АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По ОСНОВАМ СОЦИОЛОГИИ

Читайте также:
  1. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  2. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  3. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
  4. Вильфредо Парето и его место в социологии
  5. Возникновение и развитие социологии
  6. Возникновение и этапы развития российской социологии
  7. Вопрос. Функции социологии
  8. Второй этап становления русской социологии - 1890-начало ХХ века.
  9. Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина
  10. Измерение в социологии.
  11. Интервью в социологии
  12. Интерпретативные парадигмы в социологии (феноменология, символический интеракционизм, этнометодология)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1.Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки. Социология как самостоятельная наука появилась сравнительно недавно – в первой половине XIX века в Западной Европе.

Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине девятнадцатого века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития эмпирической социологии. Немного позже, в конце девятнадцатого века, начинает развиваться именно эмпирическая социология, что обусловлено попытками разрешения социальных проблем, нетипичными для предшествующего периода способами. Чтобы сгладить назревающую социальную напряженность владельцы крупных предприятий пошли на уступки рабочим: сократили (и зафиксировали на 8-часовой отметке) продолжительность рабочего дня, ввели дифференцированную форму оплаты труда, создали профсоюзы, систему социальной защиты, допустили введение всеобщего избирательного права и функционирование массовых политических партий. В результате, между крупными буржуа и нищими рабочими формируется «средний слой» как сила, выступающая за стабильность и порядок. Это часть общества, заинтересованная в ликвидации социальных проблем, «заказчик» социологических исследований, посредством которых можно было бы получить «лекарства» для «излечения» социума – прогнозы и практические рекомендации.

Объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие:

· сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;

· развитие капиталистических отношений;

· географические открытия;

· законы, сформулированные в естествознании;

· технические изобретения;

· высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

· повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве.

Следует отметить, что социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после победы Великой Октябрьской социалистической революции до начала перестроечных процессов.

 

2.Современное понимание предмета социологии и ее метода. Предмет социологии - механизм и закономерности функционирования изучаемого объекта.

Методы социологии.

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему),

основная часть (вопросы по проблеме),

заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка

 

3.Функции социологии. Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

 

4.О. Конт – основоположник социологии. Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связяхИменно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда. Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам. Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

 

5.Эволюционистская социология Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно – эволюции.

Эволюционная теория Герберта Спенсера – одна из популярнейших теорий в 19 в.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

· эволюционной теории,

· органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

· учении о социальной организации – структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

1. рост, увеличение в объеме,

2. усложнение структуры,

3. дифференциация функций,

4. рост взаимодействия структуры и функций,

возможность временного существования частей при расстройстве

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил стороны:

· интеграция – переход от простого к сложному, объединение

индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация – переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество – простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

· возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

6.Социологическая концепция М. Вебера. Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.
По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости. Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества. Признавая специфику социального познания, М. Вебер стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятий, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как утопическая конструкция. Он давал возможность понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: историческую, используемую для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т.д.) и социологическую, куда он включал разработанные им типы социального действия.
Придерживаясь номиналистической точки зрения на общественную жизнь, он полагал, что все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования. М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:

1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;
2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;
3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;
4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.
М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда. Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному. М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.

7.Э. Дюркгейм – классик социологии к. Х1Х – н. ХХ в. Эмиль Дюркгейм широко известен как один из «крестных отцов» современной социологии, творчество которого в значительной степени помогло определить предметное содержание и утвердить автономию социологии как научной и учебной дисциплины. Он был одной из наиболее крупных фигур в социологии классического этапа ее развития. С именем Э. Дюркгейма тесно связана сама институционализация социологии во Франции – стране, где и зародилась эта наука. Теоретико-методологической базой, на которой Э. Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый «социологизм», который считают одной из разновидностей социологического реализма. Основная особенность этого направления заключалась в противопоставлении себя номинализму. Социологический реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость и требование признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Этой социальной реальностью в качестве специального предмета изучения до появления социологии не занималась ни одна из научных дисциплин. Э. Дюркгейм пытался показать, что общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Как он утверждал, общество – это «реальность, существующая сама по себе». Общество противостоит нашим мыслям и желаниям, потому что оно обладает объективностью, которая сравнима с объективностью природы, хотя и не есть то же самое. Строго говоря, социологизм не претендует на какое-то совершенно особое толкование и объяснение социальной жизни в качестве отдельной общесоциологической теории. Суть этой философско-социологической концепции состоит скорее в утверждении определенной исходной позиции: признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также в использовании социологических методов для объяснения этого бытия. Поскольку общество признается не просто специфической, но и доминирующей, высшей реальностью, социологический способ объяснения всего, что происходит в окружающем мире (социологизация), провозглашается как единственно верный. Он должен либо исключать другие способы, либо включать их в себя в качестве частного случая.
Онтологический (сущностный) аспект социологизма состоит в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности – физической, биологической, психологической. Эта реальность включена в универсальный мировой порядок. Она основательна, устойчива и подчиняется действию определенных законов

