АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОНЕЙРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I ВВЕДЕНИЕ.
  3. I. ВВЕДЕНИЕ
  4. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  5. I. Институционализация рекламной и PR-деятельности.
  6. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  7. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  8. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  9. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  10. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  11. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  12. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)

Н.Ф. Калина И.Г. Тимощук

"Основы юнгианского анализа сновидений"

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОНЕЙРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
Сны и их толкование в истории культуры 10
Паранаучная традиция изучения сновидений- 13
ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ 17
Исследования сновидений в психологии 17
Цели и функции снов по Фрейду 20
Работа сновидения 24
Основные приципы фрейдовского анализа символики
сновидений 30
СМЫСЛ СНОВИДЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ААДЛЕРА 38
ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ 46
Основные положения "психологии бытия" 46
Анализ образов сновидения по А.Менегетти 48
Сновидения и жизненная реальность 53
Отношения с людьми и их отражение в сновидениях 57
ЛИЧНОСТЬ И ПСИХИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 63
Психическая реальность сновидения 63
Сознание и бессознательное в человеческой душе 69
Об архетипах коллективного бессознательного 85
АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЦИИ 107
Структура души и развитие личности 107
Встреча с Тенью - сновидения и реальность 116
Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие
процесс психической инфляции 124
Образы Анимы и Анимуса в сновидениях 130
Самость: предвечный младенец в предвечные
времена 145
ПРИНЦИПЫ ЮНГИАНСКОГО АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЙ 157
Общая точка зрения на психологию сновидений 157
Сущность и функции сновидений 163
Основные этапы интерпретации сновидения 179
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ 194
Основы метода активного воображения 194
Техники и приемы активизации образов
бессознательного 198
Опыт терапевтической работы по методу активного
воображения 202
Сновидения, воображение и ритуалы 207
МИФ КАК СНОВИДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 213
Структура и функции мифа в аналитической
психологии 213
Мифологические параллели процесса
индивидуации 222
Личный миф человека и его жизненный путь 231
ЛОГИКА СМЫСЛА СНОВИДЕНИЯ: СТРУКТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 242
Образы сновидения как язык бессознательного:
от Фрейда к Лакану 242
Логика смысла сновидения: парадокс, нонсенс,
фантазм 247
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 256
Полисемантическая функция сновидения 256
ПРИЛОЖЕНИЕ 264
1 Интерпретация сновидений в различных парадигмах
глубинной психологии 264
2 Юнгианский анализ личного мифа 273
3 Анализ архетипической символики художественного
текста 280
ЛИТЕРАТУРА 297

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Проблема скрытых сторон душевной жизни, отражающихся в сновидениях, продолжает интересовать психологов вот уже много десятилетий. Со времен З.Фрейда и К.Г.Юнга известно, что сновидения должны быть понимаемы символически, что их не следует толковать буквально, а нужно предполагать за ними скрытый смысл. Однако этот смысл разгадать непросто.
Способов и возможностей толкования снов очень много, и все они различаются между собой. Не вдаваясь в подробности, нам хочется разделить их пока на две большие группы - научные и антинаучные, посетовав при этом на слишком большую распространенность последних. Видимо, засилье всевозможных "Сонников", обилие газетных публикаций и статей под заголовками типа "Скажи мне, что тебе снится - я и скажу, кто ты" — в какой-то степени коренной феномен нашей сегодняшней жизни, и единственный способ борьбы с ними заключается в том, чтобы противопоставить всему этому настоящие серьезные исследования в области онейрологии — науки о сне и сновидениях.
Психология деятельности сновидения представлена достаточно обширным корпусом научных знаний, даже беглый обзор которых способен составить толстый том. В своей работе мы уделили преимущественное внимание юнгианству, в рамках которого данная проблема поставлена и исследована более чем фундаментально. Счастливая возможность читать и изучать труды Карла Густава Юнга, величайшего психолога XX столетия, ныне предоставлена нам в полной мере — в последние пять лет большинство его книг и статей вышли в переводе на русский язык. Но вызывающие огромный интерес, пристальное внимание и почтительное восхищение специалистов, работы по аналитической психологии вряд ли можно рекомендовать широкому читателю. Данная книга является попыткой популярно изложить основные достижения юнгианства в области анализа сновидений и других феноменов бессознательного психического, не жертвуя при этом, однако, научностью в ущерб доступности.
