АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ 2 страница

Читайте также:
  1. D. процессы самоорганизации, информационные процессы и процессы управления в живых системах
  2. Dow Jones Industrial Average: самый известный индекс в истории
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница

Женщина: Физически.

Так, вы понимаете слово физически. Вы чувствуете при этом слове, что внутри вашего тела происходит определенное изменение. Это изменение тех ощущений, которые возникают внутри вас при слове "испуганный". Она ощутила, что понимает слово "удобный", с помощью внутренних изменений в своем теле. Заметил ли еще кто-то из вас, как он понимает это слово? Возможно, у некоторых из вас появляются визуальные образы себя в удобном положении - в гамаке или в траве на солнышке. Или же вы слышите звуки, которые ассоциируются у вас с этим словом: журчание ручья или шум сосен. Чтобы понять, что я вам говорю, вы должны взять слова, которые являются всего лишь произвольными обозначениями частей вашего личного опыта, и открыть доступ их значениям, т. е. некоторым значениям слова "удобный". Вот это и есть наше простое понимание того, как устроен язык. Мы называем этот процесс трансдеривационным поиском.

Слова - это триггеры, которые вызывают в нашем сознании те, а не другие переживания. В эскимосском языке есть семьдесят слов для обозначения снега. Значит ли это, что у эскимосов иначе устроен сенсорный аппарат? Нет. Я считаю, что язык - это сконцентрированная мудрость людей. Среди бесконечного множества элементов опыта восприятия язык выбирает то, что повторяется в опыте людей, создающих язык, и то, что у них насчитывается 70 слов для обозначения слова снег, понятно, если учесть, какие виды деятельности они осуществляют. Для них само выживание связано со снегом, и поэтому они проводят очень тонкие различия. У лыжников тоже есть множество слов для обозначения видов снега. О. Хаксли в своей книге "Двери восприятия" замечает, что обучаясь языку, человек становится наследником мудрости всех тех людей, которые жили до него. Но он, этот человек, становится жертвой в определенном смысле этого слова. Из всего неизмеримого многообразия внутреннего опыта лишь некоторые из его элементов получают наименование и поэтому привлекают внимание человека. Другие же не менее важные, и быть может, более драматические и полезные элементы опыта, будучи неназванными, обычно остаются на сенсорном уровне, не вторгаясь в сознание.

Между первым и вторым отражением опыта обычно есть расхождение. Опыт и способ представления этого вопроса самому человеку - это две разные вещи. Один из наиболее опосредованных способов представления опыта - это отражение его с помощью слов. Если я скажу "На столе, который здесь стоит, находится стакан, до половины наполненный водой", то этим предложу вам ряд слов, произвольных символов. Вы можете согласиться, или не согласиться с моим утверждением, поскольку в данном случае я апеллирую к вашему сенсорному опыту.

Если же я буду использовать слова, не имеющие прямых ссылок в опыте восприятия (хотя у вас программа, позволяющая потребовать от меня других слов, более близких к сенсорному опыту), то единственное, что вам остается, если вы захотите понять, что я говорю - это прибегнуть к вашему прошлому опыту, найдя ссылки в нем.

Ваш опыт совпадает с моим в той степени, в которой мы разделяем одну культуру с ее основными предпосылками. Слова должны соответствовать той модели мира, которая есть у вашего собеседника. Слово "контакт" имеет совершенно разный смысл для человека из гетто, представителя среднего класса, и для представителя одной из ста семей, относящихся к правящей верхушке. Нет иллюзия, что люди смогут понять друг друга всегда. Слово соответствует элементам опыта, отличающимся у каждого человека, отсюда и возникает разница в их значении. Я считаю, что психотерапевт должен вести себя так, чтобы у клиента создавалась иллюзия того, что вы понимаете, что он говорит. Но хочу предостеречь вас самих от этой иллюзии.

Многие из вас, впервые встречая клиента, уже имеют какие-то интуитивные впечатления о нем. Быть может, для вас нет такой клиент, с которым вы с первого взгляда знаете, что психотерапевтический процесс здесь будет очень трудным, что пройдет очень много времени, прежде чем вы сможете помочь ему сделать выбор, к которому он стремится, хотя вы еще совершенно ничего не знаете о том, каков же тот выбор. О других же клиентах с первого взгляда складывается совершенно другое впечатление - вы знаете, что с ним будет интересно работать и вы будете пытаться удовлетворить себя в работе. Вы предчувствуете приятное волнение и приключения в поисках вместе с ними новых способов поведения.

