АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Афоризмы Родена

Читайте также:
  1. АФОРИЗМЫ МУДРОСТИ
  2. АФОРИЗМЫ ПРО ТАНЕЦ
  3. Афоризмы, цитаты, высказывания

Кариатида, упавшая под тяжестью камня

Я вовсе не жду, что ты оценишь все, что делает эту фигуру значительно большим, нежели то, что ты способен увидеть, но ты все же сможешь оценить Родена. Что получают люди, глядя на распятие?

— Вы же знаете, что я не хожу и церковь.

— И все же ты должен знать, что изображения Распятия обычно поражают жестокостью, и те, что в церквях, особенно… кровь словно кетчуп, и этот женоподобный бывший плотник, похожий на гомосексуалиста. Он же не был таким. Он был энергичным, сильным и здоровым мужиком. Но бедняжка, которого обычно изображают, больше устраивает основную массу людей. Они не видят несоответствий, они видят символ, затрагивающий глубины их душ. Они видят напоминание о муках и жертве Господней.

— Джубал, я всегда считал, что вы атеист.

— И это должно мешать мне видеть человеческие чувства? Плохонькое гипсовое распятие может пробудить в человеческих сердцах такие чувства, что ради него толпы пойдут на смерть. Мастерство, с которым сработан этот символ, не имеет значения. Здесь мы имеем новый символ, но выполненный с редкостной художественностью. Бен, три тысячи лет архитекторы проектировали здания с колоннами в виде женских фигур. И наконец Роден подметил, что такая работа слишком тяжела для девушек. Он не стал говорить: «Слушайте, глупцы, если вы хотите так делать, ваяйте фигуры крепких мужчин». Нет, он показал это. Эта бедная маленькая «Кариатида» упала под своей ношей. Она хорошая девочка: взгляни на ее лицо. Она серьезна, огорчена неудачей и никого не винит, в том числе и богов… и все пытается поднять ношу, раздавившую ее. Но это более, чем хорошая работа, отвергающая плохую работу. Это символ каждой женщины, пытавшейся когда-либо поднять непосильную ношу. Но не только женщины. Это символ любого человека, всю жизнь без жалоб упорно тянувшего свою лямку и бессильно рухнувшего, когда ноша стала слишком тяжела. Это символ храбрости и победы. Победы в поражении. Что может быть выше? Она не сдается, Бен; она все пытается поднять камень, который раздавил ее. Это больной раком отец, работающий, чтобы принести домой денег. Это девушка двадцати лет, старающаяся заменить мать своим братьям и сестрам, потому что мама теперь на небесах. Это девушка-оператор, оставшаяся у пульта управления, хотя дым душит ее, а огонь отрезал путь к бегству. Это все невоспетые герои, что не в силах ничего поделать, но и не в силах сдаться. Отдай честь, когда будешь проходить мимо.

(с) Роберт Хайнлайн"Чужак в чужой стра

 

 

Афоризмы Родена

 


Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками.

 

...только владея в совершенстве техникой, можно заставить зрителя забыть о ней.

 


 


Роден (Rodin) Огюст (12 ноября 1840, Париж — 17 ноября 1917, Медон), французский, скульптор график.

 


Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», 1884-88; работы для «Врат ада», с 1880, в т. ч. «Мыслитель»).

 

 


Здравствуйте!
Сколько можно говорить все на какую-то тему? А поговорим-ка мы сегодня обо всем на свете. Или скажем по-другому: поговорим о наших мыслях, в которых содержится все на свете.


Наверное, все знают "Мыслителя" - самую, видимо, известную скульптуру великого французского скульптора Огюста Родена. Я был совершенно потрясен, разглядев недавно, что эта скульптура, оказывается, всего лишь маленькая часть огромной работы Родена под названием "Врата Ада". История ее такова - в свое время парижский Директорат Изящных Искусств заказал Родену заманчивый вход для будущего Музея Декоративных Искусств. Тема ворот была оставлена на усмотрение скульптора.
Тщательно все обдумав, Роден выбрал темой то, что, вероятно, показалось ему самым завлекательным: Дантовский Ад. Соответственно, ворота в будущий музей оказывались Вратами Ада (может быть и лучше, что музей этот в итоге так и не открылся).
Роден же увлекся темой и работал над этими воротами вместо обещанных пяти - 37 лет, до самой своей смерти; многие его знаменитые скульптуры - это отлитые отдельно части этих самых ворот.
Так вот - так названный "Мыслитель" - это по-своему центральная фигура всей этой огромной композиции: он сидит в главном фокусе внимания, в центре - прямо над воротами.

