АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные концепции происхождения философии

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  3. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  4. II. Основные задачи и функции
  5. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  6. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  7. II. Принципы средневековой философии.
  8. III. Предмет, метод и функции философии.
  9. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  10. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  11. VI.3. Наследственное право: основные институты
  12. А) возникновение и основные черты

Одно из первых требований философской культуры сводится к тому, что каждый, кто претендует быть философом, обязан давать отчёт себе и людям, почему и ради чего он философствует. Так и поступали философы, начиная с самых первых. Пифагор, автор термина «философия», отец математики, был ярым приверженцем мифологии: род свой вёл от бога Гермеса и будто бы предъявлял доказательство тому (золотое бедро), прославился в молве людской сверхъестественными способностями, будто бы мог остановить бурю, шторм и т.д. и т.п. Всё это легенды, а сам Пифагор считал своим главным достоинством умение видеть прекрасное в мире и в человеке. По его мнению, мудрость – это знание прекрасного, первосущего и божественного. Первосущим для него являлась природа чисел и пропорций, всё есть число, - провозглашал он. Задача философии, по его убеждению, - устремить душу человека к мудрому, божественному, суть которого в гармонии чисел и пропорций. Усвоивший такую философию человек способен понять и почувствовать, что мир, несмотря ни на что, в сущности своей прекрасен, в нём царит гармония и звучит небесная музыка сфер. Люди должны жить в согласии с прекрасным миром и между собой. Это был VI век до н.э., самое начало философии, а вот в IV веке до н.э. другой великий философ Аристотель, Александр Македонский древнегреческой философии, как его называют, понимал причину и цель философствования по-другому. Во-первых, философия существует для самой себя, для познания первых начал и причин, в числе которых находится и Бог. Во-вторых, философствование начинается с удивления, изумления, но не загадочного или необычного, а с удивления самого простого и обычного, когда в нём вдруг открываются необозримые горизонты и потрясающие глубины единственного реального мира, которому мы, люди, принадлежим душой и телом. В-третьих, мудрость есть наука о первых причинах и началах, наиболее общих и максимально познаваемых, ибо с помощью их и на их основе познаётся всё остальное.

Перед нами два разных понимания происхождения философии и её назначения. Точка зрения Пифагора – хорошая иллюстрация для мифогенной концепции происхождения философии. Её предложил в XIX веке Г.Гегель. Точка зрения Аристотеля иллюстрирует другую концепцию – сциентистскую, которую разрабатывали позитивисты и которая наиболее популярна сейчас.

Мифогенная концепция выводит философию из развития мифологии, а сциентистская считает, что философия возникла в результате накопления и обобщения научных знаний о мире. Пример Пифагора и Аристотеля показывает, что обе концепции определённый смысл имеют, но ни одна из них полного объяснения происхождения философии дать не может. Конечно, философия не могла возникнуть где-то в стороне от мифологии, исторически первого мировоззрения у всех народов. В становлении взглядов и учений ряда философов мифология сыграла разную, но заметную роль (у Фалеса, Пифагора, Платона и др.). И если Аристотель допускал, что человек, который любит мифы, является до некоторой степени философом, то Гераклит, самый оригинальный античный философ, начисто отвергал мифологию, считал Гомера обманщиком, достойным изгнания из общественных мест и наказания розгами.

Не срабатывает и сциентистская концепция, так как кроме Фалеса, Демокрита, Аристотеля было немало античных учёных, которые не занимались философским творчеством (например, Эвклид, Архимед, Гиппократ и др.) И очень важно иметь в виду, что эта концепция не применима к философии Древнего Востока (Индии и Китая). Осознание недостаточности мифогенной и сциентистской концепций по отдельности привело к мысли объединить их в гносеомифогенную концепцию, которая, учитывая роль мифологии и накопления научных знаний, прибавляет к ним ещё один фактор – житейскую мудрость, итожащую повседневный нравственный опыт. Получается довольно громоздкая конструкция, и непонятно, как она работает в истории.

В последнее время стали обращать внимание на роль нравственной потребности в генезисе философии, что, конечно, очень верно, если правильно понимать мудрость. Считают, что философия взяла на себя заботу о душе человека и его нравственности – тоже очень правильно. У этих взглядов есть достойный предшественник – ещё одна, четвёртая концепция происхождения философии, автором которой был немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883 – 1969). 23 февраля 2008 года исполнилось 125 лет со дня рождения этого выдающегося мыслителя современности. Его концепция столь значительна, что заслуживает особого рассмотрения.

После окончания Второй Мировой войны К. Ясперс опубликовал в 1948 году свой капитальный труд «Истоки истории и её цель». В нём обсуждается, когда и почему возникает мировая история, в чём её смысл и назначение и почему в ХХ веке она привела к двум мировым войнам и поставила под вопрос дальнейшее существование человечества. Ясперс считал, что становление мировой истории произошло в период между VIII и II веками до н.э. Он бросил вызов Гегелю, который полагал, что мировая история начинается с появления христианства, и К. Марксу, для которого мировая история – итог экономического развития мирового рынка и т.п.

По мысли Ясперса, главное условие мировой истории – человек, а в VIII-II веках до н.э. (Ясперс называл это время осевым временем) произошёл самый резкий поворот в истории – появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Новый человек осознаёт бытие мира в целом, самого себя и свои границы, ставит перед собой высшие цели. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий. Впервые появились философы, человек отважился искать опору в самом себе. Он может теперь внутренне, в мысли своей противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. В осевое время произошло открытие того, считал Ясперс, что позже стало называться разумом и личностью.

Всё это происходило одновременно и независимо друг от друга в Древней Греции, Индии и Китае. Суть происходивших изменений Ясперс называл одухотворением бытия человека. Появляется духовность, находящая себе выражение двоякое: более простое и доступное всем в религии и интеллектуально насыщенное, разумом осмысленное в философии.

Духовность отныне образует ось истории: отклоняющиеся от неё народы и цивилизации обречены на упадок и гибель. Примеров тому в истории много, нависает опасность и над современной цивилизацией.

Таким образом, Ясперс обнаружил главное условие возникновения философии – появление духовности. Его явное преимущество перед другими условиями, мифологическим и научным, заключается в том, что оно присуще всем, кто встаёт на философский путь, стремится к мудрости.

Концепция Карла Ясперса до сих пор не получила должного признания у наших философов. Ясперс был непримиримым противником тоталитаризма в любых его видах – и это мешало в прошлом по достоинству оценить его идею осевого времени, а сейчас мешают неясности относительно понятия духовности. Попробуем разобраться в этом.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)