АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

гопал говинда рама шри-мадхусудана

Читайте также:
  1. V «ОМ ШРИ КРИШНАЙЯ ГОВИНДАЙЯ ГОПИДЖАНА ВАЛАБХАЙЯ НАМАХ»
  2. Глава 17 ДВЕНАДЦАТЬ ГОПАЛОВ

Далеко за пределами храма было слышно воспевание святых имен Кришны. И во всех направлениях слышались голоса сотен тысяч людей, которые подхватили: « Хари! Хари! » Воздух гудел, всю Вселенную заполнили прекрасные звуки святого имени.

Пракашананда Сарасвати в это время был недалеко от храма Бинду Мадхавы. Заслышав зов многотысячной толпы, которая пела Харе Кришна мантру, он вместе со своими учениками немедленно поспешил увидеть Господа. Не успел он подойти к Шри Чайтанье, как его ученики тут же присоединились к огромной критане. Сам Пракашананда был очарован трансцендентной красотой танцующего Господа Чайтаньи и Его экстатической любовью к Кришне.

Господь Чайтанья был охвачен экстазом. Он весь дрожал и голос Его прерывался, по бледному лицу непрестанно катились слезы. Все, кто стоял рядом, стали мокрыми от Его слез. До кончиков пальцев Он покрылся сыпью, похожей на распускающиеся цветы кадамба. Те, кто видел Господа в эти мгновенья, были поражены силой Его чувств. В Нем одновременно были радость и смирение, а с губ слетали непонятные слова. Весь Варанаси был захвачен Его безграничным духовным восторгом.

Когда Шри Чайтанья пришел в Себя, Он увидел, что вокруг собралась огромная толпа, там было множество санньяси-майявади и простых горожан. Тогда Господь перестал танцевать, остановил киртану и, показывая пример смирения, поклонился стопам Пракашананды.

Пракашананда Сарасвати тут же вышел вперед и пал ниц перед Господом, обнимая Его лотосные стопы. Не пытаясь отстранить его от Себя, Господь сказал:

- О господин! Ты духовный учитель всего мира и Сам достоин поклонения! Я же недостоин даже быть учеником Твоего ученика. Ты - великий святой и не должен поклоняться такой незначительной личности, как Я. Я намного ниже Тебя, и, принимая твое поклонение, я потеряю Свою духовную силу. Ты прекрасен, как сияющий Брахман. Дорогой господин, ты в каждом видишь проявление имперсонального Брахмана, но среди ученых и почтенных людей ты должен вести себя иначе.

- Поистине я совершил тяжкий грех, осуждая Тебя, - отвечал Пракашананда Сарасвати. - Но сейчас все мои прегрешения исчезли, потому что я коснулся Твоих лотосных стоп. Человек может достичь совершенства, но, если он оскорбит Верховную Личность Господа, источник непостижимых энергий, он снова падет, ища наслаждений в материальном мире.

И Пракашананда Сарасвати прочитал стих из « Шримад-Бхагаватам »: « Прикосновение лотосной стопы Шри Кришны сразу же освободило змею от последствий ее прошлых грехов. Змея оставила тело и превратилась в прекрасного полубога Видьядхару » (10.34.9).

Но Господь Чайтанья громко запротестовал, чтобы Его называли Верховным Господом и еще подкрепляли это стихами « Шримад-Бхагаватам », и стал читать святые имена Вишну:

- Если человек почитает падшую душу как Вишну, Всевышнего Господа или Его воплощение, он совершает тяжкий грех!

На самом-то деле Шри Чайтанья Махапрабху и был настоящим Вишну, Верховной Личностью Бога. Но Он пришел в мир в облике преданного, чтобы учить людей собственным примером. В наше время, Кали-югу, появилось много людей, объявляющих себя Богом. Они не понимают, что наносят тем самым великое оскорбление Господу, и доверчивые глупцы разделяют этот грех.

- Даже Господа Брахму или Господа Шиву нельзя почитать наравне с Вишну, Нараяной, - продолжал Шри Чайтанья. - Если кто-либо думает, что эти полубоги равны Вишну или Нараяне, он уже безбожно грешит. Что же тогда говорить об обыкновенном живом существе?