Когда внимательно рассматриваешь все это вместе, создается ощущение, что "Мыслитель" - это и есть ключ ко всему происходящему, первопричина существования Ада. Это подтверждают фигуры под названием "Три Тени", находящиеся прямо над "Мыслителем" и - очевидно - указывающие на него руками, как на исток всего, что делается под ним.

 

Итак, "Мыслитель" - источник и объяснение существования "Врат Ада". Что ж, ничего нового: ведь существует известная поговорка, что как ад, так и рай находятся в нашем сознании. Мало в мире ужасов, корни которых не лежали бы в нашем сознании.
Впрочем, все прекрасное в мире - тоже порождение нашего сознания. Потому мы и люди, что переживаем ситуации, как хорошие и плохие, прекрасные и уродливые, Рай и Ад. И в наших силах как людей не поддаваться общей интерпретации любой ситуации, не принимать ее, а рассмотреть ее самостоятельно, и - может быть - увидеть в ней не негатив, а позитив. Все зависит от нас самих. Как мы смотрим на мир, таков он и есть.


Как мы смотрим на мир, таков он и есть. Что-то похожее говорит Харри Поттеру Дамблдор в самом конце великой эпопеи (как книжной, так и кино), встретившись с ним на отмытом добела вокзале Кингс Кросс.
"Это реально, или это только у меня в голове?" - отчаявшись получить понятный ответ, вопрошает много чего переживший Харри. "Кто тебе сказал, что то, что у тебя в голове - нереально?" - парирует Дамблдор и исчезает в белом сиянии.

Действительно, наука многократно показывала, что в окружающем нас мире мы воспринимаем только то, что мы привыкли воспринимать. А то, что нам неизвестно или то, чего по нашим представлениям не может быть, мы просто не замечаем - или, вернее, наше сознание это всячески блокирует.
Поэтому прав Дамблдор: что есть у нас в голове, то для нас и реально.


Что у нас в голове - то для нас и реально. Кстати, мне всегда казались чуточку странными непрекращающиеся атаки некоторых людей и организацийна книге о Харри Поттере. Они говорят, что эти книги (цитирую) - это "самое настоящее чернокнижие, через которое в души детей вливают идеи зла, сатанизма и колдовства".
Вот ведь как интересно. А как теперь быть со волшебными сказками, Дюймовочкой, Дедом Морозом, стариком Хоттабычем? Они тоже чернокнижие, тоже вливают идеи зла? Исходя из этой точки зрения, следовало бы запретить все человеческие творения, где речь идет о волшебстве, начиная с "Золушки".
Воистину, что у человека в душе, то он и видит вокруг.


А вот немного о другом: хотя о другом ли? Недавно мне пришло очень трогательное письмо с благодарностью за Аэростаты и музыку, которая в них звучит. И еще там были такие слова: " а вообще - красота, действительно - это единственное, что может спасти мир (человеческий, конечно - мир вселенский в спасении не нуждается).
Хотя, признаться, в наш век гламура и цинизма кажется, что это уже невозможно".

Мне часто приходится слышать нечто подобное, и у меня всегда возникает один и тот же вопрос: так от кого же следует спасать этот самый человеческий мир?


Во-первых, мне представляется, что теперешний "век гламура и цинизма" ничуть не лучше и не хуже того, что было при советской власти. Более того: и декорации, и люди, участвующие в обеих этих постановках, практически одни и те же, во всяком случае - близкие родственники.
И - поэтому - на мой взгляд, разницы между этими постановками практически нет. И одно, и другое - вопрос добровольного участия всех нас во всенародной процедуре промывки сознания.

Но все дело в том, что никто не может промыть вам сознание, если вы не дадите на это своего согласия. Более того, в отличие от советских времен, никто пока еще даже формально не обязывает нас смотреть телевизор, слушать радио или покупать газеты с журналами. Мы выбираем это делать сами.
Вместо журналов и газет можно читать книги; не смотреть телевизор, а в освободившееся же от этого время можно спокойно радоваться тем действительно прекрасным вещам, которые создало человечество за последние несколько тысяч лет, и можно общаться с теми, кому это так же интересно, как и вам; и найти таких людей, если начать их искать, может быть, окажется проще, чем вы думали.
И постепенно это начинает изменять жизнь совершенно невообразимым образом.


