластической лепки, а чисто декоративные функции. Эти старейшие немецкие

гравюры на дереве по своему стилистическому эффекту (особенно благодаря

раскраске) всего более сближаются с живописью на стекле, с цветными

витражами.

Переход от этих уникальных листов к многотиражной и иллюстративной

ксилографии представляют так называемые "блоковые", или "колодковые", книги

(Blockbеcher), то есть серия картинок с короткими пояснениями, где и буквы

текста, и относящиеся к нему изображения вырезаны и напечатаны с одной

деревянной доски. Время расцвета "блоковых" книг -- 50--60-е годы XV века;

их содержание имеет по преимуществу религиозно-дидактический характер Biblia

Pauperum, "Искусство благочестиво умирать", Десять заповедей и т. п.). Есть

основание предполагать, что печатание изображений предшествовало печатанию

книг. Отсюда можно сделать вывод, что народные массы более восприимчивы к

изображенному, чем к написанному содержанию; народная книга, как и детская

книга,-- это прежде всего книга с картинками.

Только после изобретения подвижного алфавита гравюра на дереве

отделяется от текста и превращается в подлинную иллюстрацию, сопровождающую

текст. Первая книга, напечатанная подвижными буквами и снабженная

ксилографическими иллюстрациями, была издана в Бамберге, в типографии

Пфистера, в 1461 году (под названием "Edelstein" -- драгоценный камень).

Примерно к периоду 1470--1550 гг. относится первый расцвет ксилографии и

гармоническое объединение текста с иллюстрациями. Это содружество книги и

ксилографии нарушается в XVII и отчасти XVIII веке, и затем в начале XIX

века следует новое возрождение ксилографии.

В Германии наибольший расцвет и популярность ксилографии падает на

первую треть XVI века. Два мастера определяют вершину этого расцвета --

Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Младший.

Дюрер одинаково мастерски проявил себя и в гравюре на дереве, и в

гравюре на меди; он одинаково блестяще владел композицией как в отдельном

листе, так и в больших повествовательных циклах, в которых новозаветная

тематика сплеталась с современными проблемами ("Апокалипсис", "Страсти

Христовы", "Жизнь Марии" и др.).

Дюрер редко брался за нож гравера, но всегда сам рисовал на доске и

очень следил за резчиком, стремясь подчинить его приемы своей концепции. И в

этом смысле он оказал большое влияние на технику ксилографии. О том, как

тонко Дюрер чувствовал специфический язык графических техник, ярко

свидетельствует сравнение изображенных им одинаковых тем и мотивов в гравюре

на меди и на дереве ("Страсти" и др.): если в гравюре на меди художник

стремился прежде всего к пластической лепке формы и последовательно

проведенной градации освещения, то в гравюре на дереве его главная задача --

напряженная выразительность линий. Точно так же есть значительное различие

между ранними ксилографиями Дюрера и теми, которые он выполнил в конце своей

деятельности. В ранних гравюрах на дереве изображения больше подчиняются

плоскости листа, в них более разнообразный штрих, то узловатый и сучковатый,

то с короткими и длинными завитками; напротив, в поздних произведениях

мастера его графический язык становится проще и мощнее, в композиции большее

значение приобретают объем и свет.

Ганс Гольбейн Младший, испытавший сильное влияние итальянского

классического стиля,-- выдающийся мастер книжной иллюстрации. Его главные

произведения в области ксилографии -- два знаменитых цикла иллюстраций -- к

Библии и к "Пляске смерти" ("Totentanz"). Они отличаются чрезвычайной

наглядностью и динамикой рассказа, простотой и точностью пластического языка

и сильной социальной и антиклерикальной тенденциями.

В Италии эпохи Возрождения ксилография не получила такого глубокого

развития, как в Германии, хотя и была известна почти с начала XV века в виде

игральных карт, орнаментальных украшений, календарей, изображений святых.

Наиболее крупным центром итальянской ксилографии являлась Венеция, и именно

там была издана иллюстрированная книга, которую можно считать одним из самых

своеобразных и совершенных произведений печатного искусства -- мы имеем в

виду вышедшую в 1499 году у венецианского печатника Альдо Мануцио книгу, так

называемое "Истолкование снов" ("Hypnerotomachia Polifili") Франческо

Колонна. Диковинное, утопическое содержание книги сочетается с чрезвычайной

простотой и лаконизмом графического языка -- обилием белых плоскостей,

простыми, контурными линиями, тонким созвучием текста с иллюстрациями и

характера букв с форматом книги. К сожалению, несмотря на усилия ученых, до

сих пор не удалось установить имя художника (монограмма с буквой "В",

очевидно, имеет в виду резчика).