Кто из вас испытывал подобное предчувствие? Попрошу вас сюда. Знаете ли вы, когда вы испытываете подобное переживание? Женщина: Да. Что это за переживание? Давайте, я вам помогу. Начните с того, что слушайте мои вопросы. Вопрос, который я вам задам, - это один из тех вопросов, которые я хочу научить задавать вас всех. Вот он: "Каким образом, вы узнаете о том, что вы ощущаете инстинктивную догадку" (женщина смотрит влево и вверх). Да, вот как вы об этом узнаете.

Она ничего не сказала, вот что интересно. Ответ на вопрос, который я задал, она переживала невербально. Этот процесс аналогичен тому процессу, который происходит тогда, когда мы переживаем интуитивную догадку. Это был ответ на мой вопрос.

Из нашего семинара вы можете извлечь по крайней мере следующий вывод: вы будете получать ответы на наши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет настроен на то, чтобы замечать ответы. Вербальная или сознательная часть ответа редко относится к делу.

Давайте сейчас вернемся назад и произнесем вопрос снова. Как вы узнаете о том, что испытываете интуитивную догадку?

Женщина: Ну, разве что мне вернуться к предыдущему диалогу. Я старалась облечь ответ в какую-то форму. Это было для меня символом"

- "Каким символом?" “Было ли это что-то, что вы видели, слышали или ощущали?"

Женщина: Я как бы увидела это в голове..."

- "Да. Вы увидели это в своей голове. Это была картина".

Вся информация, которую она передала нам вербально, являлась бы избыточной, если бы вы были в состоянии, заметить ее невербальный ответ на заданный вопрос. Все, что она передала нам вербально, ранее было выражено невербально, причем выражено значительно более тонко. Если вы прочистите ваши сенсорные каналы, то вслед за тем, как вы сделаете какое-то утверждение или зададите вопрос, собеседник всегда даст вам невербальный ответ, вне зависимости от того, осознает он это или нет.

Информация о репрезентативных системах данного человека может быть получена множеством различных способов. Самый легкий способ – это начать тренировать ощущения, пытаясь заметить движения глаз собеседника: они указывают, какую репрезентативную систему он использует. Перед тем, как зайти к вам в кабинет, человек планирует то, что он будет делать, что собирается вам описать. Когда он это делает, он проникает внутрь себя, производя соответствующие жесты, о которых каждый из нас подсознательно знает, но которые за всю историю психологии еще никто внятно не описал.

Например, вы задаете человеку вопрос. Он отвечает: "Хм, давайте посмотрим", и смотрит налево и вверх, делая движения головой в том же самом направлении. Когда он смотрит вверх – он созерцает внутреннюю картину.

Верите вы этому? Да, это ложь. Все, что мы собираемся вам здесь сказать - это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями есть лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что заявляет, не осознавая искусственности своих утверждений.

Второе отличие состоит в том, что если, не осознавая искусственности заявленного, вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают.

Как люди, чьей целью является создание моделей, нам совершенно неинтересно, правдивы ли наши утверждения, точны ли они, могут ли быть подтверждены данными из неврологии. Мы интересуемся только тем, работают ли они. А сейчас попрошу подняться сюда трех желающих.

Сейчас я собираюсь задать Фрэн, Харвею и Съюзен несколько вопросов, все, что я хочу от остальных участников семинара - это чтобы они очистили свои сенсорные аппараты. Вы можете сидеть здесь и представлять себе то, о чем вы вспоминаете, говорить себе об этом или переживать соответствующие ощущения.

А сейчас я предлагаю вам устроить учебную стратегию, которая понадобится вам в течение следующих пяти минут. Освободите свой внутренний опыт, успокойте внутренние диалоги, примите удобную позу, не создавайте внутренних образов. Попытайтесь заметить с помощью вашего аппарата восприятия те связи, которые существуют между вопросами, которые я буду задавать нашим трем испытуемым, и невербальными ответами. Особенно внимание обратите на движение глаз испытуемых. На остальные возникающие в процессе ответов важные явления мы обратим внимание в другой раз. Сейчас же обратите внимание на эту часть невербальной реакции.

