АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №1 Первичные графические элементы композиции и основные принципы ее организации

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  3. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  4. III. Основные требования по нормоконтролю
  5. WWW и Интернет. Основные сведения об интернете. Сервисы интернета.
  6. XI. Временное выбытие совершеннолетнего получателя из организации поставщика стационарных услуг
  7. А. Основные компоненты
  8. А. Основные компоненты
  9. Автономной некоммерчекой организации «Санкт–Петербургский центр дополнительного профессионального образования»
  10. Адаптация персонала организации.
  11. Административно-правовой статус гражданина РФ, его элементы
  12. Активы организации, их назначение и использование.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ГРАФДИЗАЙНУ 2 КУРС.

1. 1 Графический дизайн и композиция

Понятие графического дизайна. Историческая справка. Что сегодня представляет собой графический дизайн. Визуальная коммуникация. Влияние тенденций моды и общественного сознания на графический дизайн. Композиция как понятие. Система, структура. Психологические особенности восприятия визуальной информации. Зоны активного восприятия. Взаимосвязь видения и вербализации. Современные особенности восприятия. Ассоциативность элементов. Первичные графические элементы композиции (точка, линия, пятно). Способы группировки.

1. Графический дизайн - специальная область художественно - проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации.

2. В современном мире графический дизайн – это вся визуальная среда (фирменный стиль, реклама, иллюстрации, дизайн СМИ, мультипликация, 3D-графика, графика в кинематографе, телевизионные заставки, все виды печатной продукции, фотографика, веб-дизайн и т. д), которая коллективно стихийно создается дизайнерами, художниками и пользователями сети Интернет.

3. Визуальная коммуникация – общение, в котором носителями информации являются графические знаки (индексы, иконы, символы).

Любой продукт графического дизайна предназначен для визуальной коммуникации. В этом основное отличие графического дизайна от искусства. Произведения искусства не являются коммуникантами (шифрами, содержащими определенные сведения). Произведения графического дизайна всегда являются коммуникантами, то есть содержат определенную информацию, сведения. Цель графического дизайна всегда – передача информации (в товремя, как цель искусства – передача переживаний, осмысление информации).

6. Композиция (от лат. сompositio – соединение, связь) представляет собой совокупность пространственных, чувственных, световых, перспективных и иных отношений, связывающих отдельные элементы произведения в единое целое с целью выражения общей идеи. Любое произведение искусства (дизайна) представляет собой эстетически связанную систему. Система – это структурированный состав, органическое единство состава и структуры. Структура – способ организации состава, совокупность логических связей системы1. В случае произведения искусства (дизайна) составом являются его элементы – цвета, фигуры, линии и т. д. Структурой, связывающие эти элементы в единое целое является композиция. Таким образом, композиция может быть определена как:

а). соединение частей в гармоничное целое;

б). структура, логика эстетически связанной системы.

7. Построение композиции находится в зависимости от психофизиологических особенностей восприятия визуальной информации, общих для большей части людей. В первую очередь глаз человека схватывает контур (силуэт). Простые формы быстрее считываются, сложные требуют от зрителя больших усилий для изучения, что приводит к утомлению зрения, неосознанно зритель упрощает сложную форму до более простой и лаконичной. Особенности психофизиологии восприятия определяют различную значимость зон чистого листа. К зонам активного восприятия относятся зоны верхней левой четверти листа и центр; верхняя часть плоскости более активно изучается, чем нижняя. Зрительно центр листа смещается вверх. Наименее активно зритель исследует правый угол, его изучение требует дополнительных усилий, – необходимо специально направить взгляд в эту зону. В связи с зонами активности выделяют преобладающие направления: Активные – верхняя горизонталь, левая вертикаль, диагональ из левого нижнего угла в верхний правый угол. Данные направления ассоциируются с понятиями «начала» и «развития». Пассивные –нижняя горизонталь, правая вертикаль, диагональ из верхнего левого угла в нижний правый. Направление ассоциируется с понятиями «напряжение», «угасание», «завершение», «ограничение». Разная активность зон и направлений лежит в основе газетной верстки и стандартного построения сайтов: расположение названия и основные пункты содержания или меню расположены в верхней части листа, газетная площадь в левой верхней части стоит дороже, чем площадь в правой нижней части листа.

14. К первичным графическим элементам композиции относятся точка, линия и пятно.

а). Точка – минимальная единица изображения. Точка при любых размерах изображения смотрится как нечто очень маленькое. Точка характеризуется компактностью и способностью сделать акцент.

б). Линия – математически, это след движущейся точки или граница пересечения двух плоскостей. Можно сказать, что это объект, имеющий одно измерение – длину. линия – это последовательная векторно-ориентированная структура. Линия обладает следующими свойствами: пластичность, упругость, определенное направление, способность связывать и разделять элементы.

в). Пятно – графическое средство, представляющее собой выборочное заполнение плоскости определённым цветом или тоном. Характеризуется двухмерностью, определённой степенью густоты и прозрачности, определённой фактурой.

В основном, пятно бывает двух видов: аморфное пятно и силуэт –четкое пятно. В характеристике пятна важны: тон - развитие градаций черного и белого, и цвет. По цвету и тону пятно может быть локальным или градиентным. Благодаря различным свойствам материала пятно может быть: прозрачное, густое, растекающееся, распыленное, растушеванное, штриховое, мягкое, жесткое, однородное или неоднородное, равномерное или неравномерное, фактурное, векторное или растровое.

С семантической точки зрения пятно может быть:

- Декоративное – украшающее;

- Экспрессивное – выражающее эмоции;

- Изобразительное – имеющее конкретный смысл.

15. При построении композиции также необходимо знать о приемах расположения форм, объектов относительно друг друга в формате:

фронтальное расположение, расположение встык, внахлест, расположение, при котором часть объекта является элементом другого объекта, глубинно- пространственное расположение, объемное.

1. Можно выделить следующие виды композиции:

а). Формальная композиция – композиция, лишенная предметного содержания и построенная на сочетании абстрактных элементов (линий, пятен, цвета). В формальной композиции важен не сюжет, а исключительно законы и принципы ее собственного построения, пластические формы. Эмоциональное воздействие на зрителя оказывает чистая художественная форма, цветовой и пластический строй произведения. Формальная композиция показывает логику, раскрывает законы, по которым строится любое визуальное произведение.

Язык дизайна во многом строится по законам формальной композиции. Исторически появление дизайна связано с осознанием формальной композиции как таковой. В 10-20 годы XX века в рамках авангардных модернистских направлений искусства – абстракционизм, супрематизм, дадаизм, кубизм – было открыто беспредметное искусство. Его появление связано с именами В. Кандинского, К. Малевича, Х. Миро, К. Швиттерса и др. Формальная композиция показывает действие свойств и законов композиции в «чистом» виде.

б). Декоративная композиция – композиция, смысл которой сводится к украшению чего-либо. В декоративной композиции отсутствует какое-либо содержание, кроме самой композиции. Поэтому декоративная композиция часто строится по принципу орнамента. К декоративным композициям относятся узоры на народной посуде, орнаменты на одежде, и т. д.

в). Станковая композиция. Станковой композицией, как правило, называют картину, написанную на мольберте.

и). Объемная композиция – композиция, строящаяся в трех измерениях.

к). Архитектурная композиция – композиция архитектурных объектов. Перечень можно продолжить.

Законы организации композиции:

а). равновесие (уравновешенность), законченность, композиционный центр.

б). Свойства композиции: целостность (единство и соподчинение), гармоничность, выразительность, информативность.

в).Также существуют основные принципы композиционно- художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, новизна.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)