Североитальянская, особенно венецианская, ксилография теснейшим образом

связана с рисунками пером и находилась под несомненным влиянием Тициана. Для

венецианской ксилографии XVI века характерен смелый, свободный, несколько

грубоватый штрих (Николо Больдрини) или же широкие, черные плоскости,

расчлененные с помощью белых линий и полос (Джузеппе Сколари). И в том и в

другом случае заметна тенденция не столько выявить специфику резьбы по

дереву, сколько добиться более или менее точной имитации рисунка пером и

кистью.

Отчасти, по-видимому, в соревновании с рисунком тушью или кистью

возникло в Европе XVI века изобретение цветной ксилографии, или кьяроскуро.

Техника цветных отпечатков с деревянных досок для украшения тканей

(набойка), как мы знаем, была давно известна на Востоке, а с XIV века и в

Европе. Но когда и где изобретена цветная ксилография на бумаге? Возможно,

что раньше всего цветная ксилография появилась в Китае (известны отпечатки

китайской гравюры на дереве со многих досок, без черного контура, нежными

красочными пятнами).

В Европе цветная ксилография раньше всего была создана в Германии: 1507

годом датирована цветная деревянная гравюра Л. Кранаха, несколько позднее

(1512) цветные доски применяли в содружестве живописец и рисовальщик

Бургкмайр и резчик Иост де Негкер. Y в Германии XVI века цветная гравюра на

дереве имела случайный, эпизодический характер. Напротив, в Италии XVI века

цветная ксилография получила гораздо более широкое распространение и более

яркий расцвет.

Изобретатель итальянской цветной ксилографии Уго да Карпи получил в

1516 году от венецианской Синьории патент на исполнение гравюры "светотенью"

(chiaroscuro). Это был совершенно новый тип тональной ксилографии,

основанной не на линии, а на пятне, на контрастах света и тени. Уго да Карпи

печатал с двух, трех и более досок, причем одна доска (не всегда)

репродуцировала контурный рисунок, а другие -- те части композиции, которые

должны были получить определенный тон; светлые места не печатались белой

краской, а вырезывались в одной из досок. При этом каждая из трех

последовательных работ -- нанесение рисунка на доску, вырезывание и

печатание -- выполнялась особым мастером.

Своеобразие итальянского кьяроскуро ("Улов рыбы" по Рафаэлю, "Диоген"

по Пармиджанино и др.) заключалось не в многоцветности, а в тонких градациях

одного тона -- серого, бурого, зеленоватого и т. п. Уго да Карпи имел

продолжателей как в Италии (Антонио да Тренто, Андреа Андреани), так и в

Голландии, где Гольциус создал ряд ксилографии в технике кьяроскуро,

выделяющихся как комбинацией различных цветов, так и градациями одного тона.

Однако уже в XVIII веке техника кьяроскуро переживает полный упадок.

Напротив, чрезвычайно длительный и яркий расцвет цветная ксилография

пережила в Японии. Основное отличие японской ксилографии от европейской

заключается в более тесной связи японской гравюры с каллиграфией. А отсюда

вытекает гораздо большее значение выразительного и эмоционального языка

линии и пятна и отсутствие у японских граверов интереса к изображению

пространства и полное их пренебрежение к светотени. Кроме того, в японской

гравюре, быть может, еще более резко, чем в европейской, выражен контраст

между художником, который дает рисунок, и резчиком.

Расцвет японской ксилографии начинают обычно с Моронобу,

пользовавшегося контрастом черно-белого и умевшего извлекать из линий и

пятен декоративное звучание. По-видимому, художник Масанобу в 1743 году

первый применил печатание в два цвета (розовый и зеленый), а около 1764 года

целая группа художников, работавших в Эдо и принадлежавших к направлению

"укие-э" (обыденная жизнь), стала создавать многоцветные гравюры с

нескольких досок. На этой почве возникает искусство таких выдающихся

мастеров японской цветной ксилографии XVIII века, как Харунобу, художника,

создававшего нежные образы женщин в пронизанных поэтическим настроением

пейзажах, Утамаро, стремившегося к индивидуализированным женским образам и

утонченным, переливчатым тонам колорита, и Сяраку, специализировавшегося на

изображении экспрессивных, полных эмоционального напряжения портретов

актеров.