Сейчас я задам нашим испытуемым всего несколько вопросов. Просьба к испытуемым: найдите ответ на вопрос, но не вербализуйте его. После того, как вы отдадите себе отчет в том, что знаете ответ на вопрос, либо же его не знаете, прекратите думать о вопросе. Вербально вы не должны мне ничего отвечать - сохраните ответ для себя.

Первый вопрос - Какого цвета верхний глаз светофора - красного или зеленого... Сколько светофоров вы видели сегодня утром по дороге в наш отель? Какого цвета глаза у вашей матери?... Сколько цветных ковров в вашей квартире?... (Фрэн на каждый вопрос в ответ смотрит вперед, Харвей - вверх и влево, Съюзен - вверх и направо, иногда прямо вперед.) Заметили ли вы движения глаз испытуемых? Отметили вы какую-то систематичность в этих движениях? Задержитесь на некоторое время. Наши испытуемые - сложные человеческие существа, поэтому они дают более, чем одну реакцию. Но, тем не менее, в реакциях на заданный нами вопрос есть и нечто общее.

Сейчас я задам испытуемым другие вопросы, а вас попрошу наблюдать за тем, как будут изменяться их глазодвигательные реакции: "Вспомните фрагмент вашего любимого произведения... Какая буква в алфавите стоит перед "р". Попробуйте вспомнить голос вашей матери..." (Фрэн и Харвей смотрят влево вниз после каждого вопроса, Съюзен смотрит вправо вниз).

Вот каковы различия в реакциях на предыдущий и данный набор вопросов. А сейчас следующие вопросы: "Помните ли вы, как вы ощущаете воду, когда плаваете?... Что происходит с вами зимой, когда вы из уютно натопленного помещения выходите на мороз? (Фрэн и Харвей смотрят вниз, Съюзен - влево вниз).

Какова же связь между набором вопросов и глазодвигательными реакциями? Что вы наблюдаете, пока я задавал вопросы?

Мужчина: Я заметил, что когда Съюзен зрительно представляет себе что-то она смотрит вверх. Но иногда она смотрит прямо вперед.

ОК. Я согласен с вами. Как же вы узнали, что она в данный момент что-то зрительно представляет? Ведь это ваше предположение. Что за вопросы я задавал, когда вы заметили эти движения глаз?

Мужчина: О цвете глаз и светофорах. То есть вопросы, требующие по преимуществу визуальной информации. В реакциях на эти вопросы было много движений глаз, направленных вверх.

А в какую сторону преимущественно?

Женщина: Съюзен смотрела направо. Это потому, что она левша.

Потому что она левша? Но она не всегда будет смотреть на право. Понаблюдайте это.

Съюзен, как бы вы выглядели, если бы у вас были длинные рыжие волосы?... На кого бы вы были похожи, если бы у вас выросла борода?... Знаете ли вы, как вы выглядите, сидя сейчас здесь?... (Съюзен смотрит влево вверх). Куда сейчас был направлен ее взгляд? Вы сказали, что она обычно смотрит вправо, отвечая на визуально ориентированные вопросы. Куда она смотрит сейчас? Налево вверх. Так что она не всегда смотрит вправо. Иногда она смотрит налево вверх. Есть систематическое различие между вопросами, которые я задал только что, и визуальными вопросами, которые я задал с самого начала. Каково же это различие?

Женщина: Первая группа визуальных вопросов относилась к прошлому опыту. Для ответа же на вторую группу вопросов у Съюзен в прошлом опыте не было информации.

Прекрасно. Первый набор образов мы называем эйдетическими. Это образы воспоминания.

Второй набор - это сконструированные образы, она никогда не видела себя на стуле сидящей в этой комнате, она никогда не имела такого визуального опыта, так что она была вынуждена сконструировать этот образ, чтобы увидеть, как она выглядит.

Большинство “нормально организованных” людей (праворуких) дают реакции, противоположные реакции Съюзен. Съюзен левша, и поэтому ее реакции инвертированы. Большинство людей смотрят налево вверх, вызывая эйдетические образы, и направо вверх, вызывая сконцентрированные образы.

