АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дорнах, 5 июля 1924 года

Читайте также:
  1. Дорнах, 1 июля 1924 года
  2. Дорнах, 2 июля 1924 года
  3. Дорнах, 25 июня 1924 года
  4. Дорнах, 26 июня 1924 года
  5. Дорнах, 27 июня 1924 года
  6. Дорнах, 28 июня 1924 года
  7. Дорнах, 3 июля 1924 года
  8. Дорнах, 30 июня 1924 года
  9. Дорнах, 4 июля 1924 года
  10. Дорнах, 6 июля 1924 года
  11. Дорнах, 7 июля 1924 года

Теперь мне надо вернуться к тем случаям, с которыми вы сами встретились в Лауэнштайне, и высказать ряд замечаний.

Сначала я хотел бы обсудить самого старшего из ваших детей, шестнадцатилетнего парня, у которого форма неполноценности обусловлена тем, что он своим "Я" и астральным телом не может пройти сквозь физическую организацию. Он поступил к вам уже относительно взрослым. Не правда ли, раньше вы не имели с ним дела, он поступил к вам только в возрасте шестнадцати лет? Поэтому здесь мы имеем случай с отчетливо развившимися посылками.

Если бы раньше ребенка воспитывали так, чтобы он просто мог почувствовать принципы вальдорфской педагогики, в частности, принцип авторитета между сменой зубов и половой зрелостью, и если бы он воспитывался под влиянием непосредственного наблюдения тех вещей, которые бы его интересовали, если бы, исходя из этих, интересующих его вещей, удалось бы расширить поле его интересов, если бы в этот период к нему в мягкой форме было применено лечение свинцом, то мальчик уже сегодня был бы на совершенно ином душевном уровне. Ведь мальчик имеет отчетливо выраженные интересы.

Он имеет также определенные способности, но на примере этого совершенно простого испытания вы могли видеть, как обстоит дело. Испытание было относительно простым, но по результатам этого простого испытания вы могли видеть, как, в сущности, обстоит дело. Не правда ли, я дал мальчику совсем простое задание по счету: выполнить обычное вычитание по методу вальдорфской педагогики. То есть ответить на вопрос: что нужно вычесть из данного числа, чтобы получить определенный результат? - Не так, как при обычном счете, когда дается уменьшаемое и вычитаемое, но дал уменьшаемое и остаток, вычитаемое же надо найти. Это то, что особенно затрагивает конституцию душевной жизни, но, с другой стороны, дает намного больше для развития, чем обратное действие.

И вы видели, что мальчик с заданием справился, но не смог выполнить его сразу. Он очень обрадовался, решив задачу, после того, как я сказал ему, что он может решать ее в течение полутора часов. Ему было дано полтора часа времени, и он очень обрадовался, когда решил. Здесь вы ясно видели, на что способен мальчик. Все члены его существа были направлены на предмет. Но только ему понадобился большой промежуток времени, чтобы справиться, что означает, что его эфирное и физическое тела тотчас противодействуют, они не развертывают свои функции, хотя возможности этих функций налицо.

Теперь, если проследить, как разыгрываются интересы этого мальчика, можно заметить, что они у него таковы, что остаются в головной организации. Они не могут низойти в остальную организацию.

Весьма показательной для этого является следующая деталь. Вы видели, что он пришел со своим маленьким "Кодаком" и хотел нас сфотографировать. Он занялся этим основательно и с глубоко идущим интересом. Я сказал ему после этого, что он должен сделать еще один снимок. Но для этого нужно было, чтобы он сходил за новой пленкой, что расширило бы его интересы за пределы того, что лежит перед ним непосредственно. Он воспротивился. Этого он сделать не захотел. Если его интерес охватывается взглядом - он весь в этом. Но если это нужно перевести в систему конечностей и обмена веществ, его эфирное и физическое тела мощно этому сопротивляются.

