АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Е.М.Пахомова, Л. П. Дуганова. М., 1999 г.)

 

В «Кратком словаре литературоведческих терминов» на стр. 204-205 мы обнаружим следующее определение жанра эссе:

«Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Эссе возник на рубеже 18 века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается философский эссе и литературно-критический. Автор последнего не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них, подчеркивая субъективность своего отношения».

Осмыслив определения жанра эссе, данные в разных словарных статьях, следует обратить внимание на ключевые слова, которые характеризуют этот жанр:

= индивидуальная позиция (а фактически - жизненная и профессиональная концепция);

= непринужденность (а фактически - легкость, изящество стиля, увлекательность повествования);

= парадоксальность (а фактически - нестандартность, творчество в подаче материала);

= афористичность (а фактически - убедительность и доказательность, меткость, точность, глубина слова и мысли, отказ от словесных штампов и клише в выражении своих заветных мыслей);

= образность (а фактически – яркость, художественность текста);

= разговорная речь (а фактически – живое общение с читателем вашего эссе);

= впечатления (а фактически – живые эмоции, без которых нет духовной компоненты жанра, нет ощущения живой беседы автора со своим читателем);

= ассоциации (а фактически – свобода для творческого толкования мыслей и чувств, определенным образом «спрятанных» в тексте).

Осмысление ключевых слов, которые определяют сущность эссе как художественного (литературного) жанра, позволяет предположить, что успешность работы над эссе, над формированием его содержания лежит в сфере эстетики, которая вооружает автора художественного (публицистического) произведения (в нашем случае – это эссе) пониманием и умением реализовывать красоту, гармонию педагогических идей, которые определяют профессиональную деятельность конкурсанта в реальной практике в красоте и гармонии художественного (публицистического) слова. В современной ситуации технократизации всех сфер жизни это весьма актуально.

Если задается такая тема конкурсного эссе, как «Моя педагогическая философия», то она предполагает, что автор, раскрывая ее, продемонстрирует достойный уровень педагогической культуры, отражающий глубину и основательность понимания им знаний педагогической теории в ее постоянном развитии, соотнесенность этой теории с живой практикой обучения, воспитания и развития личности.

Фактически эссе, являясь своеобразной «увертюрой» для конкурсанта, должен и призван демонстрировать методологическую культуру учителя, которая «сводит все концы с началом», задает свою, неповторимую тональность, главную мелодию, объединяющую все виды конкурсных испытаний: представление опыта работы, открытый конкурсный урок и его самоанализ, урок-импровизацию и др.

Таким образом, конкурсное эссе – это интегративный творческий «продукт», включающий в себя педагогическую философию учителя, его убеждения, взгляды, ценности, приоритеты, которые потом должны непременно реализоваться и в представлении опыта педагогической работы, и в конкурсном уроке и его самоанализе: одним словом, - на всех этапах конкурса.

Любого конкурсанта волнуют критерии, по которым обычно оценивается эссе «Моя педагогическая философия». Мы считаем, что критерии оценки жанра эссе должны включать в себя следующие позиции:

- общая культура педагога;

- умение учителя ориентироваться в педагогической информации;

- представление о современных педагогических концепциях, взглядах на образование;

- умение выявить основные проблемы современного образования и предложить реальные пути их решения;

- умение обрисовать свою позицию, подкрепив ее конкретными примерами;

- самооценка себя как педагога;

- психология воздействия на учащихся;

- языковая культура в рамках заданного жанра (эссе): публицистичность; образность; эмоциональность; лаконичность и др.

Когда на проблемных курсах, посвященных подготовке творческих учителей города к участию в конкурсе «Учитель года», мы предложили педагогам сформулировать систему условий, необходимых для успешного написания эссе, они перечислили следующие:

- способность компетентно проанализировать свой профессиональный опыт;

- отказ от деклараций, лозунгов, зачастую присутствующих в творческих работах учителей; честное, принципиальное самоопределение в имеющихся профессиональных позициях;

- формулировка своей самой главной идеи, которая сможет стать стержнем эссе;

- нахождение ключевых образов, формирование ассоциативных рядов, соотносящихся с впечатлениями, фактами, необходимыми для развертывания главной идеи эссе;

- облечение всех заготовок в оригинальную (парадоксальную, если в этом есть необходимость согласно замыслу автора эссе) форму, доступное, связное и грамотное изложение осмысленного и прочувствованного материала, с соблюдением законов жанра эссе.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)