АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Красный угол

Читайте также:
  1. Вопрос 24. Характеристики химической связи: длина, энергия, валентный угол. Длина и энергия одинарных и кратных связей. Краткое определение типов химических связей.
  2. Действия, за которые красный игрок получает плюсовые баллы
  3. Дом купца Кичигина Красный Холм.
  4. Инфракрасный интерфейс IrDA
  5. КАК НАРАЩИВАЛСЯ КРАСНЫЙ ТЕРРОР.
  6. Количество разлившихся ядохимикатов (красный шлам): 700 тысяч тонн
  7. Красный бант Кирилла
  8. Красный женьшень
  9. КРАСНЫЙ НИКИТА
  10. Красный стяг
  11. Красный террор

Содержание.

 

I. Введение………………………………………………………..3 - 4

II. Основная часть:

1. Глава 1……………………………….. ………………...5 - 8

2. Глава 2………………………………….. ……………..9 - 11

3. Глава 3………………………………………………...12 - 22

III. Заключение…………………………………………………23 - 24

IV. Используемая литература………………………………………25

 

 

Введение.

 

Русские крестьяне достигли в строительстве деревянных строений, высокого мастерства. Не случайно древняя пословица гласит: «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы!». Выбор дерева производился чрезвычайно тщательно: сруб, кровля, нижние венцы сруба, другие части дома требовали древесины разных видов. На стены шли особые «теплые» деревья, поросшие мхом, прямые, а для теса на кровлю обязательно подбирали прямослойные деревья. Такая тщательность обеспечивала неизменно высокое качество будущего дома, благодаря чему и сегодня, по прошествии столетий, эти дома имеют характеристики, в разы, превосходящие современные строения. Мощные сосновые бревна служили хорошей защитой от морозов в суровые, студеные зимы, вследствие чего, дома на севере могли иметь внушительные размеры.

На Севере вы не найдете две одинаковые избы. Каждый дом индивидуален, несмотря на известную повторяемость традиционных черт. Заметны отличия и в постановке, и в элементах конструкции, деталях и украшениях. Одно из проявлений уникальности в архитектуре — это сочетание устоявшихся, традиционных форм с новыми неожиданными решениями, будь то особый декор конька, возвышающегося над жильем, или выбор древней формы наличника - очелья.

На Севере, можно найти избы различных модификаций и размеров: пятистенок, четырехстенные, каргопольские курные избы, вычегодские шестистенки на высоком подклете, двинские двухэтажные (“двужирные”) избы, с широкими взвозами, для въезда телег и саней прямо на второй этаж.

Наиболее редкие - дорогие дома отличаются тем, что дизайнерское, решение строений, привлекает своей архитектурной выразительностью, а их художественный облик максимально наряден, изящен и украшен редкими декоративными элементами.

В наше время люди стали возвращаться к своим корням. Встаёт на ноги русское деревянное зодчество. Вспоминаются все традиции связанные с постройкой дома и не только.

Цель: Литургия русской избы.

Задачи:

1. Рассмотреть приметы связанные со строительством и убранством дома.

2. Посмотреть связь с язычеством.

3. Проследить связь потустороннего и внешнего мира.

 

 

Глава 1.

 

На протяжении многих веков символом Руси считалась деревянная изба, поскольку почти все постройки были деревянными. Но построить дом из дерева грамотно могли не все, а лишь опытные умельцы, которые чётко придерживались народных примет и традиций, связанных с заготовкой дерева для строительства.

Каждый зодчий должен был точно знать, когда и какое дерево можно рубить. Дерево считалось священным, его принимали за божество и поклонялись ему. В представлении наших предков Вселенная была огромным деревом. С ним связывалась судьба человека, ему посвящено множество народных пословиц и поговорок например: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился и теперь лежит».

По народным поверьям, если поставить дом под большим деревом, то проживёшь долго и счастливо. Дерево как бы делилось своими силами с человеком, наделяло его энергией и здоровьем. Были среди деревьев такие, которые считались «священными» и были запрещены для строительства. В первую очередь, к этой категории относились деревья, которые выросли на кладбище или местах, где ранее была церковь или храм, а также слишком старые и высокие деревья, которые, по сказаниям, принимали душу покойных.

