АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Двенадцать главъ или членовъ, содержащихъ въ себе единую христіанскую веру нашу

Читайте также:
  1. Глава 17 ДВЕНАДЦАТЬ ГОПАЛОВ
  2. Глава 21. Двенадцать колоний
  3. ДВЕНАДЦАТЬ
  4. ДВЕНАДЦАТЬ
  5. Двенадцать
  6. Двенадцать дней спустя
  7. Двенадцать против одного, или что нам мешает слушать ребенка
  8. Двенадцать уроков духовной войны
  9. Двенадцать шагов Анонимных Созависимых
  10. Двенадцать шагов и стыд
  11. Двенадцать.

Сочинения

И стинная и единая христіанская вера наша, превосходящая умъ и слово потому самому, что она есть правая и единая вера, истиннейшее исповеданіе превосходящаго разумъ единаго Бога въ Троице, хотя и неограниченна, однакожъ кратко объемлется въ сихъ главахъ, которыя должно исповедывать всякому христіанину, право верующему и желающему спастися. Эти главы некоторые называютъ и членами веры, или началами и основаніями. Ихъ насчитывается двенадцать, во образъ Апостоловъ Христа, невечерняго Солнца, и оне приводятъ право верующаго къ нескончаемому веку славы Его. Изъ нихъ три главы о Святой Троице, въ честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о воплощеніи Слова, — и это также удивительно: въ самомъ деле, сіе Слово, будучи единымъ отъ Святой Троицы и единичнымъ, стало сугубымъ ради насъ и потому–то имеетъ сугубую троицу главъ; а еще три главы о совершеніи (домостроительства), въ честь также безначальной Троицы, которая, сотворивъ все изъ ничего, все благо содержитъ и всемъ мудро управляетъ. Первая глава о томъ, что Божество — едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству. Вторая — о томъ, что сіе Божество имеетъ три Лица, а не одно, хотя едино и нераздельно по Божеству, что всецело должно исповедывать три Лица, или ипостаси, или свойства, — не более. Изъ сихъ же трехъ одно не рожденное: ибо Оно безвиновно и не происходитъ изъ чего либо, будучи единою причиною происходящихъ изъ Него довременно и безстрастно; другое рожденное — отъ Того нерожденнаго; а третье исходящее — также отъ Того безвиновнаго и нерожденнаго. Нерожденное и безвиновное называется Отцемъ, рожденное — Сыномъ, а исходящее — Духомъ Святымъ: Они нераздельны, довременны и вечны. Но Троица — не три Бога, или три Господа, но одинъ Богъ, одинъ Господь, какъ воспеваютъ и Ангелы: святъ, святъ, святъ Господь Саваофъ (Ис. 6, 5): поелику едино и нераздельно естество тріехъ, одно существо, одна сила, одна слава, одно хотеніе, одно изволеніе; и сіи три суть единъ тріипостасный Богъ, одно начало и действенная сила всего, подобно тому, какъ одно сіяніе солнца, луча и света, или одинъ блескъ и теплота огня, отраженія и света, или одно изволеніе ума, слова и духа. Третья глава — о томъ, что сія Троица есть содетель всего, сотворившій все, какъ духовное, такъ и чувственное, видимое и невидимое, изъ ничего, произведшій все во времени, когда восхотелъ, между темъ, какъ прежде совершенно ничего не существовало — ни вида, ни матеріи, но все произведено изъ ничего. Сей Богъ въ Троице, будучи Творцемъ, есть вместе и Промыслитель всего существующаго, то есть, Отецъ съ Словомъ и Духомъ, какъ говорятъ Пророки и научаетъ Евангеліе. Четвертая — о томъ, что ради промышленія о насъ Бога въ Троице, благоволеніемъ Отца и содействіемъ Духа, Слово, пребывая