АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция социального (культурного) института

Читайте также:
  1. I Я-КОНЦЕПЦИЯ
  2. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  3. II. Порядок обращения за получением социального обслуживания
  4. II.3.1. Становление института президенства
  5. III. Этические правила служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
  6. VII. Концепция отношений личности
  7. VIII. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому
  8. X. Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
  9. XIII. Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
  10. А) одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся его длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью, широтой социальных связей
  11. Агентство социального страхования
  12. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

 

Согласно А. Радклифф-Брауну, совместная жизнь людей как общности предполагает согласованность активности её членов в рамках определенной социаль­ной структуры. Функция действий каждого заключает­ся в решении тех социально значимых задач, на кото­рые они направлены, в их вкладе в поддержание струк­турной преемственности[42]. Функциональный подход к социокультурной жизни, таким образом, связан с изучением устойчивых форм, с помощью которых инди­виды включаются в социальную жизнь, припосабливаются к ней и поддерживают её.

Функция каждой такой формы — института — свя­зывается с решением определенной социально значи­мой задачи, с удовлетворением конкретной базовой по­требности, с осуществлением групповых интересов. Реализация такого рода взаимосвязанных функций и составляет социокультурную жизнь (по аналогии с жизнедеятельнестью организма). Каждый институт имеет структуру, то есть определенную упорядочен­ность, выделенность, устойчивость, специфичность, что позволяет распознавать его и членам сообщества, и сторонним наблюдателям.

Функционирование институтов рассматривается как необходимое условие, способ реализации социо­культурной жизни, порядок которой обеспечивается социальной структурой, а процесс определяется сме­ной социокультурных событий.

Термин «институт» применяется для обозначения определенных социально установленных и признан­ных норм или культурных паттернов, относящихся к отдельным аспектам социокультурной жизни. Их дей­ствие обусловливает возможность реализации взаим­ных ожиданий индивидов, попадающих в соответству­ющие ситуации, осуществление или обмен действия­ми и вознаграждениями, достижение социально и индивидуально значимых результатов. Таким образом, осуществляется формирование и поддержание соци­ально-функциональной структуры общества. Следова­тельно, институты как социально установленные об­разования контролируют структурные связи между функциональными единицами, подсистемами, компо­нентами общества.

Категория социального и культурного института была разработана Б. Малиновским и А. Радклифф-Брауном. Согласно Малиновскому, большая часть челове­ческой деятельности выполняется организованными группами людей, по правилам, имеющим моральное и правовое закрепление, и с использованием определен­ной организационной структуры. Эти «приспособления» и носят название института, который определя­ется как фиксированная часть социальной организа­ции общества, предназначенная для упорядочения со­вместной жизни и деятельности людей, для трансля­ции знаний и традиционных элементов культуры. Как уже говорилось, общество и культуру можно рассмат­ривать как объединение частично координированных, а частично автономных друг от друга составляющих. В этом смысле институт является координатором отно­шений между ними. Он представляет собой некоторую сложную систему, благодаря своему фиксированному содержанию используемую для установления и размы­кания социальных и культурных связей.

Социальные институты как стандартизованные модели поведения — это механизмы, с помощью кото­рых поддерживается существование и преемствен­ность социальных структур и функциональных авто­номий.

 

Моральные нормы и их институциональныединамические функции

 

С самого начала возникновения функционализма в его рамках большое значение придавалось культур­ным институтам (устойчивым образованиям, органи­зующим социальное взаимодействие) — нравам, обы­чаям, ритуалам, моральным нормам. Последние со­ставляют особый предмет интереса, поскольку им традиционно приписывается исключительная роль регуляторов поведения людей по аналогии с действи­ем правовых норм.

Начиная с Э. Дюркгейма, Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна, функционалисты постулируют, что на­значение моральных норм — ограничивать желания и претензии людей. Они разделяют также допущение Аристотеля о том, что люди получают блага охотнее, чем отдают.

Таким образом, нормы рассматриваются в качестве культурных механизмов закрепления и контроля в от­ношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. В рамках социокультурной системы людям приходится руководствоваться общим для них набором норм, чтобы согласовывать свои действия в ходе достижения общих результатов, нужных им всем. Это называется «разделяемыми нормами» и означает, что в группе у каждого по отношению к поведению другого существуют определенные ожидания, которые другой считает законными и заслуживающими конфор­мности, то есть того, чтобы отвечать им. Значительная часть работ функционалистов базируется на допуще­нии о том, что общий моральный кодекс стабилизирует отношения людей в группе, и посвящена изучению способов этой стабилизации.

Действительно, разделяемые нормы поддержива­ют расположенность Эго быть конформным к ожида­ниям Альтер. Но во многом это определяется тем, что механизм действия нормы предполагает применение санкций за отклонение от границ предписанного по­ведения. Более того, поддержание разделяемых норма­тивных рамок не влечет за собой специального вознаг­раждения, а их нарушение вызывает обязательные санкции. Поэтому следование моральным предписани­ям всегда является в какой-то степени вынужденным, и такая конформность Эго ценится со стороны Альтер ниже, чем если бы она была не морально предписан­ной, но добровольной. Конечно, разделяемый мораль­ный кодекс может побуждать Эго отвечать ожиданиям Альтер, который в свою очередь будет отвечать опре­деленным вознаграждением за такую конформность. Однако стремление руководствоваться разделяемым моральным кодексом хотя и служит определенным гарантом вознаграждения, но способствует сокраще­нию его размера с течением времени.