Но многие из нормальных правшей смотрят направо вверх, когда дело идет об эйдетических образах. Барбара смотрела направо вверх, чтобы вспомнить что-то несколько минут назад. Помните, ли вы что вы тогда видели? Барбара: Нет. Помните ли дом в котором жили в детстве?

Барбара: Да.

Она снова посмотрела направо вверх. Что вы видели?

Барбара: Я видела гостиную. Я думаю что ваша гостиная обладала определенными особенностями.

Давайте проверим мои предположения. Гостиная, которую вы видели, была подвешена в пространстве. Вы видели ее как бы со стороны, а не так, как если бы вы находились внутри ее. Эта картина, которую вы никогда прежде не видели, потому, что был фрагмент той серии образов, которые хранятся у вас в памяти. Это не было ничем таким, что вы видели непосредственно. Это был искусственно извлеченный из вашей памяти кусок картины.

Так ли это?

Барбара: Да

Когда вы задаете человеку визуально ориентированные вопросы и он смотрит направо вверх, то это не значит, что он левша. Если вы хотите знать почему он смотрит направо вверх, у вас есть несколько возможностей. Действительно, одна из возможностей состоит в том, что этот человек, например, как Съюзен, имеет инвертированную организацию мозга, другая возможность состоит в том, что человек конструирует образ, касающийся прошлого, как, например, Барбара. В этом случае образ будет без цвета и подробностей, что всегда есть у эйдетического образа. Это важное различие.

Когда у Барбары возникает образ, он появляется как бы вне контекста, что характерно для сконструированных образов. Кстати, Барбара, наверное, спорит с людьми о прошлом - особенно с теми, кого вспоминает эйдетически.

Салли: Я не заметила, чтобы Фрэн смотрела вверх или вниз - она смотрела прямо на меня, перед тем, как я задал ей вопрос, или после того? Были ли в ее взгляде какие-нибудь изменения?

Салли: Да, после вопроса ее взгляд стал более задумчивым.

“Задумчивым”. То, что для вас и для меня выглядит более “задумчивым”, может отражать совершенно другой вид внутреннего опыта, “задумчивый” - это сложное определение опыта, суждение о нем. Это не сам ваш сенсорный опыт. Я уверен, что слово “задумчивый” имеет для вас определенный смысл и вы легко можете связать его с определенными переживаниями. Опишите, пожалуйста, то, что видели, чтобы мы могли согласиться или не согласиться с этим.

Как мы и сказали ранее, ответы на заданные вопросы предшествуют вербализации. Если у вас есть возможность непосредственно наблюдать за вашим собеседником, вы всегда получите ответ еще до того, как он будет вербализован. Я попросил Салли описать свой опыт, и она уже дала на мою фразу невербальную реакцию. В своих движениях она отразила то, что делала Фрэн. Салли: Вы ощутили, что сейчас сделали?

Салли: Я вроде бы чуть прикрыла глаза.

Да, ваши ресницы дрогнули. Что вы еще можете извлечь из того, что только, что сделали, или из ваших воспоминаний о том, что сделала Фрэн?

Знакомо ли вам такое ощущение в беседе, когда глаза собеседника продолжают быть устремленными прямо в вас, но вдруг у вас появляется чувство, что вы находитесь в одиночестве? Только наедине с собой? Именно это здесь произошло. В обоих случаях зрачки расширились, а мышцы лица расслабились.

Если вы беспокоитесь о том, что не сможете увидеть расширение зрачков, то я считаю, что это утверждение не касается самого явления расширения зрачков, а касается ваших программ восприятия. Я сейчас не имею в виду остроту вашего зрения. Ваши возможности восприятия - это нечто приобретенное, выученное - и, следовательно, может быть выучено еще лучше. Большинство людей действуют именно таким образом, как будто бы их чувства являются пассивными приемниками огромного потока информации, поступающего из внешнего мира. Этот поток действительно есть, и он настолько огромен, что мы можем отобрать только незначительную часть его. Активно выбирать полезную информацию мы выучиваемся в течение жизни.