- Ты - Верховная Личность Господа, Сам Кришна, - ответил на это Пракашананда, - хотя и называешь Себя Его вечным слугой. Ты говоришь о Себе как о слуге Господа, но Ты достоин поклонения. Ты неизмеримо более велик и могуществен, чем я. Не понимая этого, я смеялся над Тобой, и потому все мои духовные достижения ныне утрачены. Писания говорят, что из многих миллионов людей едва ли найдется один чистый преданный Нараяны. Но только он по-настоящему счастлив и спокоен. Понося такую великую душу, мы утрачиваем, словно дым, богатство, доброе имя, благочестие, удачу и саму жизнь. Пока мы не примем с благоговением пыль с лотосных стоп великих преданных Господа, Кришна не обратит на нас никакого внимания. Теперь я должен служить Твоим лотосным стопам. За этим я пришел и падаю ниц перед Тобой!

Такими словами Пракашананда прославил Шри Чайтанью, а потом он сел рядом с Махапрабху и начал задавать вопросы.

- Ты объяснил ошибки майявады, - сказал Пракашананда. - И мы поняли, что все рассуждения Шанкары - лишь плод фантазии. Дорогой Господь, Ты открыл нам истину священных писаний. Удивительно было слышать Твои толкования! Ты - Верховная Личность Господа и обладаешь непостижимыми энергиями. Я прошу Тебя, кратко разъясни мне стихи « Веданты »!

- Я - обычный человек и мало что знаю, - ответил Господь Чайтанья. - Но смысл « Веданты » необычайно глубок и велик, потому что ее создал Шрила Вьясадева, Сама Верховная Личность Господа. Он знал, что обычному человеку не под силу осознать смысл и цель « Веданты » и милостиво объяснил ее, написав комментарий к « Веданте », который называется « Шримад-Бхагаватам ».

Все Веды заключены в священном слоге ом, с которого начинаются ведические гимны. Смысл омкары подробно разъяснен в четырех стихах « Шримад-Бхагаватам » (2.9.33-36) - чатух-шлоки. Верховная Личность Бога, Шри Кришна, раскрыл Брахме, первому живому существу во Вселенной:

« О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже Я, личность Бога, и то, что остается после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога ».

« О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, - нереально. Знай же, что это - Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме ».

« О Брахма, как первоэлементы Вселенной входят в космос и в то же время не входят в него, так и Я пребываю во всем сотворенном и в то же время существую отдельно от всего ».

« Кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными путями ».

Господь Брахма передал это знание своему сыну Нараде, величайшему из мудрецов, Нарада рассказал Шриле Вьясадеве, а Вьясадева, глубоко осмыслив наставления своего духовного учителя, понял, что объяснения « омкары », которые он услышал от Нарады Муни, он должен подробно раскрыть в своей книге « Шримад-Бхагаватам », которая стала комментарием к « Ведантасутре ».

Выводы четырех Вед и ста восьми Упанишад Вьясадева кратко изложил в « Веданта-сутре ». Та же цель всех священных писаний изложена в восемнадцати тысячах стихах « Шримад-Бхагаватам »:

« Над всем во Вселенной царит Господь. Он - владыка всего живого и неживого. Каждому Господь выделяет его долю, необходимую для жизни. И человек должен принимать ее, не требуя лишнего, хорошо зная, кому все принадлежит » (8.1.10).

Суть « Шримад-Бхагаватам » - наши взаимоотношения с Верховным Господом, деятельность и цель жизни. Она выражена в четырех стихах, чатухшлоки. Все объясняется в них.

Изучай « Шримад-Бхагаватам » очень внимательно, и тогда ты поймешь истинный смысл « Веданта-сутры ». Обсуждай « Шримад-Бхагаватам » и всегда повторяй святое имя Господа Кришны - и ты без труда достигнешь освобождения и вкусишь нектар любви к Богу. Поистине без изучения « Шримад-Бхагаватам » человек никогда не поймет науку « Веданты » и смысла других священных писаний. Он просто запутается и кончит тем, что станет явным или тайным безбожником.

Однако тот, кто находится на духовном уровне, однажды осознает Верховного Брахмана и обретет полное счастье. Такой человек никогда не страдает и не желает ничего. Он одинаково относится ко всем живым существам. В таком состоянии он обретает чистое преданное служение Кришне. Даже освобожденные души, погруженные в имперсональное сияние Брахмана, очаровываются играми Кришны. Они устанавливают божество и совершают служение Господу. В « Шримад-Бхагаватам » Шукадева Госвами сказал об этом Махараджу Парикшиту: « Дорогой царь, хотя я целиком пребывал на трансцендентном уровне, меня все же привлекли игры Господа Кришны. Поэтому я занялся изучением « Шримад-Бхагаватам » у моего отца Вьясадевы » (2.1.9).

« Когда мудрецы Кумары вдохнули аромат листьев туласи и шафрана с лотосных стоп лотосоокой Личности Господа, они почувствовали перемену в сердце, хотя прежде были привязаны к безличному Брахману » (Бхаг.,3.15.43).

