АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация наук у Конта

Читайте также:
  1. II. Финальный контакт и пост-контакт
  2. IX.4. Классификация наук
  3. MxA классификация
  4. S: Вредными называются вещества, которые при контакте с организмом вызывают
  5. Аденовирусная инфекция. Этиология, патогенез, классификация, клиника фарингоконъюнктивальной лихорадки. Диагностика, лечение.
  6. Акустические колебания, их классификация, характеристики, вредное влияние на организм человека, нормирование.
  7. Аналитические методы при принятии УР, основные аналитические процедуры, признаки классификации методов анализа, классификация по функциональному признаку.
  8. Апочаткування позитивістської філософії у XIX ст. та її відношення до метафізики. Погляди О.Конта та Г.Спенсера.
  9. Атомные нарушения структуры кристалла. Классификация дефектов структуры.
  10. Безопасность технологического оборудования: классификация, требования безопасности и основные направления обеспечения безопасности
  11. Бесконтактная система зажигания
  12. Бесконтактное воздействие как психологический реагент

1) Математика- самая простая, абстрактная и древняя

2) Астрономия

3) Физика

4) Химия

5) Биология

6) Социология

7) Мораль.

Развитие идей Конта получило во 2ой волне позитивизма: это и Махизм- Эрнста Маха или импирио критицизм- критика опыта.

Махисты начали с того, что утверждали положение о необходимости устранения из науки метафиз суждений, что будет способствовать обоснованию фундаментальных научных принципов.

Мах и Авенариус считали что в условиях возникновения новых теорий необходимо пересмотреть содержание старых теорий. Если наука приходит к новой теории, то насколько истинны старые теории, Какие понятия явл-ся научными и кто на них стоит?

Критика механики Ньютона т, к она метафизична, использует понятие абсолютное. Если мир постоянно развивается. Любое явление кот наука изучает в статик е устраивает к тому моменту, когда ученые готовы сделать какие то выводы о рассматриваемом явлении или предмете. База научного познания- элементы опыт и их отношения. Явления- это чувственные данные иди ощущения (по мнению махистов). Граница между физическим и психическим носит условный характер, уловка, необходимая человеку в практич целях. Мах считает, что он устраняет причину спора между материалистами и идеалистами потому что в ощущениях и восприятиях никогда с абсолютной достоверностью нельзя отделить что относится к внешнему а что ко внутреннему миру.

 

Авенариус- принцип наименьшей траты сил. Познание- один из элементов жизнедеят-ти. Осн принцип жизни- накопление расходование энергии, принцип экономии мышления. Философия и наука должны отказаться от всех понятий кот выходят за пределы чистого опыта.

Махизм столкнулся с 2мя проблемами, что превратило его в субъективную науку:

1 проблема - т.к нет деления на суб-т и объект, то человек самостоят-но познает себя, а значит и свое окружение

2 проблема - т.к. базовое научное данное- ощущение, кот связываются между собой законами, то на самом деле тело становится всего лишь комплексом ощущений

 

3 форма развития классич позитивизма - логический позитивизм- зарождается в 20 и 30 гг 20 века в Венском университете. Ученых объединяет Мартин Шлик- Венский кружок Шлиппа. Представители: Карнап, Нейрат, Гедель, Дубислав,Гемпель. В рамках кружка провозглашено создание единой унифиц науки, задача кот –преодолеть разрозненность научных дисциплин. Для реализации задача- внимание уделялось созданию языка науки. Язык- е речь, а некое поле, бессознательное поле. Мы никогда не сможем понять сущность языка. Язык математич науки- должен стать универсальным языком науки. Это поможет:

1) Исключить из сферы познания метафиз проблемы и утверждения как неимеющие смысл

2) Прояснить значение собственно-научных понятий и предложений.

=) Философия начинает рассматриваться как анализ тех положений, кот исследователь получает из опыта.

 

Философия не может дать новую инфу о мире, а дает всего лишь формальное знание, не сущностное, а объясняющее знание. В 60 гг Рудольф Карнап в работе «Философские основания физики»(1971): Что остается в философии- это только метод логич анализа».

Философия не имеет право перепрыгивать через голову естественных наук и заниматься проблемами природы =) они предложили заменить старую философию природы философией науки. Задача такой философии- исследовать саму науку, ее понятия, методы и возможные результаты.

