АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кафтаны

Читайте также:
  1. I. Сердце Азии
  2. Бережение и научение
  3. В Водской Пятине (СПб. губернии)
  4. В уже упоминавшейся инструкции 1923 года для советских полпредов говорилось: “Возражений против цилиндра не имеется”.
  5. Виды и типы мужского костюма.
  6. ВОССОЕДИНЕНИЕ ДОНА С РОССИЕЙ.
  7. Глава 05
  8. Глава 11
  9. Глава 31
  10. Глава 9
  11. ГЛАВА XI
  12. Глава девятая. ЖИТЕЛИ МОСКОВСКИХ ОКРАИН. МЕЩАНЕ, МАСТЕРОВЫЕ И ФАБРИЧНЫЕ

Видимо, именно о такой короткой одежде сообщают греческие авторы, называя их весьма неточно скифским chiton (греческий хитон, разумеется, одежда нераспашная, но у скифов известно лишь одно достоверное изображение ее на гребне из Солохи и только как поддевки под панцирь). Юлий Полидевк (Onom. VII. 70) указывает название такого кафтана: sisirna и отмечает, что он кожаный и волосатый (т.е. в теплый сезон эта одежда из овчины, видимо, носилась мехом внутрь). О скифских «хитонах», в частности кожаных, упоминалось также в «Скифах» Антифана (ibid. VII. 59) и в «Эрискии» Платона (Plato. Eryx. 19). На некоторых детализованных рельефных изображениях мы действительно видим, что в теплый сезон кафтан sisirna носился мехом внутрь: меховая изнанка выглядывает на клиновидном выступе подола у персонажа, стреноживающего лошадь на серебряной ритуальной амфоре из Чертомлыка.

Одной из наиболее характерных черт оформления кафтана у скифов-сколотов можно считать два клиновидных выступа на стыке подола и бортов (как уже отмечалось, они появляются на изваяниях в IV в. до н.э.). Это самый распространенный тип подола на изображениях греко-скифской торевтики; сзади он был горизонтальным и более коротким. На золотом «шлеме» из Передериевой Могилы два главных героя одеты в кафтаны именно с таким подолом, а у нападающего на них молодого воина — «обыкновенный» горизонтальный подол. Как уже отмечалось, есть основания считать подол с клиньями принадлежностью аристократии. Узкие кафтаны порой имели по бокам неглубокие разрезы, как у одного из персонажей чертомлыцкой амфоры (рис. 27, 26; 32).

Большой интерес представляет оформление подола у персонажей чаши из Гаймановой Могилы: по краю подола пришита узкая полоса, которая спереди украшена у каждого борта тремя узкими длинными клиньями (рис. 27, 29; 31). В главе 2.1 на примере нераспашной одежды парфян будет рассмотрена и семантика этого элемента. Что же касается распашного кафтана, как у скифов, то единственный аналог ему пока известен на серебряном сосуде с эпической сценой из Марлика в Северном Иране домидийского времени: здесь, правда, шесть клиньев более равномерно размещены по периметру подола (Negahban 1996, 1, No. 54) (рис. 218, 9). В другом случае (изваяние № 101; рис. 28, 15) три узких клина расположены впритык на задней стороне подола, которая имеет вид овального выступа. Сзади подол также подчас имел разрез со скошенными книзу краями (рис. 28, 16).

Рукава в ряде случаев имеют пришивные обшлага раструбом (рис. 27, 42; 29, а) или обычной формы (рис. 27, 23, 41а-б). У одного персонажа на кубке из Частых курганов видно, что рукава стянуты у запястья шнурком (рис. 27, 42а).

У музыканта на пластине из Сахновки изображен прилегающий сзади к вороту кафтана объемный откинутый капюшон, на что указывали еще А.А. Миллер и А. де Мортилье (Бессонова, Раевський 1977, с. 43). Другое изображение капюшона находим у одного из мужских персонажей, окружающих богиню, на пластине из Карагодеуашха (Анфимов 1987, фото на с. 120). Ясно видно, что он сшит с бортами кафтана и надвинут на лицо.

Бляшечный декор плечевой одежды у знатных мужчин распределен крайне неравномерно. В кургане Дорт-Оба около 500 треугольных бляшек располагались «на плечах» (обшивая, судя по изображениям на торевтике, плечевой шов и проймы рукавов), а «вдоль груди» размещалось всего 35 ромбических бляшек, украшавших, видимо, правый (верхний) борт запахиваемого кафтана (ср.: Спицын 1918, с. 174). Напротив, в таком важнейшем кургане, как Солоха, кафтан лица царского рода почти не украшался бляшками: последние расшивали, видимо, лишь край ворота (Манцевич 1987, № 39 — 31 экземпляр).

В погребении юноши в кургане 9 у с. Пески декор кафтана составляли 75 квадратных бляшек. Большинство из них концентрировалось на рукавах (по 28 на каждом). Декор пройм рукавов в районе предплечий был нашит, видимо, в два ряда (по 16 штук). Кроме того, бляшки обшивали вертикальную полосу шва на спине и края рукавов у запястий (ср.: Клочко 1984, с. 65–66: чертеж — рис. 9; реконструкция — рис. 10). Вместе с тем графическая реконструкция Л.С. Клочко вызывает ряд возражений. Во-первых, на ней присутствует явно не существовавший, судя по чертежу, плечевой шов. Во-вторых, нет реальных оснований для реконструкции клиновидных выступов подола, известных у мифоэпических персонажей греко-скифской торевтики.

Халаты

Они были длиной до колен. Встречаются на изображениях крайне редко. Один из их представлен у левого персонажа нижнего яруса пластины головного убора в Карагодеуашхе (рис. 27, 43). Он имел скругленные нижние концы бортов, узкие и длинные, в складках и с узкими обшлагами рукава. Вдоль бортов он декорирован (как и кафтан на медальоне из Херсонеса) рядом треугольников из трех точек. Судя по описанному выше изваянию № 43 из Кировоградского музея (рис. 28, 4), подол халата был с боковыми разрезами и сзади закруглен; поверх него, видимо, носился более короткий кафтан.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)