АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дистрибуция и смежные договоры

Читайте также:
  1. Международные договоры
  2. Международные договоры
  3. МСФО (IAS 11): Договоры на строительство
  4. Семинар 32. Договоры мены и дарения
  5. Семинар 41. Транспортные договоры
  6. Смежные PR-тексты
  7. Смежные медико-биологические науки.
  8. Смежные права

Как уже отмечалось, ВАС РФ определил дистрибьюторский договор как договор на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей. Таким образом, отмечена одна из основных особенностей дистрибьюторского договора. Целью, которую преследуют стороны при его заключении, является именно организация сбыта определенной продукции на определенной территории.

Отсюда следует ряд существенных условий дистрибьюторского договора.

Во-первых, отношения сторон устанавливаются на определенное, достаточно продолжительное время.

Во-вторых, в течение этого периода стороны договариваются о поставках определенного товара. Это условие может быть отражено в дистрибьюторском договоре, как минимум, в трех вариантах:

· дистрибьюторский договор может содержать элементы договора поставки. В этом случае поставки будут осуществляться по дистрибьюторскому договору и сторонам нет необходимости заключать дополнительные соглашения. Дистрибьюторский договор в этом случае будет смешанным договором (п. 3 ст. 421 ГК РФ), к нему будут применяться соответствующие положения ГК РФ о поставке;

· положения дистрибьюторского договора о будущих поставках могут носить характер предварительного договора и должны содержать существенные условия договора поставки (п. 3 ст. 429 ГК РФ): определение товара и его количества, а также сроки поставки. В этом случае договоры поставки заключаются во исполнение дистрибьюторского договора;

· если дистрибьюторский договор не содержит существенных условий договора поставки, он может носить характер общих условий. В этом случае договоры поставки, заключенные сторонами во исполнение дистрибьюторского договора, должны содержать ссылку на то, что к ним применяются условия этого договора. В противном случае связь между договорами поставки и дистрибьюторским договором неочевидна. Отсюда и вывод Президиума ВАС РФ в упоминавшемся уже Постановлении от 18 мая 1999 г. № 7073/98, который устанавливает невозможность осуществления поставок по дистрибьюторскому договоруу[28]

Связь дистрибьюторского договора с договором об оказании услуг менее очевидна. Особенностью дистрибьюторского договора является то, что действия по продвижению товара на определенном рынке осуществляются дистрибьютором прежде всего для себя, ведь именно он является собственником и продавцом распространяемого товара. Факт заинтересованности поставщика в развитии соответствующего рынка сбыта еще не дает оснований говорить об оказании ему дистрибьютором каких-либо услуг. Помимо этого, договор оказания услуг носит возмездный характер, тогда как дистрибьюторский договор не предполагает обязанность поставщика оплачивать услуги дистрибьютора. Предоставление скидок, так часто встречающееся в дистрибьюторском договоре, не является платой за услуги дистрибьютора, так как оно не ставится в зависимость от количества и иных характеристик оказанных услуг.

Также существенным условием дистрибьюторского договора является территориальный характер деятельности дистрибьютора. Это означает, что дистрибьютор должен осуществлять продвижение и распространение товара на оговоренной сторонами территории.

Это дает основания для сравнения дистрибьюторского договора либо с договором коммерческой концессии, либо с договором агентирования.

В силу п. 1 ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. Таким образом, договор коммерческой концессии имеет дело с объектами интеллектуальной собственности.

Часто стороны дистрибьюторского договора устанавливают некое "исключительное право" дистрибьютора продавать те или иные товары на определенной территории. Такой подход с точки зрения российского национального права не выдерживает критики. Ведь дистрибьютор приобретает право собственности на товар, которое предполагает возможность распоряжения таким товаром по своему усмотрению. Понятие права собственности не должно смешиваться с понятием прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые по своей природе, в отличие от права собственности, носят территориальный характер. Таким образом, по нашему мнению, положения о договоре коммерческой концессии неприменимы к дистрибьюторскому договору.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 1007 ГК РФ агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной той, которая составляет предмет агентского договора. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре.