И как раз в этом случае необходимо, хотя в этом возрасте это сделать труднее, чем ранее, все более и более внедряться с педагогической терапией. Для этого нужно выбрать в качестве исходного пункта те вещи, к которым он испытывает определенный интерес, и от них идти дальше, расширяя круг интересов во все стороны. С этим мальчиком можно достичь очень многого, если учесть здоровый инстинкт, который у него, несмотря ни на что, есть. При аномальной организации все же всегда можно обнаружить здоровые инстинкты. У мальчика тотчас расширится круг интересов, если его внимание направить на такие вещи, при которых требуется сноровка.

Путь, который нужно проделать от головной организации до организации конечностей и обмена веществ и, как я уже говорил, за ее пределы, эта часть пути дается ему с трудом, поскольку отсутствует способность к перцепции. Отсутствует даже та слабая, что имеется у нормального человека. Напротив, когда его взор обащен на самого себя, когда он видит ловкость своих членов, это доставляет ему огромную радость. Так что ему надо поручать делать вещи, при которых он видел бы ловкость своих членов. Лучше всего этому способствует выполнение руками и ногами лечебно-эвритмических упражнений, но при этом он должен энергично двигать пальцами рук и ног, направляя свой взгляд на движения своих членов в целом, то есть рассматривая самого себя.

Для детей, у которых уже рано отчетливо видно, что они затрудняются перевести происходящее в голове в остальной организм, для таких детей было бы хорошо - для этого мальчика уже поздно, но к вам ведь будут поступать еще такие дети - попытаться заставить их доставать головой ступни ног. Если вы сами попробуете это сделать, вы увидите, что это трудная процедура. Но было бы хорошо, чтобы дети, которым трудно дается это упражнение, достигли того, чтобы могли поцеловать пальцы своих ног. Было бы также хорошо - и это всегда хорошо воздействует, а для таких детей это особенно благодатное упражнение - было бы хорошо научить таких детей зажимать между пальцами ног карандаш и писать им отдельные буквы, и чтобы им это доставляло радость, писать ногами. Даже для этого мальчика это еще может сослужить хорошую службу. В таких случаях лечебная эвритмия - а если он учится писать с помощью пальцев ног, это также один из видов лечебной эвритмии - может принести ему большую пользу. Будет ли в этом возрасте полезен еще и курс лечения свинцом, выяснится, если мы испытаем эти вещи и понаблюдаем за последствиями.

Из всего сказанного мною вы можете видеть, что здесь необходимо более тонкое наблюдение. Такие кажущиеся мелочи, как эти полуторачасовые вычисления, нежелание пойти домой за пленкой и тому подобное, должны стать предметом постоянного наблюдения. Отсюда также следует, что весьма существенное средство в воспитании неполноценных детей воспитатель получает благодаря тому, что он вырабатывает в себе чувство происходящего с ребенком. Вы, может быть, скажете: да, но сколько же времени требует воспитание неполноценных детей? Ведь нужно постоянно уделять этому все свое внимание, при этом невозможно медитировать, совсем не остается времени для чего-то другого.

Это не так, и внутреннее преодоление такого воззрения входит в эзотерику этой жизненной задачи. Дело вовсе не в том, чтобы весь день стоять, как на наблюдательном посту, но в том, чтобы приобрести чувство для восприятия происходящего. При определенных обстоятельствах тот, кто на некотором числе детей научился наблюдать, за относительно короткое время, за пять или десять минут сможет произвести осмотр ребенка, правильно подойдя к наблюдению. Дело не в том, сколько времени мы посвящаем вещам, а в том, насколько сильно мы с ними внутренне связываемся. Как раз в духовных профессиях экономится много времени, если удается действительно внутренне связать себя с упомянутыми явлениями.