« Все святые души желают любовного служения Шри Кришне, чьи деяния удивительны и духовны. Хари, Личность Господа, называют Кришной, потому что Он непостижимо привлекателен » (Бхаг.,1.7.10).

В этот момент брахман из Махараштры напомнил, как Господь Чайтанья растолковал знаменитый стих « атмарама » из « Шримад-Бхагаватам ».

- Шри Чайтанья раскрыл шестьдесят одно толкование этого стиха! - сказал он.

Собравшиеся искренне изумились глубине познаний Господа Чайтаньи. Даже величайшие из мудрецов неспособны были на это. Люди выразили желание услышать эти толкования Господа Чайтаньи, и Господь вновь повторил их все. Объяснения Шри Чайтаньи Махапрабху атмарама-шлоки потрясли слушателей. Никто уже не сомневался, что Шри Чайтанья - не кто иной, как Сам Господь Кришна.

Закончив говорить, Он поднялся, чтобы уйти, а люди вокруг пали перед Ним ниц и стали повторять маха-мантру. Охваченные непреодолимой любовью к Кришне, все жители Варанаси пели, смеялись, плакали и танцевали.

С тех пор санньяси и ученые Бенареса читали и обсуждали « Шримад-Бхагаватам ». Господь Чайтанья даровал им освобождение, Он превратил Варанаси во вторую Навадвипу, город преданных. Глядя на недавних майявади, танцующих от любви к Кришне, Шри Чайтанья рассмеялся и сказал Своим спутникам:

- Я пришел в Варанаси, чтобы продать Свой товар, но на него не нашлось покупателя. Мне даже показалось, что придется везти его обратно. Однако вы из-за этого чувствовали себя такими несчастными! Вам невыносима была мысль, что Я увезу отсюда Свой товар. И лишь по вашей милости Я сумел распродать все без труда.

- Ты пришел в этот мир, чтобы освободить падшие души, - ответили преданные. - Ты уже освободил тех, кто живет на востоке и на юге, а теперь пришел освободить тех, кто живет на западе. Варанаси был единственным городом, где люди не обрели еще Твоей милости, они не хотели слушать Твою проповедь. Но Ты освободил их, и мы счастливы!

Поразительная новость о том, что весь Варанаси поет имена Господа Кришны и изучает « Бхагаватам », разнеслась по всем ближайшим городам и деревням. Сотни тысяч людей потянулись в Варанаси, чтобы увидеть Шри Чайтанью Махапрабху. Но домик Чандрашекхары, в котором жил Господь, был таким маленьким! Поэтому когда Господь шел к Ганге, чтобы совершить омовение, люди выстраивались по обеим сторонам дороги, чтобы увидеть Господа. Приняв омовение, Господь направлялся в храм Бинду Мадхавы. И опять по обеим сторонам дороги толпились люди. Тогда Господь Чайтанья вскидывал к небу Свои прекрасные длинные руки и кричал толпе:

- Повторяйте имя Кришны! Пойте имя Хари!

И повсюду звучала маха-мантра. Так продолжалось пять дней. На исходе пятого дня Шри Чайтанья решил покинуть Варанаси. Утром Он поднялся очень рано и тихо вышел из города. Тапана Мишра, Чандрашекхара, брахман из Махараштры хотели идти вместе с Ним в Джаганнатха Пури, но Господь остановил их.

- Если вы хотите увидеться со Мной, - сказал Он, - приходите в Пури позже, Я с радостью встречу вас. Но сейчас Мне хотелось бы одному пройти через лес Джарикханда.

Санатане Госвами Он повелел идти во Вриндаван:

- Твои братья уже там и ждут тебя. Ты знаешь, что Мои преданные во Вриндаване обычно очень бедны. У них нет ничего, кроме старой накидки и кувшинчика для воды. Поэтому, Санатана, всегда поддерживай их!

 

С этими словами Господь Чайтанья обнял Своих преданных и, не оглядываясь, отправился в путь, а преданные плакали от душевной боли, пока не потеряли сознание. Придя в себя, они поднялись и, убитые горем,

вернулись в город. В тот же день Санатана Госвами вышел на дорогу, которая вела во Вриндаван.

 

 

* * *

 

Шрила Рупа Госвами, простившись с Господом Чайтаньей в Праяге, достиг Матхуры. Исполняя волю Шри Чайтаньи Махапрабху, он шел во Вриндаван. Там, у Дхрува-гхата на берегу Ямуны, он увидел Субуддхи Рая.