неизменнымъ и непреложнымъ по Божеству, безстрастно и неистечно соделалось ради насъ плотію, принявъ отъ Святыя Девы совершенное естество наше: одушевленное тело, соединенное съ разумною и желательною душею, — для освященія всецелаго человека; такимъ образомъ единичный сталъ сугубымъ, и есть единъ — совершенный въ двухъ естествахъ. Пятая — о томъ, что Слово безсеменно родилось отъ Девы, не познавшей мужа, сохранивъ ее до рожденія, въ рожденіи и по рожденіи Девою. Шестая — о томъ, что Оно пострадало за насъ плотію, было распято и умерло добровольно (впрочемъ, не Божествомъ, такъ какъ оно безстрастно), потомъ душею, какъ Свободитель душъ, низошло во адъ, а теломъ было погребено, между темъ, какъ Божество не разлучалось отъ святой Его души, равно какъ и отъ тела. Седьмая — о томъ, что Оно своею властію тридневно воскресло и много разъ являлось ученикамъ. Осьмая — о томъ, что после сорока дней отъ возстанія Его, Оно вознеслось на небеса въ виду учениковъ и возсело одесную Отца, явивъ свое неразлучное и собственное тело единославнымъ испокланяемымъ. Девятая — о томъ, что Оно опять пріидетъ съ неба на землю со славою Отчею и откроетъ рабамъ своимъ царство свое, а для нечестивыхъ и грешниковъ — праведное осужденіе и наказаніе. Десятая — о томъ, что Оно воскреситъ все естество наше, такъ что души соединятся съ прежними телами, въ которыхъ жили, а не съ чуждыми, для воздаянія за дела жизни; и тела наши будутъ нетленными. Одиннадцатая — о томъ, что Христосъ будетъ судить живыхъ и мертвыхъ, по своимъ божественнымъ законамъ, и что неверныхъ и неправедныхъ Онъ осудитъ, а благочестивыхъ и праведныхъ прославитъ. Двенадцатая — о томъ, что имеющая наступить за темъ жизнь будетъ вечная, такъ какъ естество свободится отъ истленія въ свободу славы чадъ Божіихъ, какъ говоритъ Апостолъ (Рим. 8, 21); и не будетъ уже потомъ измененія. Посему неправеднымъ и нечестивымъ, вместе съ демонами, будетъ вечное наказаніе, какъ говоритъ Господь (Матф. 25, 41); а благочестивымъ и праведнымъ — вечная и безконечная жизнь, и наслажденіе, и царствіе со Христомъ, которое и да получимъ, по милости самаго Іисуса Христа, Сына Бога живаго и Бога нашего, мы — православно верующіе во имя Его и почтенные симъ (именемъ), и содержащіе веру Его до конца не поврежденною и непоколебимою, молитвами Богородицы и всехъ Ангеловъ и Святыхъ Его.

Э ти–то изложенныя теперь двенадцать главъ веры, называемыхъ также членами (потому, что оне суть какбы начала и основанія веры, объемля собою, какъ сказали мы, все вероученіе), содержатъ въ себе и священный и божественный символъ, изложенный прежде тремя стами осмнадцатью Отцами въ Никее и потомъ, спустя не много, законченный ста пятидесятью святыми Отцами въ Константинополе, запечатленный и возвещенный и прочими пятью вселенскими святыми соборами, яснейшимъ образомъ исповеданный также просіявшими среди сихъ священныхъ соборовъ святыми Отцами. Его–то вместе съ ними и мы исповедуемъ, по благодати Христа. Содержитъ онъ прямо первую главу, что единъ Богъ, единъ Господь — Отецъ съ Сыномъ и Духомъ: ибо и Отца называетъ Богомъ, и Сына — Богомъ отъ Бога, и Духа Святаго — Господомъ; именуетъ Троицу единосущною, Отца — единославнымъ Сыну и Духу, и сихъ вместе — и вечнымъ, и Вседержителемъ, и единымъ Творцемъ, равно какъ и