 

Бертран Рассел - метод верификации философии. В работе «Принципы математики» написал ее совместно с Уайтхедом(1910-1913 г)- основа мира- «атомарные факты». Атомарный факт- не физич атом, а некий простой факт, который позволяет говорить об истинности логически простого предложения. Простые высказывания всегда носят атомарный характер, а сложные носят молекулярные предложения. Атомарные факты фиксируют св-ва или отношения реальных предметов, а молекулярные- описывают реальность. Они впервые выступили с критикой формальной логики. Взамен формальной логики предлагают математическую логику. Рассел вводит понятие «Протокольные предложения»- это предложения. Которые образуют эмпирический базис науки и познания вообще. Они фиксируют некие протоколы, стенографируют чувственные переживания суб-та (сейчас я чувствую громкую музыку- пример).

Особенности протокольных предложений:

1) Выражают чистый чувственный опыт субъекта

2) Абсолютно достоверны

3) Нейтральны к другим областям знания

4) Именно с протокольных предложений начинается гносеологич процесс- процесс познания.

 

Чувственный опыт носит парадоксальный характер.

Вводит Рассел парадокс множества. (1981)- «Пусть К- это множество всех множеств которые не содержат себя в качестве своего элемента» ( я- с одной стороны часть безликого множества, а с другой- я- уникальная личность и не принадлежу к этой серой массе)

Вывод: Людвиг Витгенштейн -Осн постулаты позитивизма:

1) Всякое знание есть знание что дано человеку в чувственном восприятии

2) Только то что дано нам в чувственном восприятии мы можем знать с абсолютной достоверностью

3) Все функции знания сводятся к описанию

Эти принципы ведут к отрицанию традиц философии т.к философия всегда стремилась выйти за рамки чувственного опыта. С т.з логического позитивизма- Мир чувственного опыта или не существует вообще или о нем ничего нельзя сказать.

 

2 функции деят-ти ученого:

1) Установление протокольных предложений

2) Изобретение способов обобщения этих предложений.

 

У логич позитивистов еще одна проблема- попытка провести демаркацию- метод верификации- предложение научно только в том случае, если оно мб сведено к протокольному предложению, а его истинность устанавливается наблюдением.

 

После разочарования ученых в метафизике когда наука стала рассматриваться как некая вещь в себе, развивающаяся самостоятельно, изолировано от мира, была предпринята попытка исправить это положение и утвердить связь философии и науки и этим занялись философы постпозитивизма.

 

Основоположник постпозитивизма- Кард Коппер(1902-1994)- постпозитивизм объединяет в себе несколько разрозненных концепций. В его рамках существует внутренняя полемика.

2 основных направления постпозитивизма:

1) Релятивистское- Томас Колл, Фейерабенд, Полани

2) Паллибалистское- Поппер и Имрэ Лакатос

Релятивисты - научное знание носит условный, ситуативный характер. Большое влияние на развитие науки оказывают социальные факторы.

Философы 2го течения - научное знание несет в себе погрешность из-за неустойчивости во времени- более молодая сильная теория может менять содержание предшествующей теории.

Постпозитивизм- 2 течения:

1) Интернализм - главная движ сила в развитии науки- сама наука. Научное знание рассматривается как саморазвивающаяся система. Наука- замкнутая и элитарная область человеч бытия. Представители- Лакатос, Поппер.

2) Экстернализм - источник развития науки- соц потребности и культурный ресурсы общества, уровень материального и культурного развития. Кунт, Гачес, Фейрабенд.

Позитивизм рассматривается как преемник неопозитивизма - т.к больше внимание- рациональным методам познания. Но в отличие от неопозитивизма- гл назначение философии науки- исследование процесса развития или роста знаний.

Постпозитивисты- пытаются осуществить синтез логико- методологического и историко-научного метода.

Позитивисты обращаются к реальному процессу истории, показывают зависимость познавательного процесса от познавательного индивида.

Постпозитивисты – возвращаются к признанию авторитета и традиции в науке, отказываются от обезличивания науки.