Также не брали для строительства деревья, в которых присутствовала какая-нибудь аномалия, нарост, например, или деревья с приросшим деревцем. Запрещенными были и выращенные человеком деревья.

Следуя традициям, заготавливали лес для постройки зимой, чаще всего с 19 декабря (св. Николы) до февраля, когда земля толсто укрыта снегом, кроме того, считалось, что лес в это время спит. Наши предки деревья для строительства рубили на новую луну, так как считалось, если срубить в ущербную луну, то дерево будет гнить.[3]

Первую рубку, по традиции, брали на себя старики. Именно они своим метким и опытным глазом определяли качество ствола. В старину, прежде чем ударить топором по дереву, человек просил у него на то разрешения и даже прощения, разговаривая с ним, как с живым существом, пытался объяснить ему необходимость своего поступка.

Если после сруба дерево падало в северную или западную сторону, то рубка считалась неудачной и от неё отказывались. [4]

Так же существовало множество поверий относительно начала строительства нового дома:

· Строительство дома начиналось уже после просушки дерева и мха в период новолуния;

· Считалось, что удача будет во всем, если начать рубить в Великий пост

· Начинать строительство сруба надо только во вторник или в четверг;

· Хорошая примета если строительство по срокам захватит Троицу. Если начинать рубку дома в день, посвященный мученику, то не доведешь начатого дела до конца, и наоборот, если начнешь в день, посвященный памяти преподобных, все будет благополучно;

· Дом не ставили окнами или воротами на север;

· Если в строящемся доме первое основание заложит девица, в этом доме, зимой всегда будет тепло;

· В основание дома нужно положить хвойные ветки (чтобы предохранить его от молнии);

· Первые два бревна оклада нужно класть вдоль дома, а потом поперек, (иначе жизнь поперечная будет);

· В передний угол, на первую кладку, нужно положить деньги (для богатства в новом доме), шерсть (для тепла), ладан (для святости и чтобы домовой не шутил);

· Пока не положен первый венец, мастера не должны отлучаться с места работы, не должны втыкать топор в бревно или бить по нему обухом;

· Если при рубке зачаточного венца первая щепка полетит внутрь четырехугольника, то в дом будет приходить всякая прибыль, удача и благополучие. Все щепки, полученные при рубке первого венца, нужно собрать в середину четырехугольника (чтобы происходящее снаружи было известно в доме, но чтобы не известно было на улице, что делается дома);

· Пол в доме клали только вдоль, по направлению к порогу (если положить иначе – в доме счастья не будет);

· Печи нужно класть под новолуние (теплее будут), но, ни в коем случае на убывающей луне;

· Если плотников и печника плохо угостить, то жить в доме будет плохо;

· По завершении строительства сруба деревянного дома, хозяин перебрасывал через дом освященное яйцо, которое нужно было тут же зарыть на месте падения, считалось, что после этого ритуала, ветер не будет срывать крышу;

· Новый дом обязательно освящал батюшка или, по крайне мере, каждый угол дома обрызгивали святой водой из церкви;

· Перед тем как заселиться в новый дом, в него пускали переночевать кота или петуха (предохраняя дом от входа нечистой силы, животное поутру своим видом покажет, как здесь заживут хозяева: если кот или петух бодры – заживут хорошо, если нет – плохо;

· В новый дом лучше всего заселяться на какой-либо праздник, и лучше всего на рассвете. Переезжать на закате было нельзя. Неудачными для переезда считаются среда, пятница и суббота. Заходить в новый дом лучше всего в период полнолуния;

· Первый раз в дом заходили с хлебом и солью. Помимо этого, считалось, что всяческому преуспеванию в новом доме много помогает то, если в день переезда туда будут помещены именно те предметы, ради которых здание выстроено, и не допущены предметы сторонние;

· По народным приметам, сам праздник новоселья не стоит устраивать собственно в день переселения, необходимо подождать минимум три дня. [7]

Человек по своей природе суеверен. Каждое новое дело должно начинаться по определённому сценарию. Он особо тщательно следит за четкой последовательностью ритуалов при строительстве дома. А пожилые люди следят за тем, что бы все четко было соблюдено и проверяют. Иногда именно старшие в семье начинают новое дело – это считается почётным.

