АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

Читайте также:
  1. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  2. Антиципации и интерпретации природы
  3. Антропогенез приматов и человека
  4. Антропогенез. Положение человека в общей системе природы. Черты, доказывающие принадлежность человека к каждой систематической группе.
  5. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир. Защита растительных сообществ.
  6. Атмосфера. Её значение для человека.
  7. Безопасность трудовой деятельности человека в условиях производственной среды
  8. Биологический подход А. Гелена и К. Лоренца к рассмотрению человека.
  9. Большой и малый круг кровообращения, основные артерии и вены человека.
  10. Бытие человека в мире
  11. В каком обществе плодотворный творческий труд - дитя свободы - становится основой успеха и процветания человека и общества?
  12. В настоящее время в заповедном деле имеется три основных идеологии, которые можно назвать как 1) ресурсизм; 2) классическое заповедание; 3) экоцентризм (этика дикой природы).

 

I

 

Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает,

сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не

знает и не может.

II

 

Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой

силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не

меньше, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и

умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его.

III

 

Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет

действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании

представляется причиной, в действии представляется правилом.

IV

 

В действии человек не может ничего другого, как только соединять и

разъединять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя.

V

 

Изучению природы предаются в своих делах механики, математики, врачи,

алхимики и маги, но при данном положении вещей успехи слабы и попытки

незначительны.

VI

Было бы безумным и в себе противоречивым ожидать, что будет сделано то,

чего до сих пор никогда не было, иначе как средствами, никогда доселе не

испытанными.

VII

Мы видим в книгах и в предметах многочисленные порождения ума и руки.

Но все это разнообразие состоит в дальнейшем изощрении и комбинациях

немногих уже известных вещей, а не в множестве аксиом[2].

VIII

 

Даже тем, что уже открыто, люди обязаны больше случаю и опыту, чем

наукам[3]. Науки же, коими мы теперь обладаем, суть не что иное.

как некое сочетание уже известного, а не способы открытия и указания новых

дел.

IX

 

Истинная причина и корень всех зол в науках лежит в одном: в том, что

мы обманчиво поражаемся силам человеческого ума, возносим их и не ищем для

них истинной помощи.

Х

 

Тонкость природы во много раз превосходит тонкость чувств и разума, так

что все эти прекрасные созерцания, размышления, толкования -- бессмысленная

вещь; только нет того, кто бы это видел.

XI

 

Как науки, которые теперь имеются, бесполезны для новых открытий, так и

логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний.

XII

 

Логика, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и

сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем

отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна.

XIII

 

Силлогизм не приложим к принципам знаний[4], он бесплодно

прилагаем к средним аксиомам, так как далеко не соответствует тонкости

природы. Поэтому он подчиняет себе мнения, а не предметы.

XIV

 

Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слов, а слова суть

знаки понятий. Поэтому если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и

необдуманно отвлечены от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено

на них. Поэтому единственная надежда -- в истинной индукции.

XV

 

Ни в логике, ни в физике в понятиях нет ничего здравого. "Субстанция",

"качество", "действие", "страдание", даже "бытие" не являются хорошими

понятиями; еще менее того -- понятия: "тяжелое", "легкое", "густое",

"разреженное", "влажное", "сухое", "порождение", "разложение", "притяжение",

"отталкивание", "элемент", "материя", "форма" и прочие такого же рода. Все

они вымышлены и плохо определены.

XVI

 

Понятия низших видов -- "человек", "собака", "голубь" -- и

непосредственных восприятии чувства -- "жар", "холод", "белое", "черное"

--не обманывают нас явно, но и они иногда становятся смутными из-за

текучести материи и смешения вещей. Остальные же понятия, которыми люди до

сих пор пользуются, суть уклонения, должным методом не отвлеченные от вещей

и не выведенные из них.

XVII

 

Уклонений и произвола не меньше в построении аксиом, чем в образовании

понятий, даже и в тех началах, которые зависят от простой индукции, и еще

больше этого в аксиомах и в низших предложениях, которые выводятся

посредством силлогизма.

XVIII

 

То, что до сих пор открыто науками, почти целиком относится к области

обычных понятий. Для того чтобы проникнуть в глубь и в даль природы,

необходимо более верным и осторожным путем отвлекать от вещей как понятия,

так и аксиомы и вообще необходима лучшая и более надежная работа разума.

XIX

 

Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия

истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и,

идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает

средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь: выводит

аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока

наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не

испытанный.

XX

 

Разум, предоставленный самому себе, вступает на тот же путь, на какой

ведут правила диалектики, а именно на первый. Ибо дух стремится подняться к

наиболее общему, чтобы там успокоиться, и слишком скоро начинает

пренебрегать опытом. Но это зло еще увеличила диалектика своими пышными

диспутами.

