АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Архитектурные ансамбли г.Твери

Читайте также:
  1. Архитектурные особенности
  2. Архитектурные решения
  3. Какие архитектурные формы можно назвать «визитной карточкой» древнеримского искусства?

Особую роль в формировании архитектурного облика Твери играют городские ансамбли, созданные в ходе перестройки города по регулярной системе.

Одним из главных элементов регулярной трехлучевой планировки Твери является Фонтанная площадь (ныне пл. Ленина). Это средняя из трех площадей, устроенных по оси главной улицы (Советской), идущей параллельно Волге. Она прекрасно сохранилась.

Местоположение и форма площади были определены уже в первых регулярных планах Городской части Твери, выполненных П.Р. Никитиным в 1763 году. Предполагаемый в центре фонтан с бассейном фигурных очертаний обусловил название площади, которая в к.XVIII-XIXвв. имела и другие наименования: Екатерининская, Монументная, Судейская, Восьмиугольная. Первоначальный проект ее застройки, разработанный Никитиным, был утвержден Екатериной II в 1767 году.

Площадь задумывалась как административно-общественный центр заново отстроенного города. По периметру проектировались 4 одинаковых здания: магистрат с полицией и словесным судом, «дворянский дом», школа и соляной «магазейн» (склад), - которые отличались только по внутренней планировке.

Первыми были сооружены магистрат (1774г.) и соляной магазейн (1771-1773гг.). Дворянство из-за отсутствия средств отказалось от замысла строительства дворянского дома, школа также не была построена.

В связи с учреждением 25 ноября 1775 года Тверского наместничества места школы и «дворянского дома» должны были занять 2 корпуса присутственных мест. Один из них предназначался для губернского правления и казенной палаты, другой для уголовной и гражданской палат. Новый проект был выполнен Никитиным, очевидно, в самом конце 1775 года, а утвержден Екатериной на следующий год, когда Никитина уже не было в Твери. Дальнейшей застройкой Фонтанной площади занимался тверской губернский архитектор Ф.Ф.Штенгель.

Здания, построенные на песчаном грунте из крупных валунов, начали сразу разрушаться (появились трещины в стенах). Для их исправления в 1784 году были вызваны архитектор Франческо Буци и работавший на строительстве Исаакиевского собора в Петербурге «каменный мастер» итальянец Игнацио Пинкетти. Сложившийся ансамбль был дополнен монументом императрице Екатерине II, который возвели в центре площади по инициативе тверского дворянства. Заложенный в 1777 году по проекту Ю.М.Фельтена, он был единственным прижизненным памятником Екатерине II. Монумент представлял собой гранитный обелиск из дикого камня, завершенный медным позолоченным шаром (разобран в 1811 году).

На протяжении XIX - начала XX веков назначение зданий неоднократно менялось. Только корпус губернского правления в течение всего этого времени сохранял первоначальные функции. Магистрат был переведен в другое здание, в корпусе гражданской и уголовной палат после реформы 1864 года разместились соответствующие судебные учреждения. Сильно обветшавшее здание соляного магазейна в начале 20 века было разобрано, а на его месте в 1913-1915гг. по проекту архитектора И.В.Скрутковского построен банк.

Сквер на площади разбили во второй половине XIX века. В 1926 году в северной части сквера поставлен памятник В.И. Ленину (скульптор С.Д.Меркулов), разрушенный в 1941 году во время оккупации. Новый памятник сооружен в 1959 году (скульпторы Б.П.Барков и П.В.Кениг, архитектор Д.Н.Мельчаков).

Фонтанная площадь принадлежит к наиболее ярким градостроительным ансамблям, созданным в губернских городах России во второй половине XVIII века. Ее застройка отражает 2 этапа в развитии архитектуры Твери: переход от барокко к классицизму и ранний классицизм.

Здание губернского правления (городская администрация) – это одна из лучших общественных построек в Твери в стиле раннего классицизма, которая своим представительным обликом отвечает характеру главных губернских административных учреждений. С момента постройки оно ни разу не перестраивалось, поэтому сохранило первоначальное декоративное убранство и общую композицию.

