АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подбор литературы. Первичную ориентировку в литературе, посвященной избранной для раскрытия в курсовой работе проблеме

Читайте также:
  1. III. Список основной и дополнительной литературы.
  2. Белорусизация и развитие литературы и искусства.
  3. В XI в. в Киевской Руси появляются произведения оригинальной литературы, из которой выделяется новый самостоятельный жанр. Назовите этот жанр.
  4. Запрокидывание головы и поднятие подбородка
  5. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  6. Источники литературы, использованные при составлении методических указаний
  7. Кожные складки лица, носогубная и подбородочная.
  8. Лирика как род литературы
  9. Место литературы в ряду других искусств
  10. Основные функции художественной литературы.
  11. Оформление списка использованной литературы
  12. Оформление списка использованной литературы

Первичную ориентировку в литературе, посвященной избранной для раскрытия в курсовой работе проблеме, можно получить в списках, которые прилагаются к программе, учебно-тематическим планам, даются в аннота­циях к курсам учебных дисциплин преподавателями.

Большую помощь в подборе литературы окажут справочно-поисковые аппараты библиотек. Речь идет о каталогах, картотеках, библиографиче­ских указателях. Особенно эффективно подобный аппарат действует там, где введены компьютерные системы хранения и поиска информации.

Если есть необходимость подобрать произведения определенного авто­ра, то основную помощь окажет алфавитный каталог, в котором можно най­ти описания работ, расположенных по алфавиту фамилий авторов, заглавий и наименований коллективных авторов, т.е. учреждений или организаций.

Систематический каталог построен по принципу разделения печатных работ по отраслям знаний, темам. Такое разделение проводится в логиче­ской последовательности. Пишущий курсовую работу чаще всего обраща­ется именно к систематическому каталогу.

Нередко в библиотеках имеются предметные каталоги, в которых опи­сания работ расположены не по принципу логической последовательности, а в алфавитном порядке предметных рубрик.

В библиотеках имеются исистематические картотеки журнальных ста­тей.

Нередко студенту приходится узнавать о литературе по избранной проблеме, читая одну из книг, статей, которые им уже были подобраны. Ведь часто автор ссылается на работы своих коллег, исполь­зуя их выводы для подтверждения своей точки зрения или полемизируя с ними.

Большую помощь студенту окажут специальные обзоры, статьи исто­риографического плана, рецензии на монографии, которые содержатся в научных журналах. Следует помнить ио том, что в библиотеках можно по­знакомиться со специальными библиографическими изданиями.

На всех этапах работы по подбору литературы у студента есть возмож­ность получить консультации у своего преподавателя, который может посо­ветовать не только конкретные книги и статьи, но и способы поиска литера­туры, а главное - ее изучения.

Другой формой записи прочитанного являются выписки. Это могут быть дословно выписанные отрывки (цитаты), пересказанные почерпнутые из работы факты, цифровой материал, изложенная близко к тексту оригинала идея автора. И в этом случае важно записывать страницы, которые содержат цитаты, цифры, факты.

Выписки можно делать в рабочей тетради, в которой после указания всех данных о книге, статье (автор, точное название, указание места издания, из­дательства и года появления) следует текст, разбитый на разделы изучаемой работы, либо по рубрикам, нужным для написания курсовой работы.

Многие предпочитают делать записи на специальные карточки или ли­сточки с тем, чтобы их можно было быстро варьировать, соединять темати­чески выписки, сделанные из разных источников.

Следующей формой записи прочитанного являются тезисы. Под тезиса­ми понимаются кратко сформулированные основные положения, в данном случае книги, статьи.

Составление тезисов значительно более сложная работа, чем выписки. Но и результат, их составления может быть более высокий, так как успешное форму­лирование своими словами основных положений прочитанного свидетельству­ет о вхождении читателя во внутреннюю логику произведения.

При написании курсовой работы может пригодиться и такая форма за­писи прочитанного как аннотация. Она предполагает очень краткое изложе­ние содержания прочитанного. Бывает такой подход полезен, если задачей изучающего литературу является лишь сохранение самых общих сведений о данной работе (например, в случае использования для обзора). Если сту­дент не ограничится лишь знакомством с содержанием работы, а даст крат­кую оценку прочитанного, то такая запись, характеризующая выводы, глав­ные итоги книги, статьи будет называться резюме.

Наиболее полным вариантом записи прочитанного является конспект.

Само слово конспект происходит от латинского conspectus, что означает обзор. Под конспектом понимается краткое письменное изложение прочи­танного. Он в той или иной мере включает в себя почти все названные выше формы записи. То есть в хорошем конспекте можно увидеть и план, и вы­писки, тезисы. Но конспект не является лишь соединением менее сложных форм записи.

Например, сравнение конспекта итезисов, показывает, что в отличие от последних, конспект включает в себя рассуждения и доказательства, причем не только те, которые содержатся в изучаемом произведении, но и сформулированные самим составителем конспекта. На последнее поло­жение важно обратить особое внимание - конспект не только изложение прочитанного, но иего оценка, раскрывающая согласие с автором книги, статьи, а порой и заочный спор с ним.

Конспект может быть текстуальным. В этом случае он посвящен определенному произведению. Другой вариант конспекта - тематиче­ский. Он ориентирован на определенную тему, поэтому строится на ряде произведений.

При составлении конспекта важно помнить о том, что не только темати­ческий, но и текстуальный его варианты не могут считаться гарантированно законченными. Возможны дополнительные записи из других работ, внесе­ние результатов размышлений автора конспекта, вопросов, которые пришли ему в голову после прочтения работы и составления первичного варианта конспекта.

По мере появления опыта у ведущего записи прочитанного появляется свой подход к оформлению конспекта. Особое внимание важно уделять рас­положению материала, введению сокращений (кроме общеупотребляемых: га, млн., чел., г., км и т. д.), у каждого ведущего записи постепенно появ­ляются свои. Но, конечно, самым важным является содержание конспекта, который и даст наряду с другими формами записи прочитанного материал для написания курсовой работы.

Успех в проведении записи прочитанного прямо пропорционален уме­нию читать. Работа над курсовой работой позволяет целенаправленно по­вышать качество чтения, переходить к более высоким его типам.

Всего принято выделять пять типов чтения. Первый, который условно называют сюжетным, обычно используется при чтении художественной ли­тературы. В качестве объекта внимания в таком случае выделяют сюжет произведения.

Второй тип чтения называют фиксирующим, или регистрирующим. Чи­татель регистрирует в своем сознании весь текст книги, статьи, фиксирует все подряд, но при встрече с трудными местами он не уделяет им должного внимания и после окончания чтения многое остается непонятным - все это характеризует этот тип работы с текстом.

Значительно более продуктивным является третий тип чтения - разъяс­няющий, или осмысляющий.

Четвертым типом чтения является тот, который условно называется кри­тическим. Он углубляет достоинства предыдущего типа работы с текстом: не только стремление к пониманию сказанного автором, но и рассмотрение этого с позиций аргументированности, доказанности. Для читателя, кото­рый пользуется таким способом работы характерно желание сопоставить позицию автора с собственной точкой зрения. Развитием предыдущего типа чтения является следующий,пятый, его вариант - творческий. В этом случае читатель не только выражает свое от­ношение к прочитанному, не только критикует автора (если он того заслу­живает!), но и противопоставляет тем положениям, с которыми был не со­гласен, свои контрпредложения.

Конечно, последний тип чтения является самым сложным, он предпо­лагает хорошее знание предмета, ставшего объектом исследования в про­читанном произведении.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)