Грязнов и Садовский в работе «Структура и развитие науки»- выделили осн положения, кот можно охарактеризовать постпозитивизм:

1) Теоретич понимание науки возможно лишь при построении динамич картины научного знания

2) Научное знание- целостное по своей природе, его нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирические и теоретич уровни

3) Философ концепции имеют связь с конкретным научным знанием. Философия не только стимулирует развития науки но и является необходимым элементом науки

4) Динамика научного познания не является строго кумулятивным познанием. Теории зачастую не зависят друг от друга =) их тяжело сопоставлять и соизмерять друг с другом

5) Цель научного знания- не достижение объективной истины, а реализация 1ой или нескольких ближних задач.

6) В качестве метода разработки историко- методологич развития науки выступает совокупность различных подходов: историко-научный, психологический, социологический, логический- не носит доминирующего характера

 

Философы позитивисты мб разделены на 3 группы:

1) Кумулятивисты- познание начинается с отдельных фактов, а затем из фактов выводится теоретич обобщение =) рост научного знания- непрерывный и беспрерывный процесс накопления абсолютных истин. – Лакатос

2) Антикумулятивисты- Кун, Фейерабенд- наука развивается за счет революц смены норм, методов, стандартов. Кун- понятие научная революция

3) Некумулятивистская- признают как прерывность, так и преемственность в развитии науки

 

 

 

Фаллибилистский подход.

Основоположник – К. Поппер, Имре Локатес.

Релятивисткий подход – Томас Кон, Пол Фейейраенд, Майкл Хоррани

 

КАРЛ ПОППЕР

Основоположник анализа роста науки.

«Логика научного открытия», «предположение и опровержение», «Открытое общество и его враги», «Логика и рост научного знания».

Необходимо подтверждение научной гипотезы через доказательство простых, атомарных предложений. Поппер отрицает это, считает, что истинность ни одного общего предложения нельзя обосновать при помощи частных предложений, счастные предложения способны лишь опровергнуть общее.

Он формулирует новую область философского познания – эпистемология, «философия научного познания».

Главная задача эпистемологии – разрешение проблемы роста научного знания.

Критикует неопозитивистов, т.к. все их рассуждения строятся на существовании абсолютной истины. Поппер считает, что любая старая теория со временем опровергается новой теорией. Свое мировоззрение он называет критическим реализмом.

В отличие от эмпириков считает, что теория предвосхищает факты; не факты наполняют теорию, а именно теоретическое осмысление приводит к открытию новых фактов.

Ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, любая теория носит гипотетический характер. Теорию образуют правдоподобные утверждения.

Теорию нельзя отказать, можно лишь опровергнуть. Теория фальсифицируема настолько, насколько она противоречит известным данным. Это происходит на принципах паллибализма.

Существует исходная проблема. Различные ученые выдвигают варианты, это «временные решения». Затем задачей философа наук является эллюминирование (выделение) ошибки, что приводит к постановке новой проблемы, которая может принципиально отличаться от первой поставленной. Этот процесс цикличен. Т.о. происходит рост научного знания.

Научной теорией признается только та теория, которая может быть сопоставима с опытными данными, мб фальсифицирована.

Поппер по-новому решает проблему демаркации философии и науки. Философия не мб фальсифицирована, но философия обладает смыслом, без нее нельзя обойтись; это осмысление роста научного знания.

По мнению Поппера, сохранение старой теории задерживает развитие научного знания, это догматизм в науке.

Основные тезисы труда «Логика и рост научного знания»:

1) Легко подтвердить любую теорию, если мы этого хотим

2) Истинные подтверждения могут приниматься только как результат рискованных предсказаний. Подтверждение – результат гипотез, которые помогли выйти за рамки догматизма.

3) Чем больше теория запрещает, тем она лучше.

Теория Поппера – комната с одной открытой дверью и множеством закрытых дверей, чем последних больше, тем больше шансов открыть новое.

4) Теория, которая не мб опровергнута, не научна. Креационизм - догма, данная свыше.

5) Проверка теории – это фальсификационизм

6) Опровержение должно быть подкреплено свидетельствами, носить подлинный характер. На этом строится теория аргументации.

7) Некоторые теории, которые уже были фальсифированы, т.е. устарели, сохраняются их сторонниками. Это называется конвенциональной уловкой.

