АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль типологических особенностей нервной системы

Читайте также:
  1. A) на этапе разработки концепций системы и защиты
  2. C. неживые системы
  3. I.2 Реформирование и современная структура банковской системы РФ.
  4. I.3.2.Становление советской системы управления
  5. I.6.1.Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны.
  6. I.Дисперсные системы
  7. III.4.2. Административная реформа. Системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  8. III.5.1.Становление судебной власти в России. Общая характеристика судебной системы
  9. L.1.1. Однокомпонентные системы.
  10. L.1.2.Многокомпонентные системы (растворы).
  11. V1: Экосистемы. Экология сообществ.
  12. V2: Женская половая система. Особенности женской половой системы новорожденной. Промежность.

Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуально-типологическими особенностя­ми нервной системы. В психологической литературе считается установленным, что наряду с общими типологическими свойствами, характе­ризующими нервную систему в целом, определяющими темпе­рамент человека и являющимися предпосылками развития черт характера, существуют более частные типологические свойст­ва, имеющие большее значение для формирующихся в дея­тельности способностей [56, 294, 325]. Благодаря пластичности нервной системы общие свойства типа могут меняться адекватно характеру деятельности под влиянием тренировки и воспитания. Анализируя и резюмируя большое количество работ, по­священных изучению характера предстартовых психических состояний1 человека в связи с типологическими особенностями нервной системы, Б. А. Вяткин [94] убедительно доказал воз­можность компенсации ряда типологических свойств нервной системы, темперамента по отношению к требованиям деятель­ности, опровергая выявленную в некоторых исследованиях прямую зависимость успешности деятельности от типологиче­ских особенностей нервной системы человека, уровня его эмо­циональной реактивности. Подтверждение этих положений содержат и результаты ис­следований деятельности музыкантов-исполнителей в условиях публичных выступлений. 1 Предстартовые состояния характеризуют готовность человека к осуществлению деятельности. 2 Эмоциональная реактивность определяется с помощью специаль­ных индексов: Ир = (фон — стресс)/фон (фон, показывающих откло-

284______________________________Бочкарев Л. Л. Так, по данным экспериментально-психологического исследо­вания, проведенного на Международном конкурсе им. П. И. Чай­ковского [50, 52], лауреаты конкурса (мастера), достигшие наи­высшего успеха, отличаются высоким уровнем эмоциональной реактивности по психофизиологическим показателям, что час­то характерно для людей с слабым типом нервной системы. С другой стороны, у этой группы испытуемых отмечен минималь­ный уровень концертной тревоги (по нашему тесту). У масте­ров перед концертами наблюдались состояния психической го­товности к выступлению, характеризующиеся оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью поме­хоустойчивости по отношению к неблагоприятно действующим внешним и внутренним факторам, потребностью исполнения перед слушателями предстоящего концерта, сформированной на нения психофизиологических показателей от индивидуальной нормы (фон) по сравнению с изменениями, происходящими в ситуации эмо­ционального напряжения перед концертом (стресс). Несмотря на труд­ности установления связи между характером физиологических сдвигов и содержательной стороной эмоций (особенно в сложных психологиче­ских состояниях, каким является, например, состояние творческого вдохновения) физиологические компоненты эмоций могут определенно отражать интенсивность эмоционального возбуждения [223]. 1 У новичков преобладали состояния сильного предконцертного возбуждения и предконцертной апатии. Первое характеризуется нер­вной возбудимостью, раздражительностью, значительно повышенной двигательной активностью, у испытуемых напряженная мимика, быс­трая, громкая речь, они часто используют искусственно успокаиваю­щие средства. Состояние предконцертной апатии характеризуется пониженной возбудимостью, которая проявляется в ослаблении пси­хических процессов, развивается астеническое чувство, нежелание выступать в концерте. (Общий стиль поведения, характер двигатель­ной активности, богатство мимики, пантомимики, особенности про­текания речевых процессов служат психологу косвенными данными об индивидуально-типических особенностях человека). 2 Согласно известной психологической закономерности, плохо не только «переволноваться», но и «не доволноваться» до оптимума, так как эффективность выполнения деятельности достигает своего мак­симума лишь при определенном для каждого человека уровне эмо­ционального напряжения. Уровень эмоционального возбуждения, предшествующий наибо­лее успешному концертному выступлению, является оптимальным.

Музыкально-исполнительская деятельность_____________285 основе активной творческой увлеченности исполняемыми произ­ведениями, стремлением к реализации творческих намерений. Наблюдаемые несоответствия в динамике психофизиологи­ческих и психологических показателей у мастеров можно объяс­нить тем, что последние больше адаптированы к экстремаль­ным условиям и обладают более высоким уровнем развития способностей регулировать свои психические состояния, вслед­ствие чего внешние характеристики (проявления) эмоций пе­ред концертом как бы завуалированы, что компенсаторно вы­ражается в высоких психофизиологических сдвигах. Исследования в области музыкальной и театральной психо­логии свидетельствуют не только о возможности ситуативной регуляции психических состояний исполнителей извне, но и о возможности успешного формирования и развития у музыкан­тов способностей управлять своими эмоциями [62, 262, 323].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)