Конечно, не авторам судить, насколько она удалась. Видимо, отдельные разделы, посвященные, скажем, толкованию сновидений во фрейдизме или в онтопсихологии А.Менегетти, получились более простыми и понятными, чем, скажем, глава 10, излагающая парадигму структурно-семиотического анализа сновидений Ж.Лакана и Ж.Делеза. Это связано со сложностью самих первоисточников, хотя, разумеется, работы К.Г.Юнга тоже нельзя назвать простыми. Но у структуралистов — свой, особый стиль изложения ("тип письма", по выражению Р.Барта), так что адекватным средством воссоздания или пересказа их основных положений может быть только академический дискурс* (Дискурс — это буквально "речь, погруженная в жизнь", в данном случае имеется в виду речь, строго использующая специфическую лексику (семиологическую, структуралистскую) — речь, погруженная в научную деятельность).
Те читатели, которых больше интересует практическая сторона дела, само толкование сновидений, а не теоретико-методологические основы этой Процедуры, могут данную главу без особого для себя ущерба пропустить.
Несколько слов об использовании специальных терминов, вернее, об их написании. В различных книгах и статьях такие понятия, как эго, самость, ин-се и т.п. пишутся по-разному: с заглавной или прописной буквы, по-латыни (Ego) или еще как-нибудь. В книге выдержан единый стиль их написания, более-менее соответствующий академическому стандарту. Поэтому нам кое-где пришлось изменить форму написания таких терминов по сравнению с оригиналом цитируемой или пересказываемой работы, дабы не создавать читателям дополнительных сложностей.
Предисловия принято завершать выражениями благодарности — это их самая приятная сторона. Выражая признательность другим, всегда получаешь гораздо большее удовольствие, чем когда пытаешься как-то представить и объяснить (а по существу — оправдать) результаты собственных усилий. Мы искренне благодарны участникам первого семинара по юнгианскому анализу сновидений, работавшего в Симферопольском университете в июне 1996 г. Его итоги и составили основу данной книги. Хочется особо поблагодарить тех участников, которые любезно согласились предоставить для интерпретации свои сновидения и личные мифы, сотрудников кафедры психологии СГУ, помогавших нам в работе — А.Г.Ильичева, А.Е.Носовцова, Л.Л.Пучкову. Многие студенты отделения психологии с бесконечным терпением выступали в роли сновидцев и будущих аналитиков, вдохновляя на теоретические разыскания в данной области.
Неожиданным подарком судьбы для нас стала помощь и дружеское участие Т.Н.Даниловой, чьи уникальные архетипические сновидения составляют главное украшение этой книги. Много раз мы говорили друг другу: "Если бы не она, где бы мы взяли сон с архетипом Великой Матери, или Трикстера, или Старого Мудреца?" И всегда были уверены в том, что в нужный момент потрясающий нуминозный или мистериальный сон станет очередным бесценным вкладом Таисии Николаевны в нашу работу.
И наконец, мы с огромным удовольствием честно сознаемся, что без критических замечаний и поддержки профессора В.К.Калина эта книга вряд ли увидела бы свет. Подобно тому, как Богу подчас один раскаявшийся грешник милей, чем тысяча праведников, так непредвзятое и нелицеприятное критическое мнение завзятого материалиста времен расцвета отечественной психологии в конечном счете оказалось гораздо ценнее и важнее похвал "новых психологов", в том числе даже искренних почитателей и убежденных сторонников К.Г.Юнга.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОНЕЙРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сны и их толкование в истории культуры

Сон и сновидения — одно из самых интересных явлений человеческой психики. В различные периоды истории существовали разные представления о природе и сущности снов, но сами сновидения всегда представлялись феноменами загадочными, таинственными и значимыми. Вероятно, наиболее ранними были представления о том, что сны — это жизнь и приключения души, покинувшей тело. Различные события, представленные в сновидениях, считались реальными, только участником их был дух спящего. У многих примитивных народов существовал запрет передвигать спящего, изменять его позу — иначе душа, вернувшись не нашла бы своего тела. Из тех же соображений не следовало резко будить сновидца, чтобы не повредить душе, возможно, переживающей в данный момент опасный эпизод во сне.
