АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕСНИ ОПЫТА

Читайте также:
  1. Актуальность педагогического опыта
  2. Задание 3. В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений. 15 баллов
  3. Любовь-песня:Народные песни Южного Урала/Сост.А.В.Глинкин,А.И.Лазарев; Вступ.ст.А.И.Лазарева.-Челябинск:Чел.ГУ,1999.-191с.
  4. Наша индивидуальная песнь внутри вселенской песни.
  5. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА
  6. ПЕСНИ НЕВИННОСТИ
  7. Песни Невинности и Опыта
  8. Предъявление опыта
  9. Призывайте верующих писать новые песни
  10. Применение американского опыта в России
  11. Результативность и эффективность опыта.

 

 

Вступление

 

В стихотворении, открывающем цикл, Блейк отождествляет себя с

Древним Бардом, наделенным пророческим видением, который слышал и сохранил

слово Истины, произнесенное в давние времена, еще до Грехопадения. Под

Грехопадением понимается упадок Воображения и воцарение на его месте косного

Разума - Уризена, олицетворенного "звездным сводом" и "берегом вод". Однако

Бард пророчески предрекает приход нового дня - то есть апокалиптический крах

царства Уризена. Следует отметить, что это стихотворение носит

промежуточный, переходный характер (оно написано сразу после "Песен

Невинности"): с одной стороны, Блейк говорит о "возвращении Земли", то есть

о земном, реальном Апокалипсисе, с другой стороны, он предрекает приход

"вечного дня" - Вечности "Песен Невинности", где исчезнут "звездный свод и

берег вод" - тенета Разума, запреты, сковывающие дух человека (ср.

бесконечное Небо и безбрежное Море как символы свободы).

 

Ответ Земли

 

"Ответ Земли" является непосредственным продолжением и развитием

"Вступления", однако пророческий оптимизм первого стихотворения сменяется во

втором холодным отчаянием; "звездный свод. л берег вод" видятся Блейку

тюрьмой, из которой нет выхода, где ревностно сторожит свою жертву

"самовлюбленный Творец" - Разум, "цепями сковавший любовь", то есть

естественное проявление чувств. Вместо традиционных библейских символов

"Песен Невинности" здесь появляются образы, связанные с реальным, земным

миром, а Бог из благостного, кроткого Агнца превращается в "Вечного

Мучителя" - деспота и тирана. На место "радости", "юности", "света",

"свободы" встают "страх", "седина", "ночь", "цепи"; завершается

стихотворение призывом к Освободителю - Поэту, который должен силой слова

разбудить поруганное Воображение.

 

Ком Глины и Камень

 

Это стихотворение, построенное с соблюдением строжайшей симметрии,

представляет собой диалог двух "состояний души человеческой": Ком Глины

прославляет бескорыстную, пассивную, покорную любовь, свойственную

Невинности, - идеалом для него является Рай, завоеванный самопожертвованием.

Камень, олицетворяющий состояние Опыта, превозносит властную, эгоистичную,

активную любовь, идущую из Ада (ср. восприятие Ада в "Бракосочетании...").

Симметрически организуя стихотворение (по шесть строк отдано каждому

персонажу), Блейк не дает приоритета ни той, ни другой точке зрения, как бы

утверждая, что оба начала равно важны для жизни, ибо в совокупности

составляют естественный порядок вещей. Мягкий, податливый Ком Глины

ассоциируется с женским началом, твердый Камень - с мужским: и та, и другая;

любовь невозможны друг без друга, ибо каждая нуждается в противоположном:

пассивное - в принуждении, активное - в подчинении. В этом коротком

стихотворении заложена вся диалектика "Песен"; Невинность и Опыт, являясь

противоположностями, не могут, - однако, существовать друг без друга, как

Добро без Зла, Свет без Тьмы, Радость без Страдания и т.д.

