АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни его организации

Читайте также:
  1. XI. Временное выбытие совершеннолетнего получателя из организации поставщика стационарных услуг
  2. Автономной некоммерчекой организации «Санкт–Петербургский центр дополнительного профессионального образования»
  3. Адаптация персонала организации.
  4. Активы организации, их назначение и использование.
  5. Анализ организации и технологии существующих на пред - приятии процессов ТО и ТР автомобилей.
  6. Анализ рентабельности и деловой активности организации
  7. Б) систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации с указанием сроков их хранения
  8. Банкротство организации: его виды, цель и последствия
  9. Барнар Честер и целенаправленные организации
  10. Биосферные заповедники и другие охраняемые территории: основные принципы выделения, организации и использования
  11. Бюджет. Регистрация профсоюза как юридической организации
  12. Бюрократический тип организации.

 

У произведения есть две стороны: форма и содержание. Другие термины: артефакт и эстетический объект. Эта двойственность возникает в связи с тем, что гуманитарные науки функционируют по тем же законам, что и объект их изучения. Распространено явления стирания, ослабевания из-за долгого употребления образа – так же, как и литературоведческой терминологии (термин функционирует до тех пор, пока адекватно описывает литертурную реальность).

Поэтическая речь – кодификация того, что не кодифицировано языком, но от долгого употребления он закрепляется в языке. Подобное происходит с литературоведческой терминологией: она начинает утрачивать терминологическую чёткость, и их значения сближаются со значением общеупотребительных языковых единиц. Связано это и с тем, что каждый литературовед вкладывает в термины собственные оттенки.

Понятия форма и содержание тоже уже функционируют в своих общеязыковых значениях.

Некоторую проблему представляет определение границы формального плана произведения (что наделено и не наделено художественным потенциалом). Например, шрифтовое очертание буквы, размер букв, сорт бумаги и т.п.

Артефакт – это та часть формальных составляющих произведения, которая мотивирована, охвачена эстетическим объектом. В зависимости от авторского замысла эстетический объект может распространяться на большие или меньшие элементы формы.

Формальная составляющая может быть стабильной и обладающей вариативностью. Отсюда деление искусств на исполнительские и неисполнительские.

За исключением материальной оболочки слова, все остальные формального уровня произведения идеальной природы. Поэтому граница между формой и содержанием достаточно условна. Объекты идеальной природы в высшей степени недискретны. Объективной границы внутри идеальных объектов нет, можно говорить, только о статистических данной.

Поэтому нет объективно лучшей классификации уровней произведения.

1. Р. Энгарден. Четыре слоя:

· слой словесного звучания;

· значимый слой, который состоит из смысла предложений, входящих в состав произведения;

· слой схематических видов, через которые проявляются предметы, изображаемые в произведении;

· слой изображённых предметов, которые проявляются через смысл предложений, входящих в состав произведения.

Двойная знаковость словесного произведения: предложения и образы (которые мы пчтаемся изобразить и которые изображаются в конечном счёте).

2. Л. Тимофеев. Тоже четыре уровня:

· язык;

· композиция и фабула;

· характеры;

· идейно-тематическая концепция.

3. Кляйер:

· внешняя форма;

· общая структура произведения (фабула, композиция, жанр);

· идейно-тематическая концепция (идея);

· психологическое содержание, требующее раскрытия (тема).

4. Хализев:

* словесная ткань произведения;

* поэтический мир произведения;

* композиция.

5. Мутаржовский: бессмысленно выделять уровни внутренней организации произведения, поскольку в плане практической пользы это сомнительно. Важно не то, как произведение устроено, а то, как оно функционирует. Нужно говорить о системе норм, о нормативных пластах:

· нормы, налагаемые на произведение своим материалом и автором;

· нормы технические, каноны (исторически сложившиеся в данную эпоху установки, которые в принципе преодолимы, но для этого требуется некое дерзновение. Жанровые, стилистические каноны, область метрики, ритмики и т.п.);

· нормы практические (социальные нормы, которые даннаяэпоха налагает на автора: этические, религиозные, юридические и т.д.);

· нормы эстетические (эстетические принципы, которые художник сам для себя устанавливает), производные от личности субъекта.

Вывод: хотя идеальной уровневой классификации нет, может быть классификация, идеальная в определённых обстоятельств – в заисимости от задач исследования.