Возможность территориального ограничения прав принципала и агента по договору агентирования часто дает основания для участников отношений путать дистрибьюторский договор с договором агентирования. Различие между этими двумя договорами, однако, достаточно очевидно: агент, в отличие от дистрибьютора, не является собственником товара, что предполагает значительные различия в положении агента и дистрибьютора.

Часто возможность ограничения прав агента связывают именно с тем фактом, что он, не являясь собственником товара, действует в рамках поручения собственника. На этом же основании утверждают о невозможности ограничения прав дистрибьютора. Эта идея, однако, не дает ответа на вопрос о том, что лежит в основании ограничения прав принципала по агентскому договору - ведь он является полноправным собственником и может распоряжаться товаром практически без ограничений.

Привилегированное положение дистрибьютора на определенной договором территории может обеспечиваться не только путем ограничения прав сторон и установления ответственности за неисполнение соответствующих обязательств. Ограничение прав поставщика состоит в том, что он не имеет права заключать договоры, предполагающие распространение согласованного товара на территории дистрибьютора, и воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельных действий по распространению этого товара. Ограничением прав дистрибьютора часто являются запрет торговать соответствующим товаром на иных территориях (что, в частности, обеспечивает поставщику выполнение его обязательств перед другими дистрибьюторами), а также запрет заключать аналогичные договоры с другими поставщиками по распространению конкурирующих товаров на установленной территории. Это условие (не являясь существенным) достаточно распространено в практике. Часто его считают не соответствующим законодательству РФ и, соответственно, недействительным (ст. 168 ГК РФ), так как оно ограничивает права собственника - поставщика или дистрибьютора распоряжаться своим товаром.

Но в соответствии с п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Представляется, что соглашение сторон об ограничении прав сторон дистрибьюторского или агентского договора относится как раз к таким обязательствам. Сторона договора принимает на себя обязательство не совершать определенных действий - не конкурировать с другой стороной тем или иным образом, определенным договором. Таким образом, рассматриваемое обязательство является вполне допустимым с точки зрения гражданского права, в том числе российского.

Вопрос о допустимости ограничения прав сторон по дистрибьюторскому договору рассматривался арбитражными судами. Интересно дело ФАС Московского округа № КГ-А40/9998-033[29] Истец требовал взыскания убытков в виде упущенной выгоды, указывая, что такие убытки причинены невыполнением ответчиком обязанности по закупке продукции, принимая во внимание, что истец по условиям договора не имел права реализовывать произведенную продукцию третьим лицам. По заключенному им с ответчиком дистрибьюторскому договору последний приобрел исключительное право на приобретение и продажу оконных и балконных блоков, изготавливаемых истцом. Суды, установив, что ответчик приобрел у истца продукцию в меньшем объеме, чем предусмотрено договором, пришли к единодушному выводу, что невыполнение ответчиком обязанности по закупке продукции не причинило истцу убытки в виде упущенной выгоды. Суды указали на несоответствие договору действий истца по изготовлению продукции свыше указанной в заявке, а также на то, что истец мог реализовать эту продукцию другим лицам. В заседании кассационной инстанции представитель истца сообщил суду о реализации не приобретенной ответчиком партии товара.

Однако судами удовлетворено требование о начислении неустойки на стоимость неприобретенного товара.

По нашему мнению, правильное решение судов по рассматриваемому спору может быть откорректировано в части мотивировки.

Рассматривая дело, суд исходил из буквального толкования условий договора, без его квалификации. Скорее всего, между истцом и ответчиком был заключен дистрибьюторский договор, по которому, в частности, истец принял на себя обязательство не продавать товар третьим лицам, а ответчик - приобрести товар на определенных договором условиях. Если это так, взыскание упущенной выгоды за непроданный товар (как минимум, в части, не покрытой неустойкой) было бы вполне допустимым, так как истец, отказываясь от продажи товара третьим лицам, соблюдал договорные условия. Именно на состоявшийся факт продажи товара, а не на его возможность должен был ссылаться суд, отказывая в данном случае во взыскании упущенной выгоды. Однако если бы поставщик не продал товар, он был бы вправе взыскать сумму упущенной выгоды с дистрибьютора в судебном порядке (конечно, при условии, если дистрибьюторский договор содержал бы все существенные условия поставки). Данные замечания имеют принципиальное значение. Иное решение приводило бы к отказу в признании допустимыми обязательств, связанных с ограничением прав сторон.