А во вторых - меня интересует правомерность глагола "спасать". Как будто происходит некая катастрофа, от которой и нужно спасать человеческий род, и красота именно этим и должна заниматься.
Напомню, что то, что кажется красивым одному человеку, не всегда покажется красивым другому. "Красота - в глазах того, кто смотрит", говорили классики; поправлю - скорее, в душе того, кто смотрит. Красота не есть что-то внешнее по отношению к человеку; это его внутреннее свойство. Свойство это есть во всех; в некоторых людях оно раскрыто меньше, в некотрых больше. Если оно раскрыто, то человек видит Божественность там, где другие не видят ничего особенного (помните, как у Пола Саймона: "Как Красиво или Ну и Что?"). Это еще не гармония, но путь к ней.
Поэтому фраза "Красота спасет мир" может значить только одно - чем больше люди научаются видеть красоту, тем сильнее в них развивается внутреннее ощущение прекрасного; тем ближе они к гармонии, тем лучше становится мир.
Конечно, в действительности все далеко не так прямолинейно, но общее направление, примерно, как я думаю, именно такое.


Но вернемся к нашему "Мыслителю". Отчего же все-таки у него в голове появляются такие печальные картины? Боюсь, что определенный ответ на это невозможен; но можно высказать гипотезу.

В каждом человеке, как замечали древние философы, есть "эго" и есть "истинное Я". "Истинное Я" Божественно, безначально и ясно; Оно бессмертно, и с ним ничего не может произойти. Апостол Павел в Третьем послании к Эфесянам называего Его "Христом внутри нас"; а в Бхагават-Гите человек описывается как "Поле", а истинное Я - как "Тот, Кто Знает Поле".

И знай еще - тот, кто видит
Всевышнего Господа
В каждом живом существе;
Видит Бессмертного
Находящегося в каждом смертном -
Лишь тот действительно видит.

Но помимо "истинного Я" существует еще и "эго", наше маленькое "я", которое является порождением нашего интеллекта; это как если бы наш лэптоп вдруг выработал бы свою индивидуальность и начал диктовать нам - что нам делать а чего не делать.
А поскольку "эго" отдает себе отчет, что оно либо исчезнет вместе с телом после смерти, либо после исчезновения тела будет еще какое-то время влачить не самое лучшее существование, а потом все равно сгинет, поэтому мировоззрение "эго" весьма трагично.


"Эго" воспринимает все в мире в трагическом свете. Может быть это и есть истинная причина задумчивости "Мыслителя" над Вратами Ада. Ведь раз "я" исчезну, то, значит, весь мир - сцена трагедии, и страдание - единственная форма человеческого существования. Наше маленькое "я" очень старается нас в этом убедить, и пускает в дело все возможные средства, переворачивает все с ног на голову. "Я" делает все для того, чтобы вместо того, что переживать радость жизни в этом невероятно прекрасном мире, мы воспринимали жизнь как непрерывное мучение и не переставали мучить друг друга.

Ведь видящий Господа,
Который присутствует в каждом,
Знает: вредить другому -
Это вредить самому себе;
К тому же маленькое "я" осведомлено, что если человек обнаруживает в себе свое бессмертное "истинное Я", в нем, маленьком "я" отпадет необходимость. Как говорил Леонардо да Винчи: "Когда восходит солнце, ты гасишь светильник..."
Поэтому маленькое, но назойливое "эго" всячески пытается предотвратить процесс постижения человеком истинного положения дел, открытия в себе безначального Божественного "Я".


Вот на такие мысли навело меня созерцание "Мыслителя", задумавшегося над роденовскими Вратами Ада. Но у меня - такие мысли, а если вы придерживаетесь какой-нибудь совсем другой точки зрения, то и это хорошо. Чем больше разных реакций вызывает произведение искусства, тем, по-моему, лучше. Спасибо!

Передачу можно послушать здесь http://aerostat.rpod.ru/245854.html

Рубрики: С миру по нитке Бог, притчи и философия Аэростат, Борис Гребенщиков, Аквариум

Метки: Аэростат Роден Врата ада истинное Я Эго мир красота

Нравится Поделиться

 

КомментироватьПодписаться Отписаться «Пред. запись — К дневнику — След. запись» Страницы: [1] [Новые]

Сидор-сан 0% обратиться по имениСуббота, 21 Июля 2012 г. 14:00 (ссылка)

Contactee, почитал. Не скажу, что стал умнее. Но я не знал про множество скульптур. Спасибо.

