АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Читайте также:
  1. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  2. D. Эффективная трудовая деятельность
  3. E) Абсурдные сновидения. Интеллектуальная деятельность в сновидении.
  4. II. Отрицательное влияние шумов на здоровье человека.
  5. II.2.2.Деятельность съездов народных депутатов и Верховного Совета
  6. IV. Искажающая деятельность сновидения
  7. А так же осуществлять иную оплачиваемую деятельность , кроме как преподавательскую, научную и деятельность связанную с художественными произведениями и искусством.
  8. А) Процесс, деятельность как основной способ существования психического
  9. Активное включение студентов в проектную деятельность.
  10. Алкоголь в самую первую очередь уничтожает талант человека, а уже потом убивает самого человека. Точнее говоря то, что осталось от этого человека.
  11. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
  12. Анатомо-физиологические основы сердечно-сосудистой системы человека.

 

«Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту».

В.И.Ленин

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Сущность познания как вида деятельности человека.

2. Методы и формы научного познания.

3. Ненаучное познание, его виды и способы

 

1. «Знание — сила», — эти слова принадлежат английскому философу Ф. Бэкону (1561—1626 гг.). В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом.

Действительно, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути вопрос о том, познаваем ли мир, есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Функцию ориентации человека в окружающем мире выполняет ЗНАНИЕ. Оно представляет собой высший уровень сведений о мире, получаемый человеком с помощью сознания. Без знаний (обыденных, научных, художественных и т.д.) невозможно формирование картины мира.

Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется ГНОСЕОЛОГИЕЙ или теорией познания.

Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса - познавательной деятельности. Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объекта познания). КАК ЖЕ ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР?

В истории философской мысли в средние века сформировалась такое течение как АГНОСТИЦИЗМ, представители которого сомневались либо отрицали возможность познание человеком мира. Источником его являются сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований.

На рубеже 17 - 18 в. он стал предметом спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Философы-эмпирики (эмпирия - в пер. с греч. – опыт) признавали решающую ролы чувственного опыта. В своем споре и рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения человеком истинного знания.

Познание - это особый вид отражательной деятельности человека, под которым в истории философской мысли понималось целенаправленное отражение человеком внешнего мира и себя в нем с целью получения достоверного знания.

Познание - это высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно путем постановки и решения познавательных проблем и задач. Информация с помощью абстрагирующей деятельности мозга обретает знаковую форму, что удобно для обработки, хранения и последующего ее использования.

Познание как процесс представляет собой субъект - объектное отношение. Познавательный процесс возможен лишь при помощи ЯЗЫКА как инструмента общения. Он является коллективным достоянием всего общества, важнейшим элементом культуры человечества. Для науки язык есть прежде всего накопитель и хранитель информации, гигантская кладовая знаний и сведений и мире.

Общественное отношение обусловливают пристрастное отношение субъекта к объекту познания. Отсюда и вытекает разное иногда даже противоположное восприятие и трактовка одних и тех же явлений и проблем общественной жизни. Все это говорит о наличии в познании общественных явлений - ИДЕОЛОГИИ, т.е. оценки конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев. На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека. К. Гельвеш писал: «... без страстей нет ни великих артистов, ни великих полководцев, ни великих министров, великих поэтов, ни великих философов». Познание всегда есть творчество, т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее неизвестного. Большую роль в творчестве играет интуиция как тип мышления со своеобразной природой. Интуиция - это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания». Она всегда является результатом большой предварительной работы ума и души человека. В этом смысле интуитивное познание доступно лишь натурам одаренным, трудолюбивым и целеустремленным. Познание человека представляет собой развивающийся, т. е. динамичный процесс. Это обусловлено прежде всего появлением у общества новых и новых потребностей. Поэтому познание следует рассматривать, по мысли В.И. Ленина, «в вечном процессе движения, возникновения противоречий разрешения их».

Какова же последовательность познавательного процесса?

Познание - это переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности, свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. Представляет собой чувственнее (эмпирическое) познание, или «живое созерцание». Оно проявляется, прежде всего, в форме ОЩУЩЕНИЯ, в котором отражаются отдельные признаки и свойства предметов, например, температура воды, цвета радуги. Наибольший объем информации дает зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. ОЩУЩЕНИЕ это отражение свойств предметов и процессов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

С помощью ВОСПРИЯТИЯ формируется целостный образ предмета. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ помогает человеку сохранить в своей памяти образ предмета или явления, которое он когда-то наблюдал в своей жизни.