Там был еще один мальчик, типичный случай, пятнадцатилетний эпилептический мальчик. В том мальчике мы имеем типичный случай того, что мы здесь видели, только тот на несколько лет старше. Здесь важно учесть трудности, которые состоят в том, что ребенок находится на стадии перехода к половой зрелости. Он ведь кастрирован? Процесс идет во всем организме. И поскольку мальчик кастрирован, мы тем более имеем дело с исключительно резкими реакциями, а именно с реакциями, вызванными этим искусственным вмешательством в половое развитие. У этого мальчика как раз переход к половой зрелости проходит исключительно трудно. Ибо половое созревание - это процесс во всем организме. И для него кастрация имеет лишь то значение, что она реактивно противодействует половой зрелости. Так что в случае с этим юношей надо просто учесть, что он находится в той стадии, когда его необходимо лечить так, как лечат детей в возрасте полового созревания, а именно, заботливо приводить его во взаимосвязь со всем тем, что может пробудить в нем интерес к процессам в окружающем мире. И прежде всего надо применить методы вальдорфской педагогики. Нужно пытаться не дать ему замкнуться в рамках своего внутреннего возбуждения, пытаться давать ему возможность действовать вовне, так, чтобы у него развивался интенсивный интерес к внешним вещам и процессам.

Опишите мне, пожалуйста, насколько мальчик продвинулся в своих школьных занятиях. Вероятно, вы смогли бы описать, насколько он продвинулся.

Он не может ни читать, ни писать, он вообще ничего не достиг а прошлом году в отношении школьных занятий. В прошлом году г-жа F. начала его обучать чтению и письму, но с этим ящиком Монтессори; он совсем не продвинулся, совсем никакого прогресса, то есть, можно сказать, что в отношении школьных занятий он в нулевой точке.

Он проявляет определенную тупость в отношении внешних впечатлений. И как раз здесь необходимо применять вальдорфскую педагогику, как это делают для совсем маленьких детей, то есть исходя из живописи, просто приводя его к тому, чтобы он то, что его внутренне мучает, вкладывал в краски. Дайте ему рисовать и смотрите, что у него получается. И от этого переходите затем к тому, что следует из его собственных задатков.

Как раз для этого мальчика, безусловно, будет необходимым терапевтическое вмешательство. Но мы же еще не обсуждали терапию? Ему нужно давать водоросли и беладонну. Так что это могло бы быть терапевтическим вмешательством. Почему инъекции водорослей, вы можете понять, исходя из его существа, было бы хорошо, если бы вы поглубже прочувствовали эти вещи, поскольку вы ведь будете их самостоятельно применять в отдельных случаях. Почему в таком случае можно думать об инъекциях водорослей? Водоросли - это такие растения, которые не имеют ни сильно развитого корня, ни сильно развитого цветочного образования. Здесь цветы и корни как бы сдвинуты вместе. Главным здесь является травянистое образование, которое производит из себя все остальное. Преобладает лист, поэтому растение имеет не слишком интенсивное отношение к Земле. С другой стороны, нет также интенсивного отношения к Космосу; зато растение в тесных отношениях со всем тем, что разыгрывается в водном и воздушном элементах, непосредственно у поверхности Земли. Водоросли и грибы - это растения, которые полностью погружены во взаимодействие с воздухом и водным элементом. Но своеобразие водорослей состоит в том, что они имеют сильное сродство с очень малыми количествами серы, которые сегодня распространены повсюду, как в водном элементе, так и в воздухе. Поэтому эти растения, если ввести их в ритмический организм, очень хорошо подходят для установления гармонии между астральным и эфирным телами. Как раз этого и недостает такому юноше.

Замечено, что если мы имеем дело с расстройствами, которые происходят от того, что "Я"-организация слишком занимает астральное тело и не дает ему соединиться с эфирным телом, лучше прибегнуть к грибам. К водорослям, которые более приближаются к обычным растениям, прибегают тогда, когда физическое и эфирное тела отказываются впустить астральное тело, когда дисгармония происходит оттого, что эфирное тело оказывает противодействие, когда налицо не преобладающее притяжение "Я"-организации, но от эфирного тела исходит особенное сопротивление.

Там была еще девочка. Вы не могли бы описать ее согласно тем указаниям, что я давал?