А сейчас мы вас попросим несколько минут посвятить тому, чтобы изменить свои программы восприятия, определив, 1)существуют ли те стереотипы, о которых мы говорим и 2) можно ли их полезным образом использовать. Продвигаться мы будем постепенно. Полагаясь на контакт, который нам с вами удалось установить, каким бы он не был, мы попросим вас проделать несколько упражнений. С их помощью, используя свой аппарат восприятия, вы можете установить для себя, существует ли на самом деле то, о чем мы здесь говорим. Потом мы поговорим о том, как это можно использовать. Ключевым вопросом является то, что насколько ценными могут быть подобные знания.

Разрешите мне заверить вас всех, что если у вас есть определенные навыки общения, которыми вы пользуетесь в терапии, педагогики или управлении, то после окончания нашего семинара они, эти навыки останутся при вас. Мы не хотим вас призывать делать выбор, а хотим только, чтобы вы рассмотрели новый подход. Я предполагаю, что многие здесь присутствующие являются эффективными и компетентными терапевтами. Вы достигаете определенных результатов и радуетесь им, считаете терапию вашим призванием, вы любите вашу работу, по крайней мере иногда. Но даже в те моменты, когда вы делаете свою работу очень и очень хорошо, вы иногда скучаете. У каждого есть тенденция повторять ту последовательность действий, которая когда-то принесла успех, в надежде добиться хороших результатов. Я думаю, что успех - это одно из самых опасных переживаний для человека, в особенности, если вы его достигаете в начале вашей карьеры. От этого ваша действительность становится повторяющейся, стереотипной, рассчитанной на истертую 5-ти долларовую бумажку в лабиринте.

Например, вы предложили пациенту произносить монолог перед пустым креслом, представляя, что в кресле сидит его мать - и увидели, как он от этого драматически переменился к лучшему. И вы могли решить, что каждый терапевт в стране должен пользоваться этим приемом, в то время это один из миллиардов возможных подходов, способных произвести такие же изменения с пациентом.

Сомневающихся и скептиков мы попросим сделать следующее: принять нашу ложь за истину на некоторое время, а именно на время, которое понадобится для выполнения упражнения. Таким образом, вы сможете использовать свой опыт восприятия (а не наши сумасшедшие вербализации), чтобы решить, действительно ли то, что мы описываем, есть в поведении вашего собеседника.

А сейчас мы хотим заявить, что вы всю свою жизнь не замечали того, что является совершенно очевидным. Вы не замечали, что человек, говоря: “Ну, для меня это выглядит так...”, смотрит влево вверх произнося: “И тут я сказал себе...” - смотрит налево вниз, и говорит “Я тогда почувствовал” - смотрит прямо вниз. Люди делают это постоянно, а вы, оставаясь жертвами культурных стереотипов, не замечали этого, и не могли эффективно реагировать на эту информацию.

УПРАЖНЕНИЯ

Подберите себе партнера, которого мало знаете или не знаете совсем. Один из вас будет - А, другой - Б. А будет задавать вопросы. Упростите себе задачу, группируйте вопросы так, как это сделал я. Начните с эйдетических визуальных вопросов. Какого цвета сиденья в вашей машине? Какого цвета глаза вашей матери? Все эти вопросы касаются того, что люди когда-то действительно видели.

Затем перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда видел и должен сконструировать: Как вы выглядите с вашей точки зрения? Как бы выглядели если бы были лысыми?

Потом можно перейти к аудиальным вопросам. Какую музыку вы любите? Какая дверь в вашем доме хлопает громче всего? Попробуйте услышать, как вы поете песню "У Мэри был ягненок”? Это - все вопросы, стимулирующие к оцениванию аудиального опыта.

Невербальные ответы на них будут систематически отличаться от ответов на визуальные вопросы. Теперь задайте несколько кинестетических вопросов: Как вы чувствовали себя утром? Какова на ощупь шерсть вашего кота?

Женщина: Есть ли разница в движении глаз, если человек вспоминает реально слышанный звук, или когда он представляет себе этот звук?

Когда вы говорите “представляет”, то это предполагает “представление”, картины, зрительные образы. Спрашивайте о звуках, которые партнер должен создать. Различия, о которых вы спрашивали, конечно будут. Откройте их для себя.

Я хотел бы предостеречь вас от других ошибок. Вы можете подумать, что слово “думать” представляет собой одну репрезентативную систему. Но это не так. Слова думать, понимать, осознавать, верить, чувствовать, знать” являются НЕКОНКРЕТНЫМИ. Не используйте этих слов, потому что ответ, который вы получите, будет случайным.