Эмпирическое познание ограничено в своих возможностях, поскольку фиксирует лишь ВНЕШНЮЮ сторону предмета.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ - это рациональнее или «абстрактное» мышление. Оно проявляется прежде всего в виде ПОНЯТИЯ, которое отражает в мышлении общие признаки и свойства предметов. СУЖДЕНИЕ - это логическая связь понятий, посредством которой отражаются зависимости между вещами. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ представляет собой связь между двумя или несколькими суждениями.

Рациональное (от лат. рацио – разум) познание позволяет человеку постигнуть ВНУТРЕННЕЕ в вещах, их структуру, сущность, законы и др.

Выделение в процессе познания двух ступеней (эмпирической и рациональной) вовсе не означает, что они существуют сами по себе, обособленно друг от друга. «Живое созерцание» всегда предполагает мыслительную деятельность человека, размышления о наблюдаемом предмете.

Абстрактнее мышление не будет иметь никакой ценности, если не станет опираться на эмпирически сведения о внешнем мире.

Немаловажную роль в познавательном процессе призвана сыграть ПРАКТИКА. В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на ПРЕОБРАЗОВАНИЕ имокружающего мира или отдельных его фрагментов. Основной формой практики является ТРУД как целенаправленная орудийная деятельность, в ходе которой человек вторгается в природу.

Какое же, отношение к познанию она имеет?

Во-первых, практика является ОСНОВНОЙ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ познания. Конкретные запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества, да и само познание как вид деятельности. Например, земледелие в Древнем Египте стимулировало появление геометрии и математики, а судоходство подтолкнуло развитие астрономии. Сталкиваясь с новыми проблемами значимыми для общества (освоение космоса), практика стимулирует развитие новых отраслей познания. Таковыми в ХХ в. стали космическая медицина, кристаллография, генетика и др. Ф.Энгельс писал в связи с этим, что человеческая потребность продвигает науку вперед быстрее чем целая дюжина университетов.

Во-вторых, практика есть одновременно и ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в своей жизни, в том числе и в быту. Без таблицы Д.И.Менделеева трудно представить себе современную химическую промышленность, а телевидение и радио созданы благодаря физике. Следовательно практика представляет собой гигантскую сферу систематического применения знаний.

В-третьих, практика есть КРИТЕРИЙ истинности человеческий знаний и представлений. Она выступает как важнейший способ проверки на точность научных гипотез и теорий.

Ведя речь о познании и знании, не следует противопоставлять знание и ВЕРУ. Вера - это уверенность человека. Существует вера разумная, которая олицетворяет силу человека и способствует его эмоционально-интелектуальной активности, стимулирует познавательный поиск. Всеми учеными всегда двигала их глубокая вера в человеческий разум, без этот с они не смогли бы сделать свои открытия. В этом смысле разумная вера является как бы светом во тьме, двигателем истины и прогресса. Присутствие веры порождает скептицизм и ощущение пустоты существования, бесплодности познания.

Существует и ЛОЖНАЯ вера, в основе которой лежит ослепление разума, фанатизм и слабость человека.

Основной вопрос гносеологии вопрос об истине.

Проблема ИСТИНЫ - это проблема соответствия знаний человека внешнему миру. Можно сказать, что истина есть знание, которое дает субъекту объект таким, каков он есть на самом деле т.е. без искажений.

ИСТИНА ЕСТЬ СОВПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ С ВНЕШНИМ МИРОМ. Раскрывая характеристики истины следует указать прежде всего на ее объективный характер. Истина как бы «порождена» внешним миром и обусловлена им. Конечным источником всех наших знаний и представлений является окружающий мир. ИСТИНА-ЭТО ПРОЦЕСС, т. е, она постоянно развивается и уточняется. Гегель любил подчеркивать, что истина не есть отчеканенная монета, которую можно вынуть и предъявить. Если же знание обнаруживают свою неспособность к дальнейшему развитию, то оно превращается в ДОГМУ.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира и его предметов.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - представляет собой полное, всестороннее и исчерпывающее знание о мире. Она складывается из бесконечной суммы относительных истин. Для отдельного человека и даже поколения она недостижима. Абсолютная истина есть тот предел и идеал, знания, к которому стремится человечество в своем интеллектуальном поиске.