S. Я также видел девочку лишь один раз, девочку с толстыми губами. Вы тогда указали на то, что между третьим и четвертым годами жизни должно было произойти нечто особенное с астральным телом, что она должна была испытывать сильную чесотку. Мать ее позднее подтвердила, что в это время у нее поднялась температура и была чесотка. В качестве терапии была предложена никотиновая клизма и, если она не поможет, никотиновые инъекции. Сейчас ей пятнадцать лет.

Не правда ли, хотя девочке уже пятнадцать лет, все же отчетливо видно, что астральная организация недостаточно интенсивно внедрилась в организм. На это указывает весь тип девочки. Прежде всего, астральная организация оказывается слишком слабой, чтобы удержать "Я" от того искушения, которое возникает у человека, когда он ест, это искушение ощущать еду слишком сладкой, слишком вкусной, слишком приятной. Когда астральное тело недостаточно действенно в нижней части лица, тогда особенно вскидываются губы, поскольку уже в районе рта возникает слишком сильное удовольствие от переработки пищи, слишком сильные вкусовые ощущения. Такие явления имеют давние предпосылки, и могут, естественно, проявляться в более старшем возрасте. Не правда ли, я тогда заметил, что между третьим и четвертым годами жизни было очень сильное осложнение развития.

Вы сможете это заметить в некоторой степени и сами, если будете вживаться в эти вещи с любовью, которой я придаю такое большое значение. Вы никогда не должны говорить: да, но чтобы воспринимать подобные вещи, я должен быть ясновидящим. Эта внутренняя леность недостойна того, кто выбрал себе профессию воспитателя. Речь же идет о том, чтобы вы задолго до того, как достигнете ясновидения, что, вообще говоря, необходимо для исследования, чтобы вы с исполненной любви преданностью рассматривали то, что развивается в человеке именно в ненормальном состоянии, чтобы вы выработали в себе способность просто всматриваться в то, что происходит. И вы в нужный момент сами найдете правильное решение. Естественно, для этого требуется эзотерическое мужество. То эзотерическое мужество, которое развивается в человеке, если этому ничто не препятствует.

Видите ли, это весьма примечательное явление, что эта внутренняя интуиция так мало замечается людьми, относительно весьма способными к ней. Антропософы имеют много поводов обращать внимание на эту внутреннюю интуицию, они обладают ею в значительно большей мере, чем обычно думают, но они не обращают на нее внимания, ибо в тот момент, когда им надо на что-то обратить внимание, они сталкиваются с трудно преодолимым для человека тщеславием. Не правда ли, вместе с этим открытием способностей прорастают всевозможные импульсы тщеславия, честолюбия, и ко всем этим вещам, о которых я вчера говорил, давая характеристику современной эпохе, относится также склонность, колоссальная склонность современного человечества к тщеславию.

Видите ли, здесь идет речь о том, что особенно относится к тем моло

 

 

дым людям - а вы также принадлежите к их числу - которые посвятили себя великой профессии, а именно, как нужно образовывать себя и оказывать возрождающее воздействие на человечество. И то, что я сейчас скажу в отношении сегодняшнего молодежного движения, является следствием не непонимания или недопонимания, а следствием действительного понимания: сегодняшнее молодежное движение - это необходимость, это нечто в высшей степени важное, и оно в высшей степени интересно также для понимающих людей старшего поколения. То есть против молодежного движения ничего нельзя сказать. И равно невозможно возразить против того, что старшее поколение столь мало расположено понимать молодежное движение и многое в нем осуждает, поскольку принимает его слишком легко, недостаточно в него вникая.

Но, с другой стороны, когда в молодежном движении идет речь о конкретных определенных задачах, должно быть принято во внимание нечто и у самой молодежи. Естественно, те, кто в таких вещах имеют опыт, должны обратить на это внимание. У молодежи должно быть принято во внимание нечто, необычайно затрудняющее все то, что должно исходить из молодежного движения. Это своего рода тщеславие. Тщеславие везде присутствует в основе молодежного движения, не столько по причине какой-либо невоспитанности, сколько по необходимости: поскольку воля делает необходимым сильное развертывание внутренних способностей, просто в силу ариманического влияния начинает чрезмерно проявляться тщеславие.