В здании губернского правления служил М.Е.Салтыков-Щедрин, назначенный вице-губернатором Твери в 1860 году. Также он был редактором газеты «Тверские губернские ведомости». Тверь и ее тогдашние жители запечатлены в произведениях «История одного города», «Господа Головлевы» и многих других.

Корпус гражданской и уголовной палат (городская Дума) построен по одному проекту с губернским правлением, поэтому их фасады, декор и композиции аналогичны.

Двухэтажное здание банка с редкой для своего времени точностью воспроизводит формы 2 более ранних корпусов ансамбля – губернского правления и корпуса палат.

Магистрат (здание ТЮЗа) - самая ранняя постройка ансамбля, единственный его элемент, оставшийся от первоначального проекта. Сооруженное в формах, переходных от барокко к классицизму, здание характерно для первого этапа регулярной застройки Твери (в настоящее время находится на реконструкции).

В Тверском магистрате на одной из низших канцелярских должностей служил Иван Крылов, будущий известный баснописец. Здесь он написал первую комическую оперу «Кофейница».

Гармоничный ансамбль зданий бывшей Фонтанной площади и в наше время создает впечатление единства, завершенности и величия. Здания украшены множеством архитектурных деталей, характерными для определенных стилей.

Среди Тверских архитектурных ансамблей известен также Императорский Путевой дворец. Путевой дворец – свидетель многих событий, которые происходили и происходят в жизни города. Он представляет собой целый историко-архитектурный ансамбль на берегу Волги – самое значительное произведение зодчества в Твери. Возведенный на территории кремля в центре города, Путевой дворец более двух веков доминирует в его объемно-планировочной структуре и до 1930-х годов выделялся городской панораме благодаря органичной связи с находившимся поблизости ансамблем Спасо-Преображенского собора. Когда собор и колокольню снесли, обеднела грандиозная многоплановая композиция.

Главное здание ансамбля – радикально перестроенный архиерейский дом, в покоях которого 12 мая 1763 года начался пожар, опустошивший весь город. Обновлять выгоревший архиерейский дом поручили московскому архитектору П.Р.Никитину, которому поначалу помогали «заархитектора» (архитекторские помощники) П.И.Обухов и М.Ф.Казаков, впоследствии прославивший русское зодчество.

В 1764 году руины выгоревшего дома разобрали и приступили к строительству нового здания с помещениями для кратковременного пребывания Екатерины II в предстоящих путешествиях. По крайней мере к весне 1767 года был готов П-образный дворец с глубоким курдонером, но еще без павильонов на торцах по линии въезда (со стороны собора) – самых эффектных элементов общей композиции. Строительство и отделку павильонов завершили в 1778 году, когда освятили Екатерининскую церковь в западном павильоне.

От хозяйственного комплекса тех лет уцелели жилой двухэтажный флигель с одноэтажными крыльями и каретный сарай. Так закончился первый этап в биографии Путевого дворца, ориентированного на визиты царствующих особ. К покоям царицы сходились и аллеи специально разбитого на берегу регулярного парка.

Второй этап связан с изменениями в самом начале XIX века функций ансамбля, когда он превратился в парадную резиденцию принца Георга Ольденбургского, генерал-губернатора Тверского, Новгородского и Ярославского и директора Главного управления путей сообщения. Для принца и его супруги (великой княгини Екатерины Павловны) дворец переделывал К.И.Росси, прибывший в Тверь с помощниками – О.Бове и З.Дылдиным. Он дополнил анфиладу залов коридорной планировкой, зрительно связал парк и двор курдонера, изменил декор (главным образом в интерьерах, где использовал искусственный мрамор, драпировки, наборные полы, лепные и расписные плафоны). Фронтон в среднем ризалите дворца Росси заменил ступенчатым аттиком со статуями работы Г.Замараева на углах. По центру аттик завершала скульптурная группа, созданная Г.Ротчевым. Мебель для дворца изготовили в знаменитой петербургской мастерской Гроссе.