Сновидение могло приписываться также вмешательству духов, благожелательных или демонических. На ранних стадиях культуры вера в реальность сновидений сочеталась с попытками гадать и предсказывать с их помощью будущее. Такой способ гадания называется онейромансией. Первые попытки разгадать смысл сна были связаны с верой, что сбудется именно то, что происходит в сновидении, или же прямо противоположное этому.
Самые первые представления о символизме сновидений, зафиксированные в письменной традиции знаменитым "Сонником" греческого писателя II века до н.э. Артемидора, опираются на простейшие психологические механизмы мышления: ассоциации по сходству и смежности, замещение целого частью, умножение повторений для усиления действия или качества и т.п. Вот несколько примеров толкований из этого "Сонника", к которому, кстати, восходит подавляющее большинство нынешних "осовремененных" версий, продающихся на вокзалах и базарах: слышать во сне дурной запах — к неприятностям; мыть руки — избавиться от беспокойства; обнимать кого-либо из тех, кого любишь — очень счастливое предзнаменование, к большой удаче; если во сне отнимаются или болят ноги — это к путешествию; потерять зуб — потерять друга; если снится, что у тебя вынимают ребро — умрет муж (жена); гоняться за пчелами — к прибыли; кто видит много кур вместе — будет ворчлив и ревнив; кого преследует во сне змея, должен бояться злой женщины; видеть дракона — к встрече с большим начальником.
Представление о том, что сновидения являются предупреждениями, очень древнее. Фольклор большинства народов содержит замечательные истории о вещих снах и их толкователях. Классический пример — библейский Иосиф, сын Иакова, основные события жизни которого обусловлены снами. Во время жатвы Иосиф увидел сон о том, что снопы, сжатые его братьями, отцом и матерью, поклонились его снопу, и это сделали также Луна, Солнце и зодиакальные созвездия. После этого обидевшиеся братья продали его в рабство в Египет. После истории с женой Потифара Иосиф попадает в тюрьму, и выходит оттуда благодаря своему умению толковать сны. Он разгадал сны главного хлебодара и главного виночерпия фараона, которые тоже оказались в заключении. Одному из них, увидевшему сон о птицах, которые склевали все хлебы в бывшей у него на голове корзине, Иосиф предсказал скорую казнь, а второму, который увидел себя исполняющим обычные обязанности виночерпия, — помилование и освобождение. Так все и произошло, и благодарный "клиент" обратил на Иосифа внимание фараона. Фараону вскоре понадобилось истолковать сновидения о тощих и тучных коровах и о пустых и полных хлебных колосьях. Иосиф, увидевший в этих снах предзнаменование будущего голода и неурожая (тощие коровы съели тучных, а пустые колосья — полные), дал фараону хороший совет о том, чтобы создать по всей стране запасы зерна "на черный день". Благодаря этому он возвысился и сделал блестящую карьеру при дворе. В дальнейшем Иосиф встретился с братьями в ситуации, предсказанной давним сном о снопах и звездах.
Не менее знаменитыми в литературе вещими снами являются сон Гекубы перед рождением Париса о том, что она родила горящую головню, от которой сгорела Троя; сон Иакова о лестнице, по которой спускались и поднимались ангелы; сон Изольды о том, что она держит на коленях окровавленную голову Тристана; сон Кримхильды ("Песнь о Нибелунгах") о соколе (Зигфриде), который прижился у нее в доме, но был заклеван двумя орлами (ее братьями), за что Кримхильда впоследствии им жестоко отомстила. История литературы полна примеров чудесных, роковых, волшебных снов, описаний их последствий и разгадок. Это свидетельствует о древности попыток успешного снотолкования и о том, каким сильным во все времена было стремление раскрыть смысл сновидения и понять, о чем оно предупреждает.