Ответить С цитатой В цитатник

Суббота, 21 Июля 2012 г. 23:35ссылка

Contactee

Сидор-сан, пожалуйста. Я тоже не знала, что это скульптура из композиции. И еще, мне очень понравились его рассуждения по поводу Эго и "Я".

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Сидор-сан 0% обратиться по имениВоскресенье, 22 Июля 2012 г. 08:11 (ссылка)

Contactee, да. В этом есть что-то.

Ответить С цитатой В цитатник

Полуденный_Рысь 56 2 +1% обратиться по имениСреда, 01 Августа 2012 г. 09:05 (ссылка)

Роден - мудрый) мысли наши, которые владеют нами- источник ада

Ответить С цитатой В цитатник

Среда, 01 Августа 2012 г. 20:03ссылка

Contactee

Да, истинно, так и есть. По этому искреннее раскаяние - путь к спасению во всех религиях. Только нужно уметь каяться - покаялся и выкинул из головы)) А есть путь еще проще и сложнее одновременно - никогда не жалеть о содеянном.

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Четверг, 02 Августа 2012 г. 20:33ссылка

Полуденный_Рысь

Contactee, не жалеть сложно. как можно не сожалеть например о том, что обидел любимого человека, не со зла, конечно,а по неразумению. но ты права: самобичевание разрушительно

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Четверг, 02 Августа 2012 г. 21:48ссылка

Contactee

Можно. Нужно просто не делать то, за что потом тебе будет стыдно, а если сделал что-то - не стыдиться даже перед самим собой сделанного, просто принять ситуацию и себя в ней как есть. Для этого всего лишь навсего нужно быть максимально осознанным постоянно. Всегда - здесь и сейчас. Вот и весь секрет.

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Четверг, 02 Августа 2012 г. 22:01ссылка

Полуденный_Рысь

Contactee, я знаю этот секрет) а ты вот можешь быть максимально осознанным каждый миг и постоянно находиться здесь и сейчас? не испытывать сожаления, если ты совершила то, за что тебе стыдно?

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Четверг, 02 Августа 2012 г. 22:11ссылка

Contactee

Полуденный_Рысь, Быть осознанной и находиться здесь и сейчас - учусь. Иногда даже мне кажется, что умею, а стыд и сожаления - как старые, забытые, ни кому не нужные, выцветшие фотографии, может где-то и есть, но я о них давно не вспоминаю. Посмотрим, что будет у того самого Порога. И за ним)) Может и всплывет что-то, чтобы устроить мне Гиенну огненную, кто его знает. Жаль, что от туда я уже не смогу впечатлениями поделиться.

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Четверг, 02 Августа 2012 г. 23:56ссылка

Полуденный_Рысь

Contactee, если ты осознанна, то что может всплыть) и к тому же я уверен, что и за порогом можно делиться)

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Пятница, 03 Августа 2012 г. 09:11ссылка

Contactee

Может быть и можно, только вот лично до меня, например, вести от туда не часто долетают)) Может быть просто ни кто не хочет ни чем со мной поделиться?))

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Пятница, 03 Августа 2012 г. 22:59ссылка

Полуденный_Рысь

Contactee, может и так) а может ты просто не хочешь их слышать)

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Суббота, 04 Августа 2012 г. 18:06ссылка

Contactee

Ахахаххахах))) Это уже из серии: "Почему, когда человек говорит с Богом это называется - молитва, а когда Бог говорит с человеком - шизофрения?")))
Знаешь, ты прав, на самом деле. Я боюсь и не хочу говорить с умершими. Хотя иногда провожаю заблудившихся. Но развивать подобные способности не собираюсь, я их наоборот - глушу в себе с детства.

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Суббота, 04 Августа 2012 г. 23:34ссылка

Полуденный_Рысь

Бог всегда говорит с человеком. только человек не слышит его часто))
если есть способности, то не развивать их- это грех. я так думаю) ведь способности дает нам Бог, значит мы против Бога, когда заглушаем их)

ОтветитьС цитатойВ цитатникОбратиться по имени

Понедельник, 06 Августа 2012 г. 21:52ссылка

Contactee

Если бы я точно знала, что это дар, а не проклятие, можно было бы и поразвивать...

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)