Видите ли, я в своей жизни видел много людей различного возраста, подававших большие надежды. Многие явления в этой области я мог наблюдать совершенно интимно, и можно было видеть, что с началом эпохи, непосредственно следующей за Кали-Югой, тщеславие присуще не только молодежи, но здесь нас интересует специальная форма, характерная именно для молодежи, которая взошла в ней особенно сильно и самой молодежи мешает развить способности, дремлющие в сегодняшнем юношестве. Отсюда часто выступают такие явления, как общие разговоры о миссии, о великих задачах, и очень малая склонность к специальной незаметной работе, которая для этого необходима.

Как раз в будущем потребуется то, что было однажды в необычайно филистерской области, но не без известной интуиции названо благоговением перед малым. Именно это должна была бы усвоить молодежь. Она же слишком сильно упивается абстракциями. А это как раз то, что с огромной силой влечет к тщеславию.

Вы должны поразмыслить о подстерегающих здесь трудностях, должны включить их с сои эзотерические устремления. Вы должны поразмыслить о колоссальных трудностях, с которыми здесь сталкиваются. Идя к тому, чтобы на основе интуитивного взгляда нечто предлагать тому или иному человеку - ведь все эти вещи не так очевидны, и то, что говорят дилетанты в отношении недоразвитых детей, как правило, ложно, все дело в том, чтобы всмотреться в то, что есть - надо энергичным, мужественным образом сказать себе, сказать не миходом, но сделать это постоянным, качественным содержанием своего сознания: я это могу.

И если вы без тщеславия, даже с жертвенностью, с преодолением тех вещей, которые этому препятствуют, если вы все снова и снова будете себе это повторять, то вы не просто ощутите, но увидите, сколь много можно сделать в этом направлении. Так что не в мудрствовании, не в хитросплетениях мыслей следует искать то, что нужно развивать, но в этом исполненном мужества сознании, которое развивается уже благодаря тому, что мы, образно выражаясь, отыскиваем в своей душе» то, что прежде было занесено сором, илом и болотной тиной.

Люди вообще ничего в педагогической области не смогут достигнуть до тех пор, пока в них не оживет всерьез одна истина. Она состоит в том, чтобы вы вечером вживались в сознание: во мне есть Бог, во мне есть Бог, или божественный Дух - но не просто теоретически повторяли это, медитация многих людей состоит в том, что они просто теоретически в чем-то себя уговаривают - а утром, так, чтобы это излучалось в течение всего дня, вы бы вживались в сознание: я в Боге.

Подумайте о том, что, в сущности, вы сделаете, если эти два представления вы сделаете содержанием своих ощущений, своих волевых импульсов. Вы тогда будете иметь перед собой следующий образ: во мне Бог, - а следующим утром будете иметь такой образ: я в Боге.

Это то же самое, что и верхняя и нижняя фигуры (см. табл. 11). И вы должны просто представлять себе: это круг, а это точка. Это не выходит вечером, это выходит только утром. Утром вы должны думать: это круг, а это точка. Вы должны понять, что круг это точка, а точка это круг, и это вы должны понять совершенно внутренне.

Видите ли, вы вообще только таким образом можете подступиться к человеку. Ибо, если вы вспомните о рисунке, на котором я изобразил человека конечностей и обмена веществ и головного человека, то этот рисунок представляет собой не что иное, как выявление и выражение того, что я сейчас простейшим образом представил вам в виде медитационной фигуры. В человеке это реализовано так, что "Я"-точка головы в человеке конечностей становится кругом, который естественно конфигурирован. И вы вообще учитесь понимать всего человека, если вы подходите к нему таким образом, если вы стараетесь понять его внутренне.