Поппер подвергал критике как эмпириков-инструменталистов, таких как Беркли, Пуан Каре, так и рационалистов. Критикуя инструменталистов, он говорил, что те не могут показать отличие между чистыми теориями и техническими правилами вычисления. Инструменты, используемые для проверки теорий, проверке не подвергаются. Т.е. проверяя теорию при помощи вычислений, приборов, механизмов, инструменалисты не проверяют сами инструменты.

Поппер выдвинул теорию «Третьего мира», согласно которой можно выделить три области объектов:

1) Мир физических объектов

2) Мир сознания

3) Мир объективного содержания мышления: теории, проблемные ситуации и, проблемы, критические споры и дискуссии, содержание журналов, книг, библиотек. Это побочный продукт человеческого языка, но и он сам оказывает влияние на мышление. Он предлагает мысленный эксперимент: в результате катастрофы в г-ве теоряются все технические достижения, но сохранились библиотеки. Человек сохраняет способность учиться, есть люди, умеющие превращать инф-ю в знание, поэтому скоро все будет восстановлено. В случае, если люди не умеют использовать материалы из библиотеки, на восстановление уйдут тысячелетия.

1. Третий мир – естественный продукт человеческого существа

2. Третий мир в значительной степени автономен, хотя подвергается значительному воздействию извне и сам воздействуют на человека. Содержание прочитанных книг формирует меня, однако оценка прочитанной книги дается не на основе числа страницJ.

3. Взаимодействие с третьим миром ведет к росту объективного знания, существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом. L

Чем образованнее нация, тем процессы акселерации в ней быстрее.

 

Первооткрывателем третьего мира выступил Платон. Но их понимание различается.

1. У Платона мир идей статичен, имеет божественное происхождение. У Поппера мир идей постоянно развивается, тесно связан с человеком.

2. У Платона рассуждения ведут к миру идей (сократическая беседа), у Поппера – рассуждение – часть третьего мира. Способность к рассуждению у всех разная.

3. По Платону мир идей содержит истину, Поппер считает, что истина недостижима.

Отличия от Гегеля:

1. Человек – слепое орудие духа по Гегелю, Поппер рассм.человека как творческое существо

2. У Гегеля противоречие – источник движения духа, у Поппера: необходимо искать противоречия нужна для их устранения

3. Г.считает, что абс.дух – субъект, в котором обитают идеи, как человеческие идеи в человеческом сознании. Поппер считает, что третий мир не похож на человеческое сознание, т.к. его составляют продукты человеческого сознания.

 

ИМРЕ ЛОКАТОС

Последователь Поппера, британец.

Считает, что оценке должна подвергаться не одна теория, а все теории в совокупности. Не только теории, но и гипотезы, примыкающие к ней. Расматривать торию необходимо вместе со всеми предшествующими ей теориями, тогда это поможет исследователю выявить те изменения, которые были привнесены конкретной теорией. Прогресс в знании - открытие посредством теорий новых фактов. Метод Локатоса называют утонченным фальсификационизмом. Благодаря этому методу исследовательский интерес обращается на ряд последовательно развивающихся теорий. Последовательность теорий – научно-исследовательская программа. Это нечто более общее, чем отдельная теория, но менее общее, чем научная дисциплина, наука.

Научно-иссл.программа содержит след.элемент:

1) Твердое ядро – совокупность конкретно- научных и онтологических допущений

2) Защитный пояс – вспомогательные гипотезы, которые испытывают на себе удары опытных опровержений. Может изменяться под влиянием негативной и позитивной эвристики. Негативная эвристика защищает программу, ее задача – не допускать эмпирического опровержения, показывать, какие пути необходимо избегать дабы не разрушить твердое ядро. Позитивная эвристика указывает путь проведения исследования для достижения результатов. Главная задача позитивн.эв. – ориентация ученого во мн-ве эмпирических аномалий. Исследовательская программа должна рассматриваться прогрессивной до тех пор, пока ее теоретический рост предвосхищает эмпирический рост.

НИП могут существовать одновременно, конкурируя. Замедление в развитии НИП происходит из-за накопления аномалий и несовместимых фактов. Это стадия регресса.

