АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Петражицкий Л.И.. Психологическая теория права

Читайте также:
  1. ERG – теория Альдерфера
  2. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  3. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  4. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  5. I. Теория естественного права
  6. I.1.5. Философия как теория и
  7. I.2. Система римского права
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. I.4. Источники римского права
  10. II. Историческая школа права
  11. II.3. Закон как категория публичного права
  12. II.6. Корпорации публичного права (юридические лица)

Лев Иосифович [13(25).4,1867, Кол-лонтаево Витебской губ.,— 15.5.1931, Варшава], социолог и правовед, основатель психологич. школы права. По национальности поляк. В 1898—1918 руководил кафедрой энциклопедии и истории философии права в Петерб. университете; с 1918 — кафедрой социологии Варшавского университета.

Филос. основы концепции П. близки эмпириокритицизму и имманентной школе. По П., реально существуют лишь психич. процессы, остальные социально-историч. образования суть их внеш. проекции — «эмоциональные фантазмы». В то же время, классифицируя науки по видам высказываний (по П., суждения о сущем составляют основу наук теоретических, а суждения о должном — практических), П. склонялся к неокантианству.

П. полагал, что науки о хозяйстве, праве, государстве, нравственности должны опираться на анализ психич. явлений. Считая неудовлетворительным деление психич. явлений на познание, чувство и волю (где первые два феномена — пассивны, а третий активен), П. ввёл понятие эмоций, носящих якобы двусторонний, активно-пассивный характер (напр., переживания голода, жажды ит.п.). Эмоции, по П.,— «истинные мотивы, двигатели» человеч. поведения. Среди различных эмоций особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые. Моральные эмоции императивны, т. е. обязательны, правовые — императивно-атрибутивны, обладают обязательнопритязательным свойством: не только к.-л. лицо обязано что-то делать, но другое вправе требовать от него выполнения данных обязан-нотей. Развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву «свободного» труда и конкуренции — следствия и продукты «прогресса нар. психики».

Наиболее сильное обратное воздействие на общество оказывает право, которое П. разделяет на интуитивное и позитивное. Отсюда вытекает особое значение т. н. политики права, призванной очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в сторону общего блага. Именно политика права может и должна сознательно вести человечество вперёд в том направлении, куда оно движется бессознательно, эмпирически. Государство (как и все другие обществ. отношения, включаясобственность) служит, но П., праву (т. е.общему благу), обеспечивает осуществление определ. системы правовых норм и изменяется в соответствии с её потребностями.

Психологич. концепция ГГ. не объясняет ни происхождения эмоций, ни конечных причин их эволюции; ей присущи внеклассовый подход к социальным отношениям, абстрактность и антимарксистская направленность.

Неотомизм- главное направление неосхоластика, что видит в учении Фомы Аквинского (1225-1274) наиболее совершенное выражение "вечной философии"; неотомизм резко противопоставляет себя как материализма, так и субъективному идеализму, он претендует на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпирики, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Богвоспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность. Неотомизм один из самых распространенных разновидностей современного идеализма; официальная философия католицизма, современная версия томизма, который является христианской адаптацией философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи - как сочетание материи и формы, процессы - как переход потенции в актуальность.Неотомизм также является современной философской и педагогической концепцией развития личности, видит назначение человека не в борьбе за свое социальное и духовное освобождение, а в стремлении приблизиться к божественному совершенству. Тактика неотомистов по отношению к новейшим научным достижениям отличается от их позиции в отношении развития филисофской мысли. По отношению к естесственнонаучным открытиям проявляется ныне терпимость и даже готовность к их ассимиляции натурфилософской системой неотомизма. Гонение на научное познание, в соответствии с формулой Экклезианства «многознание приносит скорбь» и

прямое придание ученых анофеме осталось в прошлом. Неотомисты заявляют, что они пекутся о «правильном истолковании науки»; в тоже время они стараются частично обновить, приспособить к науке свои догмы; направить поток новейших достижений наук о природе в русло богословских интерпритаций.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)