Издревле известно было также сознательное стремление увидеть вещий сон, который мог бы служить оракулом. С этой целью люди ложились спать в храмах, предварительно подготовившись к тому, чтобы увидеть сон, посланный богом. Для этого совершалось жертвоприношение, сновидец молился, соблюдал пост, проходил ритуальное очищение. Естественно, столь мощная психологическая подготовка часто приносила позитивный результат. Фактически здесь использовались классические способы активизации бессознательного, благодаря которым сновидец получал необходимую информацию.
Североамериканские индейцы (виннебаго, дакота, сиу, селиши, шусвапы и др.) искали в сновидении встречи с личным духом-покровителем. Специальная подготовка к такой встрече включала уединение, пост, медитацию, физические упражнения вплоть до самоистязаний. Примерно так же получали пророческие видения средневековые монахи. Однако всегда существовала вероятность того, что сон навеян человеку не добрым духом, а злым, так что нужно было уметь отличить сновидение, ниспосланное Богом, от козней дьявола.
Идея о том, что сны содержат тайное, зашифрованное знание, что сновидения являются важными пророческими иносказаниями, лежит в основе многочисленных попыток разгадать их смысл. До того, как сновидения сделались предметом научного анализа (что произошло только в начале XX столетия), они долгое время были объектом эзотерической, а точнее — герменевтической традиции. Герменевтика как наука об истолковании, как особый тип высшего, скрытого от непосвященных знания, составляет обширную область истории философии. Эзотерические формы тайных знаний были чрезвычайно распространены в Европе эпохи Античности и Средневековья. Классическими примерами эзотерических учений служат труды гностиков, средневековые алхимические трактаты, сочинения некоторых отцов церкви и т.п. Отличительной особенностью эзотерической мудрости является символический способ выражения основополагающих представлений и многочисленные толкования, интерпретации описывающих их сложных, запутанных текстов.
Первоначально сама герменевтическая проблематика возникла в рамках экзегезы — дисциплины, "цель которой состоит в том, чтобы понять текст — понять его исходя из его интенции, понять на основе того, что он хотел бы сказать" (38, с. 3).Экзегеза была особым типом понимания и истолкования прежде всего священных, религиозных текстов; экзегетическая традиция начинается с попыток прочтения греческих мифов школой стоиков, интерпретации раввинами Торы и Ветхого Завета. Уже в то время экзегеза оперировала представлениями о знаке и значении, указывала, что один и тот же текст может иметь несколько смыслов — например, прескриптивный (предписывающий), исторический, духовный. Наконец, как отмечает П.Рикер, сама работа по интерпретации обнаруживает глубокий замысел, состоящий в том, чтобы посредством толкования преодолеть культурную отдаленность, дистанцию, отделяющую читателя от чуждого ему текста. Необходимо "ввести" непосвященного в некоторый исторический и культурный контекст, релевантный разбираемому тексту, включить смысл последнего в тот тип понимания, которым обладает нынешний читатель. Способность современника увидеть мир глазами своего далекого предка в чем-то сродни умению психотерапевта понять присущие клиенту индивидуальные особенности восприятия и осмысления мира, а также разобраться в сложной символической картине, создаваемой образами его сновидения.
Историки и психологи хорошо знают, что картина или образ мира у представителей различных эпох и народов будет отличаться в большей или меньшей степени. В ходе исторического развития изменяется и сама реальность, и представления о ней, и способы ее репрезентации (отражения) в сознании. Когда современный исследователь имеет дело с научными результатами, которые являются плодами длительной исторической традиции, он всегда вносит поправки как на неизбежную (за несколько столетий) их "порчу", искажение, так и ьа те ограничения, что были свойственны ее основоположникам. Нужно учитывать и субъективизм мыслителей прошлого, и культурно-исторический контекст их жизни, и многое другое. Все это требует осторожного и взвешенного критического анализа достоверности обсуждаемых представлений и порождает серьезную проблему поиска критериев последней. С этой целью герменевтика использует, в частности, принцип тщательного учета существенных различий между некоторым явлением (сновидение) и его сущностью, тайным, символическим смыслом.