 

Святой Четверг

 

Это одно из четырех стихотворений, являющихся прямыми параллелями

("сатирического" толка) к соответствующим стихотворениям "Песен Невинности".

Оно, пожалуй, грешит некоторой прямолинейностью: пытаясь создать полную

оппозицию своим более ранним взглядам, Блейк принес в жертву тонкие нюансы,

составляющие прелесть его поэзии, и социальный пафос затмил в "Святом

Четверге" все остальное. В этом стихотворении не хватает утонченной

блейковской диалектики, "плач", "страдание", "холод" возведены в абсолют, а

потому оно несколько проигрывает на фоне остальных.

 

Заблудившаяся дочь

Обретенная дочь

 

Целый ряд причин делает два этих внешне прозрачных стихотворения

весьма сложными для трактовки. Их сюжетная канва, на первый взгляд простая,

допускает множество всевозможных толкований. Достаточно убедительной (и

поддержанной многими исследователями) является следующая точка зрения: речь

идет о смерти и воскресении, но не в Вечности, а в земном Раю, который

станет возможен после того, как "Земля очнется". Маленькая Лика является

символом безгрешной, чистой души; лес, в котором она блуждает, - символом

земной жизни, а Лев, предстающий позднее в образе Золотого Духа, -

олицетворяет Ангела Смерти: прежде чем увести девочку к себе в пещеру,

львица раздевает ее, то есть лишает плотской оболочки. Все это говорит о

том, что, встретив Льва, Лика умерла, как несколько позднее и ее родители, и

все они воссоединились в некой Пещере, которая становится символом нового

блейковского Рая, но уже не небесного, недостижимого, а реального, земного.

В этом стихотворении очень четко видны новые взгляды Блейка, для которого

нет более Неба, отдельного от Земли.

По замечанию Гирша, это стихотворение является пророчеством,

предрекающим "не Вечность, но Грядущее", Рай, но не на небесах, а на земле.

Изначально оба эти стихотворения входили в "Песни Невинности", но

впоследствии были перенесены в "Песни Опыта". Причина очевидна: хотя речь в

них и идет о воскресении, трактуется оно в духе более позднего цикла.

 

Маленький трубочист

 

Это стихотворение - типичный пример полемики Блейка времен ".Песен

Невинности" с Блейком времен "Песен Опыта": герои двух стихотворений с

одинаковым названием схожи между собой, но в первом маленький трубочист

несчастен из-за своих невзгод, во втором - способен испытывать радость

вопреки им. В первом он находит утешение в Боге, освобождающем его из

"гроба" земной жизни, во втором - облачен в "саван" на земле и именно Богом

(точнее, своими богобоязненными родителями) обречен на страдания.

Обличительный пафос равно силен в обоих стихотворениях, но в каждом

он звучит по-своему: в первом - счастье возможно лишь на небесах, как

искупление земных печалей, во втором - счастье было бы возможно и на земле,

если бы не бесчеловечность существующих порядков.

 

Песня няни

 

И здесь Блейк откровенно вступает в полемику с соответствующим

стихотворением "Песен Невинности"; дети здесь - уже не младенцы, а

подростки (что видно и из иллюстрации), и слова няни обретают совершенно

иной смысл - глядя на детей, она с горечью вспоминает свою собственную

юность, неудовлетворенную страсть, несостоявшуюся любовь. Чувствуя, что

"закат" ее жизни близок, она испытывает зависть к детям, которым суждено

познать плотскую любовь, приобрести недоступный ей опыт. Это стихотворение -

о подавлении естественных плотских желаний, которые Блейк в этот период

считал величайшим человеческим даром, наряду с Воображением; но плотские

инстинкты скованы цепями Уризена (см. также "Ангел"), поэтому вторая "Песня

няни" резко контрастирует с первой, где речь идет о свободных проявлениях

радости и любви к жизни.