Когда-то Субуддхи Рай был очень богат. Он владел большими землями в Бенгалии, имел много золота и ни в чем не знал нужды. Но однажды жизнь его неожиданно изменилась. Он должен был все оставить и покинуть свой большой полный достатка дом.

Среди многочисленных слуг Субуддхи Рая был один по имени Шайяда Хуссейн Кхан. Субуддхи повелел выкопать большой пруд, но Хуссейн Кхан оказался ленивым работником и не спешил исполнить приказ хозяина. Окончательно рассерженный, Субуддхи ударил Хуссейна кнутом. Тот испугался и принялся за работу. Потихоньку ссора уладилась, о ней забыли. Субуддхи всегда заботился о своих слугах, и Хуссейну он тоже помогал, когда случалась нужда.

Прошло время, и неожиданно Хуссейн стал Навабом в этой провинции. Получив власть, Хуссейн Кхан не забыл своего прежнего хозяина и в благодарность приумножил богатства Субуддхи Рая.

Но однажды жена Хуссейна увидела на теле мужа след от плетки и пристала с расспросами. Хуссейну пришлось рассказать ей давнюю историю.

- Убей Субуддхи Рая! - потребовала жена. - Отомсти за свой позор!

- Что ты! Субуддхи всегда был добр ко мне, - возразил ей Хуссейн. - Вспомни, как Он заботился о нас, словно отец. А ты просишь, чтобы я его убил. Дурная мысль пришла тебе в голову!

- Тогда отомсти иначе, - не отставала жена. - Обрати его в мусульманство!

- Но это все равно что убить, - ответил Хуссейн. - Субуддхи Рай не станет жить, если я заставлю его переменить веру!

Однако жена не давала ему покоя. Каждый день она заводила разговор о мести, просила и требовала, так что для Хуссейна Кхана померк белый свет. Он потерял всякое терпение и после очередной атаки направился к дому Субуддхи Рая. Не говоря ни слова, Хуссейн зачерпнул горсть воды из мусульманского кувшина и брызнул Субуддхи на голову. Этого было достаточно. Теперь все знали, что Субуддхи из индуса превратился в мусульманина.

Друзья и родственники Субуддхи перепугались и не знали, что делать, один Субуддхи оставался спокоен. « Теперь я могу спокойно оставить семью, дела и уйти в Варанаси », - подумал он. Субуддхи понимал, что весь этот смехотворный обряд не мог изменить его сердца и сделать мусульманином. Как и прежде, он оставался преданным Господа Шри Кришны. Все происшедшее с ним Субуддхи принял как знак к отречению, особую милость Господа Кришны.

Но все же обряд посвящения в мусульманство был совершен, и теперь надо было подумать, как от него очиститься. С этими мыслями Субуддхи покинул Бенгалию и пришел в Варанаси, ища совета у ученых брахманов. Выслушав его историю, брахманы озабоченно покачали головами и сказали, что Субуддхи надо выпить раскаленного масла и расстаться с жизнью - другого выхода нет. Субуддхи поблагодарил их и отправился к другим брахманам, которые, наоборот, стали утешать его, заверять, что ничего страшного не случилось, пить раскаленное масло и расставаться с жизнью совсем не обязательно. От всех советов у Субуддхи голова пошла кругом, растерянный, он не знал, как поступать.

На его счастье в это время в Варанаси находился Господь Чайтанья. « Пойду к Нему! - отчаялся Субуддхи. - Как Он скажет, так и сделаю ». Субуддхи направился к Господу и рассказал всю историю.

- Что мне теперь делать? - спросил он Шри Чайтанью.

- Иди во Вриндаван, - посоветовал ему Господь, - и там все время повторяй Харе Кришна мантру. Как только повторение станет чистым, все твои грехи исчезнут, словно туман под лучами солнца. А когда ты достигнешь совершенства в повторении мантры, ты обретешь прибежище у лотосных стоп Господа Кришны. И тогда ни один грех не коснется тебя.

Исполняя волю Господа Чайтаньи, Субуддхи Рай покинул Варанаси и отправился во Вриндаван, попутно посещая многие места паломничества - Праяг, Айодхью, лес Наймишаранья. Пока Субуддхи Рай был в Наймишаранье, Чайтанья уже вернулся из Вриндавана в Праяг. В Матхуре Субуддхи Рай узнал, что разминулся с Господом, и очень расстроился, что больше не увидит Его.