Однако познавательный процесс ведет не только к истине. Нередко он сопровождается и заблуждениями. ЗАБЛУЖДЕНИЯ - это иллюзорное отражение окружающего мира в сознании человека, всегда многообразно в своих проявлениях. Оно выражает и стимулирует сложный и противоречивый путь движения от незнания к знанию к истине. Заблуждения не следует путать с ЛОЖЬЮ, которая всегда есть преднамеренное введение в заблуждение - обман людей. Заблуждение - это как бы веха на пути к истине и даже приближение к ней, а ложь всегда уводит с этой дороги.

ВЫЗОД: Познание - это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он включает в себя муки творчества, радость от удач, досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на пути познания следует знать, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна - к истине.

 

2. Для современного человека основной формой познавательной деятельности является научное познание. В отличие от обыденного, он о протекает не стихийно, а целенаправленно,

Наука представляет собой особый вид деятельности человека, где целью и результатом является тема объективных знаний о внешнем мире и путях его практического преобразования. Наука - это мышление специальными понятиями как инструментами познания. Оно является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного знания. Всеобщим объектом науки выступает система «человек-мир». Объектом частных наук являются отдельные фрагменты мира, которые вовлечены в сферу практики человека и интересуют его.

Научное познание имеет свои особенности. Это проявляется в следующем:

а) Научное познание нацелено на получение ОБЪЕКТИВНОГО (достоверного) знания о своем объекте. Для науки окружающий мир представляет собой реальность, которая дана человеку в ощущениях его.

б) Научное познание - одновременно является АБСТРАКТНО- АНАЛИТИЧЕСКИМ, КОНСТРУКТИВНО-СИНТЕТИЧЕСКИМ. С помощью анализа предмет мысленно расчленяется на отдельные составляющие (стороны, свойства функции и т.д).

Благодаря синтезу из знания отдельных сторон предмета формируется его целостный и объёмный образ. Таким путем достигается полное знание о предмете.

в) Научное знание всегда системно. Выработанные в ходе познания вещей их образы соединяются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). В процессе формируется совокупность различных идей и представлений о предмете. В ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира и т.д.

г) Научное познание нацелено на изучение не только того, что есть в настоящем, но и того, что будет. Подлинная наука всегда есть ФУТУРОЛОГИЯ («взгляд в будущее»), т.к. она прогнозирует грядущие события и процессы.

ФУНКЦИИ НАУКИ СОСТОЯТ В СЛЕДУЮЩЕМ:

1. Наука - есть мировоззренческая сила. Достоверные знания являются важнейшим инструментом и способом теоретического объяснения человеком мира и самого себя в нем. Без таких знаний невозможно получение ответа на фундаментальный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир и, соответственно, формирование мировоззрения.

2. Наука - это производительная сила. Она закладывает необходимые предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без науки была бы невозможна промышленность.

3. Наука является активной социальной силой. Наука дает обществу соответствующие рекомендации в политике, в экологии, в образовании и воспитании человека.

При классификации наук выделяют обычно три группы:

1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Объектом его изучения является природа, ее вещи, процессы и состояния.

2. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. В рамках его имеет место всестороннее исследование общественной жизни.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. Изучают средства деятельности человека.

Учитывая неодинаковую степень отношения наук к практике, их принято разделять на ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ в науке означает расчленение совокупного научного поиска на ряд направлений, которые со временем становятся относительно самостоятельными.

ИНТЕГРАЦИЯ научного познания - это сближение и взаимодействие смежных областей знания. Так в XX в. имела место весьма тесная связь между физикой и химией, физикой и философией и т.д.

Научному познанию присущи МЕТОДЫ, т.е. специальные правила и приемы познавательной деятельности, применяемые для получения достоверного знания. Методы принято делить на ОБЩИЕ (применяются во всех видах познавательной деятельности человека) и НАУЧНЫЕ, применяемые при научном исследовании.

К общим методам познания относятся такие как НАБЛЮДЕНИЕ (получение первичного материала), АНАЛИЗ и СИНТЕЗ (разложение на части и их соединение), АБСТРАГИРОВАНИЕ (выделение в предметах важнейших свойств и признаков), ОБОБЩЕНИЕ (выделение общих свойств предметов), АНАЛОГИЯ (поиск сходства между предметами), МОДЕЛИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ и др.

