АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БЕЛЫЙ ДОМ

Читайте также:
  1. IX. Большой белый идол
  2. А.Белый – теоретик из «ранних символистов»
  3. Аддитивный белый гауссовский шум (AWGN) канал.
  4. Белый Афган
  5. БЕЛЫЙ ДОМ
  6. Белый конь и темная лошадка
  7. Белый котенок
  8. БЕЛЫЙ МАГ
  9. Белый пояс – 1 нашивка
  10. Белый родник.
  11. Белый рояль

Дом хозяев усадьбы удачно поставлен на высоком берегу реки Свислочь. Элегантный особняк в стиле модерн и сегодня впечатляет оригинальностью архитектурного решения и является центром всей усадебной композиции.

Белый дом состоит из двух частей: деревянного одноэтажного и двухэтажного каменного, прилегающего к торцевой части первого. Разный строительный материал и внешний вид говорят о том, что создавались они не одновременно.

Каким был облик дома в его первоначальной ипостаси и когда он был построен, неизвестно. На протяжении своего долгого существования строение не раз подвергалось переделкам и перестройкам. Документально подтверждена только одна, произведенная в 1724 г., вскоре после приобретения имения Прушинскими. Кроме того, в результате археологических исследований, в сентябре 1987 г., с целью изучения фундаментов дома, обнаружены остатки старинной кирпичной кладки конца ХVI – начала ХVII вв.

Дом Прушинских, был не слишком велик. Внешний вид его характерен для шляхетской усадьбы средней руки или фольварка: прямоугольный в плане, одноэтажный, из бруса, на мурованном фундаменте, накрытом тесом от дождя, под высокой гонтовой крышей, с небольшим крыльцом без покрытия. Таким дом простоял без изменений почти 150 лет.

Последним владельцем Лошицы был Евстафий Любанский. Понятно, что старый дом не соответствовал амбициям молодого хозяина, казался тесным, поэтому был основательно перестроен. Специально приглашенный архитектор, имя к сожалению не известно, нашёл нестандартное решение: к торцу одноэтажного деревянного корпуса пристроили новый двухэтажный объем с четырехскатной крышей, а с тыльной стороны перед новой двухэтажной частью построили, подняв на высокий цоколь, террасу-веранду. В результате дом приобрел асимметричную, но достаточно органичную композицию, будто бы задуманную с самого начала его строительства. Деревянной декоративной резьбой украсили аккуратные столбики, поддерживающие крышу парадного входа, оконные наличники и карнизные пояса фасада.

В одноэтажной части особняка разместились: парадные покои (просторный вестибюль в форме неправильного шестигранника и соседствующий с ним большой салон), библиотека, столовая и буфет, а также несколько салонов. Рядом с большим салоном расположено ванное помещение, возможно одно из первых в округе.

Специализированные журналы того времени рекомендовали каждое помещение особняка оформлять в своем неповторимом стиле. Для вестибюля Любанские выбрали английский. Стены облицевали панелями из мореного дуба (согласно источникам, де-факто из сосны), отдав дань моде. Но главным украшением вестибюля стала печь, оформленная удивительного качества плиткой, на сегодняшний день она уникальна. Кандидат исторических наук Трусов О.А., основываясь на орнаментации и общих пропорциях этой печи, предполагает, что изразцы, из которых она сложена, изготовлены в Беларуси. Не исключено, что это продукция одного из Копысских заводов.

Кстати, камины и кафельные печи сыграли не последнюю роль в украшении покоев. Их в доме сохранилась целая коллекция (шесть). Наибольший интерес представляет печь-камин в большой крайней комнате, оформленная зелеными поливными изразцами. Печь представляет собой сложный двухъярусный объем [показ фото]. В центральной части нижнего яруса находится топка, первоначальные дверцы которой, к сожалению утрачены. Боковые стенки нижней части печи обложены изразцами с геометрическим орнаментом. Фасадную широкую часть украшают две объемные изразцовые сложнопрофилированные колонны, верхние части которых заканчиваются маскаронами. Левый маскарон изображает мужскую голову в ренессансном берете, а правый – женское лицо, обрамленное сложной прической с косами (при рассказе использовать портфель экскурсовода).

Второй ярус печи более высокий и узкий, чем первый. Центральная часть украшена большим изразцовым панно, на котором изображена группа людей эпохи ренессанса. Каждая деталь одежды, обуви, интерьера помещения, где происходит действо, поражает своей деталировкой и высокой степенью мастерства. Нельзя не сказать, что Лошицкая печь-камин не имеет близких аналогий на территории Беларуси и, возможно, привезена из Западной Европы.