В окрестных лесах Матхуры Субуддхи Рай собрал немного сухого дерева и стал продавать его в городе. За каждую вязанку он получал пять-шесть пайсов. С тех пор он стал зарабатывать себе на жизнь продажей хвороста и дров. Но сколько бы ни заработал Субуддхи, он оставлял себе только один пайс на пропитание и покупал на него горсть жареного молодого горошка. Остальные деньги Субуддхи отдавал на хранение одному купцу. Когда у него накапливался избыток, он покупал йогурт и раздавал его бенгальским паломникам, посещавшим Матхуру. На эти же деньги он покупал иногда вареный рис и масло и тоже раздавал. Когда Субуддхи видел на улице просящего подаяние вайшнава, он тут же брал у купца свои деньги, чтобы накормить его.

Когда в Матхуру пришел Рупа Госвами, Субуддхи Рай стал его слугой. Он знал Рупу еще с тех пор, когда Рупа находился на службе у Наваба Хуссейна Шаха, и всегда любил и почитал Рупу Госвами. Он провел его через двенадцать лесов Вриндавана и показал все места паломничества. Месяц, проведенный во Вриндаване, где проходили трансцендентные игры Господа Кришны, был таким вдохновляющим, что Рупа Госвами задумал пьесу об играх Господа Кришны. И начал работать над вступлением, в котором молил Господа об удаче и благословении. Однако дела призвали Рупу в Бенгалию, и работу на время путешествия пришлось прервать. К тому же Рупе нужно было разыскать старшего брата Санатану. Рупа Госвами простился с Субуддхи, который все это время был рядом с ним, и покинул Вриндаван.

Рупа и Анупама шли берегом Ганги, а Санатана - главной дорогой, и потому они разминулись. В Матхуре Санатана Госвами повстречал Субуддхи Рая, который рассказал ему все, что знал о Рупе и Анупаме. Субуддхи Рай и Санатана Госвами знали друг друга еще в Бенгалии. Субуддхи был очень привязан к Санатане, но Санатану, столь строгого в исполнении обетов санньяси, смущала эта нежная дружба. Приютом ему служила тень дерева, а пищей - немного пахты. В Матхуре Шрила Санатана стал собирать сведения и старинные книги о святых местах Вриндавана, чтобы исполнить волю Господа Чайтаньи и разыскать их.

Пока Санатана Госвами путешествовал по Вриндавану, Рупа Госвами и Анупама пришли в Варанаси. Тапана Мишра, Чандрашекхар и брахман из Махараштры счастливы были этой встрече. Общение с чистыми преданными Господа так же сладостно, как и с Самим Господом. Рупа Госвами жил в доме Чандрашекхара, а прасад принимал у Тапаны Мишры, как это делал Господь Чайтанья. Преданные рассказали Рупе Госвами о тех наставлениях, которые в течение двух месяцев Господь Чайтанья давал Санатане Госвами. С подлинным блаженством Рупа слушал историю о том, как Господь даровал освобождение санньяси-майявади. Своей беспричинной милостью, подобной наводнению, Господь Чайтанья изменил духовную жизнь Варанаси. Видя, как жители Варанаси почитают Шри Чайтанью Махапрабху, Рупа радовался еще больше. Десять дней прожил он в Варанаси, а потом пошел в Бенгалию.

Все великие преданные Шри Чайтаньи Махапрабху почитали и любили Шрилу Рупу и Шрилу Санатану. Если кто-нибудь из Пури совершал паломничество во Вриндаван, то по возвращении его обязательно спрашивали:

- Как живут во Вриндаване Рупа и Санатана? Чем они занимаются? Где находят еду? Как совершают свое служение?

- Оба брата не имеют дома, - прославляли Рупу Госвами и Санатану Госвами вриндаванские паломники. - Кровом им служит тенистое дерево. Но, проведя под ним одну ночь, они переходят к другому. Они находят себе скудную еду, стучась в дома брахманов. Братья отказались от всех мирских удовольствий. Если им подают лакомства, они отказываются и принимают только кусок черствого хлеба и жареный молодой горошек. Все их имущество - это маленький кувшинчик для воды и старое стеганое одеяло на плечах. Но Рупа и Санатана чувствуют себя самыми счастливыми людьми на свете. Они постоянно поют святые имена Кришны и говорят об играх Господа. Беседы эти вызывают в них такое неудержимое ликование, что они начинают танцевать. Двадцать четыре часа в сутки братья заняты служением Господу. Обычно они спят не больше часа, иногда полчаса, а иногда не спят вовсе, непрестанно повторяя святое имя Господа. Они пишут прекрасные духовные книги о преданном служении, слушают рассказы об играх Шри Чайтаньи Махапрабху и размышляют о Господе.

Слушая о том, как живут Рупа и Санатана, спутники Господа Чайтаньи приходили в изумление.

- Что за удивительные люди, эти братья?! - восклицали они. - Какую великую милость Господа они обрели!