Ко второму – ампирному – периоду относится и гауптвахта, построенная в 1838-1839 гг. по проекту архитектора И.Ф.Львова. Тогда Путевой дворец принадлежал военному ведомству.

Третий этап в строительной истории Путевого дворца – 1864-1871 гг. Архитектор А.И.Резанов усложнил фасадное убранство жестковатыми и измельченными формами, чтобы усилить впечатление богатства, а также дополнил прежнюю объемно-пространственную композицию двумя большими балконами. С 1898 года долго пустовавший дворец стал резиденцией тверского губернатора.

Помимо членов царской семьи и высших чиновников в Путевом дворце побывали историк Н.М.Карамзин, художник О.А.Кипренский, баснописец А.Е.Измайлов, писатель И.И.Лажечников, поэты В.А.Жуковский и Ф.Н.Глинка.

Путевой дворец существенно пострадал в войну 1941-1945гг. восстановительными работами 1946-1948гг. руководил архитектор И.Е.Бондаренко, которого сменил Н.Я.Колли.

Дворец выстроен «покоем». Главный объем соединен двухэтажными переходами с павильонами. Вход на парадном фасаде дворца ведет в вестибюль с двумя рядами колонн. Над вестибюлем – парадный зал, вытянутый вдоль фасадов. Помещения по внешней стороне дворца связаны анфиладами.

В главном корпусе ансамбля Императорского дворца располагается Головной музей Тверской областной картинной галереи.

Коллекция галереи насчитывает боле 25 тысяч произведений отечественного и зарубежного искусства (живопись, графика, скульптура, мебель, декоративно-прикладное искусство). Постоянная экспозиция размещается в 11 залах и знакомит посетителей с «Памятниками православной художественной культуры XIV-XIXвв.», «Русским искусством XVIII-XIX столетий» и сменными выставками, по которым организуются обзорные и тематические экскурсии и лекции, просмотры видеофильмов, мультимедийные программы.

Тверская картинная галерея хранит подлинники творений В.П.Боровиковского, И.И.Левитана, Е.И.Репина.

Тверской Императорский путевой дворец переживает сейчас не лучшие времена – он нуждается в срочных реставрационных работах. Однако даже то состояние, в котором он находится на данный момент, позволяет оценить необыкновенную роскошь и величие дворца – главного архитектурного шедевра Твери.

Наряду с сооружением Путевого дворца в первые годы реконструкции Твери основное внимание Фермором и «Конторой строения Твери» было уделено жилой застройке города. Центральные кварталы Городской части предназначались для каменных двухэтажных домов. Для них было предложено 2 варианта фасадов: «первого номера» и «второго номера».

Наиболее полноценной по сохранности частью набережной являются 6 каменных двухэтажных домов, располагающихся между Студенческим (бывшим Владимирским) переулком и ул.Володарского (бывшей Скорбященской).Это дома №№11-16.В отличие от остальных участков набережной Степана Разина, все постройки в этом квартале были возведены двухэтажными еще в XVIII столетии.

Вероятно, именно этот участок набережной возводился как образец застройки «единой фасадой». Основу блока составили 6 типовых домов с антресолями и проездом в центре. Вариации допускались лишь при декорировке фасадов.

Судьба сохранила эти дома до наших дней, а их внешний облик изменился лишь в малой степени.

В 1910-е годы 6 домов на набережной оказались поделены между 9, а накануне революции – даже 10 владельцами.

В средней части набережной (от Студенческого пер. до ул.Трехсвятской) расположены дома №№7-10. Здания сооружены в 1766-1768 годах по образцовому проекту первого номера. Каждый дом предназначался, по-видимому, для 2 хозяев. Это один из лучших по сохранности комплексов жилой застройки «сплошной фасадой».

Ризалиты домов №7 и №8 покрыты ленточным рустом и завершены лучковыми фронтонами, в тимпане которых рельефно выложена дата окончания строительства – «1768 году».

Ансамбль жилых домов набережной Степана Разина является наиболее ярким и целостным по отношению к другим городским ансамблям жилых построек. Он выделяется как доминанта на берегу Волги и создает впечатление классического европейского города.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)