АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философский проект Гадамера

Читайте также:
  1. DLP-проекторы (Digital Light Processing).
  2. GIP-M. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ
  3. II. Проекты выполненные в персональной творческой мастерской Устинова Б.Г.
  4. III ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ
  5. IV. Выбор и проектирование инновационных образовательных технологий
  6. LCD-проекторы (Liquid Crystal Display).
  7. VI. Расходы на реализацию проекта
  8. А) приобретение и передача технологий, включая основные проектные работы
  9. Автоматизированное проектирование
  10. Автоматизовані системи управління проектами
  11. Авторське право на об'єкти будівельної діяльності. Експертиза будівельного проекту.
  12. Активное включение студентов в проектную деятельность.

Ганс-Георг Гадамер (р.1990) – ровесник XX века. Его главное произведение "Истина и метод" было опубликовано, когда ему было уже 60 лет. К этому времени он успел получить великолепное философское и эстетическое образование, побывать ректором Лейпцигского университета (ГДР), переехать в ФРГ.

С молодых лет у Гадамера было два главных интереса: один к истории искусств, другой к философии. Под влиянием хайдеггерианских идей он определяет свой путь: возвращение к философии великих греков, применение масштаба искусства к философии, обновление герменевтики с учетом фундаментальной онтологии.

Безусловно, Гадамер позаимствовал ряд основополагающих идей у Хайдеггера, в семинарах которого он принимал участие, вместе с тем он проявил себя как подлинный философский новатор. Хайдеггер никогда не превращал свою философию в герменевтику. Для него герменевтика есть путь продумывания феноменологического метода, но не какое-то решающее новшество. Не случайно он в своих поздних работах вообще не использует термин "герменевтика" [5,с.278–279]. Совсем по-другому поступает Гадамер – под крышу герменевтики он собирает буквально все значимые ориентиры: практику, жизнь, слово, диалог [6,с.7–15]. Решающее размежевание между Хайдеггером и Гадамером касается вопроса о так называемом начале философствования. Первый начинает философствование с возобновления вопроса о бытии. Второй же подчеркивает, что философствование не начинается с нуля, следовательно, именно герменевтический опыт есть "первооснова всей философской мысли" [6,с. 15]. И Хайдеггер, и Гадамер не склонны ставить какие-то перегородки между бытием в мире и пониманием, но акценты они расставляют по-разному уже в истоках своего философствования.

Особо следует упомянуть о приверженности Гадамера к искусству. Искусство, считает Гадамер, – "подлинный органон философии"; философия, которая отказывается от искусства, платит за это непонимание "внутренним опустошением" [6,с.9]. Он полагает, что именно искусство преодолевает поставленные наукой границы жизненного опыта [6,с.7], при этом явно упускает из вида жизненные границы искусства, а они ведь тоже есть. Тем не менее стремление обогатить философию потенциалом искусства достойно поддержки. Без подпитки извне философия неминуемо теряет свою жизненность. Гадамер постулирует образцовость искусства для философии и гуманитарных наук. Это, надо полагать, преувеличение, но оно способно придать философии новые импульсы развития.

После всего изложенного становится ясно, что именно Гадамер делает в своем главном произведении "Истина и метод". Три главные стадии гадамеровского философствования суть следующие: анализ эстетики, затем герменевтики и, наконец, теории герменевтического опыта.

Анализ эстетики в основном ориентируется на учение Канта. Гадамер стремится преодолеть субъективацию эстетики в кантовской философии. Эстетика вкуса, гения, переживания насквозь пронизана абсолютизацией субъективного. В таком случае искусство переживания предстает как собственно искусство [7,с.115]. Но это результат не слишком хорошего философствования. Гадамер как последователь хайдеггеровских новаций пересматривает содержание искусства в свете так называемой онтологизации произведения искусства, эстетический акцент переносится с субъекта на единство субъекта и произведения искусства и даже на последнее как таковое. А это означает, что антропологические основания искусства отходят с первого плана на второй. В основе эстетического чувства лежит, в конечном счете, "игра", "символ" и "праздник" [6,с.287]. Гадамер видит смысл искусства не столько в сознании людей, сколько на стороне произведения искусства, которое символизирует само себя, в единении человека с произведениями искусства, что имеет место в игре и празднике.

Последняя стадия гадамеровского анализа состоит в рассмотрении герменевтики Шлейермахера и Дильтея и определении путей ее трансформации в свете идей Гуссерля и Хайдеггера. И вновь используются те же приемы, что и при анализе феномена искусства. На этот раз на второй план передвигаются субъективные моменты понимания (вчувствование, вкус, конгениальность).

Третья стадия гадамеровского анализа состоит в непосредственном описании основных черт герменевтики как теории герменевтического опыта. Речь идет о новой герменевтике. Герменевтика Шлейермахера и Дильтея была составной частью философии жизни. Герменевтика Гадамера имеет самостоятельное значение.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)