В своих книгах Шрила Рупа Госвами сам рассказал о том, как ГосподьЧайтанья явил ему Свою милость:

« Хотя я - последний из людей и совсем ничего не знаю, Господь наградил меня Своей милостью и вдохновил писать духовные книги о преданном служении. Поэтому я почтительно кланяюсь лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Верховной Личности Господа, который дал мне возможность писать о Нем ».

Исполняя волю Шри Чайтаньи Махапрабху, которая стала миссией их жизни, Рупа Госвами и Санатана Госвами, а вслед за ними и все остальные из шести Госвами Вриндавана - Шрила Рагхунатха Даса Госвами, Шри Гопал Бхатта Госвами, Шри Джива Госвами и Шри Рагхунатха Бхатта Госвами - записали и систематизировали все наставления Господа Чайтаньи, разъясняя каждую философскую тонкость в сложной санскритской терминологии.

До появления работ шести Госвами « философия святого имени », которую проповедовал Шри Чайтанья и которая проявилась в Его необычайном экстазе во время воспевания святого имени, не имела философского обоснования. В традиции гаудия-вайшнавов не было осознания, почему воспевание святого имени пробуждает в сердце любовь к Богу. Но Госвами Вриндавана представили убедительные доказательства в пользу утверждения Шри Чайтаньи: « Господь и Его имя суть одно ». Они учили, что, поскольку Господь абсолютен, нет различий между Ним и Его святым именем. А потому, когда воспевание чисто, имя приводит человека в непосредственный контакт со Всевышним. Шри Чайтанья показал это собственной жизнью, в духовном экстазе возносясь к Господу. Подобный экстаз испытывали и сами Госвами и описали его в своих книгах.

Шесть Госвами говорили, что во время воспевания святого имени, если это делается с верой, присутствует не только могущество Господа, но и Сам Господь. Они назвали эту убежденность доктриной наманаминовадвайта, или наманаминорабхеда, « отсутствие различий между Носящим Имя и Его Именем ». Джива Госвами в своей « Бхагават-сандарбхе » прямо называет главную цель: бхагават-сварупам эва нам, « имя Верховного Господа - Его подлинная сущность ». Он же в другой цитате говорит: « Разговор об аватаре, нисхождении Господа, - это сама аватара Всевышнего, воплощенная в звуке: варнау-пенаватаро йам ».

Шесть Госвами Вриндавана изложили философию Шри Чайтаньи и снабдили комментариями для блага будущих поколений. Но в разрешении этой задачи Госвами были не одиноки. Другие авторитетные авторы, редакторы и философы школы Чайтаньи и десятки других замечательных личностей внесли свой уникальный вклад в общее дело. Однако из непосредственных учеников Шри Чайтаньи шесть Госвами Вриндавана были самыми выдающимися.

Во время странствий по Индии Господь Чайтанья повстречался со своими будущими учениками-Госвами в такой последовательности: первым в Шантипуре Он встретил Рагхунатху даса, затем в Южной Индии - Гопала Бхатту, далее в Рамакели - Рупу и Санатану (здесь можно назвать и Дживу Госвами) и последним в Бенаресе по пути во Вриндаван - Рагхунатху Бхатту.

Хотя игры Шри Чайтаньи полны мистических происшествий и религиозных откровений, Его встречи с шестью Госвами представляют собой самое значительное событие в ранней истории движения санкиртаны, поскольку именно Госвами Вриндавана облекли в канонический вид несравненные по своей глубине наставления Шри Чайтаньи. Они создали 219 произведений на санскрите, что является самым значительным научным вкладом в духовную литературу на санскрите, и связали гаудиявайшнавизм со всей ведической традицией.

 

 

* * *

 

Покинув Варанаси, Господь Чайтанья через джунгли Джарикханда возвращался в Джаганнатха Пури. Лесная дорога доставляла Ему удовольствие. Как и прежде, Господь совершал удивительные игры с дикими животными, пробуждая в них изначальное духовное сознание, благословляя пением Харе Кришна мантры. В экстазе любви Он восклицал: « Ха Джаганнатх! » - и, словно лев, решительно устремлялся вперед, так что Его спутник еле успевал за Ним. Не дожидаясь Балабхадры, Господь вошел в маленькую лесную деревушку. Навстречу Ему шел, как видно, на базар, мальчик пастушок с горшком свежей простокваши.

- О дорогой пастушок, - остановил его Шри Чайтанья, - Я изнемогаю от жажды. Не дашь ли ты Мне немного молока?