 

Чахнущая Роза

 

Символика этого стихотворения достаточно проста и традиционна: Роза

олицетворяет Красоту, женское начало вообще; "Червь, реющий в бездне", -

широко распространенный образ Диавола (по всей видимости, позаимствованный

Блейком у Данте). Однако, чтобы полностью понять внутреннюю диалектику этого

стихотворения, необходимо принять во внимание "про-сатанинские" идеи,

которые Блейк исповедовал в то время и подробно изложил в "Бракосочетании

Неба и Ада".

 

Мотылек

 

Проблема жизни и смерти освещается в "Песнях Опыта" совсем не так,

как в "Песнях Невинности": "Песни Невинности" видели в смерти лишь переход в

иное состояние, единение с Богом, тогда как "Песни Опыта", привязанные

исключительно к земной жизни, усматривают в смерти бесповоротный конец,

который равно трагичен и для человека, и для мотылька, и в этом все твари

Божий равны. Бог даровал жизнь и мотыльку, и человеку, он же судил обоим

умереть, и в этом жребий их одинаков; между ними есть лишь одно различие -

человеку дана Мысль, то есть Разум. Однако, по Блейку, Разум не возвышает

человека над мотыльком, поскольку Разум лишь подавляет иные, куда более

важные свойства, присущие всякому живому созданию; а посему человек и

мотылек одинаково важны и ценны для Творца, ибо, как сказано в

"Бракосочетании Неба и Ада", "Все Живое - Священно".

 

Ангел

 

Как и "Песня няни", это стихотворение - о несостоявшейся любви, и в

нем явственно звучит полемика с "Песнями Невинности.": вместо

Ангела-хранителя здесь появляется совсем иной ангел, символизирующий

неудовлетворенные желания. В царстве Уризена подавление естественного зова

плоти считается добродетелью, и Дева, обороняясь слезами, а потом и "тысячью

мечей" (то есть запретов), навеки лишает себя плотских радостей. Битва между

ангелом - носителем естественного (божественного) миропорядка - и

уризеновской добродетелью завершается торжеством Уризена. Блейк отстаивает

свое понимание любви: свободная, не скованная условностями страсть

прекрасна, а подавление природных инстинктов - грех. Этим он бросает

очередной вызов Сведенборгу, который неоднократно подчеркивал, что

по-настоящему прекрасной и счастливой может быть лишь любовь, освященная

законным браком, ибо лишь она является "соответствием" любви небесной.

 

Тигр

 

"Тигр" по праву считается величайшим творением Уильяма Блейка и

одним из самых выдающихся произведений английской литературы. Как и "Агнец",

парное стихотворение из "Песен Невинности", "Тигр" начинается с вопроса: кто

твой Создатель? Однако если в более раннем стихотворении ответ очевиден и

однозначен, то "Тигр" весь состоит из цепочки вопросов, остающихся без

прямого ответа. В "Песнях Невинности" тигры, львы и прочие "дикие звери"

представляют силу, враждебную Агнцу (т.е. Богу) и, следовательно,

негативную. Теперь Блейк не только оспаривает это утверждение, но подспудно

отвергает свое "однобокое" миропонимание времен "Песен Невинности": зловещая

красота Тигра - столь же необходимая часть миропорядка, как и кротость

Агнца, и одно невозможно без другого. Кто создал Тигра, Бог или Диавол,

какой огонь, небес или преисподней, горит в его очах - вот основной вопрос

стихотворения. Блейк не дает прямого ответа, но ходом своей мысли

подталкивает читателя к этому ответу: Тигра создал не кто иной, как Диавол,

который, следовательно, является Творцом наравне с Богом. Однако Тигр,

вышедший из дьявольской кузни, внушает не только ужас, но и восхищение своей

"устрашительной соразмерностью" (Fearful symmetry). Созданный Адом, Тигр не

есть Зло в его обычном понимании, но заключенная в плоть яростная и

прекрасная Энергия, которая, согласно концепции, изложенной в

"Бракосочетании Неба и Ада", движет всяким развитием.