8.Особенности становления и развития социологии в России. Социология в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного, права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. В экономической сфере была открыта дорога развитию индустриального производства и капиталистических отношений. Стал возникать новый тип экономики, как в городе, так и в деревне, потребовавший особого теоретического осмысления, поскольку западные концепции развития капитализма не вполне подходили для российской действительности. Наличие сильных остаточных феодально-крепостнических явлений, господство сельской общины как основы экономических и социальных отношений и многое другое привели к необходимости специальных научных трактовок. В них нуждалось и объяснение процессов усложнения и изменения социальной структуры российского общества в связи с появлением новых классов и слоев городской и сельской буржуазии, городского и сельского пролетариата, разночинцев и т.д. Произошло значительное оживление социальной жизни, связанное с появлением революционных демократов, народников и иных общественных движений, как противостоявших правящему царскому режиму, так и поддерживавших его. В качестве важного социального явления возникает общественное мнение, изучать и учитывать которое становится необходимым для всех господствовавших и оппозиционных структур. Таким образом, оказываются налицо социально-экономические и политические предпосылки появления новой для России науки - социологии. К ним в полной мере должны быть "добавлены" естественнонаучные и идейно-теоретические предпосылки, без которых ее возникновение было бы невозможным. В качестве первых необходимо назвать крупнейшие научные открытия середины XIX в. Это эволюционная теория Ч. Дарвина, клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена, некоторые значительные достижения в области физики, астрономии, математики и химии. Открытие целого ряда фундаментальных законов природы, использование при этом строгих и точных методов получения естественнонаучного знания не могли не поставить аналогичных вопросов в отношении общества и методов его изучения. Главную роль в возникновении социологии в России сыграли идейно-теоретические предпосылки, выразившиеся в существовании и влиянии отдельных социальных концепций, имевших как отечественное, так и зарубежное происхождение. Вначале коротко скажем о зарубежном идейно-теоретическом влиянии, а затем значительно подробнее остановимся на предсоциологическом этапе развития российской социальной мысли. Одна из особенностей возникновения отечественной социологии ее стоит в том, что в России этот процесс происходил тогда, когда в Западной Европе социология уже активно развивалась благодаря трудам О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса и многих других представителей названной науки, не принадлежащих к числу классиков, но внесших значительный вклад в ее конституироваиие. Временной лаг, отделяющий появление российской социологии от ее западноевропейской "старшей сестры", составляет приблизительно 30 лет. Следовательно, работы поименованных выше социологов не могли не оказать влияния нате или иные концепции в России. Так, известно, что первым познакомил российского читателя с идеями Конта В.Н. Майков, опубликовавший в 1845 г. статью "Общественные науки в России ", в которой вслед за французским социологом поставил задачу формирования новой общественной науки о законах социальной жизни людей и народов. Правда, в этой статье он оспаривал нужность термина "социология", используя вместо него другой термин - "социальная философия". Но в данном случае значение имеет не это, а другое обстоятельство: стала внедряться в сознание общества идея плодотворности новой науки об обществе.

9.Понятие общества. Социальные связи, социальные взаимодействия, социальные отношения.

Общество – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всеобщая зависимость друг от друга.

Социальная система – это целостное образование, основными элементами которых являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся из поколения в поколение.

Социальные взаимодействия – это процесс в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.

Социальные отношения – это отношения по поводу их положения в обществе, их статуса. Это отношения равенства-неравенства, справедливости-несправедливости, господства-подчинения.

Современное общество – это система, состоящая из отдельных уровней соц.общностей.

10. Понятие социальной структуры общества.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, класс, слои группы и т.д., указывая на различное положение людей, по отношению друг к другу, по многочисленным критериям. В широком смысле – социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. В узком – термин, социальная структура общества, чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. Парсонс представлял социальную структуру как систему статусов в данном обществе.

