АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности миропонимания в индо-буддийской культуре

Читайте также:
  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  3. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  4. III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
  5. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  6. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  7. V. Особенности развития предпринимательства
  8. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  9. Агрегатный индекс цен: особенности построения с учетом разных весов
  10. Акты применения права, их особенности и виды
  11. Акты применения права: понятие, особенности и виды.
  12. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

1. Космическое мировидение. Все существующее в мире, в т.ч. человек, – частицы единого всеобъемлющего целого, единого организма Космоса/Абсолюта/Брахмана: «Люди, вещи, мы сами, события, боги, титаны, ангелы – это единый божественный Брахман.» Брахман – это «реальность–сознание–блаженство (ананда)». Живое безличное и всеобъемлющее целое пронизывает все сущее. Все одухотворено.

Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь каждого живого существа соответствует ритму бытия. В индуизме все животные имеют душу и должны вести себя праведно. Человеческая жизнь воспринимается неразрывно с космической как единая космо-человеческая жизнь. Поддерживается вера в духовный порядок космического масштаба. Этим объясняются многие необычные для европейца факты индийской культуры. Например, до 1930 г. заработная плата в Индии не была собственностью личности.

Проекции единого мира, его геометрические символы – мандалы. Они используются как магические фигуры в ритуальной практике брахманизма. Среди мандал – свастика, символ удачи (санск. свасти – хорошая удача), буддийский символ вечности.

Космическое мировидение имеет множество проявлений. Одно из них – учение о гунах – чувственно невоспринимаемых силах природы, пронизывающих все существующее:

 

«Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания что-либо получить взамен считается деятельностью в гуне добродетели.»

«Деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям и проистекающая из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти.»

«деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениям шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях считается принадлежащей к гуне невежества.»

2. Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии.

3. Основные понятия в картине мира – дхарма, карма,сансара, мокша.

Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг. В индийском эпосе есть рассказ о мудром зайце, который встретил голодного брахмана и, зная, что тот не сможет его убить, бросился в костер, предварительно отряхнувшись от насекомых.

Карма – сумма праведных и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом.

Следствия кармического мировоззрения – безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.

Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире.

Мокша – преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть навсегда» в материальном мире и вечное блаженство.

4. Равновесие двух полюсов жизненных целей. На одном полюсе жизненный целей, заявленных в кульуте, – отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность. Посох отшельника стал одним из символов индо-буддйской культуры.

На другом полюсе – жизнерадостность, гедонизм, беззаботность. Гедонизм никогда не осуждался традиционными этическими нормами. Двахарлал Неру охарактеризорвал индийцев как «народ, легко и радостно принимавший жизнь». Он писал: «Это был беззаботный народ, уверенный в себе и гордый своими традициями, народ, блуждавший в поисках таинственного, выдвигавший много вопросов, касавшихся природы и человеческой жизни, народ, придававший большое значение созданным им нормам и ценностям, но легко и радостно принимавший жизнь и встречавший смерть без особой боязни.»

5. «Бегство от мира» как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». Неслучайно лингвисты заметили, что именно в языке санскрита больше всего психологических терминов.

В то же время в собственных глазах эта культура предстает как устремленная в мир. Мир для индийского миропонимания – это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью.

Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей. Загонять желания вглубь опасно. Поэтому «Не пренебрегай благополучием. Не пренебрегай величием. Не пренебрегай учением и обучением» (Упанишады).

6. Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Д.Неру отметил. что индийцам свойственна «неповоротливость ума там где дело касается фактов.» Они склонны интересоваться туманными абстракциями. Один из исследователей индо-буддийской культуры отметил Ольденбург отметил: европеец только в тюрьме и ссылке вникает в вечные вопросы, а индиец смотрит на суетливую жизнь как на тюрьму, из которой можно выйти только путем искания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)