Коридор и лестничный объем дома были украшены оригинальной помпейской росписью. В некоторых комнатах и сегодня сохранились очень интересные настенные рисунки, частично спрятанные под более поздними наслоениями краски.

При оформлении библиотеки и столовой использованы элементы ренессанса, а гостиная выдержана в самом популярном из всех подражательных стилей – в шикарном и забавном рококо. Интерьер дополнял паркетный пол, орнаментальные лепные карнизы, дорогая мебель, картины…, среди которых особо выделялись портреты работы Людомира Яновского. Часто бывая за границей, супруги Любанские приобретали живопись и другие произведения искусства.

Поверьте на слово, внутреннее оформление комнат впечатляет не меньше и сейчас, хотя его очарование можно только представить, глядя на остатки былой роскоши…

Давайте пофантазируем…

Теплый летний вечер. Удобный и со вкусом обставленный дом, окруженный великолепным старинным парком на берегу Свислочи, со множеством цветов перед фасадом, наполняется гостями. Евстафий Любанский, любитель устраивать яркие празднества, сделал любимой жене очередной королевский подарок – дал в её честь шикарный бал, эффектно обыграв его: центральная липовая аллея превратилась в настоящую сказочную дорогу, по обеим сторонам которой мерцали огнями зажжённые смоляные бочки. Вечерний воздух наполняли волшебные мелодии венских вальсов Штрауса, - играли духовые оркестры Коломенского и Серпуховского полков, расквартированных в Минске. Даже сейчас легко представить, как, минуя аллею, к парадному крыльцу, по подъездным дорогам следуют кареты и коляски. О достатке гостей можно судить по ливреям слуг и красоте лошадей.

Светские дамы в нарядных платьях стучат каблучками по деревянным ступеням лестницы…

И вот уже чья-то рука небрежно опирается на кресло в каминном зале… Веселье, смех, бал в разгаре…

Одним словом, все было в лучших традициях развлечений великосветской знати. И всему этому был свидетелем – Белый Дом.

Все события социально-политической жизни нашей земли нашли свое отражение в истории Лошицы.

В период белорусизации, в Белом Доме действовал драматический кружок под руководством господина Пятницкого. Им были поставлены здесь спектакли по произведениям белорусских авторов: «Сялянка», «Павлинка», с участием народных артистов – жителей ближних сёл и деревень. Народный театр, постановки которого собирали большой круг зрителей, стал своеобразным центром национально-просветительской работы среди местного населения, привлёк внимание известных деятелей культуры Беларуси. Режиссер Первого товарищества белорусской драмы и комедии, первый народный артист БССР Владислав Галубок неоднажды бывал в Белом Доме и приглашал наиболее талантливых участников кружка в свою театральную студию.

Еще одна малоизвестная и, соответственно, широко не рекламированная страница истории Лошицкого усадебного дома. В первые годы Советской власти в Белом Доме велась подготовка кадровых диверсантов для работы в Западной Беларуси. Не однажды в Лошице гостил, проходил полную реабилитацию и получал соответствующие инструкции атаман народных мстителей Юзеф Муха-Михальский, ставший позже жертвой сталинских репрессий. Его учителями были известные в то время люди: Кирилл Орловский (1895 – 1968 гг.) и Станислав Ваупшасов (1899 – 1976 гг.).

С июля по ноябрь 1944 года в Лошице размещался штаб партизанского движения Беларуси.

Малоисследованной остается деятельность с 1946 по 1947 года Гуманитарной миссии ЮНРРА, штаб-квартира которой находилась в Лошицком усадебном доме. Это была созданная при ООН организация для оказания материальной помощи странам, пострадавшим во время второй мировой войны. ЮНРРА поставляла в БССР – продукты, медикаменты, одежду, семена, сельскохозяйственное и промышленное оборудование. Общая сумма помощи составила 61 млн. долларов.

На Военном кладбище, по ул. Козлова, похоронена молодая сотрудница

миссии Рут С. Уоллер, уроженка Калифорнии.

Прошли годы… Хочется верить, что это милое, доброе здание возродится и дальше будет нести тепло и радость грядущим поколениям.

Достойной оправой Белого дома служит изумрудный парк, в развитии которого немалая заслуга Евстафия Любанского.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)