В классическом функционализме моральный ко­декс рассматривался только с точки зрения его функ­ций поддержания взаимной конформности членов оп­ределенной социокультурной системы. Напряжения, содержащиеся, поддерживаемые и выражаемые в нормативных системах, не изучались, поскольку нормативные образования рассматривались в их налич­ном функционировании, но не в стадии порождения. Обращение же к генезису моральных норм позволяет понять, что они возникают в условиях, когда одна сто­рона взаимодействия стремится получить от другой то, что последняя может не хотеть делать, хотя и умеет. Этим моральные отношения в подобных условиях от­личаются от ситуации, когда другая сторона не обла­дает навыками для выполнения предлагаемых функ­ций, но в принципе не возражает против их выполне­ния. Тогда возникает вопрос об обучении, не имеющий моральных обертонов.

Функционалистская трактовка системы моральных норм в поддержании социальной системы акцентиру­ет «взаимность вознаграждений», то есть такую фор­му обмена вознаграждениями, при которой обе сторо­ны в её рамках вполне удовлетворяют свои потребно­сти и запросы. Но здесь есть и другая возможность. Стороны могут сохранять отношения из-за неуверен­ности в том, что они получат удовлетворение в другом месте. Иными словами, признание общих норм и раз­мер вознаграждения — относительно независимые измерения; их значения (величины) могут варьировать­ся. Классические функционалисты сводили вознаграж­дения в системе взаимодействия лишь к тем, что явля­ются производными от конформности к общему мораль­ному кодексу, и подчеркивали, что такая конформность обычно приносит вознаграждения.

Описывая побуждения, заставляющие индивида быть участником социальной системы (актором), Т. Парсонс подчеркивал принципиальное соответствие меж­ду желаниями и морально санкционированными цен­ностями. Правда, он отмечал возможные несовпадения в этом отношении, но считал, что «они должны рассмат­риваться главным образом как случаи «отклонения» от интегрированного типа» (социального действия)[43].

Однако стабильность социокультурной системы зависит не только от полного следования моральным нормативным предписаниям, но и от отклонения от них. Тем, кто контролирует в рамках системы применение позитивных и негативных санкций в нормативной об­ласти, невыгодно ужесточать санкции по отношению к тем, кто признает свои системные обязанности, хотя и не выполняет их должным образом. Ведь эти люди не станут отрицать значимость таких норм. В свою оче­редь и им невыгодно покидать систему, даже если к ним применяются негативные санкции (не слишком сильные). В этом случае открывается поле вариативно­сти поведения в пределах существующих моральных норм или даже возможность расширения нормативных рамок. Соответственно наряду с механизмами, принуж­дающими людей действовать согласно нормативным предписаниям, важно изучать социокультурные меха­низмы, побуждающие людей оставаться в моральном долгу друг перед другом, предупреждающие установ­ление полного баланса в их функциональной взаимо­зависимости.

По сравнению с идеально-типической моделью действия моральных норм как механизма поддержа­ния социокультурной системы встречающиеся в реаль­ности отклонения, конфликты, дезинтеграционные процессы требуют специальной интерпретации. Как уже отмечалось, моральное одобрение и удовлетворе­ние или вознаграждение — это независимые перемен­ные. Выполнение социально значимых функций ни­когда полностью не совпадает с удовлетворением по­требностей и желаний людей. Соответственно даже в рамках социальной системы всегда существует веро­ятность расхождения между функциональным поведе­нием, направленным на её поддержание, и попытками удовлетворить собственные желания, не совпадающие с системными требованиями. Отсюда возникают двой­ные стандарты оценки поведения людей в ситуациях социокультурного взаимодействия: критерии мораль­ного соответствия и критерии адекватного вознаграж­дения. Поэтому реакции людей на недостаток вознаг­раждения есть столь же реальный действующий фак­тор внутренней динамики системы, как и реакция на нарушение моральных норм, и формы этих реакций различны. Несмотря на то, что люди публично осужда­ют нарушение моральных норм, они активно ищут средства увеличения вознаграждения в пределах этих норм, тем самым невольно способствуя размыванию их границ.

Таким образом, в любой функциональной социо­культурной системе действуют два уровня норматив­ных механизмов, обусловливающих её устойчивость во времени. Один из них относится к удовлетворению потребностей, интересов, желаний, входящих в состав системы индивидов, и связан с оценкой ими вознаг­раждений, получаемых в системе. Другой относится к поддержанию функционирования системы, к обеспе­чению согласованности взаимодействия участников системы (акторов), имеющей культурное выражение в форме моральных норм. Он связан с одобрением соот­ветствия поведения индивидов установленным в сис­теме требованиям. Как отмечал Э. Гоулднер, доброволь­ность обмена вознаграждениями между Эго и Альтер зависит не только от того, что Альтер испытывает чув­ство долга, но и от того, чего стоит ему исполнение этого долга. «Цена» выполнения долга влияет на размеры, качество вознаграждений со стороны Альтер и зави­сит от количества и качества адресуемых ему предло­жений. Конформность стороны (взаимодействия) к своим моральным обязательствам есть функция тех вознаграждений, которые она способна обеспечить (их дефицита или обилия), и цены выполнения таких обя­зательств[44].

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)