 

Мой милый Розовый Куст

 

Первое из трех "цветочных" стихотворений на тему любви,

награвированных на одной пластине. Смысл этого маленького шедевра довольно

прост: Цветок предлагает поэту свою любовь, но тот сохраняет верность Розе;

однако, вернувшись к Розе и положив к ее ногам свою незапятнанную

добродетель, поэт находит лишь жалобы и шипы ревности. Незамысловатая (и,

скорее всего, автобиографическая) коллизия превращается под пером Блейка в

изящную аллегорию, раскрывающую превратности земной любви.

 

Ах, подсолнух...

 

Еще одно из ранних стихотворений цикла, относящееся к 1789-1790 г.

Здесь переплетены темы и символы "Песен Невинности" и "Песен Опыта":

подсолнух, символизирующий вечную тягу к недостижимому, следует взглядом за

солнцем в поисках некой блаженной страны - то есть Вечности "Песен

Невинности". Там и только там смогут удовлетворить свои желания Дева,

скованная путами уризеновской добродетели, и Юноша, источенный

неудовлетворенной страстью к Деве (образы "Песен Опыта").

 

Лилия

 

Роза, символ стыдливости, и овечка, символ кротости,

трансформируются в этом стихотворении в образы лжи и притворства: защищая

уризеновскую добродетель, они извращают тем самым свою божественную

сущность, В противоположность им Лилия, воплощающая "Опытную Невинность",

открыто проявляет свою любовь, а потому чужда притворства. В том, что она

"не вершит над собою насилия", но свободно сле дует своим побуждениям, и

есть высшая, божественная добродетель.

 

Сад Любви

 

Превращение Луга "Песен Невинности" в твердыню уризеновских

установлений, переход от Невинности к "сну Земли" - вот основная тема

стихотворения. Вместо Луга глазам предстает Храм - символ ханжеской религии

(ср. с представлениями о церкви как жилище Бога на земле в "Песнях

Невинности"), вместо цветов, символов любви, появляются могилы, где

схоронены неудовлетворенные желания, вместо свободы и радости - наслаждения,

закованные в терновые оковы. Естественный порядок вещей (под которым,

видимо, подразумевается "Опытная Невинность") нарушен искусственными

установлениями ханжеской религии, которая является плодом закабаления чистой

Веры Разумом.

 

Маленький бродяга

 

Тема ханжества официальной религии подхвачена и в этом стихотворении

- Блейк не случайно вкладывает обвинительные слова в уста ребенка,

подчеркивая их справедливость его чистосердечием: ребенок не негодует на

Бога за жестокость церкви, но, веруя в его любовь и доброту, просит изменить

существующий на земле порядок. Следует отметить, что в аналогичной ситуации

в "Песнях Невинности" (см. "Маленький трубочист") речь шла об удовлетворении

желаний только в Вечности; для маленького бродяги Рай возможен и на земле,

что типично для "Песен Опыта", но прежде надлежит изменить земные порядки,

придуманные не Богом, а людьми.

 

Лондон

 

Нетрудно усмотреть в этом стихотворении, помимо открытого протеста

против существующих социальных установлении, и блейковскую трактовку их

первопричины: таковой являются "духовные оковы", которыми в царстве Уризена

скован каждый. Это стихотворение направлено не столько против индустриальной

революции и жестокости, бесчеловечности стремительно растущих городов (тема,

не раз звучавшая в литературе блейковской эпохи), сколько против жизни,

порожденной диктатом Разума над Воображением, "скованностью" мысли (отсюда

"узкие" улицы и "скованное" течение Темзы). Основную вину Блейк возлагает на

церковь, которая допускает страдания маленьких трубочистов (ср. выше), на

королевскую власть, которая посылает тысячи солдат на бессмысленную смерть,

и на институт брака (у Блейка - символ несвободной, противоестественной

любви), который косвенным образом способствует возникновению проституции. В

таком мире даже первая "невинная слеза" младенца отдает горечью, ибо и ему,

находящемуся в состоянии Невинности, не избежать "духовных оков".

