АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История отечественного и зарубежного религиоведения как научная и учебная дисциплина

Читайте также:
  1. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  2. IV. Интеллектуальная история
  3. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный мир, семейная легенда, семейный сценарий, жизненный цикл семьи).
  4. Антропология, как научная дисциплина (13.02.2013)
  5. Версия №1: история дизайна исчисляется тысячелетиями.
  6. Военная история
  7. Вопрос №31 Понятие рынка. История становления и эволюция взглядов на рынок.
  8. Вопрос №4: «История отечественной социальной психологии».
  9. Вопрос. История появления и развития денег.
  10. Всеобщая история искусства. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения
  11. Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ. История развития, основные услуги ИНТЕРНЕТ.
  12. Гуманистические подходы отечественного экономического поведения в корпоративном сообществе

История отечественного и зарубежного религиоведения.

Лекции.

Литература:

Религиоведение. М., 2012. Глава «История религиоведения».

М.Н. Шахнович «Очерки по истории религиоведения», 2006; СПбГУ.

А.Н.Красников «Методологические проблемы религиоведения», М., 2007.

Меньшиков Е.В и Яблоков И.Н. «Периоды в истории отечественного религиведения», вестник МГУ.

«Классики мирового религиоведения» М., 1996. Макс Мюллер, Шантепи де Ля Сосе, Эрнст Ренан, Робертсон Смит, Альберт Швейцер.

«Мистика и религия», М., 1998. Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Дж.Фрэзер, Р.Маретт и т.д.

История отечественного и зарубежного религиоведения как научная и учебная дисциплина.

1. Концептуализация религиоведения - предпосылка экспликации предмета истории религиоведения.

2. История религиоведения как рефлексия второго порядка.

3. Методы изучения истории религиоведения.

4. Критерии отнесения знаний о религии к области религиоведческих и включения их в историю религиоведения.

В любой науке изучение ее истории является важным моментом ее развития. История науки дает возможность соотнести движение познавательного процесса с историческими условиями. Возможность обращения к тем или иным сторонам культуры, обращение к сторонам объекта. История помогает ответить на вопрос какие потребности вызвали это обращение. История науки дает возможность обозреть результаты исследовательских поисков, воспроизвести картину объекта, как она выглядит на разных этапах познания. Изучение истории науки возможно начинать тогда, когда эта наука достигла определенного, необходимого и достаточного уровня саморефлексии, самоидентификации. Критерии относительной самостоятельности науки следующие: экспликация предмета исследования, нацеленность на воспроизведения закономерностей объекта, выработка понятий и теории предмета, наличие соответствующего языка и методов, отличие от обыденных знаний, подготовленность субъекта познаний данного объекта. Религиоведение имеет своим предметом закономерности возникновения, изменения, развития и функционирования религии, ее качественные и сущностные характеристики, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества синхронно и диахронно, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. В современном религиоведении можно выделить ряд разделов, среди них главные: философия, социология, психология, феноменология, история религий. В религиоведении имеется несколько групп понятий: используются категории различных разделов философии (онтология, гносеология, логика, философия науки, этика, эстетика); общенаучные понятия и термины, конкретизированные к религиоведческому содержанию; те, которые разработаны с использованием знаний конкретных наук (биологии, медицины, правоведения, педагогики); осмысленные понятия и термины религий (молитва, покаяние, медитация, теизм, деизм, пантеизм), особое место занимают понятия: бог, провидение, Ра, карма, Бодхисаттва, сансара, нирвана, шахада-хадж; понятия, отражающие процесс развития и изменения религий (церквообразование, моноконфессиональность, религиозный плюрализм, сакрализация, модернизация). Религиоведение использует большое число различных методов, как философских, так и общенаучных. Субъект познания в любой религии может быть коллективным, а может быть индивидуальным. Имеются и объединения религиоведов: ассоциация историков религии и т.п. Предмет истории религиоведения отличается от предмета религиоведения. История религиоведения представляет собой рефлексию второго порядка («познание познанного», познание результатов познания). Историко-религиоведческое исследование предполагает исследование самой религии и процессов познания религии, историю развития знания о религии и содержания современной теории религии, связи следовавших друг за другом картинами религии с современной картиной религии. История религиоведения изучает протекающий во времени разноплановый процесс познания религии, в ходе которого воссоздается история этого познания и сам предмет познания (религия), как она темпорально показывала себя. Исторически формируются, накапливаются и развиваются эмпирические и теоретические знания о религии, выявляется сам процесс познания религии, знание об этом знании. В соответствии с предметом истории религиоведения в ней приобретают особое значение методы историзма, реконструкции, герменевтики. Историк религиоведения воспроизводит картину религии в тех состояниях, в которых она представала в момента исследования в прошлом. Результаты исследования объективировались в какой-либо форме. Но религии развиваются, в новой ситуации формируется другая ее религии. Метод историзма требует конкретного исторического подхода как к картине религии в определенные моменты времени, так и к раскрытию движения картины религии от одного момента к другому. Эти моменты выражают единство синхронии и диахронии. Другой важный метод – реконструкция. Необходимость применения этого метода связано с тем, что религиоведческое исследование носит ретроспективный характер, обращено к уже совершившемуся. Реконструкция (ре – снова, заново, пере; конструкцио – построение). Метод реконструкции означает моделирование объекта в качестве системы. В истории религиоведения осуществляется с использованием различных источников: архивных материалом, текстов, артефактов, памятников, в которых объективирована информация о религии. Реконструкция означает: А) воссоздание картины знаний о религии в тот или иной период истории Б) воссоздание тенденций эволюций религии В) воссоздание исторического движения знаний о религии, в том числе история развития понятий религии. Герменевтика. Знание о религии объективируются в различных предметах и требуют герменевтического исследования. Герменевтический период наследовал традиции экзегетики (толкования священных писаний). Он предполагает истолкование священных текстов, других текстов и других предметов, соотнесения понимания первоисточников различными поколениями с пониманием автора. Важным моментом является собирание, пополнение корпуса источников в области религиоведческого знания, а потому исследование истории религиоведения включает источниковедческий аспект. К религиоведческим знаниям правомерно относить знания о фактах с историческим значением.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)