 

Глава 2.

 

Всем нам хорошо знакомы архитектурные элементы, украшающие традиционный русский деревянный дом – резные наличники, крылечки, коньки на крышах. Но часто ли мы задумываемся о том, какой глубокий символический смысл несут эти деревянные узоры?

Наш замечательный поэт Сергей Есенин рассуждает об этом в своей статье «Ключи Марии». Сам выходец из народа, поэт с искренней любовью и глубоким пониманием описывает русскую избу. Языку знаков русского дома Есенин дал особо поэтичный эпитет «избяная литургия». Он считал, что если бы русский народ не позаимствовал письменность у других славян, она была бы изобретена ими самостоятельно. Ведь к этому времени рукотворный мир русского человека уже был наполнен особыми знаками. Дух народа, его мироощущение в этих символических элементах проявляется ярко и отчетливо.

Архитектурные элементы, украшающие традиционный русский деревянный дом – резные наличники. От отца к сыну передавались знания о сакральном языке деревянной архитектуры. Наши предки как будто приручали могущественные природные силы, превращая их в привычные бытовые предметы – украшения дома. То же самое мы можем наблюдать и в русском фольклоре, где каждое слово, переливаясь всеми оттенками смысла, преображает действительность, наполняет ее новым содержанием.

Каждый элемент традиционного русского дома имел символическое значение. Например, матица (несущая балка) – это Млечный Путь, а красный угол – заря. У Есенина есть интересные рассуждения о природе национального русского орнамента. Появление символических растений и животных в узорах и архитектурных элементах поэт связывает именно с особенностями мировоззрения народа. Вселенная для нашего предка – это и исходная точка, и дом, и место, куда предстоит вернуться каждому живущему.

Простой мир вещей русский человек населял живыми существами. На крыше – конь, на крыльце – голуби, на ставнях – петухи. Украшения эти носили не только декоративный характер, они имели глубокое символическое значение. Только в русской архитектуре встречается такой элемент, как охлупень (конь) на крыше. Это тяжелое бревно с желобом, закрывающее верхний стык тесовой кровли и являющееся частью домового декора. Концу охлупня, выступавшему за пределы крыши по переднему фасаду, часто придавалось скульптурное завершение в виде коня или птицы — древних языческих символов солнца и луны.[1]

Для многих народов это символ стремительного движения, но только у нас можно увидеть конька, увенчивающего дом. Помещая коня на крыше своего дома, русский человек отождествлял свое жилище с колесницей. Располагался конёк на самой верхней точке, да еще смотрел ввысь. Таким образом, наш далекий предок как бы пытался заглянуть в вечность. Дом – упряжка, жизнь – путь.

В больших поморских домах нередко их вырезали по обоим фасадам в форме оленьей головы и венчали рогами зверя. Этим изображениям придавалось значение оберегов, обеспечивающих покой и благополучие обитателей дома. В разных регионах России охлупни имели местные названия — шелом, конек, князек.

Под охлупнем нередко помещалось резное полотенце, прикрывавшее стыки причелин[1]. На нём были пропильные фигуры и кисти на конце - что напоминало расшитое крестьянское полотенце, откуда и происходит название. Обычно на полотенце вырезались солярные знаки, являвшиеся оберегами дома.[1]

Таким же древним символом, как конь, служил петух, нарисованный на ставнях. Казалось бы, прозаичное животное. Но, как и в сказках, в архитектуре русского дома петушок занимает почетное место. Это проявление древнего культа солнца, свойственного всем земледельческим культурам. Живительную силу солнца почитали как божественную. Располагаясь на ставнях, петух первым встречает рассвет, впускает тепло в дом. Солнечная птица дает понять всем, что хозяин живет по законам светила. Этот человек встает с солнцем, обихаживает напоенную теплом солнечных лучей землю. Петух, сидящий на ставне, приглашает каждого заглянуть в тайну «избяной литургии», попытаться понять загадочный смысл русских орнаментов.

