АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Головины-Елисеевы-Петровы

 

Данное семейство являлось одним из старожилов села Поведь. Достоверно первым в документах упоминается Никита Кириллович (№1) (1703-уп.1762), чьей женой была Ирина Аггеевна из д.Хотимерицы вотчины Хутынского монастыря, который до сих пор действует под Новгородом. В те времена подавляющее большинство супругов было из одного сословия. Никита и Ирина относились к церковным крестьянам и могли познакомиться, например, на одной из ярмарок или встретиться в Новгородских краях. Возможно, Никита Кириллович был родом из тех мест. К сожалению, дальнейшую линию его рода продлить не удалось.

Фамилия Головиных появляется впервые у Ивана Алексеевича (№101), 1873 г.р.-уп.1897-1908 г.с. в 1897 году. Фамилия Елисеевых зафиксирована в 1896 году у Фёдора Петровича (№63), 1859 г.р. Фамилия Петровых в первый раз обнаружена мною только в 1929 году у Михаила-2 Фёдоровича (№90), 1896 г.р.,при рождении дочери Зинаиды.

Первой примечательной личностью данной семьи можно назвать Елисея Филатовича (№15), который в 1821 году избирался сельским старостой, став тогда во главе поведского самоуправления. В 1852 году Пётр Елисеевич (№47) упоминается как волостной голова с годовым окладом в 300 рублей, что говорило не только об уважении, но и о его высоком социальном статусе. По регламенту тех лет на данную должность в государственных деревнях выбирался достойный человек сроком на три года. Кстати, по данным 1884 года в Поведскую волость входило 1623 двора и 8114 человек в них.

Сын Петра Елисеевича Павел Петрович (№66) продолжил карьерную династию, будучи в конце 19 века волостным старшиной. Его брат, Алексей Петрович (№60) отметился в этой должности в 1905 году. Другой брат Владимир Петрович (№59), 1851 г.р. упоминался в 1903-06 гласным Новоторжского уездного собрания вместе с видными общественными деятелями Бакуниным Александром Александровичем, Де Роберти Егором Валентиновичем. Гласные Новоторжского уездного собрания являлись выборными членами городского собрания, избираемые раз в три года. Крестьяне, собиравшиеся на волостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на собрание, которое избирало земских гласных в уездное земское собрание, одним из которых был Владимир Петрович. Он же упоминается церковным старостой с 1890 по 1910(?) годы. По сей день сохранилось надгробие у Покровской церкви в Поведи с надписью: «… скончался в 1917 августа 10 дня жития его было 67 л.». Церковный староста был поверенным прихода, избираемым при каждой приходской церкви для совместного с причтом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества, под надзором и руководством благочинного и епархиального начальства. В своей деятельности церковный староста руководствовался особою "Инструкцией", Высочайше утвержденною 12 июня 1890 г., и другими постановлениями, подчиняясь во всех своих действиях распоряжениям епархиального начальства. Староста избирался прихожанами на 3 года с согласия причта при благочинном, и утверждался в должности епархиальным архиереем.

В 19 веке повсеместно было распространено отходничество, когда мужчины уезжали в Петербург или иные города на заработки. Имеются сведения об Александре Алексеевиче (№49), который в 1852 году подвизался бурлаком с заработком 50 рублей за сезон.

Среди поведчан упоминается немало солдат и солдаток, то есть их жён. В солдаты крестьяне попадали по решению общины, со сроком службы от 25 лет и ниже. С середины 19 века эта цифра неуклонно снижалась. Данная социальная группа имела особое положение на деревне, пользуясь расширенными правами. Люди, попавшие в солдаты, утрачивали связь со своим прежним сословием, переходили в состав военного сословия и свой статус передавали жене и детям. Военная служба для этого сословия являлась наследственной обязанностью, освобождавшей его от платежа всех государственных податей и выполнения казенных повинностей. Вышедшие в отставку нижние чины считались лично свободными людьми. Они составляли особую категорию отставных солдат, могли записаться в какое-нибудь податное сословие, а в случае дряхлости или неспособности к труду получали небольшую пенсию – 36 руб. в год. В 1863 году записан солдат Илья Петрович (№53).