Социально-классовая структура – возникающая, как результат разъединения людей (классы, касты, сословия, соц.слои, страты). Социально-этническая структура, то есть исторические общности людей – род, племя, народность, нация, этнос, соединяющие людей территорией, экономикой, культурой, обычаями и пр. Территориальная структура включает основные типы поселения (город, село, поселки всех видов). Демографическая структура, обусловленная возрастом, полом (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры). Семейно-бытовая структура, соседские общности, родители и дети, а также брачные и внебрачные связи и отношения. Можно также выделить социально-профессиональную, образовательную и др. структуры.

Базовые элементы соц.структура общества: Функционирование индивида, социальная группа, соц. Общность, соц.организация, соц.институт, соц.контроль

11.Типология общества, движущие силы, изменение и развитие.

Среди многих критериев, позволяющих подразделять общества на различные типы, один представляется весьма существенным. Его можно определить как характер типичного для данного общества способа взаимодействия членов общества с окружающей человека средой.

5 типов(основных):

1.Общество, основанное на охоте и собирании плодов.

2.Общество, основанное на обработке пастбищ.

3.Основанное на разведении садов.

4. Основанное на земледелии.

5.Основанное на индустрии.

С социологической точки зрения, принципиальным является различие между доиндустриальными (традиционными, сельскохозяйственными) и современным индустриальными (городскими) типами общества.

1.Доиндустриальный (традиционный) тип общества. Это общество с аграрным укладом, малоподвижными социальными структурами. Социальные образования в таких объектах освящены традициями и считаются незыблемыми и даже мысль об их возможном преобразовании считается крамольной.

2. Индустриальное(промышленное) общество. Это общество непосредственно определяющиеся уровнем технического, индустриального развития. Термин индустриальное общество был введен в научный оборот Анри де Сен-Симоном.

3.Постиндустриальное общество. Развитие системы идей индустриального общества стали теории постиндустриального общества. В 70-е гг. ХХ в. Концепция постиндустриального общества разрабатывались американским ученым Даниэлом Бэллом (1919 г.р.) и французским ученым Аленом Туреном (1925 г.р.).

По мнению Даниэла Бэлла, необходимость выделить ещё один этап в развитии общества – это структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по иному оценивать общество в целом.

12.Социальные изменения, их причины и механизмы.

Существуют множество социальных изменений, которые невозможно признать изменениями в сторону совершенствования, например, возникновение, становление, упадок, исчезновение, переходный период, переходное состояние. Соц.изменения в социологии – это переход соц.систем,общностей, институтов, организаций из одного состояния в другое. Соц. Изменения могут осуществляться на 4-ех уровнях: 1. На уровне механических отношений, 2. На уровне организаций и институтов, 3. На уровне малых и больших соц. Групп, 4. На глобальном уровне.

Виды соц.изменений: 1.Структурные. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, 2. Процессуальные социальные изменения. Изменения, затрагивающие соц.процессы. Это отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности. 3. Функциональные социальные изменения. Изменения, касающиеся мотивации поведения различных соц.групп, институтов, организаций.

Механизмы соц.изменений: революция и эволюция. Эволюционные соц.изменения- это количественные преобразования. Они проявляются как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качественных элементов в различных соц.системах. Революционные соц.изменения – это быстрые, коренные, качественные преобразования. Эти изменения отличаются от эволюционных существенным образом. Во-первых, потому что они не просто радикальные изменения, предполагающие коренную ломку соц. Объекта. Во вторых, потому что они, как правило, отражаются на населении.