 

Понятия произведение и текст

Произведение – художественное целое во всей совокупности его формальных и содержательных составляющий. Текст – формальная грань произведения, сфера артефакта.

Хотя термин текст восходит к лгв термину (про литературу), но, поскольку законы знака везде одинаковы, понятие текст имеет смысл расширить до любой осмысленной совокупности знаков.

В совсем широком тексте под текстом можно понимать вообще любой формальный объект, даже изначально не обладающий значением, т.е. любой объект потенциально способный быть означающим.

Р. Барт предлагает другую трактовку этих понятий. Для него текст и произведение – это два способа восприятия, работы с некой единой сущностью. Когда мы нацеливаемся на восприятие набора знаков как завершённого целого, у которого есть творец и итоговый смысл, мы говорим о произведение. Тогда это мёртвый фрагмент книжного пространства. Текст же – постмодернистский способ восприятия, когда мы воспринимаем его как тотальность, признаём зыбкость границ между его сегментов. У Текста нет творца и нет и не может быть эталонного смысла. Текст – это непрестанное движение сквозь, в первую очередь, знаковые комплексы. Поэтому Текст в смысловом отношении бесконечен и неповторим.

Статья Барта «Произведение и текст». В финале автор завуалированно сравнивает их с двумя видами любви: произведение – любовь за деньги, а текст – нормальные отношения между мужчиной и женщиной.

 

25 ноября 2010 г.

лекция №

 

 

Идейно-тематический уровень в каком-то смысле высший в уровниевой иерархии, поскольку прочие формальные уровни работают на раскрытие определённого смысла.

Прежде чем отлиться в готовое произведение, идея находится на стадии авторского замысла. Он может носить как сознательный, так и неосознанный характер. Стандартная ситуация: автор накапливается впечатления и события в течение жизни à критическая точка à осмысление замысла à осознанная работа по сбору материала. Нередки случаи, когда изначально процесс формулирования авторского замысла осознанно, декларативно (заказ, автозаказ). Как правило, если замысел изначально носит осознанный характер, произведения получаются слабее.

Претворяясь в художественную ткань произведения, авторский замысел трансформируется в идею – обощающую эмоционально-образную мысль, лежащую в основе произведения. Она имманента, и извлечь её из произведения в виде набора тезисов невозможно.

Для обозначения разных пластов идеи есть понятия концепции и пафоса. Термин концепция не сильно устоялся, но её можно определить, как рациональную составляющую идею. Для обозначения эмоциональной составляющей идеи используется термин пафос – преобладающая эмоциональная тональность произведения. Есть устойчивые типы пафоса: идиллическая, героического. Для образной стороны идеи специального термина нет, поскольку она редко выходит на первый план. Соотношение ипостасей идеи в разных произведениях неодинаково. На первый план чаще всего выходит рациональная сторона (например, у Чернышевского). (Не всегда перекос в сторону одного из планов эстетически оправдан.) Эмоциональный план тоже может выступать на первый план – чаще всего в лирике. Бывают авторы, для которых важен не смысл, не переживания, а сама предметная сторона произведения (например, ранний Заболоцкий).

Помимо идеи, есть ещё понятие темы. Под ней понимается всё то, что стало в произведении предметом авторского осмысления и оценки, предмет повествования. Идея – ракурс видения темы. Тема – не самый событийный и человеческий материал, который лежит в основе произведения, это скорее событийный и иной материал произведения, но рассмотренный сквозь призму идеи (абстракция). Это не просто мёртвый материал, а вопрос, проблема по этому поводу.

Те аспекты тематики произведения, которые находятся в преимущественном фокусе идеи, называются проблемой. Это тема, явленная в своей антиномичности и противоречивости, одна из самых насущных в произведении.

И тема, и идея могут быть многосоставны: основная, центральная тема может быть разделена на меньшие тематические блоки. Тема более членима, идея скорее многоаспектна, но всё же представляет собой принципиально нечленимое явление.

Ещё один термин – смысл. Это понятие, близкое понятию идея. Смысл – это та информация, тот набор идиологем, эмоциональных состояний и т.д., который извлекается из произведения читателем. То есть идея произведения, но в рецепции – поэтому по определению множественен и субъективен.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)