 

 

Но сначала вы должны понять, что обе фигуры, оба представления суть одно и то же, что они совсем не отличаются друг от друга. Только для внешнего взгляда они различимы. Здесь желтый круг, и здесь он же самый. Здесь голубая точка, и здесь тоже она. Почему? Потому, что это схематическая фигура головы, а это схематическая фигура тела. Но если точка утверждается внутри тела, она становится спинным мозгом; если же точка утверждается здесь, тогда то, чем она должна быть в головной организации, становится зачатком спинного мозга (см. табл. 11). Так перед вами раскрывается внутренняя динамика морфологии. Вы можете получить анатомию, физиологию, если будете, исходя из этого, медитировать. Тем самым вы уже приобретете внутреннюю интуицию, насколько ваша верхняя челюсть и ваша нижняя челюсть являются конечностями, насколько голова является целым организмом, который уселся наверху туловища - его конечности захирели - он образует челюсти как захиревшие конечности, и вы увидите, что зубы и пальцы ног находятся в полярной противоположности. Если вы посмотрите на основания челюстных костей, то вы увидите захиревшие образования пальцев ног, увидите захиревшие образования стоп и кистей рук.

Но медитация, которая действует в таких вещах, не должна, мои дорогие друзья, иметь настроение: я хочу внутренне лежать в теплом гнезде, мне должно становиться все теплее и теплее - но нужно чувствовать, что мы погружаемся в действительность, что мы схватываем действительность. Благоговение к малому. Да, к малейшему. Не следует изгонять интерес к этому малому, мои дорогие друзья. Нужно, чтобы вы интересовались мочкой уха, срезанным ногтем, обрывком человеческого волоса так же, как Сатурном, Солнцем, Луной. Ибо, в конечном счете, в одном человеческом волосе представлено все остальное, и теряющий волосы действительно теряет целый космос. В самом деле, внутренне можно воссоздать все то, что видимо во внешнем, если при этом развить те усилия, которые необходимы именно в медитативной жизни. Но эти усилия никогда не достигнут цели, если где-то появятся следы тщеславия, а они возникают везде.

Поэтому, мои дорогие друзья, если вы действительно хотите стать воспитателями, особенно неполноценных детей, необходимо, чтобы вы наискромнейшим образом развивали благоговение к малому, и, исходя из этого, пробуждали это благоговение к малому в остальном молодежном движении.

Тогда оказывается, что эти возможности указывают на нечто, что - как и в данном случае - может быть внешне доказано. Но здесь, надо сказать, я вижу величайшие ошибки, случающеся при различных предприятиях внутри нашего антропософского движения. - Видите ли, в данном случае у девочки, как я вам сказал, должна была проявиться определенного рода ненормальность в возрасте между третьим и четвертым годами жизни. Вы спросили об этом у матери, и мать подтвердила это. Что вы сделали после этого?

Не хотите ли честно и верно описать, что вы сделали, когда вы получили это подтверждение от матери?

Молчание.

Хотите ли вы трое быть однажды вполне эзотерически честными? Что вы сделали?

Молчание.

Если бы вы сделали то, что надо, вы сказали бы: мы подпрыгнули так высоко, что пробили в потолке дыру! - Но тогда отблеск этого прыжка еще сегодня не только звучал бы, но сиял бы из вас.

Здесь должен быть энтузиазм в переживании истины! Вот то, что должно быть. То, что на протяжении многих лет доставляет мне в антропософском движении ужасную боль - это что люди так твердо стоят на ногах, молодые почти так же твердо, как и старики. И вы только представьте себе, как твердо они могут стоять на ногах! Видите ли, Ницше был, по существу, другим парнем, если он даже заболел от этого. Он заставил своего Заратустру стать танцором. Становитесь такими танцорами в смысле Заратустры! Живите с внутренней радостью к истине! Нет ничего восхитительнее переживания истины. Это является более важной и существенной эзотерикой, чем то, что проделывается с вытянутыми лицами. Это внутреннее переживание истины должно далеко предшествовать всем прочим разглагольствованиям о миссии.