Демаркация между зрелой и незрелой наукой:

1) Зрелая наука состоит из исследовательской программы, предсказывающей ранее неизвестные факты

2) Зрелая наука обладает эвристической силой, создающей защитный пояс

В модели развития науки существуют как революционные, так и эволюционные изменения. Развитие знания в рамках одной определенной программы носит эволюционный и кумулятивистский характер. Т.Кун назвал «периодом нормальной науки», у Локатоса это «исследовательская программа, захватившая монополию». Смена программ – научная революция, но в действительности НИП пользуется полной монополией очень редко и очень недолго.

Кун.

Физика Аристотеля, химия Лавуазье, опыты Ньютона создают основу науки.

Отражается происходящее прее только в научной литературе, но и в учебниках

Не факты определяют теорию, а теория определяет те или иные факты.

 

Парадигма - совокупность убеждений, технических средств и ценностей, обеспечивающих существование научной традиции.

Характеристика парадигмы:

1) Методологический аспект – возможности парадигмы с т.з. теоретических и методологических аспектов

2) Социально-психологический аспект – принятие/непринятие парадигмы конкретным научным сообществом. Не имеет рационального объяснения

 

Структура парадигмы:

1. Символические обобщения: законы, определения, часто употребляемые понятия

2. Совокупность метафизических установок, определенное видение бытия. В истории человечества было 3 картины мира: гео-, гелеоцентрическая, современная.

3. Совокупность общепринятых образцов решения задач. По мнению Куна, парадигма – понятие более широкое, чем научная теория и предшествует ей. Включает в себя социально-политический аспект, социальные правила и нормы.

Кун считает, научное сообщество – группа ученых, объединенных верой в конкретную парадигму. Т.к. наука – результат д-ти научных сообществ, то наука – заложница определенной парадигмы.

 

Этапы в развитии науки:

1. Допарадигмальный. Хаотическое накопление фактов, борьба идей и школ.

2. Обычный и нормальный период для развития науки, наиболее характерный для нее. Этот этап характеризует как «головоломка», «кроссворд». Основное качество – есть гарантированное решение. Н-р: периодическая система химических элементов.

3. Период кризиса, экстраординарный период. Хар-тся революционными изменениями в научном познании. Не все «головоломки» имеют решение, чем больше аномалий, вопросов в рамках одной парадигме, тем ближе наука подходит кризису или к научной революции

Парадигмы носят несоизмеримый х-р, поэтому в науке не мб преемственности.

Какую парадигму из всех должен выбрать исследователь? Кун предлагает следующие принципы выбора теории:

1) Теория должна быть точной

2) По отношению к другим должна быть общепринятой и непротиворечивой внутри себя

3) Теория должна иметь широкую область применения

4) Теория должна развиваться

5) Теория должна быть простой и упорядоченной

6) Теория должна открывать новые горизонты

 

Пол Фейерабент

Развивал идеи Куна. Его теория – теория эпистимологического анархизма

Он отграничивает эп.анархизм от политического. Последний имеет свою программу, цель которой – уничтожить существующий общественный строй, то эп.анархизм выступает против каких-либо программ, критически обсуждает любые убеждения и методы.возможно использование любых методологических средств для достижения исследовательской цели. Эп. Анархизм ринимает любые идеи, кроме абсолютных, таких как любовь, истина, разум, справедливость, выступает против основанного на них поведения.

Основные работы:

1987 – «прощай, разум»

1978 – «Наука в свободном обществе»

«Очерк анархистской теории познания» – основной труд.

Основоположники современной науки К.и Г., Коперник опирался на мифологизированную философию Филлолая, Галилей – на пропаганду и публичное мнение. При создании гелеоцентрической системы мира «разум молчал».

Главные вопросы для философа науки:

1) Существует ли нормы научной д-ти, которые регулируют творческий акт в науке?

Возможно ли создать рациональные предпосылки для озарения?

2) Если такие нормы есть, то как они зависят от уровня развития науки? Или творческий акт только для уникальных, одаренных людей?

3) Что такое наука? Как она функционирует? Каковы р-ты научной д-ти? все это укажет на совокупность правил, которые будут регулировать научную д-ть. Парадокс: многие правила научной д-ти носят неявный х-р, ученый, используя их в своей д-ти, использует их скорее интуитивно, но не рационально.

 

Вывод: наука как рациональный институт опирается на иррациональные методы освоения реальности. Поэтому Фейерабен говорит о необходимости реформирования образования, предлагает отделить науку от государства, считая, что в этом случая научные идеи не будут навязываться через школы и университеты. Цель воспитания в таком случае – всесторонняя подготовка человека к тому, чтобы он в сознательном возрасте свободно смог сделать выбор между идеологиями.