Вы всегда будете получать спутанные ответы, если спросите, например, “Помните, ли вы свои ощущения, которые испытывали тогда, когда вам последний раз случалось плавать?” В этом случае вы требуете, чтобы человек сделал две вещи: вспомнил и почувствовал. Они могут вспоминать визуально, аудиально или непосредственно кинестетически. Это двухступенчатый процесс. Сначала человек вспоминает, следуя вашей инструкции, затем он действительно открывает для себя чувство, которое испытывает при плавании.

Если вы получаете ответ, смысла которого понять не можете, спросите человека, что он делал, отвечая на ваш вопрос. Ваша работа состоит в том, чтобы установить связь между тем, что вы непосредственно наблюдаете, и вопросами которые задаете. Связывайте род информации, заложенный в ваших вопросах, с невербальными ответами, с движениями глаз собеседника. Если чего-то не понимаете - спрашивайте. Вот что я увидел снаружи. Как это соответствует вашему внутреннему опыту? Если собеседник не знает, попросите его угадать, предположить.

Визуальная оценка глазодвигательных реакций для нормального организованного праворукого человека.

Вс - визуальные сконструированные образы

Вэ - визуальные образы воспоминания или эйдетические образы

(Расфокусирование взгляда и его неподвижность также говорят о процессе визуального оценивания).

Ас - аудиальные сконструированные образы

Ав - аудиальные образы воспоминания

К - кинестетические ощущения (а также вкус и запах)

А - аудиальные образы

Рисунок 1

Если вы не получили никаких реакций в ответ на ваши вопросы, сделайте вопросы более трудными. “Какого цвета туфли были у вашей матери, когда вы ее видели в последний раз?” Если вы спрашиваете, какого цвета глаза у вашей матери, и не получаете никакого ответа, сделайте вопрос более трудным: “Глаза у вас тоже голубые. Но темнее или светлее, чем глаза матери?” Это более сложный, требующий провести операцию сравнения вопрос. Собеседник должен будет сформировать образ цвета своих глаз и цвета глаз своей матери и сравнить их.

Через 4-5 минут вы определите для себя, какие движения глаз делает ваш партнер, используя в этот момент определенную репрезентативную систему. Затем поменяйтесь ролями, так чтобы оба из вас имели возможность и задавать вопросы, и наблюдать ответы. Если вы натолкнетесь на что-то непонятное - обратитесь к нам, и мы подойдем к вашей паре, чтобы помочь вам уловить смысл того, что происходит. Мы предлагаем вам обобщения, а любое обобщение в определенном конкретном случае может отказаться неверным. Обобщение - это только трюк (как, впрочем и многое из того, что мы здесь будем делать), используемый, чтобы привлечь внимание к определенному аспекту вашего опыта восприятия, который вы обучились не замечать. Заметив же его, вы приобретете мощный источник информации о подсознательных процессах другого человека.

Вы встретитесь с людьми самой необычной организацией мозга, но в любом случае эта организация будет систематической. Даже человек, смотрящий прямо вверх, если он испытывает кинестетическое ощущение, и прямо вниз, созерцая внутренние образы, будет в этом постоянен. Важно, чтобы в вашем опыте восприятия сформировалось, кто что делает. А сейчас приступайте к упражнениям и откройте для себя то, что вам удастся открыть.

* * * * * * *

ОК. Как идут упражнения? Многие из вас озадачены. У многих из вас возникли затруднения или вопросы, кто-то растерялся. Давайте разберемся.

Женщина: Мы пришли к выводу, что легче обучиться, наблюдая за тем, кто задает вопросы, чем за тем, кто отвечает. По движению глаз задающего вопросы можно определить, какого типа вопрос будет задан.

Мужчина: Когда я задал моему партнеру аудиальный вопрос, он дал на него визуальную реакцию. Помните ли вы свой вопрос?

Мужчина: Каковы первые четыре ноты в пятой симфонии Бетховена?

ОК. Встретился ли кто-нибудь с чем-то аналогичным? Некоторые из вас задавали аудиальные или кинестетические вопросы, замечая, что собеседник в ответ визуализирует, а затем выдает вам аудиальную или кинестетическую информацию. Понятно, ли вам что здесь происходит? Крис, что вы делали в ответ на вопрос о пятой симфонии? Читали ли вы нотные знаки? Или видели пластинку?

