АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство римской империи 2 века

Читайте также:
  1. D) внутриполитической нестабильностью Цинской империи
  2. Билет №17 вопрос №2 Искусство византийской мозаики
  3. Византия после крушения Западной Римской империи
  4. Вопрос. Русское изобразительное искусство рубежа 19-20 веков. Деятельность художественного объединения «Мир искусств»
  5. Всеобщая история искусства. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения
  6. Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии 1905 — 1917 гг.
  7. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
  8. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  9. Изобразительное искусство
  10. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
  11. Изобразительное искусство как предмет изучения, средство обучения, воспитания и развития личности
  12. Изобразительное искусство России

Архитектура времени Траяна, продолжая традиции времени Флавиев, обращается к наследию эллинизма.

Энергичная строительная деятельность Траяна связана главным образом с именем одного из наиболее выдающихся архитекторов Древнего Рима – Аполлодора из Дамаска, сирийского грека, получившего блестящее образование на Востоке. Он состоял официальным архитектором и инженером Траяна. Аполлодором был построен форум Траяна. Это самый большой, величественный и роскошный из императорских форумов. Входом в него служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор (длина 120 м) с портиками, за которыми боковые стены образовывали два полукружия; двор замыкала пятинефная базилика Ульпия, за ней следовала небольшая закругленная площадь со зданиями библиотек – латинской и греческой – колонной Траяна между ними. В глубине площади, на той же продольной стороне уже после смерти Траяна был построен храм, посвященный ему, как обожествленному императору.

К северо-восточному полукружию площади примыкал рынок с пятиэтажными монументальными торговыми зданиями. Рынок Траяна интересен по своим архитектурным конструкциям с применением бетонно-кирпичной техники. В главном зале рынка применен трехпролетный крестовый свод.

Расположение всего архитектурного комплекса по одной оси, продольная направленность площади, замкнутой стоящим в глубине зданием, таковы были черты, характерные предшествующим форумам. Здесь все иначе. Продольное движение умерялось закруглениями (экседрами). Они подчеркивали поперечную ось форума. Экседры были раньше украшены позолоченными изображениями трофеев. В центре площади стояла конная статуя Траяна из золоченной бронзы. Площадь была вымощена плитами цветного мрамора. Облицовка стен внутренней стороны также была мраморной. В портиках площади, в храме и базилике помещалось множество статуй. Во внутреннем убранстве сочетались мраморные и гранитные колонны, крыша базилики была покрыта листами золоченной бронзы.

Из всех построек форума лучше всего сохранилась колонна Траяна (общая высота около 40 м). Колонна, сложенная из мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе. На рельефе представлены походы Траяна в Дакию. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Внутри колонна полая, в ней проходит лестница. Рельефы колонны представляют пример специфически римского скульптурного жанра – повествовательного исторического рельефа, в котором римская наблюдательность и склонность к назидательности находят свое полное выражение.

В эпоху приемника Траяна Адриана был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон – храм всех богов (около 125 г.).

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. В Пантеоне впервые поставлена и решена новая задача – создание монументального храмового сооружения, в образной структуре которого главную роль должен играть обширное внутренне пространство.

Пантеон представляет собой громадную ротонду (круглая постройка, перекрытая куполом), увенчанную грандиозным куполом. Наружный вид храма отличается простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значимость архитектурного образа храмового интерьера.

Вошедший в храм оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантские размеры сооружения (внутренний диаметр купола – 43, 2 м) в соединении с гармоническими пропорциями и благородной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы. В Пантеоне благодаря тому, что купол опирался непосредственно на стены, огромное по объему внутренне пространство приобретает единство и целостность, а центрическая форма ротонды и полусферические перекрытие придают ему черты гармонической завершенности. При этом внутренне пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметр 9 м) круглое отверстие в центре купола – единственный источник освещения – видно голубое небо; через это же отверстие в храм проникают солнечные лучи, образующие сноп света, перемещающийся в соответствии с движением солнца. Таким образом, купольное сооружение становится связанным с движением небесного светила.

Тектоническое построение храма отличается ясностью. Снаружи огромный барабан ротонды расчленен горизонтальными тягами на три яруса, причем два нижних соответствуют членениями стены в интерьере. Плоский купол опирается на верхнюю часть третьего яруса, которому внутри здания соответствует два нижних ряда кассет, удлиняющих купол и придающих ему вид правильной полусферы. Внутри храма сиена делится на два яруса. Нижний ярус в целях пространственного обогащения интерьера и выявления тектонической структуры опорной части здания симметрично расчленен шестью высокими нишами, фланкированными пилястрами и отделенными от подкупольного пространства коринфским колоннами (седьмая ниша находится против входа и, как входной проем, не отделена колоннами). Верхний ярус был расчленен мелкими пилястрами и небольшими нишами в форме глухих окон.

Внутренне убранство храма – мраморные облицовки и стуковые украшения. Снаружи первый ярус ротонды был облицован мрамором, два верхних – оштукатурены.

Пантеон был построен из кирпича и бетона. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен – 6,3 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и для правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют сложную систему, позволяющую равномерно загрузить опорные части.

Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский.

Очень характерным памятником этой эпохи являлся храм Венеры и Ромы (136 -137), построенный по проекту самого Адриана. Храм представлял собой грандиозный периптер коринфского ордера. Поперечной стеной он был разделен на две целлы (внутренне помещение, где находилось изваяние божества) с нишами для статуй Венеры в одной целле и Ромы в другой. В этом сооружении были механически соединены греческие и римские архитектурные формы. Здание имело двускатное перекрытие, при этом целы были перекрыты коробковыми сводами.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)