Мальчик упал Господу в ноги и ответил:

- Пожалуйста, возьми сколько хочешь! И Господь Чайтанья одним глотком опустошил горшок и отправился дальше, бросив на ходу:

- Постой здесь, сейчас подойдет Мой спутник, он расплатится с тобой. Господь быстро скрылся из виду, а мальчик присел и задумался. Вскоре на дороге показался Балабхадра.

- Ты не видел тут санньяси? - спросил он пастушка.

- Да, Он выпил все мое молоко и сказал, что ты заплатишь мне. Если у тебя есть какие-то деньги, пожалуйста, заплати, и я пойду домой.

- Откуда ж у меня деньги? - удивился Балабхадра. - У меня нет ни пайса.

- Хорошо, - согласился мальчик, - забудем об этом. Только передайте этому санньяси, что я смиренно кланяюсь Его лотосным стопам.

И мальчик, собравшись уходить, нагнулся за пустым горшком, но не смог его поднять. Горшок оказался таким тяжелым, что он даже не сдвинул его с места. Подняв крышку, он с изумлением увидел, что горшок полон золота и драгоценных камней. Мальчик тут же побежал в ту сторону, куда не так давно ушел Господь Чайтанья, и скоро увидел Его, поджидающего Своего спутника. Махапрабху добродушно улыбнулся мальчику. Тут подошел и Балабхадра, счастливый тем, что пастушок обрел прибежище лотосных стоп Господа.

- Эй, пастушок, беги домой! - сказал Шри Чайтанья. - Ты получил благословение, Кришна одарил тебя Своей милостью!

Возвращаясь домой, мальчик не чувствовал земли под ногами от радости. Через мгновенье волна божественной любви захлестнула его, ноги сами танцевали. Обезумев от экстаза Кришна-премы, он пел святое имя Хари, танцевал и катался в пыли. Скоро он собрал вокруг себя всю деревню, заражая всех экстатическим весельем.

Нет предела трансцендентным играм Господа Чайтаньи на Его пути в Нилачалу. В Атхаранале, недалеко от Джаганнатха Пури, Господь послал Балабхадру Бхаттачарью вперед, чтобы он созвал всех преданных. Балабхадра Бхаттачарья спешил изо всех сил, но новость о возвращении Господа опережала его. Живительной влагой пролилась она на преданных, жизнь стала возвращаться к ним. Ликующие толпы вайшнавов устремились навстречу Господу Чайтанье. Огромная киртана оглашала своды Вселенной, радость преданных не знала границ. Впереди всех шли Шри Парамананда Пури и Брахмананда Бхарати. Наконец они увидели Его у берега озера Нарендра. Гул величайшего ликования стоял в воздухе. Увидев духовных братьев Своего гуру, Господь Чайтанья почтительно поклонился. В ответ оба с великой любовью обняли Шри Чайтанью.

Господа окружили Сварупа Дамодара, Гададхара Пандит, Джагадананда, Кашишвара, Говинда и Вакрешвара, Каши Мишра, Прадьюмна Мишра, Дамодара Пандит, Харидас Тхакур, Шанкара Пандит и еще множество преданных. Они падали к Его лотосным стопам, а Шри Чайтанья обнимал их в великом восторге. Все преданные тонули в океане духовного блаженства.

Окруженный несметной толпой преданных, Господь направился в храм Джаганнатхи. « Сейчас Я увижу Господа Джаганнатху! » - с блаженством думал Он про Себя и выдыхал:

- Ха Джаганнатха!

У главных ворот храма, Симха-двары, Он издал громкий крик и вбежал в храм. Как только Шри Чайтанья увидел Господа Джаганнатху, Его захлестнули волны трансцендентной любви. Началась радостная киртана, весь город сбежался в храм, приветствуя Господа Чайтанью. Остаток дня и ночь Господь пел святые имена и танцевал вместе со Своими возлюбленными преданными, прославляя трансцендентные качества Господа Хари.

Наутро служитель храма надел на Шри Чайтанью цветочную гирлянду с божеств и предложил прасад, а храмовый сторож Туласи почтительно стоял рядом. Сарвабхаума Бхаттачарья, Рамананда Рай и Ванинатха Рай ни на мгновенье не отходили от Махапрабху. Из храма они повели Его в дом Каши Мишры. Сарвабхаума Бхаттачарья и Гошани Пандит пригласили Гаурангу к себе на обед. Господь с удовольствием принял приглашение, попросив принести прасад Господа Джаганнатхи. Сарвабхаума Бхаттачарья и Пандит Гошани немедленно отправились в храм и принесли горы прасада, и Господь пообедал вместе со Своими друзьями. Его путешествие во Вриндаван закончилось, и теперь Он с восторгом рассказывал о нем преданным.