Пророки называютъ Богомъ Отца съ Словомъ и Духомъ, и Ангелы въ трехъ свято–пеніяхъ воспеваютъ одного Господа. Потомъ съ особенною ясностію возвещаетъ онъ вторую главу, что сей единый Богъ, будучи Троицею въ Лицахъ и единицею въ Божестве, есть Отецъ, и Сынъ, и Святый Духъ, и что Отецъ не рожденъ и безвиновенъ, но есть единый Виновникъ (происходящихъ) отъ Него; что Сынъ рожденъ прежде вековъ отъ Отца и есть единосущный, Светъ отъ Света, Богъ отъ Бога; и Духъ Святый — Господь, животворящій, отъ Отца исходящій; что едино естество и предвечная слава Ихъ, одна сила и поклоненіе трехъ: ибо (символъ) говоритъ о Духе: «иже со Отцемъ и Сыномъ спокланаема и сславима». Излагаетъ онъ ученіе и третьей главы, что Троица есть Содетель, осуществившій и сотворившій изъ ничего все видимое и невидимое; почему Отца называетъ Творцемъ небу и земли, и всемъ; о Сыне говоритъ: «имже вся быша»; а Духа именуетъ животворящимъ, такъ какъ Онъ совершилъ, и животворитъ, и содержитъ все. Потомъ же, возвещая относящееся къ воплощенію Слова, символъ подтверждаетъ согласіемъ четвертую главу, что Слово воплотилось отъ Духа Святаго и Богородицы Маріи. Называетъ также ее Девою, утверждая пятую главу, что Слово и прежде, и во время, и после рожденія, сохранило ее Девою; называетъ также Слово воплотившимся и вочеловечившимся: поелику Оно, будучи единичнымъ Словомъ, стало сугубымъ ради насъ, пріявши тело, одушевленное душею разумною и желательною, и соделалось единымъ въ двухъ совершенныхъ естествахъ. Проповедуетъ и шестую главу, что Оно плотію распялось за насъ и пострадало, также умерло и было погребено; и седьмую, что Оно тридневно воскресло; и восьмую, что вознеслось на небеса и село одесную Отца. Свидетельствуетъ и девятую главу, что по совершеніи (домостроительства) Оно паки съ неба на землю пріидетъ со славою; привноситъ и десятую главу, что Оно будетъ судить живыхъ и мертвыхъ. Потомъ говоритъ: «чаю воскресенія мертвыхъ», подтверждая одиннадцатую главу о воскресеніи нашихъ собственныхъ, а не другихъ телъ, по соединеніи ихъ съ нашими душами. Излагаетъ и двенадцатую главу о вечномъ наказаніи и царстве, говоря: «и жизни будущаго века, аминь». Таковые–то содержитъ божественный символъ члены, относящіеся къ умозрительному любомудрію во Христе: но онъ любомудрствуетъ и о деятельномъ во Христе любомудріи, котораго составляетъ онъ превосходный нравственный членъ, поучающій насъ и ведущій ко спасенію. Такъ онъ говоритъ о низшествіи нашего ради спасенія Господа, чтобы мы подражали Его жизни и спаслись; возвещаетъ Его страданіе и смерть за насъ, чтобы мы подражали Ему; говоритъ о Его воскресеніи и жизни, для внушенія намъ истинной надежды на Него; и о томъ, что Онъ имеетъ пріити судить все, — для возбужденія въ насъ ожиданія Господа, готовности и внимательности въ здешней жизни; говоритъ и о томъ, что будетъ вечная жизнь, — въ надежду блаженства и страхъ наказанія. Чрезъ это (символъ) очищаетъ (весь) трехчастный (составъ) души нашей; и во–первыхъ, ея мыслящее (начало) — благочестивымъ исповеданіемъ Троицы и воплощенія Слова, и преданіемъ крещенія; потомъ раздражительное (начало) — напоминаніемъ вочеловеченія и спасительнаго страданія Слова, поучая насъ чрезъ это смиренію, а также кротости и терпенію; наконецъ, желательное — провозвестіемъ воскресенія и вознесенія Его, а также пришествія со славою и вечной жизни, (съ тою целію), чтобы мы, возбуждаемые желаніемъ сихъ благъ, старались право ходить для полученія ихъ. И, такъ какъ семь главныхъ добродетелей: смиреніе, нетщеславіе, нестяжательность, постъ, целомудріе, терпеніе и долготерпеніе; и семь противоположныхъ имъ греховъ — гордость, тщеславіе, сребролюбіе, блудъ, нераденіе и гневливость: то священнейшій символъ отвергаетъ грехи и возбуждаетъ насъ къ добродетелямъ. Такъ онъ побуждаетъ насъ къ смиренію — исповеданіемъ сошествія съ небесъ и воплощенія Бога Слова; къ нетщеславію, говоря о Его вочеловеченіи; темъ же самымъ побуждаетъ къ нестяжательности, посту и целомудрію: ибо Вочеловечившійся не имелъ, где главу приклонити, и постился, и былъ девственникомъ и целомудренникомъ, и родился отъ Девы, и училъ девству; къ терпенію — темъ, что Онъ и былъ кротокъ и смиренъ сердцемъ, и перенесъ поношенія; наконецъ, къ долготерпенію темъ, что Онъ и былъ преданъ, и распятъ и умеръ за распинателей, и во время страданія молился за нихъ. Посему этими исчисленными добродетелями Спаситель низложилъ и всякій грехъ; именно смиреніемъ — гордость, отъ которой (происходятъ) неверіе и богохульство; уничиженіемъ — тщеславіе, отъ котораго раждаются неистовство, зависть и убійство; нестяжательностію — сребролюбіе, отъ котораго — воровство, коварство, ложь, неверіе и предательство Бога и братьевъ; постомъ — чревонеистовство, отъ котораго (происходятъ) пьянство и все злыя страсти; девственностію — блудъ, отъ коего бываетъ всякая скверна и удаленіе отъ Святаго Бога; терпеніемъ — безпечность и малодушіе, откуда — безнадежность, неблагодарность, омраченіе ума и отчаяніе души; наконецъ, долготерпеніемъ сокрушаетъ гневливость и демонское неистовство противъ братьевъ, откуда всякая злоба, вражда, ненависть, убійство и уничтоженіе трехъ высокихъ и главнейшихъ добродетелей, то есть, надежды, веры и любви, которыя три — въ честь Троицы — всецело соединяютъ имеющаго ихъ съ самимъ Богомъ въ Троице и возводятъ къ обоженію. Посему и мы, братіе, будемъ очищать правою верою наше мыслящее (начало), и, освящая добродетелями, и особенно благородными — мужествомъ, благоразуміемъ, справедливостію и разсудительностію, въ которыхъ заключаются и прочія, какъ главнейшія, такъ и все вообще добродетели, вместе съ мыслящимъ, раздражительное и желательное (начало) поведемъ къ безстрастію, и будемъ жить всецело по Христе, содержа въ себе истинную веру и жизнь Христа, да возлюбимъ Христа и помышляемъ о Христе; да будемъ храмами Христа, благовоніемъ Христу и освященными во Христе, чтобы на веки удостоиться безсмертной жизни, славы и царствія самаго Христа. Ибо Ему, Христу, Сыну живаго Бога, подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, со безначальнымъ Его Отцемъ и животворящимъ Духомъ, во веки вековъ. Аминь.

Источникъ: Двенадцать главъ, или членовъ, какъ называютъ ихъ некоторые, содержащихъ въ себе единую христіанскую веру нашу, съ особенною ясностію изложенные блаженнымъ Симеономъ, архіепископомъ фессалоникійскимъ. // Писанія св. отцевъ и учителей Церкви, относящіяся къ истолкованію Православнаго Богослуженія. Томъ ІІІ. — СПб.: Въ типографіи Григорія Трусова, 1857. — С. 133–142.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)