Научное знание имеет различные формы своего существования:

1. НАУЧНЫЙ ФАКТ. Он представляет собой зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или же существовавшее. Например. А.С. Пушкин погиб на дуэли, В. В. Маяковский добровольно ушел из жизни и т.д. Факты - есть, говоря словами И.П. Павлова, «воздух науки», ее эмпирическая основа.

2. ГИПОТЕЗА - это научно обоснованное предположение о причинах фактов и явлений. Гипотезы подталкивают на поиск истины, но они представляют собой лишь вероятнее знание о чем-либо. В случае аргументированного доказательства гипотеза становится достоверным знанием, научным фактом.

3. ИДЕЯ является обобщенным знанием, которое объясняет сущность предметов, процессов и явлений. Например, идея развития всего сущего в диалектической философии, идея классовой борьбы в марксизме и т.д.

4. ТЕОРИЯ – это система обобщенного знания об объекте. Она описывает, объясняет и предсказывает его развитие и функционирование. Например, теория человека, теория атомного ядра, теория естественного отбора и т.д.

5. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА. Это картина того, как мир устроен, как он движется и развивается. Она является весьма сложным синтезом знаний, целостный образ мира, и получаемый с помощью различных наук. Научная картина мира – это не только система знаний, но и тот идеал, к которому стремится научное познание.

 

 

3. Наряду с научным, существуют также различные виды НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Оно доступно всякому мыслящему человеку. Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека.

1). ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ. Его называют «повседневным, житейским».В нем отражаются условия существования людей – природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые человек включен ежедневно. Ядром обыденного познания является так называемый ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, включающий элементарные сведения о мире, (например, нельзя притрагиваться к оголенному электропроводнику - это небезопасно, вода кипит при температуре 100° градусов и т.д.) Этот вид познания включает и убеждения, идеалы, фольклор. Оно как бы охватывает простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть до­ждю, если в лесу мною красной рябины - к холодной зиме и т.д. Обыденное познание современно­го человека включает в себя элементы научных знаний, но оно развивается стихийно, поэтому со­единяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику и т.д.

2). МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Возникло в древнейшие времена. Миф есть эмоционально образное восприятие мира сказание, предание, легенда. В нем имеет место очеловечивание сил внешней природы, над которыми человек еще не властен. Древние мифы оставили нам не только образный стиль мышления, но дали пищу для искусства, для последующего развития религиозного мышления. Религиозное познание - это богопознание. В его рамках сформировалась религиозная картина мира, которая наложила отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру челове­чества. Однако религиюбыло бы совершенно несправедливым рассматривать как воплощение неко­ей глупости и невежества. Религия - эго одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания людей иного, более человечного мира, нежели земной мир. Религия и мифология очень близки. Они возникли как выражение слабости человека и поэтому содержат в себе вымысел и фантазию.

3). ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно представляет собой «мышление образами», воплощенное в различных формах искусства. Назначение искусства состоит в том, чтобы выражать эстети­ческое отношение человека к миру, открывать в нем гармонию и красоту. Художественное по­знание в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, коми­ческое и трагическое, возвышенное, низменное и т.д. Важнейшим видом искусства принято считать художественную литературу. По мысли Л.М.Леонова, она есть - тончайший инструмент для пости­жения духовного мира человека. Глубокое проникновение в этот мир было достигнуто в произведениях О.Бальзака,Ф.М. Достоевского и др. Каждый вид искусства имеет на вооружении свои сред­ства познания мира; звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.

4). ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Эго особая форма духовного опыта человека. Для него харак­терно стремление к синтезу всех форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей ду­ховной культурой общества, специфичный язык, глубоко-личностное отношение к миру. Философия в человеческом знании - есть приведение всех сведений о мире в стройную систему. Философия - это органическое единство научного знания и житейской мудрости человека. Философствовать означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях собственной жизни.

Форма и способы познавательной деятельности человека разнообразны и весьма совершен­ны. Они характеризуют человека как уникальное явление, в котором имеется все. Разум дает ему интел­лектуальную власть над миром и практически безгранично расширяет диапазон его возможностей и свободы.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)