АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жан Лиотар: постмодернизм

Читайте также:
  1. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм.
  2. ТЕМА 9. ОТ СТРУКТУРАЛИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ.
  3. Философия культуры 20 в: герменевтика, структурализм, постмодернизм.

Жан Лиотар (1924—1998) после опубликования им книги "Со­стояние постмодерна" (1979, русское издание 1998 г.) стал мно­гими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во второй половине XX века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информа­ционных технологий, возник новый тип культуры — постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следова­тельно, можно перевести на русский язык как то, что наступи­ло вслед за недавним.

Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончатель­ное разрушение принципа универсального языка, "никто не владеет целым". Возникло много новых языковых игр, киберне­тических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемой истины, вызывает недо­верие. Теперь ценность научной информации определяется по сте­пени ее операциональности, это означает, что на первый план вы­шли критерии эффективности и прибыльности. Люди в качестве "атомов" общества расположены на пересечении прагматиче­ских, т.е. жизненно важных для них связей. Эти связи осуще­ствляются в условиях противоборства, агонистики.

На смену логике универсальных, незыблемых принципов пришла паралогика (греческое para означает отклонение).

Паралогика Лиотара это — обращение к агонистике много­образных языковых игр и "маленьких рассказов", позитивная оценка дисконсенсуса, без которого невозможно творчество и на­учное воображение, замена замкнутой системности открытой, сти­муляция производства новых идей, установка на свободу и во­ображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному.

Наряду с уже упомянутыми доминантами философского пост­модернизма укажем также следующие: дисконсенсус (а не кон­сенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабиль­ность (а не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не цен­трирование), неопределенность (а не определенность), эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.

Постмодернизм выступает как синтез поструктурализма и деконструктивизма, представляя собой новый этап антисциентистской установки.

Можно выделить две основные плоскости данного литературно-философского течения:

a. с одной стороны, весь указанный комплекс не представляет, как нам кажется, магистральной линии развития современной философии. Он, по существу, вторичен и продолжает антисциентистскую традицию, смысловым стержнем которой выступает негативное отношение к научному мышлению, а в более широком контексте – к рациональной традиции познания в целом;

b. с другой стороны, отметим, что деконструктивная установка может быть вполне вписана в общую рационально-конструктивную работу философа. Особо важным здесь можно считать пристальное внимание к обыденному языку как важнейшему объекту философской рефлексии, потому что главной особенностью философии является то, что она играет роль мировоззрения, а поэтому не может быть оторвана от индивида как носителя последнего. Результаты философской рефлексии должны быть «возвращены», в том числе и на уровень обыденного сознания, в качестве некоторых практических мировоззренческих установок.

Деконструктивистско-постмодернистский комплекс выходит далеко за рамки философии и литературы. Во многом он выражает тенденцию разрушения «старой» культуры как системы отдельных локальных культур и стремление создать иное образование, основанное на неизмеримо более широком коммуникационном пространстве. Наблюдение вместо рассуждения – вот одна из установок такой культуры. Особенность восприятия такова, что человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то неоконченности (как это было бы в случае прерывания чтения классического романа), а также вновь с любого места войти в нее. Этот феномен массовой культуры можно обозначить как «клиповое», фрагментарное сознание.

Заслуга постмодернизма, на наш взгляд, заключается в том, что он не уходит от анализа проблем, которые кажутся недостойными внимания профессионального философа. Человеческая культура не сводима только к неким сложным, рафинированным философским системам, которые признаются только отдельной группой людей. К человеческой культуре относится все, что имеет знаково-символический характер и несет нам информацию о мире. Найти смысл в этой информации или сконструировать новые смыслы – одна из задач философии постмодерна.

Постмодерн культивируется в на­ши дни в основном в двух вариантах — умеренном и авангардистско-анархическом. В своем умеренном варианте постмодернизм является, пожалуй, вполне оправданной реакцией на реалии конца XX в., на всемерное возрастание многообразия. Что каса­ется авангардистско-анархического постмодернизма, то в нем преобладает эпатаж, отрицание всего и вся. Такая философия при­ветствуется немногими из числа профессиональных философов.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)