В основе создания символического языка русского дома лежит само мировосприятие народа, его душа. Здесь и восприимчивость русского человека к красоте, его внимание к таинствам мироздания, ощущение себя как части огромного, непостижимого целого. Образность и глубина, с которой обычным русским мужиком был создан удивительный мир архитектурных элементов деревянного дома, вызывает восхищение и заставляет с большим уважением относиться к творчеству простого народа.

 

Глава 3.

 

Теперь рассмотрим внутреннее убранство дома. Начнем с двери.

Дверь.

Дверь представляет собой реальную и символическую границу жилого пространства. Связь с внешним миром создается при помощи открытой двери. Закрытая дверь прерывает эту связь, обеспечивая защиту. Символический смысл этих действий можно обнаружить в ритуальных ситуациях, особенно в обрядах жизненного цикла — родильном, свадебном и похоронном.

От опасностей внешнего мира дом охраняется с помощью различных оберегов, которые хозяева размещают над дверью: подкова, веточки березы, принесенные в дом на Троицу, нарисованный копотью четверговой свечи крест, травы (например, зверобой). При этом защитить дом можно не только с помощью магического предмета, но и посредством произнесения особых слов: Благослови, Господи, дверцы, воротцы, щилки и дырки.

Закрытая дверь предохраняет и от проникновения сверхъестественного. Нарочитое нарушение такого положения возможно только в определенное время – например, в Святки. Так во время традиционных гаданий девушки напротив открытых дверей устанавливают зеркало, в которое смотрят, чтобы увидеть свою будущую судьбу. Дверь не запирают в Святки, чтобы колядовщики могли без препятствий заходить к хозяевам домой. В это же время ряженая молодежь кудесит, и некоторые из ритуальных проказ так или иначе связаны с дверьми. Дверь могли подпирать, заливать водой, а могли и измазать грязью или дегтем дверь (или ворота) в доме девушки, которая имела на деревне «плохую» репутацию.

Дверь, как и окно, — место, где можно встретить покойника, который по каким- нибудь причинам возвращается в дом. При этом покойник не переступит порога, если дверь будет закрытой, и если находящийся внутри дома не будет реагировать на стук. Как правило, в этой ситуации дверь необходимо или перекрестить, или намазать дегтем, или же положить к двери на порог коромысло.

Во время похорон при выносе тела последний из тех, кто нес гроб, закрывал двери, отделяя тем самым покойного от его близких, которые оказывались перед закрытой дверью и должны были заново ее открыть, чтобы следовать за гробом (Мезенский р-н). Двери и ворота до сорокового дня оставляют открытыми, для того чтобы душа могла без препятствий посещать родной дом. А вот чтобы преодолеть страх такого возвращения, в Архангельской области крестят дверь в четырех углах со словами: «Был, нет и не будет».

В родильном обряде, возможно, дверь выступает метафорой материнского лона: при трудных и продолжительных родах открывают все двери в доме, чтобы облегчить участь рожающей женщины.

В традиционном северном русском доме дверей больше, чем одна. Промежуточные двери, ведущие из комнаты в комнату, могут украшаться декоративными элементами. Основные двери часто простые, однотонные, неукрашенные, при этом они достаточно низки, так что человек со средним ростом не может пересечь порог, не наклонив голову, поклонившись тем самым в сторону переднего угла, где находятся иконы.

Окно.

Окно – это лазейка во внутреннее пространство жилища, «слабое» место в смысле защищенности, «сильное» – в смысле возможностей коммуникации с внешним относительно дома пространством.

Около окна в основном «общаются»: «молодяшка» – в ситуации построения взаимоотношений, любые жители деревни – в случае передачи срочной информации. Само окно, относительно рассмотренных текстов архива, как граница практически никогда не пересекается. Входят в окно – молодцы и воры. Выходят – покойники и те же молодцы, похищающие невест.