Крис: Нет, я слышал эти ноты.

Так вы их слышали. Осознавали ли вы появление перед этим какого-нибудь зрительного образа?

Тут мы имеем дело с одним из интереснейших несоответствием между сознанием и тем, что Крис предлагает невербально. Крис, знаете ли вы, с каких четырех нот начинается пятая симфония?

Да, вы знаете.

Женщина: Но это может быть для него чем-то пространственным.

Можете ли вы обеспечить сенсорным опытом слово "пространственный". В тех случаях, когда мы будем слышать от вас слова типа "задумчивый" или "пространственный", мы будем просить вас до или после употребления таких слов просто сказать о том, что вы видели, слышали или ощущали, чтобы мы могли с вами согласиться или не согласиться. Слова же типа "пространственный" имеют для каждого свой смысл.

Женщина: Хорошо. Я услышала “та-та-та-та” и увидела какой-то кусочек пространства, нет, я не видела.

Те из вас, у кого сейчас были подобные Крис партнеры, пусть проверят с ними то, что я скажу. С ними происходит следующее: они ищут и находят визуальный образ, который каким-то способом воспроизводит ответ на вопрос. Затем просто имитируя этот визуальный образ, они слышат звуки, соответствующие данному визуальному опыту.

Сейчас мы должны указать на одно различие. Слова, которые человек употребляет, чтобы описать свою ситуацию, позволяют нам сделать заключение об осознанной части его опыта. Они указывают нам на ту часть сложного комплекса внутренних когнитивных процессов, которая является неосознанной. Стереотипы же глазодвигательных реакций укажут вам на всю последовательность его внутреннего опыта, на стратегию его внутреннего опыта оценивания. “Ведущей системой” мы называем систему, используемую для поиска определенной информации. “Репрезентативная система” - это, то что уже введено в сознание и обозначено определенными словами. “Базовая система” - это то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истинной или ложной. Например, как вас зовут?

Тед: “Тед”.

Так, Тед. Как вы об этом узнали? Смотрите, он уже невербально отвечает на этот вопрос. Это абсурдный вопрос. Тед это знает, но он ответил на него. Знаете ли вы, как вы об этом знаете? Если бы сейчас я к вам обратился “Джим”, вы бы не ответили, не прореагировали.

Если я обращаюсь к вам “Тед?”, вы реагируете. Это кинестетическая реакция. Сейчас, без всяких дополнительных внешних стимулов, если я просто задам вам вопрос: “Знаете ли вы, как вас зовут?”, есть ли у вас на это ответ?

Тед: Да, есть.

Знали вы, что вы скажете, до того, что вы сказали?

Тед: Нет, не знал.

Таким образом, если я спрошу: "Как вас зовут?", а вы не ответите, вы не знаете, как вас звать?

Тед: Я знаю, как меня зовут, потому, что тогда когда кто-то позовет “Тед!”, я испытываю определенное чувство, потому что зовут меня.

Повторяете ли вы про себя "Тед!", как бы повторяя и проверяя ответ на мой вопрос?

Тед: Да.

Таким образом, у вас есть стратегия, позволяющая вам узнать, каким будет ответ на данный внешний стимул, так? “Тед”, а не “Боб”, но когда я вас спрашиваю: “Как вас зовут?”, как вы узнаете, что мне надо ответить?

Тед: Никогда не думал об этом.

Итак, вы не осознаете процесса, который используется в данном случае, ОК. Заметил ли кто-нибудь из вас, что использует Тед, хоть он сам не может дать осознанного ответа на поставленный вопрос?...

Каждый раз его взгляд направляется влево, вниз и обратно. Он слушал свое имя. Я не знаю, каким тоном оно было произнесено, но он его слышал. И он знает, что имя “Тед” - действительно его имя, он чувствует, что оно правильно. В этом случае его предыдущая система - аудиальная: именно так он ищет информацию, хотя не осознает этого. Свое имя он осознал тоже аудиально, в этом случае репрезентативная система совпадает с ведущей. Его базовая система - кинестетическая, когда он слышит, что произносится его имя (внутри или вне него), он чувствует, что это именно его имя.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)