У девочки между третьим и четвертым годами возникла оккультная лихорадка. Она так и называется в медицине, оккультной, скрытой лихорадкой. Это одно из тех мест в медицине, где еще удерживаются ее прежние словоупотребления. Когда какой-нибудь врач не знает, что является причиной лихорадки, он называет ее оккультной лихорадкой. Эта оккультная лихорадка выступила как особая слабость в этот период между третьим и четвертым годами. Это была особая слабость астрального тела. Физическое и эфирное тела дали реакцию, и она развилась настолько, что они стеснили астральное тело. Поэтому в отношении этого ребенка прежде всего необходимо знать: здесь на третьем году произошло некоторое примечательное захирение, судорожное сокращение астрального тела; я должен ему помочь. Ему нужно помочь, и педагогическими методами это возможно, делая ее интересы подвижными. Опишите, пожалуйста, как обстояло у этой девочки со школьными занятиями?

S. Девочку мы, по-видимому, не будем содержать в институте, она будет только ходить на лечение. До шестнадцатого года она посещала вспомогательную школу, может читать, писать и считать примерно до тысячи. Больше мы о девочке ничего не знаем. - Она принимала клизмы с табаком.

Нужно подумать о применении лечебной эвритмии.

Почему? Потому, что у ребенка на почве деградации астрального тела в верхнем организме возникла сильная склонность к деформации. У ре-бенка очень грубый внешний вид, поскольку все, что лежит за жевательными органами, деформировано. И как раз в этом случае никотиновый сок, антидеформирующее воздействие которого столь тщательно исследуется в здешнем клинико-терапевтическом институте, может оказать благотворное воздействие. Можно продвигаться постепенно, давая вначале лекарство per os и внимательно наблюдая; нужно научиться видеть, не начнет ли жевательный аппарат лучше подчиняться остальному организму. Сейчас он находится почти вне области, которую ребенок может охватить своей душой. Он только здесь.

Введением никотинового сока per os в соответствующей децимальной потенции - можно начать с шестой и довести до пятнадцатой - можно оказать на ребенка лечебное воздействие. Если обнаружится, что действие слишком слабо, то никотиновый сок в высоких потенциях следует вводить прямо в кровообращение, благодаря чему непосредственно, через кровообращение, будет захвачено астральное тело, и можно будет видеть, как на этом пути вполне достижимо то, чего нельзя достичь приемом вовнутрь.

Но при этом было бы хорошо - я должен это напоследок прибавить – если бы попытались действия, которые должны оставаться удержанными внутри астрального тела, не допускать в "Я"-организацию, чтобы они стопорились перед "Я"-организацией. Этого можно достичь, назначая хотя бы изредка, возможно, лишь раз в неделю, ванны со слабой добавкой серы, слабые серные ванны. Видите ли, завтра мы обсудим еще некоторые случаи, которые имели здесь место. И я буду особенно доволен, если мы рассмотрим интересное явление альбиноса, которое мы с вами там особенно внимательно изучали. Там были два таких ребенка, старшая девочка в возрасте пятнадцати лет и ее совсем маленькая сестренка. Вы уже составили гороскопы?

Вопрос обращен к г-же Д-ру Вреде, которая передает гороскопы.

Вот это старшая девочка, это младшая. - Где стоит Уран? Вы не находите ничего особенного в констелляциях?

Г-жа д-р Вреде: Нахожу, именно у Урана и Нептуна. Нептун в оппозиции к Урану у старшей девочки.

Так вот, эти дети. У этих детей выступают два главных явления. Очень светлые волосы и плохое зрение с изменением глаз. Эти два явления - суть прафеномены. Уже при поверхностном наблюдении они указывают на то, что у альбиносов мы имеем дело с организацией, очень слабой в отношении переработки железа, но чрезвычайно легко перерабатывающей серу. То есть дело обстоит так, что организация противится железу, и противится именно при продвижении железа в направлении периферии, оно стопорится перед периферией; сера же как раз вытесняется на периферию, так что в регионе волосяного покрова повсюду видна серная аура, которая обесцвечивает волосы, лишает их силы.

И в относительно самостоятельном глазном образовании, которое даже в эмбриональном состоянии внедряется в организм извне, наблюдается совершенно самостоятельная серная аура, которая побуждает существо глаза перейти из эфирного в астральное. Как раз у таких детей можно видеть, что их глаз как бы вырван из глазницы, эфирное тело остается бездеятельым, астральное же тело задействовано в глазу особенно сильно.