В настоящее время феноменология как наука о явлениях и герменевтика как наука о сущности явлений — неотъемлемые стороны философской онтологии и гносеологии. Глубинная психология (психоанализ, юнгианство, эго-психология) по типу своей рациональности всегда тяготела к герменевтике, поскольку лежащая в ее основе категория бессознательного недоступна рефлексии непосредственно. "Философ может находиться среди психиатров и психоаналитиков только при том условии, если он сомневается в претензии сознания познать самое себя" (38, с. 153). Не случаен интерес ведущих философов-герменевтиков (Л.Витгенштейна, Х.-Г.Гадамера, П.Рикера, Ю.Хабермаса, М.Хайдеггера) к психоанализу, равно как и увлечение К.Г.Юнга гностицизмом, эзотерикой алхимии и проч.
Поскольку толкование сновидений является классической герменевтической проблемой, оно опирается на ряд положений современной герменевтической философии8 которые имеют непосредственное отношение к исследованиям сознания и бессознательного, их роли и функций в человеческой жизнедеятельности. Сочинения Л.Витгенштейна, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, К.Ясперса составляют философский фундамент глубинной психологии, а труды экзистенциалистов Л.Бинсвангера и М.Босса сочетают теоретический анализ с практической психиатрической и психотерапевтической работой. Интересную идею высказывает М.Фуко в работе "Сон, воображение и экзистенция" (1986). Он считает сновидение подлинным пространством человеческой свободы, стремящейся проявить в нем сокровенные стороны и свойства Я, которые неспособно эксплицировать сознание. И Бинсвангер, и Фуко полагают, что первичным для внутреннего мира человека являются не сохранившиеся в памяти образы и впечатления (вспомним И.П.Павлова, называвшего сновидение "небывалой комбинацией бывалых впечатлений"), но экзистенция — бытие сознания в его свободе от воздействий предметного мира, в свободном течении и сочетании смыслов и значений, характеризующих уникальность, неповторимость каждой личности. Именно сновидение предоставляет для этого максимальные возможности.
Интерпретация, истолкование, как герменевтическая процедура, выполняется по строго определенным правилам, знание которых обязательно для толкователя. Кроме того, он должен владеть традицией, обладать достаточно фундаментальной эрудицией в той области, к которой относится интерпретируемый текст или явление. Не последнюю роль играют также интуиция, творческие способности, вдохновение. Толкование сновидений, помимо всего прочего, требует знания физиологии сна, психологии бессознательного, личной истории и актуальной жизненной ситуации сновидца. Все эти требования относятся к научной процедуре интерпретации. Однако в любом обществе существует и обывательская традиция толкования сновидений. Различного рода "Сонники", гадалки, "экстрасенсы-целители", недоучившиеся адепты восточных религий и просто откровенные шарлатаны претендуют на это умение, составляя обширную область псевдонауки (паранаучной рациональности).
Повсеместное бытование таких "толкований" и их горе-толкователей составляет обратную сторону герменевтического знания, сопровождающее его неизбежное зло. Эзотерическая традиция, будучи не только письменной, но и устной, обрастает тем большим количеством искажений и пропусков, чем более древней она является. Тонкими, сущностными аспектами тайного знания всегда владели лишь немногие посвященные, а в руках (и на устах) профанов оставались преимущественно плевелы. Это хорошо понимали средневековые алхимики, занятые поисками философского камня, способного превращать металлы в золото. "Наше золото не есть золото черни" — говорили они и смеялись над глупцами, стремившимися использовать философский камень для того, чтобы разбогатеть.
Именно паранаучный подход к проблеме толкования сновидений виновен в том, что многим людям это занятие представляется несерьезным развлечением. Работа с бессознательным является длительной и сложной процедурой, независимо от того, в чем она состоит — в анализе свободных ассоциаций, интерпретации сопротивлений или толковании сновидений. Противостояние эзотерической и профанической традиций здесь очень яркое и сильное, так что любому, кто хочет познакомиться с научными психологическими методами анализа сновидений, следует научиться отличать их от широко распространенных в этой области наукообразных спекуляций.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)