Интересен блок описаний, в которых к окнам подходит покойник: для всех рассказов характерно ожидание его появления. Ожидание покойника со стороны окна может быть связано с тем, что все «странные» гости появляются именно в этом пространстве. В мифологических рассказах к окну подходят различные персонажи: женщина вся в белом, лешачихи, «девки нарядны» - наряднухи, домовой брякает у окна и т.д.

В окна видно все, происходящее в деревне: кто, куда, с кем и зачем идет. Окно – способ оставаться включенным во все новости и события. Видя что-то, жители обычно сразу же заинтересовываются и реагируют: подбегают к окнам, вглядываются, обсуждают увиденное.

Окно, как правило, окружено различными предметами, атрибутами:

Висящие рядом с окном или на самой раме внутри помещения ножницы. Вероятно, ножницы, размещенные в области возможного вторжения нежелательных потусторонних гостей, выполняют защитную функцию

Занавески, являющиеся важным знаком. По признаку, занавешены или нет окна, определяется, можно ли побеспокоить человека: занавески закрыты – дома спят, открыты – не спят. Первое, что делается утром, – открываются окна.

Окно – канал коммуникации, о котором знают, со стороны которого ожидают «событий».

Печь.

Печь располагается в центре жилой части деревенского дома, будь то зимняя или летняя изба. Благодаря такому расположению печь организует жилое пространство, является его ориентиром.

Части печи имеют свои собственные названия: подпечье (в подпечье зимой держали кур), печурки (в них сушили вещи), устье, труба, дымоход, лежанка, печной шесток (сошток), заслонка, жараточек (в нем держали тлеющие угли для растопки) и т.д. Печь – место хозяйки дома

Основная функция печи – она производит: еду, тепло, здоровье и безопасность. Огонь, зажжённый в печи, является огнём безопасным, домашним. «Есть в избе изба, из избы труба, видит пламя народ, а тушить не идёт». Печь топят, чтобы готовить еду домочадцам и скотине, обогревать дом, греться самим, сушить обувь и одежду зимой, сушить зерно, стирать одежду и отбеливать щёлочью бельё, греть утюг, придавать дому жилой дух («выгнать нечистый дух»), лечить и лечиться. Когда подметенный с пола мусор бросают в печь приговаривают: Сор в печь, а тоска с плеч. Также считается, что «колдунья в печке сожжёт, то никакому колдуну не расколдовать».

Известен магический способ привязать скотину к дому, нужно высушить на печке её след: Как земёлка сохнет, так же пора Божья коровушка о доме сохла. Той же тактике следуют и в любовной магии: Как прутышок сохнет, так и Володя обо мне сохни. Или взять след на снегу или на песке, бросить за печку или за кровать: Как след остается, так чтоб раб Божий Иван у меня остался.

Деревенские русские печи бывают глинобитными или кирпичными. Глинобитную печь сбивают «на раз, без обеда», уже после постройки дома. Во время складывания печи между домочадцами не должно быть ссор. Печь делается «под дом» – шесток печи должен стать по высоте вровень с подоконной доской (чтобы в желобе не образовывалась влага).

Прогрев или пропаривание предметов в печи является одним из этапов некоторых технологических процессов, например, при катании катанков, при распаривании прутьев для плетения корзин или деревянных досок для изготовления лыж и лодок, при приготовлении пива, при добывании муравьиного масла, при отбеливании льна и пр. Мытьё в печи новорождённого младенца с расправлением и разглаживанием тела, а также процедура «допекания» младенца в печи становится в один ряд с этими процессами.

Когда дети часто болеют, их крепко заворачивают в тряпицу, привяжут к лопате и сунут в печь и обратно, и так несколько раз.

Печь это самое тёплое место в доме, где восстанавливают силы и душевное равновесие.

Печь – самое безопасное место в доме. Герои сказок прячутся в печь или под печь. Существует поговорка «На печке только дьявол не достанет».

Будучи самым безопасным местом в доме, печь одновременно с этим служит каналом, по которому идёт взаимодействие между «тем» и «этим» мирами.