В истории семейства зафиксировано массовое переселение Фомы Филатовича (1775 г.р.) (№19) с шестью детьми в 1811 году в неизвестное селение. Причина не указывается в документах, кроме кратких слов о «переводе». Да мало ли могло быть поводов для этого, но точно, что путь их лежал в одну из государственных деревень.

С конца 19 века семейство Головиных – Елисеевых становится известным, благодаря своей купеческой деятельности. Они закупали товары в Торжке и продавали их в Поведи через торговые точки и на ярмарках. Во время Всероссийской переписи 1896 года были учтены в Поведи «две мануфактурные лавки и трактир». Очевидно, что они принадлежали упомянутым предпринимателям. В 1910 году есть запись о 90 тоннах (пять тысяч пудов), которые за год отгружались поведскими коммерсантами. Солидная цифра!

Товарно-денежные отношения неумолимо проникали в консервативную сельскую жизнь. Торговля развивалась, опираясь на отходников, зарабатывавших деньги разным промыслом, среди которых выделялись каменотёсы. Ярмарки становились праздником в деревнях, а в Поведи они проводились издавна. В 1886 году упоминались такие торжища в Троицу и первого октября.

С приходом Советской власти резко ничего не изменилось в торговых делах. Старожилы вспоминали, что Головин «торговал вином», а у Елисеева «всё было». Головины с Петровыми держали лавку, продавая различные промтовары и гастрономию. Напротив церкви был двухэтажный магазин с чайной наверху, который также содержали также Головины.

Купеческая деятельность в Советской стране могла означать, рано или поздно, скорбный финал. Повинуясь законам древнегреческой трагедии, поведские предприниматели не умерли естественной смертью. Герои Эллады, зная свою участь, не раздумывая, шли навстречу своей судьбе. Местные коммерсанты, вероятно, и не рассчитывали на особое снисхождение от новой власти. Елисеевы были раскулачены за то, что держали лавку. Ивана Павловича Елисеева (№69), 1867-1937, арестовали 29.07.1937. Приговорили тройкой при УНКВД Калининской области 27.09.1937 по обвинению в антисоветской агитации. Репрессировали из-за торговли (по мнению односельчан). Расстреляли 01. 10. 1937. Реабилитировали в марте 1989 г. по заключению Тверской областной прокуратуры по сведениям «Книги Памяти Тверской области».

Семье Головиных были уготованы иные испытания. Их магазин, бывший напротив Покровской церкви, сгорел перед Великой Отечественной войной. Позднее на его месте отстроили одноэтажный дом, где до 90-х годов существовал государственный магазин. Глава семейства в начале 40-х годов вернулся в родное село мёртвым. Лошадь на санях привезла уже бездыханное тело, без денег и поклажи. Как справедливо гласит современный закон: «Предпринимательская деятельность осуществляется на собственный страх и риск». Слова, уместные для любого века…

Остатки семейства растворились на перепутьях российских бедствий в 20 веке. Тех, кого не репрессировали, жизнь бесследно разбросала по стране. Несколько поведчан из Головиных-Елисеевых-Петровых отдали жизни в борьбе с фашистами. Константин Фёдорович (№120), 1904 г.р., пропал без вести в октябре 1941 года. Алексей Фёдорович (№123), 1911 г.р. погиб в Ченстохове в Польше. Борис Фёдорович (№126), 1918 г.р., был призван в 1939 году и погиб в звании лейтенанта в октябре 1941 года. Последним из данной семьи я могу назвать Олега Константиновича, 1929 г.р., который появился на свет в «Поведской советской больнице». Имеется в виду здание старой больницы близ деревни Глебово, функционировавшей до 1975 года, когда появилась новая лечебница у деревни Казицыно. По крайней мере, данная история не заканчивается смертью последнего из рода, подобно сюжету романа Маркеса «Сто лет одиночества».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)