Отбросив идею преемственности, Фейерабен выдвигает принцип пролитерации (размножения) теорий. Согласно этому принципу необходимо размножать и разрабатывать такие теории и концепции, которые несовместимы с существующими и общепризнанными. Новые теории всегда конкурируют со старыми, это выступает диалектическим законом в развитии науки. По мнению Ф. этот принцип защищает новые теории от критики со стороны старых теорий.

Основные принципы концепции:

1. Допустимо всё. Н-р: работы Носовского, Фоменко, использовавших математические исследования для изучения истории, обнаружили «удвоение» истории: взяли за аналог англ.ист.и написали про нас аналогичную историю ранних лет.

2. Принцип теоретического упорства. Если уверен, что есть параллельные миры и истины, недоступные другим, вы имеете права защищать их.

 

Наука ничем не отличается от мифа и религии, т.к. в деятельности ученого важна не истина, а развитие индивидуальных способностей.

Основные положения анархисткой теории познания:

1) Наука – анархистское предприятие. Разрушение старых принципов, установление новых, новой методологии

2) Единственный принцип, содействующий научному прогрессу, - «допустимо всё»

3) Можно использовать любые гипотезы, даже если они противоречат хорошо подтвержденным теориям

4) Условие совместимости теорий неразумно, т.к. сохраняет более старую, а не лучшую теорию

5) Не существует идеи, какой бы абсурдной или устаревшей она не была, которая не была бы способна улучшить наше сознание

6) Ни одна теория не может согласоваться со всеми фактами в своей области, т.к. факты формируются в рамках старой теории; столкновение фактов с теорией – показатель прогресса

7) Если наука существует, значит разум не универсален. Невозможно исключить неразумность. (Ф.Аквинский: истины разума и истины веры, то, что обращаемся к науке, это не слабость теологии, а слабость разума)

 

Майкл Полани

Наиболее известная работа - «Личностное знание» 1958.

Развивал идею Ф., заключ. в том, что наука – анархическое предприятие, большое значение имеют интуитивные исследования.

Наука делается людьми, сумевшими овладеть соотв. навыками и умениями познавательной д-ти. процесс познания не может быть описан или выражен при помощи языка. То, что в статьях и учебниках, - часть знания, а знание в целом включает в себя еще и неявное, личностное знание. Н-р: ощущение ручки в руке и знание о том, как ею пользоваться.

 

Истинный смысл научных утверждений определяется скрытым, молчаливым знанием. Ощущение некоего алгоритма того, как действовать – «знание того, как это делается».

 

Полани выделяет 3 этапа в развитии философии науки:

1. Описание фактов

2. Конвенциализм

3. Протокольные высказывания (формирование языка науки)

4. Личностное знание

 

Основные положения теории Полани:

1) Науку делают люди, обладающие мастерством

2) Искусству познавательной д-ти нельзя научиться по учебнику, оно передается непосредственно от учителя к ученику

3) Люди, делающие науку, не могут быть заменены другими людьми, которые приобщились к этому знанию только при помощи книг

4) В научной д-ти главными элементами являются следующие:

1. Личный опыт

2. Внутренние переживания

3. Внутренняя вера в науку

4. Страстная заинтересованность ученого

5. Личная ответственность ученого

5) Личностное знание передается непосредственно в процессе коммуникации и не нуждается в описаниях

Поппер обвинял Полани в иррационализме, на что Полани ответил так: «может показаться, что эти два слова (личностное знание) противоречат друг другу, ведь подлинное знание считается безличным, всеобщим, объективным, но для меня знание – это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее искусства».

ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТИПОЗИТИВИЗМА В ЦЕЛОМ:

1. Отказ от кумулятивизма в понимании развития знания, ни чем больше знаю, тем умнее, а чем лучше знаю

2. Отказ от жесткого противопоставления факта и теории.

3. Осознание теоретической нагруженности фактов

4. Обращение к истории развития науки, логика и история научного познания неразрывно связаны

5. Итог – обсуждение проблемы связи науки и философии с различными соц.институтами, такими как политика, государство, религия

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.)