 

Человеческая сущность

 

Это стихотворение (парное к "Святому Образу" из первого цикла) -

центральное для понимания философской системы "Песен Опыта".

Здесь Добро, Терпимость, Мир, Любовь становятся составной частью

противоестественных социальных установлений, существующих в царстве Уризена,

- то есть полностью развенчивается философская концепция "Песен Невинности".

Показав лживость и ханжество основных добродетелей Невинности, Блейк строит

новую аллегорию внутреннего мира человека, в основе которой лежит

излюбленный им образ Древа. Взрастает оно из Страха и Смирения - ханжеского

смирения овечки (ср. стихотворение "Лилия") и вскоре раскидывает мрачную

крону Веры, то есть неестественной, надуманной религии, которая питает

Гусеницу и Мотылька, являющихся здесь символами священнослужителей. Наконец,

Древо приносит плод Обмана, то есть лжи и притворства (потому он сладок), и

на Древе появляется Ворон - символ смерти. Такими видятся Блейку внутренний

мир человека и духовный путь человечества, скованного путами Уризена. В

последней строфе подчеркнуто, что "боги моря и земли", то есть живой

природы, единой с Воображением, не могли отыскать это Древо, поскольку

находится оно в человеческом мозгу и взращивает его Уризен - косный,

нетворческий Разум.

 

Дитя-Горе

 

Это стихотворение не столько отрицает "Дитя-Радость", сколько

поворачивает ту же тему иной стороной: дитя рождается на радость, но в то же

время входит в мир в муках, а мир этот полон горестей и страданий. Дитя-Горе

(заметим, что это мальчик, тогда как Дитя-Радость - девочка: Невинность

ассоциируется у Блейка с женским началом. Опыт - с мужским) появляется на

свет с громким воплем протеста, оно воистину одержимо бесом, но это - бес

"Песен Опыта", негодующий против косности и пассивности. Вырываясь из рук

отца и отказываясь сосать материнскую грудь (вспомним блейковскую символику:

Отец - Бог, Мать - Церковь), младенец протестует против сковывающих пут

родительской воли. Однако Дитя-Радость, символ кротости, и Дитя-Горе, символ

бунтующей энергии, не отрицают друг друга, но составляют в своей диалектике

необходимое многообразие мира.

Первоначально "Дитя-Горе" было частью длинного стихотворения из

"Манускрипта Россетти", повествующего о жизненном пути человека и борьбе с

"духовными оковами".

 

Древо Яда

 

Символика этого стихотворения, где также использован образ Древа,

достаточно прозрачна: невысказанные, затаенные помыслы противоестественны и

ведут к трагедии. Здесь уместно вспомнить одну из "Притч Ада"; "Удави лучше

дитя в колыбели, но не дави желаний своих". О том, что тайное зло хуже

явного, красноречиво говорит и центральный символ стихотворения - прекрасный

плод, содержащий смертельный яд; он же смыкает стихотворение с библейским

мифом о Грехопадении. Сарказм Блейка всего отчетливее звучал в

первоначальном названии стихотворения - "О христианской добродетели",

которое было отвергнуто, видимо, по причине своей чрезмерной язвительности.

 

Заблудший сын

 

Ребенок утверждает, что любовь к себе превыше всего, а далее - все

создания равны, ибо все они суть творения Божий. (Так Блейк в этот период

представляет себе естественный, природный взгляд на вещи и поэтому резко

полемизирует со Сведенборгом, который неоднократно подчеркивал: нет худшего

греха, чем любовь к себе, право на существование имеют лишь два вида любви -

любовь к ближнему и любовь к Богу.) За это он объявлен Диаволом (и, по сути,

является таковым, ибо протестует против идущего от церкви притворства) и

сожжен на костре у алтаря Уризена, как отступник, дерзнувший восстать против

господствующей религии. Горечь стихотворения заключается в том, что ребенок,

находящийся в состоянии Невинности, чуждый всякой лжи и неестественности, то

есть носящий в себе Бога, приговаривается к смерти именем этого самого Бога,

который становится лишь орудием в руках церкви.