 

ЭПИЛОГ

 

На этом завершается Мадхья-лила, странствия Шри Чайтаньи Махапрабху по Индии, в которых Он провел шесть лет. Ему было 30 лет, когда Он вернулся в Пури, чтобы больше не покидать его до конца Своих игр на Земле. Оставшиеся восемьнадцать лет Господь проведет в возвышенном состоянии всепоглощающей любви к Богу, наставляя последователей, являя мистические и экстатические откровения и вдохновляя весь мир возвыситься до чистой любви к Богу, когда слезы, словно реки, сами катятся из глаз.

 

Миллионы книг не опишут до конца трансцендентные игры Господа Чайтаньи. Первые шесть лет после принятия санньясы Он провел в паломничестве, после каждого путешествия неизменно возвращаясь в Джаганнатха Пури, а потом снова покидая его. Странствуя из края в край, Он дарил освобождение падшим душам этого мира, наслаждался нектаром преданного служения Кришне и проповедовал повсюду. Он говорил о преданном служении, о любви к Богу и невыразимой сладости игр Господа. Шри Чайтанья разъяснял глубочайший духовный смысл и цель « Шримад-Бхагаватам », который тождествен Самому Верховному Господу. « Бхагаватам » - это воплощение Кришны в слове. Иногда Шри Чайтанья проповедовал Сам, а иногда наделял Своего чистого преданного силой говорить об исполненном любви и верности служении и Сам внимал его словам.

 

Любой наделенный разумом человек поймет, что во всех трех мирах нет никого милостивее Шри Чайтаньи Махапрабху, никто не сравнится с Ним величием. Нет никого, кто был бы так же добр к своим преданным, которые с верой и любовью внимают рассказу об играх Господа Чайтаньи. Они обретают прибежище у Его лотосных стоп.

 

С пониманием игр Шри Чайтаньи Махапрабху приходит знание о Кришне. Нет ничего выше, нечего больше постигать в этом мире. Игры Господа Кришны - нектар духовной науки. Подобно сотням ручейков, нектар этот течет по Вселенной, омывая души людей.

Игры Шри Чайтаньи Махапрабху - вечный и неиссякающий источник блаженства. Пусть ум лебедем плавает в этом мистическом озере. Преданное служение Кришне подобно ликующим зарослям лотосов, полных нектарного меда. Каждый может изведать его небесный вкус. Если все ученые, размышляющие о мире, призовут пчел своего ума в эти заросли лотосов и радостно насладятся восторгом любви к Кришне, они получат ответы на все вопросы.

Преданные Господа Кришны подобны лебедям и птицам чакравака, которые играют среди лотосов. Бутоны лотосов - это никогда не прекращающиеся игры Кришны, и, подобные лебедям, преданные вкушают их. Все преданные Шри Чайтаньи Махапрабху подходят к берегам этого великого духовного озера и в его божественных водах становятся лебедями и птицами чакравака, ища прибежища под сенью лотосных стоп Господа Чайтаньи. Все их страдания исчезают, словно туман. Продолжая свое служение, они обретают величайшее счастье и ликуют от любви к Богу.

Вайшнавы, нашедшие прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, могут напоить нектаром преданного служения весь мир, Господь наделил их таким могуществом. Они подобны облакам, проливающим на землю желанный дождь. Дождь преданного служения питает плод любви к Богу в этом мире.

Игры Господа Чайтаньи Махапрабху исполнены нектара, а игры Кришны подобны камфаре. Когда нектар смешивают с камфарой, получается необычайно сладкий вкус. Всякий может изведать его по милости чистых преданных, постоянно наслаждающихся этим нектаром. Без нектара игр Господа Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху преданный слабеет и падает. Но одна лишь капля его оживляет утраченную силу и ум и заставляет смеяться, петь и танцевать от счастья. Ничто в мире не сравнится с этим нектаром. Нужно твердо верить в Господа Чайтанью и опасаться множества небылиц о Господе или бездны духовного падения. Кто оступается - погибает.

 

* * *

 

« Шри Чайтанья-чаритамрита » - необычайно возвышенная книга. В ней описываются игры Господа Чайтаньи, поэтому она всегда остается жизнью и душой всех вайшнавов и недоступна мирскому человеку. Люди, завистливые, как свиньи, не почувствуют ее сладости и не полюбят. Но для всех святых и чистых сердцем игры Господа Чайтаньи покажутся неисчерпаемо сладостными. Пусть же эта сладость растет в их сердцах день ото дня! » (Кришнадас Кавирадж Госвами, Ч-Ч, Мадхья, 281 - 283.)

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)