13.Социальная стратификация, ее современные концепции. Социальная стратификация – это иерархическое упорядоченное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам.Таким образом, можно сказать, что социальная стратификация – динамическое проявление социальной структуры общества. Социальную стратификацию можно также определить как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.В социологии существуют различные методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоках и перспективах развития социальной стратификации. элементы стратификационных систем играют очень важную роль в общественной жизни, выполняя следующие функции:1) активизация процессов общественного развития;2) обеспечение функционирования всех социальных институтов;3) формирование типа общественно-политического устройства государства.Среди различных моделей стратификационных систем можно выделить западную и восточную. Западная стратификационная система включает семь структурных элементов: 1) «высший высший класс», который образуют представители элит различных сфер общественной жизни (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины и т. д.);2) «высший класс», представленный управляющими средних фирм, юристами, преподавателями вузов, владельцами небольших предприятий;3) «высший средний класс», состоящий из клерков, менеджеров среднего звена, инженеров, квалифицированных работников;4) «средний средний класс» представлен банковскими служащими, страховыми агентами, учителями;5) «низший средний класс» – работники сферы обслуживания (парикмахеры, работники общепита, работники почты, полицейские, служащие отелей);6) «средний низший класс» состоит из таксистов, среднеквалифицированных работников, швейцаров;7) «низший низший класс», в который входят домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.Восточная стратификационная система распространена в странах, где на общественную жизнь огромное влияние оказывает государство. Особенное распространение эта система получила в Индии, которая является идеальным примером для ее рассмотрения.1. «Высший слой» (Кшатрии) – вначале были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение.2. «Брахманы» или «Брамины» – священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя.3. «Обслуживающий слой» (Вайшьи) – заняты обслуживанием «Высшего слоя».4. «Шудры» (Зависимые) – основная часть населения, имеет свою иерархию.5. «Отверженные» (парии).Необходимо отметить, что в современных условиях обществ с застывшей или ярко выраженной стратификационной системой не существует. Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учёных, люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии.

14.Социальная дифференциация и социальное неравенство.

Расслоение- русский понятийный аналог признанного в мировой социологии термина ”стратифицированные”.Расслоение отражает процесс развития социального неравенства и иерархического группирования людей на социальные уровни.

Процесс расширения социальных различий в обществе, усложняющих обычную картину социальных взаимодействий, был назван Г.Сперсером “социальной дифференциацией”.

Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию.

Экономическая дифференциация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения.

Появление политической дифференциации является делением общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу.

К профессиональной дифференциации относят существование в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом, некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Социальное неравенсвто - характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества- денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения.

Реформирование российского общества сопровождается снижением уровня и качества жизни основной массы граждан, их имущественным расслоением на бедных и богатых, усилением социального неравенства.

За 1991-1998 годы шесть человек из 10 стали гораздо беднее, и лишь один значительно увеличил свой доход.

В странах Европы и Японии доходы 10% наиболее богатых превышают доходы 10% беднейших, не более чем в 6-7 раз.

В США доходы самых богатых граждан выше, чем самых бедных в 15,9 раз.

В России соотношение доходов самых богатых и самых бедных 10% населения составляет 20:1 и эта разница постоянно увеличивается.

В Москве самые богатые превосходят в своих доходах самых бедных в 60 раз.

15.Понятие бедности в социологии.

С понятием социальной стратификации тесно связано и понятие бедности. В социологии бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ жизни и стиль жизни, передающийся из поколения в поколение нормы поведения, особая субкультура. Бедных людей в разных обществах называют по-разному: люмпены, андекласс, иногда к ним относят и маргиналов. Слово «люмпен» происходит от немецкого – лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на дно общественной жизни – бродяг, нищих, бомжей. К маргинальным слоям относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.

Андекласс- это пассивные бедные, живущие на соц. Пособия. Основные характеристики: бедность, эконом.зависимость от государства, исключение из рынка труда и из доминирующей культуры.

16. Социальная мобильность и ее виды. Социальная мобильность и ее виды

соц-ая мобильность-изменение статуса, изменение положения.Соц-ая моб-ть-по определению Сорокина,это переход индивида или соц-го объекта,или, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности от 1 позиции к другой.

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида... от одной социальной позиции к другой», Существует два основных вида социальной мобильности - м ежпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают наиболее высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую позицию, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности — пример восходящей мобильности, разжалование — нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса

индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других;

групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты. Добровольно-организованная мобильность (комсомольские стройки) женщины мобильнее мужчин, а молодые мобильнее пожилых.

17. Каналы вертикальной мобильности. Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами вертикальной циркуляции». Он считает, что между странами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты — армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей из низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, католическое духовенство обязывал не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц, освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы Конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе «социальный лифт» движется с самого низа, происходит по всем этажам и достигает самого верха.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители раз-Ас социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

18. Социальное взаимодействие. Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом сак в данный момент, так и в перспективе. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т. е. отношений, различающихся по социальным позициям(статусам) и ролям (функциям).

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

19. Семья – социальный институт. Типы семьи Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)