И здесь возникают очень важные вопросы. Человек, с одной стороны, в отношении своего образования стоит в связи с теми силами, которые находятся в Земле и проявляют себя через субстанцию Земли, с другой стороны, он стоит в связи со всем Космосом. Он зависит от обоих. Оба действуют как в индивидуально-кармическом развитии, так и в наследственном потоке.

Итак, наследственный поток. У родителей обоих представленных детей нет ни малейших признаков этого явления альбинизма. Ничего, совсем ничего, нормальный люди. Среди предков же была какая-то бабушка, о которой говорили, что она была альбиносом.

Г-жа д-р К.: Она была сестрой матери этих детей.

Итак, тетя. Это лежит в прошлом. Нам нужно только обратить внимание на то, что в прошлом была склонность к этому явлению. Не вы ли говорили мне, что есть еще и другие дети, также в Иене, из области Заале?

Г-жа д-р К.: Два ребенка и один взрослый, тридцатидвухлетний, он уже женат. Среди этих троих мы обнаружили только один случай предка-альбиноса.

Вы видите, это выступает, можно сказать, эндемично, связано с определенной территорией, с другой же стороны, отчетливо пересекается. Совершенно спорадически, при определенных обстоятельствах, на некоторой территории возникают альбиносы. Здесь встает вопрос: как вырастает альбинос из территории?

Мы знаем, что здесь происходит осерение вплоть до периферии, так что в ауре возникают маленькие сернистые инфаркты. Рассмотрим, как выступает сера во внешней среде. По всей долине Заале мы обнаруживаем серный колчедан, в котором сера и железо связаны таким образом, что можно изучать, в каком виде находится в этой области железо, в каком виде сера; в этой области встречаются особенно красивые пириты. Эти прекрасные золотистые кубы пирита находят в области Заале (см. табл. 11). В других соседних областях преобладает гипс. Гипс, как вы знаете, это сернокислый кальций, содержащий двадцать процентов воды. То есть у нас опять есть возможность изучать серу в ее связывании в гипсе. Это проливает свет на все, живущее в атмосфере и т.д., так что прежде всего нужно учитывать все, что связано с серной и железной абсорбцией из почвы. В другом случае вы имеете дело с очень богатой железом территорией и задаете вопрос: как образуется все многообразие отношений между Землей и человеком, так что Земля может сильно притягивать железо, человек же не может или может только с большим трудом? Какая констелляция должна сложиться, чтобы человек приобрел способность отталкивать железо, а воспринимать серу?

Здесь вы уже подходите к космическому, здесь вы исследуете констелляцию, которая сложилась при рождении ребенка - констелляция при зачатии нам не известна. Здесь будет показано, что встает вопрос, в самом ли деле у детей, родившихся альбиносами, наблюдаются совершенно особые констелляции, которые могут складываться довольно редко. Мы ничего не сможем извлечь из данных, относящихся к планетам с малыми временами обращения, но мы должны изучать констелляции тех планет, у которых большое время обращения, то есть Сатурна и Урана. Итак, вы видите, как ставится вопрос в подобном случае. Вначале нужно иметь вопросы, а затем можно приступать к рассмотрению такого случая.

Теперь мне хотелось бы здесь провести небольшой курс лечения. Я хотел бы то, о чем мы здесь говорили, прямо здесь же и применить. Давайте завтра мы это обсудим.

Как мне сегодня утром было сказано, вы желаете обсудить еще нечто другое, что выходит за рамки докладов, поскольку они слишком ориентированы на "благоговение к малому"; я в этом отношении хотел бы всецело пойти вам навстречу, поскольку использую новый метод, который я применял для рабочих. Там я строил доклады таким образом, что вначале спрашивал, о чем я должен говорить, так что, с определенной точки зрения, темы, которые обсуждались, были поставлены ими самими. Поэтому рабочие никогда не бранили меня за то, что я якобы рассказывал не о том, о чем они хотели услышать.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)