В XIX веке японская цветная ксилография становится еще богаче и

разнообразнее в творчестве Хокусая, которому подвластно изображение

реального мира во всем его многообразии. Особенно выдающихся результатов

Хокусай достигает, с одной стороны, в альбомах "Манга", где заносит на

бумагу все, что попадает в поле его зрения (архитектура и орнамент, деревья

и травы, люди и животные в различных позах и движениях и т. д.), а с другой

стороны, в циклах пейзажей "Мосты", "36 видов горы Фудзи" и др., поражающи"

не только своеобразием каждого отдельного пейзажа, но и мастерством, с

которым прослеживаются последовательные изменения одного и того же мотива в

связи с изменяющейся обстановкой, окружением, освещением и т. п. Нет

никакого сомнения, что если Хокусай многому научился у европейских

живописцев и графиков, то и сам он оказал сильнейшее воздействие на развитие

художественных методов европейского искусства (достаточно вспомнить такой

цикл Клода Моне, как "Стога сена" или "Руанский собор"). Еще более тесные

связи протягиваются между европейским искусством и творчеством Хиросиге,

последним из старых мастеров японской цветной ксилографии.

Возвращаясь к европейской гравюре, следует прежде всего отметить, что

после яркого расцвета ксилографии в первой половине XVI века наступает

несомненный упадок европейской гравюры на дереве в XVII и XVIII веках. Можно

назвать несколько причин; так или иначе содействовавших этому упадку. Прежде

всего уже упомянутый нами дуализм рисовальщика и резчика, прекрасно

использованный в японской цветной ксилографии, очевидно, мало соответствовал

методу европейских художников, так как отрывал рисовальщика от особенностей

материала и технических приемов. Упадку гравюры на дереве в. это время

способствовала также все растущая потребность в репродукционной графике,

которая могла бы воспроизводить картины, статуи, памятники архитектуры, а

для этих целей в те годы гораздо более пригодна была углубленная гравюра на

меди. Наконец, невыгодным для ксилографии было и соперничество с появившейся

в XVII веке новой техникой офорта, которая удовлетворяла потребность

художника в фиксации беглых впечатлений и где художник мог рисовать

непосредственно на доске без промежуточного звена -- резчика-ремесленника.

Некоторым рубежом между старой и новой гравюрой на дереве в Западной

Европе может служить вышедшее в свет в 1766 году руководство по ксилографии,

составленное французским резчиком, мастером заставок и концовок Папильоном.

В своем руководстве Папильон отстаивал целый ряд преимуществ гравюры на

дереве и главными среди них считал возможность одновременно печатать книжный

набор и гравюры-иллюстрации, удешевление процесса печатания и более высокий

тираж издания. Единственное, чего еще не хватает ксилографии, по мнению

Папильона,-- это гибкости и эластичности техники.

Этот важный технический переворот был сделан на рубеже XVIII и XIX

веков английским гравером Томасом Бьюиком. Два основных момента следует

выделить в реформе Бьюика: во-первых, дерево другого сорта и распила и,

во-вторых, другой инструмент гравирования. 'Эти новые приемы Бьюика сделали

технику ксилографии и более легкой, и более разнообразной. Для того чтобы

удобнее было резать, Бьюик берет дерево не мягкое, а твердое (сначала бук, а

потом пальму), и притом не продольного, а поперечного распила (так

называемое торцовое дерево, где волокна идут перпендикулярно к поверхности

разреза). Эта твердость и однородность поверхности позволила Бьюику

отказаться от традиционного инструмента ксилографа -- ножа и перейти к

инструментам гравюры по металлу -- резцам, штихелям разной формы, в

результате чего он получил возможность с легкостью проводить любые линии в

любых направлениях. Но всего удобней для материала и инструментов Бьюика

оказалась техника процарапывания тонкой сети линий и точек, которые в

отпечатке должны оставаться белыми, техника, по своему эффекту несколько

напоминающая "выемчатую" гравюру на металле (Schrotschnitt): моделировка

формы не черными линиями на светлом фоне, а светлыми линиями -- на темном; и

даже не столько линиями, сколько тонами, переходами света и тени (поэтому

ксилографию, использующую технику Бьюика, стали называть "тоновой"

гравюрой).

Не обладая большим художественным дарованием, Т. Бьюик мастерски владел

всеми приемами своей новой техники, особенно в небольших листах чисто

иллюстративного характера ("История британских птиц", "История

четвероногих"). Именно благодаря этому его изобретение быстро завоевало

популярность. Книжная иллюстрация 30--40-х годов XIX века во всех странах

Европы пошла по пути Бьюика (например, иллюстрации Жигу к "Жиль Блазу" или

Жоанно и других).