Печную заслонку открывают на Пасху: Утром встают, печку открывают, (заслонку вынимают) – «Христос воскрес!».

Во время святочных гаданий, на печи совершаемых, заслонка отодвинута, канал открыт, и знаком того, что «нечистая сила» пришла, является треск заслонки.

Запрет передавать и брать, что-либо через открытую печную заслонку тоже связан с этим представлением. Во время заговора, напротив, заслонка должна быть закрыта.

Печь-матушка, печь-хозяюшка – всё это устойчивый символ дома, семьи, в этом доме живущей. Но, обобщая наблюдения, можно уточнить, что жизнь семьи, когда она выражается говорением о печи, значит жизнь тела, души, но не духа. Духовная жизнь связана со стороной, противоположной печи: с красным углом.

Порог

Порог — поперечный брус на полу в нижней части дверного проёма. Порог, как и дверь, в народных представлениях является прямой и символической границей между домом (своим, неопасным) и всем остальным внешним миром (чужим, опасным). Причем эти представления можно обнаружить как в по вседневной жизни, так и в разных обрядовых действиях, особенно в обрядах перехода — родильном, свадебном, похоронном.

При постройке дома и при обряде перехода в новый дом хозяевами совершается ряд действий для дальнейшего благополучного проживания. Так, в первую очередь хозяин пускает через порог дома кошку или петуха: если петух пойдет в сторону красного угла – жизнь на новом месте будет счастливой, если к порогу – нет.

В повседневной жизни с порогом связаны особые правила поведения, а также определенные запреты:

Особое значение порог (вместе с крыльцом) имеет в отношениях деревенской молодежи. Порог дома, где живет девушка, парню переступать не положено: зашедший в дом оценивается старшими как претендующий на статус жениха.

На вечеринках порог оказывается местом расположения деревенских парней: на такие собрания девушек приходили свои, деревенские парни, садились у порога, вели свои разговоры.

Когда парень уводил девушку с праздника к себе в дом (в деревне это называлось выйти замуж самоходкой или самокруткой) девушка становилась женой, то есть меняла свой девичий статус на женский, как только пересекала порог дома парня.

Родители мужа встречают молодых у порога, преподнося им хлеб и соль.

В родильном обряде порог связан с рядом магических действий, особенно в случаях сложных родов: сначала мыли порог водой, а потом давали пить роженице.

В похоронном обряде при выносе гроба необходимо ударить его три раза о порог для того, чтобы покойник мог попрощаться с домом. Мыть полы, после того как покойника вынесли из дома, начинали именно от порога.

Порог как часть дверного проема встречается в описаниях гаданий. На него садятся во время вызывания суженого или же узнавания дальнейшей своей судьбы. Часто при этом используются различные предметы: зеркала, свечи, конские хомуты.

Порог связан с представлением о памяти и забвении. Так, к примеру, существует ряд пословиц на эту тему: память как до порога; перешагнула порог да забыла.

Красный угол.

Красный угол является центром деревенского дома во всех смыслах: в сакральном, ритуальном, декоративном. Внимание входящего в дом, первым делом обращается на его символический центр – красный угол. Соответственно, оформляется эта часть дома не только в расчете на «своих» (его жителей), но и для пришедших со стороны, гостей.

В красном углу можно было увидеть предметы, которым придавалась высшая культурная ценность: стол, образа, библия, молитвенные книги, крест, свечи и позже фотографии умерших членов семьи.

Угол делится натрое по вертикали: в верхней части висят иконы, как правило, одна над другой; в нижней располагается маленький столик или большой стол. Деление по вертикали может проводиться и другим образом между иконой и обеденным столом крепится угловая полочка, но троичность сохраняется.

Вертикальная структура красного угла подобна структуре дома, которая повторяет структуру вселенной и (одновременно) человеческого тела:

крыша жилье подпол

небо земля под землей

голова живот ноги

Хотя однозначно переносить значения, сопутствующие такой структуре, на красный угол нельзя, некоторые параллели представляются все же возможными. Например, место образов наверху, как можно выше, под самым потолком соотносится с идеей неба.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)