АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОСИНТЕЗА

Читайте также:
  1. I. Методические основы
  2. I. Основы применения программы Excel
  3. I. Основы экономики и организации торговли
  4. II. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
  5. II.1. Основы государственности
  6. III. Методологические основы истории
  7. XIII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
  8. А. Теоретические взгляды Я.А. Пономарева
  9. Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН
  10. Акмеологические основы самосовершенствования личности
  11. Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести в сопоставимый вид.
  12. АНОТАЦИЯ к электронному учебнику «Основы системного анализа»

Еще П. Жане говорил о ментальном син­тезе, имея в виду ликвидацию диссоциа­ции психических процессов, возника­ющих иногда в результате психотравмы. Е. Кречмер писал о психосинтезе, или синтезе существования, под­разумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг ввел понятие о синтетическом этапе аналитической психотерапии. Однако основателем пси­хосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву считают итальянского психиатра Роберто Ассад­жиоли*.

Если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей). Для того чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочти­телен анализ. Для того чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез. Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу. Ассаджиоли считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объе­динить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

В основе психосинтеза лежит психоанализ Фрейда, однако оригинальность отдельных теоретических взгля­дов и методологических подходов в лечении позволила

* Ассаджиоли (Assaqioli) Роберто (1888—1974) — ученик Фрейда. В 1926 г. во Флоренции создал Институт психо­синтеза, ставший первым международным центром подго­товки психотерапевтов-психосинтетиков. В настоящее вре­мя в Европе, США и Канаде создано около 100 институтов и центров психосинтеза.

Основная монография Ассаджиоли — «Психосинтез» (Нью-Йорк, 1967) положена в основу предлагаемого авто­рами материала.

 

 

Ассаджиоли создать самостоятельное психотерапевтиче­ское направление.

Основная трудность психосинтеза, так же как и пси­хоанализа, состоит в том, что работа с пациентом в основном идет на уровне его бессознательного.

Чтобы лучше понять сущность психосинтеза как ме­тода психокоррекции, вначале целесообразно рассмотреть концепцию Ассаджиоли о структуре личности, которая отличается от подобных концепций Фрейда и Юнга.

 
 

Структура личности, или «карта внутреннего мира» (рис. 9), по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознатель­ного (1), среднего бессознательного (2), высшего бессозна­тельного (3), поля сознания (4), сознательного Я (5), высшего Я (6) и коллективного бессознательного (7).

Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят:

простейшие формы психической деятельности, управля­ющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; многочисленные комплексы, несущие силь­ный эмоциональный заряд; образцы кошмарных снови­дений и фантазий; неконтролируемые парапсихические процессы.

Среднее бессознательное (предсознательное) — об­ласть, где пребывают все психические навыки и состоя­ния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, за­рождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее

 

бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.

Высшее бессознательное (супербессознательное) — область формирования и источник вдохновения, творче­ства, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосре­доточиваются высшие парапсихические функции и ду­ховная энергия.

Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное — это начало, основание, а супербессознательное — это резерв развития личности.

Поле сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и ана­лизу.

Сознательное Я — это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле созна­ния). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Суще­ствующее между ними различие в каком-то смысле напо­минает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями».

Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго.

Высшее Я — наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Вы­сшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. е. снова начинает осознаваться нами.

Ученик Ассаджиоли Пьеро Ферруччи* ввел понятия персонального Я и трансперсонального Я. Создается впе­чатление, что в каждом из нас существует два Я (то же самое указано и на схеме структуры личности по Ассад­жиоли (рис. 9)). Личное Я не осознает трансперсональное Я» а трансперсональное — не проявляет себя в нашем сознании. С другой стороны, сам Ассаджиоли пишет:

* Ферруччи (Ferrucci) П. Кем мы можем быть. Лос-Андже­лес, 1982.

 

 

«В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявля­ется на разных уровнях сознательности и самопостиже­ния».

Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства.

Наша психика не изолирована, она, по образному выражению Ферруччи, плавает в океане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным. По мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы «Структура личности», не случайно представ­ляющий пунктирную линию, следует рассматривать не как «отделяющий», а только как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)