В конце XIX века экономическое преимущество тоновой ксилографии --

деревянное клише -- превращает ее в наиболее распространенную

репродукционную технику. При этом производственные мастерские (в Париже,

Лейпциге), изготовляющие репродукционную тоновую ксилографию, работают чисто

фабричным способом, как бы совершенно забывая о том, что исходным пунктом

была работа резцом по дереву: зритель уже не видит не только линий, но даже

точек, которые все сливаются для него в одну сплошную поверхность "тона".

Так техника ксилографии все более приближается к фотомеханической

репродукции (то есть сетчатой цинкографии и фототипии по принципу выпуклой

печати), которая получает распространение в 90-х годах прошлого века, --

иными словами, ведет к победе машинной техники над кустарной, ремесленной.

Но как раз в это же самое время, в конце XIX века, как бы в виде

протеста против механизированной репродукционной ксилографии происходит

возрождение станковой гравюры на дереве, а потом и на линолеуме, а вместе с

тем художник вновь совмещает в одном лице и рисовальщика и резчика по

дереву.

Новые искания в ксилографии связаны с именами целого ряда художников в

разных странах: в Англии--Никольсона и Обри Бердслея, во Франции -- Гогена,

Валлотона, Лепера, в Норвегии -- Мунка, в России -- А.

Остроумовой-Лебедевой, В. Фалилеева, а затем в особенности В. Фаворского, П.

Павлинова, А. Кравченко, А. Гончарова и многих других.

Эти новые искания идут в самых различных направлениях. Прежде всего это

-- отказ от виртуозных приемов, от ослепительной ловкости ксилографов XIX

века и стремление как бы вернуться к более архаическим методам гравюры на

дереве, а тем самым уничтожить дуализм рисовальщика и резчика. Вместе с тем

многие мастера новой ксилографии наряду со своеобразным возвращением к

традициям Дюрера и итальянского кьяроскуро стремятся использовать

нововведения Бьюика (белый штрих, тон). Большая группа ксилографов исходит

не из светлого фона дерева, а из черной, покрытой краской доски и из нее, с

помощью пятен и узоров, так сказать, освобождает, извлекает композицию

(Валлотон, Мунк). Линий у них почти нет, они оперируют главным образом

пятнами, контрастами черных и белых силуэтов. Некоторые из них стремятся

использовать специфические особенности материала: например, Гоген или Мунк

извлекают художественные эффекты из неровной поверхности доски, рисунка

древесных волокон и т. п. Но при всем сходстве некоторых приемов они

добиваются совершенно различных результатов: гравюры Мунка насыщены

трагически-экспрессивным содержанием, напротив, Валлотон стремится, скорее,

к декоративному воздействию. Есть среди мастеров новейшей ксилографии и

такие, которые воскрешают приемы последовательного развития образа в

рассказе, в цикле гравюр (Ф. Мазерель в Бельгии).

Очень близкой к ксилографии является и гравюра на линолеуме, вошедшая в

употребление в Новейшее время. Гравюра на линолеуме тоже относится к высокой

печати и пользуется теми же инструментами (ножом, стамеской). Линолеум как

материал обладает иными художественными возможностями, чем дерево, он

дешевле, годится для больших форматов и особенно пригоден для цветной

гравюры (Фалилеев, Захаров, Голицын, Мендес, Паккард и другие). Однако в

приемах гравюры на линолеуме, которая развивает и усиливает наиболее

распространенную манеру новейшей ксилографии (Лепер и другие) с ее

сочетанием динамических линий и живописных пятен, менее чувствуется язык

резца. Основной дефект новейшей ксилографии и линогравюры -- слишком резкий

контраст черного и белого, нарушающий единство книжной страницы и

заставляющий буквы казаться слишком слабыми,-- особенно заметен в книжной

иллюстрации. Именно поэтому наиболее выдающиеся мастера книжной иллюстрации

(Фаворский, Кравченко) ищут более разнообразные и гибкие приемы -- сочетания

линий и пятен, контрастов и переходов, черных и белых штрихов.

Можно ли говорить о специфических особенностях ксилографии, о присущих

ей особых стилистических основах? Разумеется, каждая эпоха выдвигает свои

требования к деревянной гравюре, ставит перед ней особые задачи. И все же

есть объективные признаки, критерии, есть особые требования материала,


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.04 сек.)