XXI

 

Разум, предоставленный самому себе, если это ум трезвый, терпеливый и

упорный (особенно, если ему не мешают усвоенные ранее учения), пытается

отчасти идти по второму, истинному пути, но с малым успехом, Ибо разум, если

им не управляют и не помогают ему, бессилен и вовсе не способен преодолеть

темноту вещей.

XXII

 

Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших

общностях. Но различие их неизмеримо. Ибо один лишь бегло касается опыта и

частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же

устанавливает некие общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно

поднимается к тому. что действительно более сообразно природе.

XXIII

 

Немалое различие существует между идолами человеческого ума и идеями

божественного разума, т. е. между пустыми мнениями и истинными признаками и

подлинными чертами созданий природы, каковыми они открываются.

XXIV

 

Никоим образом не может быть, чтобы аксиомы, установленные

рассуждением, имели силу для открытия новых дел, ибо тонкость природы во

много раз превосходит тонкость рассуждений. Но аксиомы, отвлеченные должным

образом из частностей, в свою очередь легко указывают и определяют новые

частности и таким путем делают науки действенными.

XXV

 

Аксиомы, которыми ныне пользуются, проистекают из скудного и простого

опыта и немногих частностей, которые обычно встречаются, и почти

соответствуют этим фактам и их объему. Поэтому нечего удивляться, если эти

аксиомы не ведут к новым частностям. Если же, паче чаяния, открывается

пример, который ранее не был известен, аксиому спасают посредством

какой-либо прихотливой дистинкции, между тем как истиннее было бы исправить

самое аксиому.

XXVI

 

Познание, которое мы обычно применяем в изучении природы, мы будем для

целей обучения называть предвосхищением природы, потому что оно поспешно и

незрело. Познание же, которое должным образом извлекаем из вещей, мы будем

называть истолкованием природы.

XXVII

 

Предвосхищения составляют достаточно твердое основание для согласия.

Ведь если люди станут безумствовать по одному образу и форме, они достаточно

хорошо могут прийти к согласию между собой.

XXVIII

 

Для достижения согласия предвосхищения даже много сильнее, чем

истолкования, ибо, почерпнутые из немногих примеров, и притом из тех,

которые чаще всего встречаются, они тотчас захватывают разум и наполняют

фантазию, тогда как истолкования, почерпнутые из разнообразных и далеко

рассеянных вещей, напротив, не могут сразу пронизать наш разум. Поэтому они

для общего мнения должны казаться странными и непонятными, как бы подобными

таинствам веры.

XXIX

 

Пользование предвосхищениями и диалектикой уместно в науках, основанных

на мнениях и воззрениях, ибо их дело достигнуть согласия, а не знания вещей.

XXX

 

Если бы даже гении всех времен сошлись и объединили свои усилия, то и

тогда с помощью предвосхищений они все же не могли бы повести науки далеко

вперед, ибо коренные ошибки, сделанные при первых усилиях ума, не

излечиваются превосходством последующих действий и лекарств.

XXXI

 

Тщетно ожидать большого прибавления в знаниях от введения и прививки

нового к старому. Должно быть совершено обновление до последних основ, если

мы не хотим вечно вращаться в круге с самым ничтожным движением вперед.

XXXII

 

Честь старых, да и всех вообще авторов остается нерушимой, ибо

производится сравнение не умственных способностей или дарований, а путей

познания. Я же исполняю не дело судьи, а дело указующего.

XXXIII

 

Нельзя (скажем это открыто) из предвосхищений (т. е. из оснований,

коими обычно пользуются) вывести правильное суждение о нашем пути и о том,

что этим путем найдено. Ибо не должно прибегать к суду того, чти само

подлежит суду.

XXXIV

 

Нелегко найти способ для объяснения и передачи того. что мы предлагаем.

Ибо то, что само по себе ново, будет понято только по аналогии со старым.

XXXV

 

Борджиа сказал о походе французов в Италию, что они пришли с мелом в

руках, чтобы отмечать себе пристанища, а не с оружием, чтобы силой проложить

себе дорогу[5]. Таков и наш способ: пусть наше учение постепенно

проникает в души, способные и готовые его принять. Споры неуместны там, где

мы расходимся в началах, в самих понятиях и даже в формах доказательств.

XXXVI

 

Нам остается единственный и простой путь передачи. Мы должны привести

людей к самим частностям, к их рядам и сочетаниям. Пусть люди на время

прикажут себе отречься от своих понятий и пусть начнут свыкаться с самими

вещами.

XXXVII

 

Рассуждения тех, кто проповедовал акаталепсию, и наш путь в истоках

своих некоторым образом соответствуют друг другу. Однако в завершении они

бесконечно расходятся и противополагаются одно другому. Те просто

утверждают, что ничто не может быть полезно. Мы же утверждаем, что в природе

тем путем, которым ныне пользуются, немногое может быть познано. Те в

дальнейшем рушат достоверность разума и чувств, мы же отыскиваем и

доставляем им средства помощи.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)