Таким образом, по нашему мнению, дистрибьюторский договор вполне допустим с точки зрения российского права, для его применения на практике нет необходимости вносить какие-либо изменения в действующее законодательство. Необходимо лишь использовать те возможности, которые предоставляются гражданским правом РФ.


Заключение

Из проделанного исследования можно сделать вывод, что дистрибьюторский договор представляет собой договор, по которому одна сторона (дистрибьютор) в рамках ведения предпринимательской деятельности обязуется в течение определенного договором времени осуществлять и организовывать продвижение и распространение товара на определенной территории, для чего, в частности, будет приобретать этот товар у другой стороны (поставщика), а поставщик обязуется поставлять товар дистрибьютору и обеспечивать ему привилегированное положение на данной территории. Дистрибьюторский договор может содержать обязательства сторон не конкурировать на указанной территории.

Дистрибьюторский договор – смешанный договор, содержащий в себе условия нескольких видов договоров, и как самостоятельный вид договора российским законодательством не предусмотрен. К сожалению, это приводит к различному толкованию самого понятия договора. Стороны на практике по своему усмотрению определяют его содержание.

Он содержит условия договора оказания услуг по рекламе товара дистрибьютором. Все существенные условия обычно содержатся в самом договоре и действуют в течение всего срока его действия. Производитель как встречное исполнение предоставляет право пользования своими товарными знаками. Стоимость договоров не указывается.

Договор содержит некоторые условия предварительного договора, связанного с реализацией товара. При этом сам не образует договора, связанного с реализацией товара, а определяет некоторые его положения, которые вступают в силу с момента и при условии согласования в порядке, предусмотренном дистрибьюторским договорм, существенных условий такого договора. Таким договором может быть:

а) договор поставки товара. Как правило, дистрибьюторский договор определяет порядок согласования условий поставки, форму согласования, способ поставки, сроки, порядок оплаты, сроки оплаты, ответственность сторон, и иные общие условия.

б) агентский договор. Дистрибьютор действует либо как представитель производителя, либо от своего имени, но за счет производителя реализует товар. В этом (и только в этом) случае в договор, связанный с реализацией, могут также включаться условия об ограничении права производителя продавать товары другим покупателям. («эксклюзивное дистрибьюторство»), условия, определяющие дальнейшую судьбу товара (условия продажи товара по цене, кругу покупателей и пр.).

Дистрибьюторский договор может содержать условия договора выполнения работ по сервисному обслуживанию товаров. Однако, часто они выделяются в самостоятельный договор.

Дистрибьюторский договор содержит и иные условия (примерную общую сумму договора, связанного с реализацией, иные примерные количественные критерии), являющиеся не условием какого-либо договора из выше перечисленных, а элементами протокола о намерениях, не имеющего юридической защиты, однако позволяющего в связи с включением в один текст с ними, отказаться в случае нарушения таковых от исполнения его в целом, в том числе и в части рекламы товаров и передачи прав пользования товарными знаками. Представляется, в этом главное назначение этих условий.

Дистрибьютор – коммерческий, а не юридический посредник. Он активный участник товарораспределительной цепи дистрибьюторского звена.

Дистрибьюторский договор в последние годы стал весьма популярен и является одной и ведущих договорных форм, опосредующих движение товаров на товарном рынке. Указанная договорная конструкция была создана коммерческой практикой, которой был необходим договор, обеспечивающий территориальное расширение распространения товаров, но не за счет создания филиалов или представительств и привлечения коммерческих представителей.
Список использованных источников


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)