 

Заблудшая дочь

 

Аллегория, направленная против неестественных законов, подавляющих и

осуждающих естественные желания, подана здесь в форме мифа о Грехопадении,

который Блейк переносит в некую "древнюю страну" и адресует "детям

будущего": по сути, и первое, и второе - не что иное, как земная реальность,

только в первом случае скованная цепями Уризена (воплощенного в фигуре

Отца), а во втором - сбросившая его оковы.

Это одно из самых поздних стихотворений цикла, вошедшее только во

второе авторское издание "Песен".

 

К Фирце

 

Это стихотворение было написано почти через десять лет после "Песен

Опыта" (его датируют 1802-1805 гг.) и опирается на принципиально иную

философскую систему. Фирца (ист. - столица Северного Царства; ср. Песнь

Песней, 6: 4: "Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как

Иерусалим") является у Блейка символом плоти, физической сущности человека,

в противоположность Иерусалиму, символу сущности духовной. Вместо

прославления земных, плотских радостей, характерного для "Песен Опыта",

Блейк с негодованием отвергает закрепостившую душу плотскую оболочку,

"склеп", в котором томится человеческий дух. Здесь использована

перефразированная библейская цитата (Иоанн, 2: 4: "Что Мне и Тебе, Жено?") -

обращение Христа к матери. Вторая строфа является сжатым изложением мифа о

Грехопадении, однако теперь Блейк возвращается к канонической его трактовке:

чувственная любовь закрепостила чистую духовность, которая была уделом

человека до падения. Нынче человечество пребывает в состоянии духовной

слепоты и глухоты, но Христос, искупив первородный грех, вернул человека от

плотского, низменного на путь к высотам духа, которые, по новой Блейковской

концепции, превыше всех чувственных наслаждений.

Таким образом, по замечанию Гирша, стихотворение "К Фирце" является

по отношению к "Песням Опыта" тем же, чем сами "Песни Опыта" являются по

отношению к "Песням Невинности" - развенчанием прежней философской концепции

и декларацией новой, более широкой. Это стихотворение стоит в цикле

несколько особняком, ибо дает представление о мировоззрении Блейка на

следующем этапе его духовного пути.

 

Ученик

 

Первоначально стихотворение входило в "Песни Невинности"). Видимо,

дух протеста, которым оно пронизано, заставил Блейка позднее перенести его в

"Песни Опыта", хотя его пасторальные образы скорее типичны для более раннего

цикла. С другой стороны, противопоставление естественной жизни, воплощенной

в природе. и сухого, догматического, книжного знания более свойственно

блейковским взглядам периода "Песен Опыта". Однако по светлому, радостному

образному строю стихотворение ближе к "Песням Невинности", я его следует

рассматривать как "промежуточное" между двумя циклами.

 

Глас Древнего Барда

 

Это стихотворение также первоначально входило в "Песни Невинности",

но принадлежит в равной мере обоим циклам и служит завершением всей книги:

оно примиряет оба "состояния души человеческой", ибо заключенное в нем

пророчество равно приложимо и к Вечности, и к Раю на земле - и к Невинности,

и к Опыту и выражает главную, сквозную мысль обеих циклов: торжество

свободного, раскрепощенного духа, избавленного от притворства и вековых

заблуждений, как и торжество Воображения над Разумом, возможно и неизбежно.

 

 

* The Book of Thel *

 

 

Уильям БЛЕЙК

перевод С.Степанова

 

Книга Тэль

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.038 сек.)